МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СМиР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 39
индивидуальные консультации 2
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социального государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законодательные и
нормативно-правовые документы, основные
этические ограничения, принятые в
обществе, основные понятия, методы
выработки принятия и обоснования решений
задач в рамках поставленной цели, исходя из
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, методы выбора
оптимального решения задач



3.2.Уметь:
3.2.1.Формулирует перечень
взаимосвязанных задач, обеспечивающих
достижение поставленной цели, в том числе с
использованием сервисных возможностей
соответствующих информационных
(справочных правовых) систем;
определяет ожидаемые результаты
решения задач и разрабатывает различные
виды планов по реализации проектов учетом
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, осуществлять поиск
оптимальных способов решения
поставленных задач, с учетом действующих
правовых норм, имеющихся ресурсов и
ограничений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования решения задачи,
выбирая оптимальный способ ее решения,
оценивая вероятные риски и ограничения в
выборе решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и особенности социального государства
1.1. Сущность, цели и принципы социального государства Лекции 8 4 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, цели и принципы социального государства Практические 8 4 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, цели и принципы социального государства Сам. работа 8 7 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие и модели социальной политики. Лекции 8 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие и модели социальной политики. Практические 8 4 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.6. Понятие и модели социальной политики. Сам. работа 8 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты социальной политики Лекции 8 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.8. Субъекты социальной политики Практические 8 4 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.9. Субъекты социальной политики Сам. работа 8 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве
2.1. Система социальной защиты населения Лекции 8 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Система социальной защиты населения Практические 8 6 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Система социальной защиты населения Сам. работа 8 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Лекции 8 6 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Практические 8 6 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Сам. работа 8 8 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.7. Консультации 8 2 УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Согласно Г. Эспингу-Андерсену, одним из критериев классификации социальных государств является:
А) уровень расходов государства на социальные нужды;
В) стратификация общества;
С) уровень развития системы страхования;
D) уровень развития системы социального обслуживания.

2. Какие права и свободы, согласно Конституции РФ, не подлежать ограничению (возможно несколько вариантов ответов)?
А) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
В) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени(ст.23);
С) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);
D) Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27).

3. Одним из количественных показателей эффективности социального
государства является:
А) уровень безработицы;
В) уровень смертности;
С) децильный коэффициент;
D) уровень рождаемости.

4. В основе какой модели социального государства лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи?
А) Корпоративной;
В) Социально-демократической;
С) Либеральной;
D) Консервативной.

5. Создание условий, благоприятствующих сохранению правового статуса престарелых, нетрудоспособных, и охрана здоровья всех граждан – это
А) демографическая функция социального обеспечения;
В) защитная функция социального обеспечения;
С) нравственно-идеологическая функция социального обеспечения;
D) социально-реабилитационная функция социального обеспечения.

6. За какой период времени работодатель должен предупредить штат о сокращении?
А) 1 месяц
В) 6 месяцев
С) 2 месяца
D) 1,5 месяца

7. Уровень системы социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством, а котором осуществляется отраслевое регулирование
А) отраслевой;
В) территориальный;
С) промышленный;
D) межотраслевой.
7- А

8. Согласно Трудовому кодексу РФ, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении:
А) 12 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
В) 10 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
С) 8 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
D) 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации.

9. В чем заключается основная идея социального государства?
А) в доступности социальных услуг;
В) в правовом равенстве;
С) в социальной справедливости;
D) во всеобщем равенстве.

10. Какой нормативно-правовой акт НЕ относится к сфере социального обеспечения?
А) ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;
В) ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан»;
С) Распоряжение Президента РФ "О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей"
D) ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Правильные ответы:
1-В
2-В, С
3-А
4-С
5-D
6-С
7-А
8-D
9-С
10-D
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. В чем проявляется этическая сторона нравственно-идеологической функции социального обеспечения?
Ответ: это связь между социальным обеспечением и этическими нормами и моральными воззрениями в обществе.

2. Как называется правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях?
Ответ: социально-партнерское соглашение.

3. Что является целью социального страхования?
Ответ: минимизация ущерба и компенсация потери доходов гражданина, которая возникает в случае изменения его материального или социального положения

4. В чем заключается один из принципов социального государства – принцип экономической свободы человека?
Ответ: в возможности самостоятельно выбрать форму трудовой деятельности, которая в наибольшей степени соответствует его интересам, навыкам, знаниям.

5. Какой принцип социальной помощи реализуется в удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся категорий граждан на основе проверки такой нуждаемости?
Ответ: принцип адресности

6. Что признается высшей ценностью социального государства?
Ответ: человека, проживающего в нем.

7. Что означает социализация рыночной экономики?
Ответ: своевременное решение бизнесом социальных проблем, что приводит к улучшению его деятельности

8. Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах ________________

9. В каком году РФ официально провозглашена социальным государством?
Ответ: в 1993 году (с принятием Конституции)

10. Высшим коллегиальным органом законодательной власти в РФ является____________.
Ответ: Государственная Дума ФС.

11. Назовите основные справочные правовые системы (не менее пяти)______________
Ответ: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Эталон», «Система».

12. Назовите основные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения (не менее пяти) ____________
Ответ: ФЗ «О государственной социальной помощи»; ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О страховых пенсиях».

13. Назовите вид стажа, с которым законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?
Ответ: специальный стаж.

14. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях», к лицам, имеющим право на трудовую пенсию, в первую очередь, относятся
Ответ: граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

15. Назовите виды трудовых пенсий_______________
Ответ: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3723. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова Социальная политика : М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П.П. Салтыкова Социальная политика государства и пути её реализации: М.: Лаборатория книги , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org
Э2 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info
Э3 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э4 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э5 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org
Э6 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/
Э7 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru
Э8 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru /
Э9 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru
Э10 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru
Э11 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru
Э12 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup
Э13 Курс в Moodle "Основы социального государства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.