МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов основы знаний по оценке воздействия и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством; дать представление о процедуре и различных типах экологических экспертиз.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;
ОПК-4.1 Знает методы и методологию проведения научных исследований
ОПК-4.2 Умеет анализировать результаты научных исследований
ОПК-4.3 Владеет навыками составления отчетных документов
ПК-1Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий
ПК-1.1 Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-1.2 Умеет применять технологии ландшафтно- архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
ПК-1.3 Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает методы и методологию проведения научных исследований;
ПК-1.1. Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет анализировать результаты научных исследований;
ПК-1.2. Умеет применять технологии ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Владеет навыками составления отчетных документов;
ПК-1.3. Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Исторические и метологические аспекты становления ОВОС. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Семинарское занятие № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Подготовка к семинарскому занятию № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Основной
2.1. Структура ОВОС Лекции 1 6 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
2.3. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
2.4. Проведение общественных слушаний решений по объекту Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
2.5. Оформление результатов ОВОС Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.1
2.6. Согласование с территориальным органом МПР Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту Сам. работа 1 18 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
2.7. Подготовка проекта с углубленным ознакомлением содержания структуры ОВОС Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Заключение
3.1. Проекты ОВОС Практические 1 16 Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.3
3.2. Подготовка рабочего проекта к защите Сам. работа 1 26 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=899

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4: Способен проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы


1. В каком случае проводится повторное проведение ГЭЭ?

1. На основании решения МПР.
2. На основании решения экспертной комиссии.
3. На основании решения суда.
4. На основании решения комитета ГЭЭ.

Ответ: 3

2. Что из перечисленного не относится к методам оценки вероятностей проявления неблагоприятных событий в проектах ОВОС:

1. статистический метод
2. практический метод
3. аналитический метод
4. экспертный метод

Ответ: 2

3. ГЭЭ проводиться при наличии, какого материала?

1. Заключение федеральных органов исполнительной власти к объекту ГЭЭ.
2. Документы МПР России.
3. Заключение МПР России.
4. Документ по оказанию услуг.

Ответ: 1

4. Что определяет ответственный исполнитель при наличии полного комплекта документов?

1. Календарный план работы.
2. Замечания по рассматриваемому материалу.
3. Сведения по ГЭЭ и количество документов ЭЭ.
4. Сложность объекта ГЭЭ, срок проведения ЭЭ, количество экспертов, стоимость ГЭЭ.

Ответ: 4

5. Описание, анализ, характеристика, оценка и меры мы можем отнести к…

1. Составу проекта ТЕО.
2. Проведению исследованию ОВОС.
3. Подготовке материалов ОВОС.
4. Предварительной оценки ТЕО.

Ответ: 1

6. Что включает в себя предварительная оценка воздействия на окружающую среду?

1. Анализ, проверка, выявление и прогноз.
2. Описание, анализ и характеристика.
3. Характеристика и оценка.
4. Анализ и меры по снижению воздействия.

Ответ: 1

7. В каком случае ЭЭ считается завершенным без результатов.

1. Утерянные материалы заказчиком.
2. При переводе объекта на другое лицо.
3. Таких случаев нет.
4. Не подписание большинством голосов по списочному составу.

Ответ: 4

8. Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ участвует….

1. В определении денежных затрат на объект.
2. В формировании экспертной комиссии.
3. В формировании ОЭЭ.
4. В определении сложности объекта.

Ответ: 2

9. Основные природные макроносители радионуклидов в процессе водной и ветровой эрозии загрязненных почв в проектах землепользования при проведении ОВОС?

1. Глинистые минеральные частицы.
2. Частицы кварца
3. Гумусовые вещества.
4. Диспергированные растительные остатки.

Ответ: 1

10. Почва имеет уровень загрязнения по 137Cs, равный 1,6 Кu/км2 . Как изменится уровень загрязнения почвы этим радионуклидом, если в качестве удобрения использовать навоз (разовое внесение) в дозе 50 т/га, если его удельная активность по 137Cs составляет 1,2105 Бк/кг сухого вещества (влажность навоза = 80%), что необходимо отметить при составлении заключения ОВОС.

1. Повысится в 1,5 раза.
2. Повысится в 10 раз.
3. Практически не изменится.
4. Повысится в 4 раз.

Ответ: 3

11. Укажите основное негативное действие чрезмерного поступления калия в окружающую природную среду:

1. эвтрофикация водоемов
2. ухудшением качества растениеводческой продукции
3. метглобинемия у человека
4. интенсивное вымывание в грунтовые воды

Ответ: 2

12. Укажите, к какому из видов обращения с отходами относится компостирование:

1. размещение
2. обезвреживание
3. накопление
4. использование

Ответ: 4

13. В чем выражается причиняемый ущерб сельскохозяйственному производству в пректах ОВОС:

1. в денежных показателях
2. в количестве рисков
3. во временных единицах
4. в условных единицах

Ответ: 1

14. Чем заканчивается блок управления риском в процессе проведения ОВОС:

1. построение законов распределения ущербов
2. контроль результатов внедрения мер по защите от риска
3. принятие решения о внедрении в практику набора мер
4. расчет эффективности методов и мер воздействия на риск

Ответ: 2

15. Укажите варианты природных объектов, вероятность вторичного загрязнения которых наиболее велика в результате водной эрозии радиоактивно-загрязненных пахотных земель при составлении проекта ОВОС:

1. Лесные экосистемы и верховые болота.
2. Экосистемы транзитных ландшафтов и хвойные леса.
3. Экосистемы аккумулятивных ландшафтов и водные экосистемы.
4. Лесные и травянистые экосистемы.

Ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



1. Рассмотрение и представление на утверждение руководства главного управления ПР и ООС РФ. Можно отнести к …

Ответ: функции

2. Какое максимальное время даётся на продление проведения ГЭЭ?

Ответ: 6 месяцев

3. Кто участвует в подготовке технического задания на проведении ГЭЭ и согласовывает его?

Ответ: руководитель комиссии

4. Что первоначально проводится при проведении ОВОС.?

Ответ: Рекогносцировочная оценка

5. Что является одним из обязательных условий финансирования и реализации проекта?

Ответ: Положительное заключение ГЭЭ

6. Кого «включают» в порядок формирования ЭК?

Ответ: Только штатных экспертов

7. Кто организует подготовку сводного заключения экспертной комиссии?

Ответ: руководитель комиссии

8. Назовите природные объекты, для которых происходит наиболее быстрое самоочищение от радионуклидных загрязнений.

Ответ: Озерные воды

9. Период полувыведения ТП 137Cs из воды пресного озера составляет 2 года. Оценить Тэфф из воды для 137Cs, для которого Т1/2 = 31 год и дать заключени для проекта ОВОС.

Ответ: 1,9 лет

10. Период полувыведения ТП 137Cs из лесной экосистемы составляет 500 лет. Оценить Тэфф из данной экосистемы для 137Cs, для которого Т1/2 = 31 год.

Ответ: 29,2 года

11. Использование органических отходов в земледелии в качестве удобрительных материалов в проектах ОВОС считается …

Ответ: приемлемым

12. К какому из видов обращения с отходами относится пиролиз?

Ответ: обезвреживание

13. Резюме какого характера должны включать метриалы ОВОС?

Ответ: нетехнического характера

14. Процесс и вид оценки прогнозируемого воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, изменения качественных показателей среды обитания, продуктов питания от неблагоприятной окружающей среды – это …

Ответ: оценка возникновения экологического риска

15. С чего начинается оценка риска?

Ответ: идентификации риска

16. Участие в разработке и реализации мер направленные на обеспечение охраны окружающей природной среды. Можно отнести к …

Ответ: задаче

17. Установление срока и условий действия положительного заключения ГЭЭ. Можно отнести к …

Ответ: функции

18. Участие в реализации на подведомственной территории проводимой МПР России государственной политики. Можно отнести к …

Ответ: задачи

19. Что необходимо предоставить в обязательном порядке для принятия материалов ГЭЭ?

Ответ: Сведения по ОВОС и экологическое обоснование

20. Оценить уровень загрязнения природной воды 137Cs, если ее мутность составляет 3 г/литр за счет привнесенного почвенного материала, удельная активность которого равна 5000 Бк/кг. Превышен ли допустимый уровень загрязненности воды, если уровень вмешательства УВ для 137Cs равен 11 Бк/литр согласно проекту ОВОС?

Ответ: 15 Бк/литр, превышает



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий


1. В каком случае проводится повторное проведение ГЭЭ?

1. На основании решения МПР.
2. На основании решения экспертной комиссии.
3. На основании решения суда.
4. На основании решения комитета ГЭЭ.

Ответ: 3

2. Что из перечисленного не относится к методам оценки вероятностей проявления неблагоприятных событий в проектах ОВОС:

1. статистический метод
2. практический метод
3. аналитический метод
4. экспертный метод

Ответ: 2

3. ГЭЭ проводиться при наличии, какого материала?

1. Заключение федеральных органов исполнительной власти к объекту ГЭЭ.
2. Документы МПР России.
3. Заключение МПР России.
4. Документ по оказанию услуг.

Ответ: 1

4. Что определяет ответственный исполнитель при наличии полного комплекта документов?

1. Календарный план работы.
2. Замечания по рассматриваемому материалу.
3. Сведения по ГЭЭ и количество документов ЭЭ.
4. Сложность объекта ГЭЭ, срок проведения ЭЭ, количество экспертов, стоимость ГЭЭ.

Ответ: 4

5. Описание, анализ, характеристика, оценка и меры мы можем отнести к…

1. Составу проекта ТЕО.
2. Проведению исследованию ОВОС.
3. Подготовке материалов ОВОС.
4. Предварительной оценки ТЕО.

Ответ: 1

6. Что включает в себя предварительная оценка воздействия на окружающую среду?

1. Анализ, проверка, выявление и прогноз.
2. Описание, анализ и характеристика.
3. Характеристика и оценка.
4. Анализ и меры по снижению воздействия.

Ответ: 1

7. В каком случае ЭЭ считается завершенным без результатов.

1. Утерянные материалы заказчиком.
2. При переводе объекта на другое лицо.
3. Таких случаев нет.
4. Не подписание большинством голосов по списочному составу.

Ответ: 4

8. Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ участвует….

1. В определении денежных затрат на объект.
2. В формировании экспертной комиссии.
3. В формировании ОЭЭ.
4. В определении сложности объекта.

Ответ: 2

9. Основные природные макроносители радионуклидов в процессе водной и ветровой эрозии загрязненных почв в проектах землепользования при проведении ОВОС?

1. Глинистые минеральные частицы.
2. Частицы кварца
3. Гумусовые вещества.
4. Диспергированные растительные остатки.

Ответ: 1

10. Почва имеет уровень загрязнения по 137Cs, равный 1,6 Кu/км2 . Как изменится уровень загрязнения почвы этим радионуклидом, если в качестве удобрения использовать навоз (разовое внесение) в дозе 50 т/га, если его удельная активность по 137Cs составляет 1,2105 Бк/кг сухого вещества (влажность навоза = 80%), что необходимо отметить при составлении заключения ОВОС.

1. Повысится в 1,5 раза.
2. Повысится в 10 раз.
3. Практически не изменится.
4. Повысится в 4 раз.

Ответ: 3

11. Укажите основное негативное действие чрезмерного поступления калия в окружающую природную среду:

1. эвтрофикация водоемов
2. ухудшением качества растениеводческой продукции
3. метглобинемия у человека
4. интенсивное вымывание в грунтовые воды

Ответ: 2

12. Укажите, к какому из видов обращения с отходами относится компостирование:

1. размещение
2. обезвреживание
3. накопление
4. использование

Ответ: 4

13. В чем выражается причиняемый ущерб сельскохозяйственному производству в пректах ОВОС:

1. в денежных показателях
2. в количестве рисков
3. во временных единицах
4. в условных единицах

Ответ: 1

14. Чем заканчивается блок управления риском в процессе проведения ОВОС:

1. построение законов распределения ущербов
2. контроль результатов внедрения мер по защите от риска
3. принятие решения о внедрении в практику набора мер
4. расчет эффективности методов и мер воздействия на риск

Ответ: 2

15. Укажите варианты природных объектов, вероятность вторичного загрязнения которых наиболее велика в результате водной эрозии радиоактивно-загрязненных пахотных земель при составлении проекта ОВОС:

1. Лесные экосистемы и верховые болота.
2. Экосистемы транзитных ландшафтов и хвойные леса.
3. Экосистемы аккумулятивных ландшафтов и водные экосистемы.
4. Лесные и травянистые экосистемы.

Ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



1. Рассмотрение и представление на утверждение руководства главного управления ПР и ООС РФ. Можно отнести к …

Ответ: функции

2. Какое максимальное время даётся на продление проведения ГЭЭ?

Ответ: 6 месяцев

3. Кто участвует в подготовке технического задания на проведении ГЭЭ и согласовывает его?

Ответ: руководитель комиссии

4. Что первоначально проводится при проведении ОВОС.?

Ответ: Рекогносцировочная оценка

5. Что является одним из обязательных условий финансирования и реализации проекта?

Ответ: Положительное заключение ГЭЭ

6. Кого «включают» в порядок формирования ЭК?

Ответ: Только штатных экспертов

7. Кто организует подготовку сводного заключения экспертной комиссии?

Ответ: руководитель комиссии

8. Назовите природные объекты, для которых происходит наиболее быстрое самоочищение от радионуклидных загрязнений.

Ответ: Озерные воды

9. Период полувыведения ТП 137Cs из воды пресного озера составляет 2 года. Оценить Тэфф из воды для 137Cs, для которого Т1/2 = 31 год и дать заключени для проекта ОВОС.

Ответ: 1,9 лет

10. Период полувыведения ТП 137Cs из лесной экосистемы составляет 500 лет. Оценить Тэфф из данной экосистемы для 137Cs, для которого Т1/2 = 31 год.

Ответ: 29,2 года

11. Использование органических отходов в земледелии в качестве удобрительных материалов в проектах ОВОС считается …

Ответ: приемлемым

12. К какому из видов обращения с отходами относится пиролиз?

Ответ: обезвреживание

13. Резюме какого характера должны включать метриалы ОВОС?

Ответ: нетехнического характера

14. Процесс и вид оценки прогнозируемого воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, изменения качественных показателей среды обитания, продуктов питания от неблагоприятной окружающей среды – это …

Ответ: оценка возникновения экологического риска

15. С чего начинается оценка риска?

Ответ: идентификации риска

16. Участие в разработке и реализации мер направленные на обеспечение охраны окружающей природной среды. Можно отнести к …

Ответ: задаче

17. Установление срока и условий действия положительного заключения ГЭЭ. Можно отнести к …

Ответ: функции

18. Участие в реализации на подведомственной территории проводимой МПР России государственной политики. Можно отнести к …

Ответ: задачи

19. Что необходимо предоставить в обязательном порядке для принятия материалов ГЭЭ?

Ответ: Сведения по ОВОС и экологическое обоснование

20. Оценить уровень загрязнения природной воды 137Cs, если ее мутность составляет 3 г/литр за счет привнесенного почвенного материала, удельная активность которого равна 5000 Бк/кг. Превышен ли допустимый уровень загрязненности воды, если уровень вмешательства УВ для 137Cs равен 11 Бк/литр согласно проекту ОВОС?

Ответ: 15 Бк/литр, превышает



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. История становления оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
2. Значение ОВОС как системообразующего ядра экологического проектирования в решении проблем устойчивого развитии государств.
3. Объекты геоэкологического проектирования (составления ОВОС).
4. Классификация объектов проектирования по степени экологической опасности для природы и человека.
5. Нормативно-правовые основы ОВОС. Отраслевые особенности.
6. Принципы комплексности и региональности при проектировании (при составлении ОВОС).
7. Содержание раздела ОВОС.
8. Инженерно-экологические, инженерно-геологические и географические изыскания на различных стадиях проектирования.
9. Методология ОВОС.
10. Принципы оценки природных факторов, лимитирующих реализацию предлагаемой хозяйственной или иной деятельности.
11. Общие принципы экологической оценки последствий создания проектируемых объектов.
12. Общие принципы технологической оценки последствий создания проектируемых объектов.
13. Общие принципы экономической оценки последствий создания проектируемых объектов.
14. Общие принципы социальной оценки последствий создания проектируемых объектов.
15. Нормирование и система оценочных показателей ОВОС.
16. ОВОС как прогноз.
17. ОВОС разных видов деятельности
18. Зарубежный опыт ОВОС.


Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Дончева Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2005
Л1.2 Л. Ф. Комарова, Ю. С. Лазуткина Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие Изд-во Фонда Алтай 21 век, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями на 15.04.98).: материалы к курсу , www.consultant.ru
Л2.2 В.К. Донченко [и др.], под ред. В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.3 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.: материалы к курсу ,
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ненашева Г.И., Галахов В.П. Экологическое проектирование и экспертиза (справочные материалы к курсу для заочного и очного отделений) // часть II : материалы к курсу Изд-во Алтайского государственного университета , 2010
Л3.2 Ненашева Г.И. Галахов В.П. Экологическое проектирование и экспертиза часть I : учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2010. – 93
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» www.sci.aha.ru
Э2 Web – атлас «Окружающая среда и здоровье население России» www.sci.aha.ru
Э3 Курс в Moodle «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Web – атлас «Россия как система»: http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm
Web – атлас «Окружающая среда и здоровье население России»: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.