Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология маркетинга и рекламы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_Социология_СМиР-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Консультации | 2 | 2 | 2 | 2 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент
1.1. | формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
УК-2.2 | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем |
УК-2.3 | Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.4 | Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем; определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками проектирования решения задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Становление и особенности социального государства | ||||||
1.1. | Сущность, цели и принципы социального государства | Лекции | 8 | 4 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Сущность, цели и принципы социального государства | Практические | 8 | 4 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сущность, цели и принципы социального государства | Сам. работа | 8 | 7 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Понятие и модели социальной политики. | Лекции | 8 | 2 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Понятие и модели социальной политики. | Практические | 8 | 4 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Понятие и модели социальной политики. | Сам. работа | 8 | 8 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Субъекты социальной политики | Лекции | 8 | 2 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Субъекты социальной политики | Практические | 8 | 4 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Субъекты социальной политики | Сам. работа | 8 | 8 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве | ||||||
2.1. | Система социальной защиты населения | Лекции | 8 | 2 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Система социальной защиты населения | Практические | 8 | 6 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Система социальной защиты населения | Сам. работа | 8 | 8 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. | Лекции | 8 | 6 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. | Практические | 8 | 6 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. | Сам. работа | 8 | 8 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Консультации | 8 | 2 | УК-2.1, УК-2.3, УК-2.4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК – 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов) 1. Согласно Г. Эспингу-Андерсену, одним из критериев классификации социальных государств является: А) уровень расходов государства на социальные нужды; В) стратификация общества; С) уровень развития системы страхования; D) уровень развития системы социального обслуживания. 2. Какие права и свободы, согласно Конституции РФ, не подлежать ограничению (возможно несколько вариантов ответов)? А) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); В) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени(ст.23); С) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24); D) Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27). 3. Одним из количественных показателей эффективности социального государства является: А) уровень безработицы; В) уровень смертности; С) децильный коэффициент; D) уровень рождаемости. 4. В основе какой модели социального государства лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи? А) Корпоративной; В) Социально-демократической; С) Либеральной; D) Консервативной. 5. Создание условий, благоприятствующих сохранению правового статуса престарелых, нетрудоспособных, и охрана здоровья всех граждан – это А) демографическая функция социального обеспечения; В) защитная функция социального обеспечения; С) нравственно-идеологическая функция социального обеспечения; D) социально-реабилитационная функция социального обеспечения. 6. За какой период времени работодатель должен предупредить штат о сокращении? А) 1 месяц В) 6 месяцев С) 2 месяца D) 1,5 месяца 7. Уровень системы социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством, а котором осуществляется отраслевое регулирование А) отраслевой; В) территориальный; С) промышленный; D) межотраслевой. 7- А 8. Согласно Трудовому кодексу РФ, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении: А) 12 месяцев его непрерывной работы в данной организации; В) 10 месяцев его непрерывной работы в данной организации; С) 8 месяцев его непрерывной работы в данной организации; D) 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации. 9. В чем заключается основная идея социального государства? А) в доступности социальных услуг; В) в правовом равенстве; С) в социальной справедливости; D) во всеобщем равенстве. 10. Какой нормативно-правовой акт НЕ относится к сфере социального обеспечения? А) ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»; В) ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан»; С) Распоряжение Президента РФ "О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей" D) ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Правильные ответы: 1-В 2-В, С 3-А 4-С 5-D 6-С 7-А 8-D 9-С 10-D Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. В чем проявляется этическая сторона нравственно-идеологической функции социального обеспечения? Ответ: это связь между социальным обеспечением и этическими нормами и моральными воззрениями в обществе. 2. Как называется правовой акт социального партнерства, устанавливающий общие принципы регулирование труда, заключенный между представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях? Ответ: социально-партнерское соглашение. 3. Что является целью социального страхования? Ответ: минимизация ущерба и компенсация потери доходов гражданина, которая возникает в случае изменения его материального или социального положения 4. В чем заключается один из принципов социального государства – принцип экономической свободы человека? Ответ: в возможности самостоятельно выбрать форму трудовой деятельности, которая в наибольшей степени соответствует его интересам, навыкам, знаниям. 5. Какой принцип социальной помощи реализуется в удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся категорий граждан на основе проверки такой нуждаемости? Ответ: принцип адресности 6. Что признается высшей ценностью социального государства? Ответ: человека, проживающего в нем. 7. Что означает социализация рыночной экономики? Ответ: своевременное решение бизнесом социальных проблем, что приводит к улучшению его деятельности 8. Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах ________________ 9. В каком году РФ официально провозглашена социальным государством? Ответ: в 1993 году (с принятием Конституции) 10. Высшим коллегиальным органом законодательной власти в РФ является____________. Ответ: Государственная Дума ФС. 11. Назовите основные справочные правовые системы (не менее пяти)______________ Ответ: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Эталон», «Система». 12. Назовите основные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения (не менее пяти) ____________ Ответ: ФЗ «О государственной социальной помощи»; ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О страховых пенсиях». 13. Назовите вид стажа, с которым законодательство связывает право на получение досрочной пенсии? Ответ: специальный стаж. 14. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях», к лицам, имеющим право на трудовую пенсию, в первую очередь, относятся Ответ: граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 15. Назовите виды трудовых пенсий_______________ Ответ: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3723. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова | Социальная политика : | М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П.П. Салтыкова | Социальная политика государства и пути её реализации: | М.: Лаборатория книги , 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org | |||
Э2 | 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info | |||
Э3 | 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru | |||
Э4 | 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru | |||
Э5 | 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org | |||
Э6 | 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/ | |||
Э7 | 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru | |||
Э8 | 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru / | |||
Э9 | 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru | |||
Э10 | 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru | |||
Э11 | 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru | |||
Э12 | 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup | |||
Э13 | Курс в Moodle "Основы социального государства" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |