МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Огневая подготовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 164
в том числе:
аудиторные занятия 112
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 80 80 80 80
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 164 164 164 164

Программу составил(и):
Преподаватель, Машлякевич Андрей Петрович;Преподаватель, первая категория, Машлякевич Вячеслав Андреевич;Преподаватель, Столповский Максим Михайлович

Рецензент(ы):
Преподаватель, высшая категория, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Огневая подготовка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Огневая подготовка" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются:
1. Получение комплекса теоретических знаний, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей, связанных с применением огнестрельного оружия, состоящего на вооружении в правоохрнаительных органах РФ.
2. Получение образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
3. Формирование практических умений и навыков безопасного и эффективного обращения с огнестрельным оружием, состоящим на вооружении в правоохранительных органах РФ.
4. Формирование готовности к решительным и умелым действиям с оружием в различных ситуациях и правомерному пресечению противоправных действий с помощью огнестрельного оружия.
5. Формирование правового сознания, убежденности в необходимости строгого соблюдения законов при обеспечении выявления, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 14 Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6 Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов;
- основные виды вооружения, применяемого сотрудниками правоохранительных органов;
- меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием;
- назначение, боевые свойства, устройство, правила сбережения табельного оружия, а также правила обращения с ним и ухода;
- тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения оперативно-служебных задач с применением и использованием оружия
3.2.Уметь:
3.2.1.- обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
- использовать огнестрельное оружие;
- обеспечивать законность и правопорядок, охранять общественный порядок;
- быть готовым к действиям с оружием в различных ситуациях и правомерному пресечению противоправных с помощью огнестрельного оружия;
- правильно составлять и оформлять служебные документы после правомерного применения огнестрельного оружия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– практическим опытом выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые и теоретические основы огневой подготовки в правоохранительных органах РФ
1.1. Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием Практические 4 4 ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием Лекции 4 4 ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием Сам. работа 4 6 ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Сведения из внутренней и внешней баллистики Лекции 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Сведения из внутренней и внешней баллистики Практические 4 2 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Сведения из внутренней и внешней баллистики Сам. работа 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные виды вооружения, применяемого сотрудниками правоохранительных органов. История и перспективы развития отечественного стрелкового оружия Лекции 4 2 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные виды вооружения, применяемого сотрудниками правоохранительных органов. История и перспективы развития отечественного стрелкового оружия Практические 4 2 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные виды вооружения, применяемого сотрудниками правоохранительных органов. История и перспективы развития отечественного стрелкового оружия Сам. работа 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Правовые основы, условия и пределы применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Правовые основы, условия и пределы применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД Практические 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.12. Правовые основы, условия и пределы применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД Сам. работа 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические и практические аспекты стрельбы из пистолета
2.1. Пистолет Макарова Лекции 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Пистолет Макарова Практические 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Пистолет Макарова Сам. работа 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Приемы и правила стрельбы из пистолета Лекции 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.5. Приемы и правила стрельбы из пистолета Практические 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.6. Приемы и правила стрельбы из пистолета Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.7. Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб Лекции 4 2 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.8. Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб Практические 4 12 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.9. Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.10. Учебные стрельбы из пистолета Практические 4 10 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
2.11. Учебные стрельбы из пистолета Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические и практические аспекты стрельбы из автомата. Ручные осколочные гранаты
3.1. Автомат Калашникова Лекции 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Автомат Калашникова Практические 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Автомат Калашникова Сам. работа 4 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Приемы и правила стрельбы из автомата Лекции 4 2 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.5. Приемы и правила стрельбы из автомата Практические 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.6. Приемы и правила стрельбы из автомата Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.7. Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с автоматом Калашникова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб Лекции 4 2 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.8. Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с автоматом Калашникова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб Практические 4 12 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.9. Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с автоматом Калашникова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.10. Учебные стрельбы из автомата Практические 4 12 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.11. Учебные стрельбы из автомата Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1
3.12. Ручные осколочные гранаты Лекции 4 2 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.13. Ручные осколочные гранаты Практические 4 2 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.14. Ручные осколочные гранаты Сам. работа 4 2 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.15. Дифференцированный зачет Практические 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 14, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9669.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Примеры заданий открытого типа
1. Изложите порядок организации огневой подготовки в органах внутренних дел РФ.
Ответ: Огневая подготовка включает в себя теоретический и практический разделы.
В ходе освоения теоретического раздела огневой подготовки изучаются:
правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника;
материальная часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
задержки при стрельбе и способы их устранения;
основы баллистики;
правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия, а также гранатометания;
порядок и условия проведения стрельб и гранатометания;
вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами;
правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними.
В ходе освоения практического раздела огневой подготовки осуществляются:
1. Практические тренировки по отработке:
а. нормативов по огневой подготовке;
б. изготовки к стрельбе и гранатометанию;
в. производства выстрела без использования боевых патронов (вхолостую);
г. упражнений стрельб из различных видов оружия вхолостую.
2. Стрельбы для формирования умений и навыков выполнения:
а. упражнений стрельб из различных видов оружия и гранатометания;
б. тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности.
Изучение теоретического раздела огневой подготовки, формирование необходимых двигательных умений и навыков владения табельным оружием и имуществом вооружения осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В начале каждого учебного года с сотрудниками организуются и проводятся занятия по повторению (изучению) правовых основ применения оружия и боеприпасов, правил проведения стрельб и гранатометания, материальной части и тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, задержек при стрельбе и способов их устранения с принятием зачетов. Сотрудник, не сдавший зачет, до стрельб и гранатометания не допускается.
В органах, организациях, подразделениях МВД России стрельбы организуются и проводятся:
– с сотрудниками полиции - не реже одного раза в две недели.
– с сотрудниками, не являющимися сотрудниками полиции, - не реже одного раза в месяц.
Контрольные стрельбы организуются и проводятся не реже одного раза в год.
В зависимости от специфики выполняемых оперативно-служебных и служебно-боевых задач с сотрудниками полиции ежеквартально проводятся стрельбы с использованием средств индивидуальной бронезащиты (в том числе бронежилета и специального шлема). Стрельбы также могут проводиться в противогазах.

2. Изложите основные требования мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами.
Ответ: Безопасность при проведении стрельб обеспечивается:
1. Точным соблюдением сотрудниками установленных мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
2. Правильной организацией стрельб и высокой дисциплинированностью сотрудников.
3. Четким и грамотным руководством проводимыми мероприятиями.
4. Исправностью оружия, боеприпасов, имитационных средств, полигонного, тирового и противопожарного оборудования, освещения, средств усиления речи и передачи команд.
Разрешение на выполнение упражнений стрельб дает руководитель (помощник руководителя) стрельб. Вести огонь разрешается по командам: «Огонь», «Одиночными – огонь», «Короткими очередями – огонь», «Вперед», «К бою»,с огневого рубежа или огневых рубежей согласно условиям и порядку выполнения упражнений стрельб. Стрельба прекращается по командам «Стой, прекратить огонь» или «Отбой» либо самостоятельно при появлении на мишенном поле людей, машин, животных, низко летящих летательных аппаратов над районом стрельб, при обнаружении неисправностей мишенного оборудования, препятствующих выполнению упражнения, при возникновения пожара, задержек при стрельбе, поднятии белого флага (фонаря белого огня, открытии белого сектора визуального сигнального устройства), на командном пункте или блиндаже (укрытии), при подаче сигнала ракетой белого огня, а также при иных обстоятельствах, препятствующих выполнению упражнения стрельб.
При проведении стрельб запрещается:
1. Расчехлять оружие или извлекать его из кобуры без разрешения руководителя (помощника руководителя) стрельб.
2. Направлять оружие независимо от того, заряжено оно или нет, в сторону, где находятся люди, или в направлении их возможного появления.
3. Заряжать оружие боевыми или холостыми патронами без команды руководителя (помощника руководителя) стрельб.
4. Открывать и вести огонь без команды руководителя (помощника руководителя) стрельб, из неисправного оружия, в опасных направлениях, за пределы границ тира (стрельбища, полигона), выше пулезащитных валов или ограждающих стен, если они имеются, при поднятом белом флаге (фонаре белого огня, открытом белом секторе визуального сигнального устройства) на командном пункте тира (стрельбища, полигона).
5. Оставлять оружие и боеприпасы на огневом рубеже или в иных местах, а также передавать их другим лицам без разрешения руководителя (помощника руководителя) стрельб.
6. Касаться спускового крючка (в том числе в паузах между выстрелами при стрельбе в неограниченное время), кроме моментов прицеливания и ведения огня. При этом оружие должно быть направлено в сторону мишеней.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Примеры заданий открытого типа:
1. Назовите основные понятия баллистики, охарактеризуйте явление выстрела.
Ответ: Баллистика - комплекс физико-технических дисциплин, охватывающих теоретическое и экспериментальное исследование движения и конечного воздействия метаемых твердых тел – пуль, артиллерийских снарядов, ракет, авиационных бомб и космических летательных аппаратов. Баллистика разделяется на: 1) внутреннюю баллистику, изучающую методы приведения снаряда в движение; 2) внешнюю баллистику, изучающую движение снаряда по траектории; 3) баллистику в конечной точке, предметом изучения которой являются закономерности воздействия снарядов на поражаемые цели. Разработка и проектирование видов и систем баллистического оружия основываются на применении математики, физики, химии и конструкторских достижений для решения многочисленных и сложных задач баллистики.
Внутренняя баллистика - это наука, занимающаяся изучением процессов, которые происходят при выстреле, а также при движении пули по каналу ствола. Выстрелом называется выбрасывание пули (снаряда) из канала ствола оружия энергией газов, образовавшихся при сгорании порохового заряда. Выстрел происходит в очень короткий промежуток времени (0,001-0,06 сек.). При выстреле различают четыре последовательных периода:
- предварительный;
- первый (основной);
- второй;
- третий (период последствия газов).

2. Расскажите о начальной скорости и дульной энергии пули.
Ответ: Начальной скоростью называется скорость, которую пуля получает в момент вылета из канала ствола. Она измеряется расстоянием, которое могла бы преодолеть пуля за 1сек. по вылете из канала ствола, если бы на нее не действовали ни сопротивление воздуха, ни собственный вес. Начальная скорость является одной из важнейших характеристик боевых свойств оружия. При увеличении начальной скорости увеличивается дальность полета пули, дальность прямого выстрела, убойное и пробивное действие пули, а также уменьшается влияние внешних условий на ее полет. Величина начальной скорости зависит от: длины ствола; веса пули, веса порохового заряда, температуры и влажности порохового заряда, формы и размера зерен пороха, скорости горения порохового заряда и плотности заряжания. По мере прохождения пули по длине нарезной части канала ствола ее скорость все время быстро растет, достигая к моменту вылета из канала ствола величины начальной скорости. Начальная скорость пули при прочих равных условиях зависит от длины нарезной части ствола. Скорость пули будет увеличиваться с удлинением ствола до тех пор, пока не сравняются сопротивление движению пули и давление газов на дно пули. На практике ствол выбирают значительно меньше этого предела, так как в противном случае ствол получился бы очень громоздким. Длина нарезной части ствола определяется величиной выбранной начальной скорости пули и условиями кучности боя. Увеличение (уменьшение) начальной скорости вызывает увеличение (уменьшение) дальности полета пули. Кинетическая энергия, которую сообщает пуле пороховые газы в момент вылета ее из канала ствола, называется дульной энергией. Величина ее имеет немаловажное значение, и поэтому всегда указывается в характеристиках оружия.

3. Расскажите о прочности, износе и живучести ствола.
Ответ: Прочностью ствола называется способность его стенок выдерживать определенное давление пороховых газов в канале ствола. При горении заряда пороховые газы в стволе оружия развивают очень высокое давление. Даже наименьшее давление в дульной части ствола в момент вылета пули равно нескольким сотням атмосфер. Естественно, чтобы выдержать такое напряжение, ствол оружия должен иметь большую прочность. Зависит она от толщины стенок ствола и качества металла. Стволы изготавливаются такой толщины, чтобы они могли выдержать давление в 1,3-1,5 раза превышающее наибольшее. При выстреле стенки ствола, сопротивляясь давлению газов, расширяются. Если давление газов почему-либо превысит величину, на которую рассчитана прочность ствола, то может произойти раздутие или разрыв ствола. Оружие, имеющее раздутие, и особенно в дульной части, становится совершенно непригодным для стрельбы.
В процессе стрельбы ствол подвергается износу. Причины, вызывающие износ ствола, можно разбить на три основные группы - химического, механического и термического характера.
В результате причин химического характера в канале ствола образуется нагар, который оказывает большое влияние на износ ствола. Нагар состоит из растворимых и нерастворимых веществ. Растворимые вещества представляют собой соли, образующиеся при взрыве ударного состава капсюля.
Причины механического характера. Проходя по каналу ствола, пуля под действием больших сил трения постепенно закругляет грани полей нарезов - происходит стирание внутренних стенок. Кроме того, движущиеся с большей скоростью частицы пороховых газов с силой ударяют о стенки канала, вызывая на их поверхности так называемый наклеп. Суть этого явления в том, что поверхность канала ствола покрывается коркой с постепенно развивающейся в ней хрупкостью. Происходящая при выстреле упругая деформация расширения ствола ведет к появлению на внутренней поверхности металла мелких трещин.
Причины термического характера - высокая температура пороховых газов, периодическое расширение канала ствола и возвращение его в первоначальное состояние - приводят к образованию сетки разгара и оплавлению стенок канала ствола в местах скола хрома. Под действием вышеуказанных причин канал ствола расширяется и изменяется его поверхность, вследствие чего увеличивается прорыв пороховых газов между пулей и стенками канала ствола, уменьшается начальная скорость пули и увеличивается разброс пуль.
Для увеличения срока пригодности ствола к стрельбе необходимо соблюдать установленные правила чистки и осмотра оружия и боеприпасов, принимать меры к уменьшению нагрева ствола во время стрельбы. Живучестью ствола называется способность ствола выдерживать определенное количество выстрелов, после которого он изнашивается и теряет свои качества (значительно увеличивается разброс пуль, уменьшается начальная скорость и устойчивость пуль). Живучесть хромированных стволов стрелкового оружия достигает 20-30 тысяч выстрелов. Увеличение живучести ствола достигается правильным уходом за оружием и соблюдением режима огня.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Сведения из внутренней и внешней баллистики», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Сведения из внутренней и внешней баллистики», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Сведения из внутренней и внешней баллистики», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Сведения из внутренней и внешней баллистики», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-4: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
Примеры заданий открытого типа.
1. Назовите правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.
Ответ: Федеральным законом «О полиции» предусмотрены две группы случаев применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия (части 1 и 3 ст. 23), их анализ позволяет сделать вывод, что действия сотрудника полиции различаются в зависимости от того, на какой объект они направлены. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Назовите условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.
Ответ: В соответствии с ч.5 ст.23 ФЗ "О полиции" запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Также сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Кроме того, в соответствии со ст.24 ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О полиции".

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-5: Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
Примеры заданий открытого типа.
1. Изложите условия и порядок выполнения нормативов № 1-3 с 9-мм пистолетом Макарова.
Ответ: Порядок и условия выполнения норматива № 1 "Изготовка к стрельбе из различных положений"
Исходное положение: пистолет в кобуре; магазин, снаряженный учебным патроном, находится в рукоятке пистолета.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) указывает цель, огневую позицию, положение для стрельбы и подает команду «Огонь», одновременно включая секундомер; обучаемый принимает положение для стрельбы, досылает учебный патрон в патронник и производит прицельный выстрел вхолостую. Руководитель стрельб (преподаватель), услышав, как был произведен выстрел вхолостую, останавливает секундомер.
Положение для выполнения норматива: стоя, с колена, лежа.
Время выполнения норматива: стоя – 4 сек., с колена – 6 сек., лежа – 9 сек.
Порядок и условия выполнения норматива № 2 "Неполная разборка пистолета Макарова".
Исходное положение: оружие на столе; обучаемый находится у оружия.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) подает команду: «К выполнению норматива приступить» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемому необходимо: извлечь магазин из основания рукоятки; убедиться в отсутствие патрона в патроннике, для чего выключить предохранитель (опустить флажок вниз), отвести затвор в заднее положение, поставить его на затворную задержку и осмотреть патронник, после чего нажатием большим пальцем на затворную задержку отпустить затвор; отделить затвор от рамки, для чего оттянуть спусковую скобу вниз, перекосив ее влево (вправо), упереть ее в рамку, после чего отвести затвор в крайнее заднее положение, приподняв его задний конец, выдвинуть вперед, сняв со ствола, вернуть спусковую скобу в исходное положение; снять со ствола возвратную пружину. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
При этом части пистолета необходимо класть на стол в порядке очередности разборки, запрещается бросать части пистолета.
Время выполнения норматива: 8 сек.
Порядок и условия выполнения норматива № 3 "Сборка пистолета после неполной разборки".
Исходное положение: оружие разобрано; части и механизмы аккуратно разложены на столе; обучаемый находится у оружия.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) подает команду: «К выполнению норматива приступить» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемому необходимо: надеть на ствол возвратную пружину; присоединить затвор к рамке, для чего, удерживая рамку, оттянуть спусковую скобу вниз, перекосив ее влево (вправо), упереть спусковую скобу в рамку, ввести свободный конец возвратной пружины в канал затвора и отвести его в крайнее заднее положение так, чтобы дульная часть ствола прошла через канал затвора и выступила наружу. Опустить задний конец затвора на рамку, прижимая его к ней, отпустить затвор, вернуть спусковую скобу на свое место, включить предохранитель (поднять флажок вверх); вставить магазин в основание рукоятки; положить оружие на стол предохранителем вверх. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
Время выполнения норматива: 10 сек.

2. Изложите условия и порядок выполнения нормативов № 4-6 с 9-мм пистолетом Макарова.
Ответ: Порядок и условия выполнения норматива № 4 "Снаряжение магазина патронами".
Исходное положение: обучаемый находится у стола, на котором лежит магазин и 8 учебных патронов (россыпью).
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) подает команду: «Магазин снарядить» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемому необходимо снарядить магазин восемью патронами и положить его на стол. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
При этом запрещено пользоваться зубом подавателя магазина и упирать магазин в себя или в стол.
Время выполнения норматива: 20 сек.
Порядок и условия выполнения норматива № 5 "Разряжание пистолета".
Исходное положение: сотрудник находится у стола, удерживая пистолет в руке под углом 45 градусов в безопасном направлении; пистолет снаряжен одним учебным патроном (в патроннике); еще два учебных патрона находятся в магазине пистолета.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) подает команду: «Разряжай» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемый извлекает магазин из основания рукоятки пистолета, выключает предохранитель, отводит затвор в заднее положение, извлекает патрон из патронника, возвращает затвор в переднее положение, включает предохранитель и убирает оружие в кобуру. Извлекает патроны из магазина и кладет их на стол. Достает пистолет из кобуры, вставляет магазин в основание рукоятки, убирает оружие в кобуру и застегивает ее. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
Запрещается снаряжать (разряжать) магазин, оттягивая пружину подавателя
Время выполнения норматива: 12 сек.
Порядок и условия выполнения норматива № 6 "Смена магазина из различных положений".
Исходное положение: неснаряженный магазин в рукоятке пистолета; пистолет в руке обучаемого под углом 45 градусов в безопасном направлении, затвор на затворной задержке; запасной магазин, снаряженный одним учебным патроном, находится в кармане кобуры для запасного магазина (подсумке для размещения магазинов к пистолету).
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) указывает цель, огневую позицию, положение для стрельбы, подает команду «Огонь» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемый извлекает магазин из основания рукоятки пистолета, удерживает его в руке или убирает (кладет) его в кобуру (или карман), достает запасной магазин и вставляет его в основание рукоятки пистолета. Снимает затвор с затворной задержки и производит прицельный выстрел вхолостую. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
Положения для выполнения норматива: стоя, с колена, лежа.
Время выполнения норматива: стоя – 6 сек., с колена – 7 сек., лежа – 9 сек.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Порядок выполнения основных нормативов по огневой подготовке с пистолетом Макарова. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-14: Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
Примеры заданий открытого типа:
1. Расскажите об изготовке к стрельбе из автомата.
Ответ: Автоматчик изготавливается к стрельбе по команде или самостоятельно. На учебных занятиях команда для изготовки к стрельбе может подаваться раздельно, на­пример: «На огневой рубеж, шагом — марш», а затем «Заряжай». Если нужно, перед командой «Заряжай» указывается положение для стрельбы. Изготовка к стрельбе включает принятие положения для стрельбы и заряжание автомата.
Для принятия положения для стрельбы лежа нужно:
1. Если автомат в положении «на ремень», подать правую руку по ремню несколько вверх и, снимая авто­мат с плеча, подхватить его левой рукой за спусковую скобу и ствольную коробку, затем взять автомат правой рукой за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед. Одновременно с этим сделать полный шаг пра­вой ногой вперед и немного вправо. Наклоняясь вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя, пальцами вправо. Затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье ле­вой руки, лечь на левый бок и быстро повернуться па живот, раскинув ноги слегка в стороны носками наружу; автомат при этом положить цевьем па ладонь левой руки.
2. Если автомат в положении «на грудь», взять левой рукой автомат снизу за цевье и ствольную накладку и, приподнимая его несколько вперед и вверх, вывести правую руку из-под ремня, а затем перекинуть ремень через голову и взять автомат правой рукой за ствольную на­кладку и цевье дульной частью вперед. В дальнейшем положение для стрельбы лежа принимается так же, как и из положения с автоматом «на ремень».
Для заряжания автомата нужно:
удерживая автомат левой рукой за цевье, правой ру­кой присоединить к автомату снаряженный магазин, ес­ли он не был к нему ранее присоединен;
поставить переводчик на автоматический огонь (АВ), если автомат находится на предохранителе;
правой рукой за рукоятку отвести затворную раму на­зад до отказа и отпустить ее;
поставить автомат па пре­дохранитель, если не предсто­ит немедленное открытие огня или не последовало команды «Огонь», и перенести руку на пистолетную рукоятку.
Если перед заряжанием ав­томата магазин не был сна­ряжен патронами, то его необхо­димо снарядить. Для этого нужно в левую руку взять магазин горловиной вверх и выпуклой стороной влево, а в правую руку — пат­роны пулями к мизинцу так, чтобы дно гильзы немного возвышалось над большим и указательным пальцами.
Удерживая магазин с небольшим наклоном влево, нажимом большого пальца вкла­дывать патроны по одному под загибы боковых стопок дном гильзы к задней стенке магазина.

2. Расскажите о ведении огня из автомата.
Ответ: Производство стрельбы (выстрела) включает уста­новку прицела, переводчика па требуемый вид огня, при­кладку, прицеливание, спуск курка и удержание автома­та при стрельбе. Для прикладки автомата (рис. 3) надо, удерживая автомат левой рукой за цевье или за магазин, а правой рукой за пистолетную рукоятку и не теряя цели из виду, упереть приклад в плечо так, чтобы ощутить плотное прилегание к плечу всего затыльника, указательный палец правой руки (первым суставом) наложить па спу­сковой крючок. Наклонив голову немного вперед и не напрягая шеи, правую щеку приложить к прикладу. Для прицеливания надо зажмурить левый глаз, а правым смотреть через прорезь прицела на мушку так, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина ее была наравне с верхними краями гривки прицельной планки, т. е. взять ровную мушку. Задерживая дыхание на выдохе, перемещением лок­тей, а если нужно, корпуса и ног, подвести ровную муш­ку к точке прицеливания, одновременно с этим нажимая па спусковой крючок первым суставом указательного пальца правой руки. Для спуска курка надо, прочно удерживая автомат левой рукой за цевье или магазин, а правой, прижимая за пистолетную рукоятку к плечу, затаив дыхание, про­должать плавно нажимать на спусковой крючок до тех нор, пока курок незаметно для автоматчика не спустится с боевого взвода, т. е. пока не произойдет выстрел. При спуске курка не следует придавать значения лег­ким колебаниям ровной мушки у точки прицеливания. Стремление дожать спусковой крючок в момент наилуч­шего совмещения ровной мушки с точкой прицеливания, как правило, приводит к дерганию за спусковой крючок и к неточному выстрелу. Если автоматчик, нажимая па спусковой крючок, почувствует, что он не может больше не дышать, нужно, не усиливая и не ослабляя нажима пальцем на спусковой крючок, возобновить дыхание и, вновь задержав его на выдохе, уточнить наводку, а затем продолжить нажим на спусковой крючок. При ведении огня очередями нужно удерживать при­клад прижатым к плечу, не меняя положения локтей, со­храняя ровно взятую в прорези прицела мушку под вы­бранной точкой прицеливания. После каждой очереди быстро восстанавливать правильность прицеливания. При стрельбе из положения лежа запрещается автомат упирать магазином в грунт.

3. Расскажите о прекращении стрельбы из автомата.
Ответ: Прекращение стрельбы может быть временным или полным. Для временного прекращения стрельбы подается команда «Стой, прекра­тить огонь». По этим командам автоматчик прекращает нажатие на спусковой крючок, ставит автомат на предо­хранитель и, если нужно, сменяет магазин. Для полного прекращения стрельбы после команды «Стой, прекратить огонь» подается команда «Раз­ряжай». По этой команде автоматчик ставит автомат па предохранитель, оттягивает хомутик назад и устанав­ливает прицел на П, разряжает автомат. При стрельбе из положения лежа, удерживая автомат правой рукой за цевье и ствольную накладку, опускает приклад на землю, а дульную часть кладет па предплечье левой руки. При стрельбе из окопа автомат после разряжания может быть положен на бруствер окопа рукояткой затворной рамы вниз. После разряжания, если нужно, руководитель стрельб подает команду «Оружие - к осмотру». По этой команде нужно:
из положении лежа:
отделить магазин и положить его возле автомата подавателем к себе, снять автомат с пре­дохранителя, отвести за рукоятку затворную раму на­зад и повернуть автомат несколько влево; после осмот­ра руководителем стрельб патронника и магазина отпустить раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить автомат па предохрани­тель, присоединить магазин к автомату и принять поло­жение, указанное руководителем стрельб;
в положении стоя с автома­том «на ремень» или «у ноги»:
принять положение изготовки для стрельбы стоя; удерживая автомат левой рукой снизу за цевье, правой рукой отделить магазин и переложить его в левую руку подавателем квер­ху, выпуклой частью от себя, пальцами левой руки прижать магазин к цевью автомата;
снять автомат с предохраните­ля, отвести затворную раму на­зад и повернуть автомат не­сколько влево (рис.5).
После осмотра патронника и магазина руководитель стрельб подаст команду "Осмотрено". Обучаемому необходимо отпу­стить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взво­да (нажать на спусковой крю­чок), поставить автомат па предохранитель, присоединить магазин и взять автомат в положение «на ремень».

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Приемы и правила стрельбы из автомата», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Приемы и правила стрельбы из автомата», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Приемы и правила стрельбы из автомата», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Приемы и правила стрельбы из автомата», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.4: Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
Примеры заданий открытого типа.
1. Изложите порядок организации огневой подготовки в органах внутренних дел РФ.
Ответ: Огневая подготовка включает в себя теоретический и практический разделы.
В ходе освоения теоретического раздела огневой подготовки изучаются:
правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника;
материальная часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
задержки при стрельбе и способы их устранения;
основы баллистики;
правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия, а также гранатометания;
порядок и условия проведения стрельб и гранатометания;
вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами;
правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними.
В ходе освоения практического раздела огневой подготовки осуществляются:
1. Практические тренировки по отработке:
а. нормативов по огневой подготовке;
б. изготовки к стрельбе и гранатометанию;
в. производства выстрела без использования боевых патронов (вхолостую);
г. упражнений стрельб из различных видов оружия вхолостую.
2. Стрельбы для формирования умений и навыков выполнения:
а. упражнений стрельб из различных видов оружия и гранатометания;
б. тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности.
Изучение теоретического раздела огневой подготовки, формирование необходимых двигательных умений и навыков владения табельным оружием и имуществом вооружения осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В начале каждого учебного года с сотрудниками организуются и проводятся занятия по повторению (изучению) правовых основ применения оружия и боеприпасов, правил проведения стрельб и гранатометания, материальной части и тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, задержек при стрельбе и способов их устранения с принятием зачетов. Сотрудник, не сдавший зачет, до стрельб и гранатометания не допускается.
В органах, организациях, подразделениях МВД России стрельбы организуются и проводятся:
– с сотрудниками полиции - не реже одного раза в две недели.
– с сотрудниками, не являющимися сотрудниками полиции, - не реже одного раза в месяц.
Контрольные стрельбы организуются и проводятся не реже одного раза в год.
В зависимости от специфики выполняемых оперативно-служебных и служебно-боевых задач с сотрудниками полиции ежеквартально проводятся стрельбы с использованием средств индивидуальной бронезащиты (в том числе бронежилета и специального шлема). Стрельбы также могут проводиться в противогазах.

2. Изложите основные требования мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами.
Ответ: Безопасность при проведении стрельб обеспечивается:
1. Точным соблюдением сотрудниками установленных мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
2. Правильной организацией стрельб и высокой дисциплинированностью сотрудников.
3. Четким и грамотным руководством проводимыми мероприятиями.
4. Исправностью оружия, боеприпасов, имитационных средств, полигонного, тирового и противопожарного оборудования, освещения, средств усиления речи и передачи команд.
Разрешение на выполнение упражнений стрельб дает руководитель (помощник руководителя) стрельб. Вести огонь разрешается по командам: «Огонь», «Одиночными – огонь», «Короткими очередями – огонь», «Вперед», «К бою»,с огневого рубежа или огневых рубежей согласно условиям и порядку выполнения упражнений стрельб. Стрельба прекращается по командам «Стой, прекратить огонь» или «Отбой» либо самостоятельно при появлении на мишенном поле людей, машин, животных, низко летящих летательных аппаратов над районом стрельб, при обнаружении неисправностей мишенного оборудования, препятствующих выполнению упражнения, при возникновения пожара, задержек при стрельбе, поднятии белого флага (фонаря белого огня, открытии белого сектора визуального сигнального устройства), на командном пункте или блиндаже (укрытии), при подаче сигнала ракетой белого огня, а также при иных обстоятельствах, препятствующих выполнению упражнения стрельб.
При проведении стрельб запрещается:
1. Расчехлять оружие или извлекать его из кобуры без разрешения руководителя (помощника руководителя) стрельб.
2. Направлять оружие независимо от того, заряжено оно или нет, в сторону, где находятся люди, или в направлении их возможного появления.
3. Заряжать оружие боевыми или холостыми патронами без команды руководителя (помощника руководителя) стрельб.
4. Открывать и вести огонь без команды руководителя (помощника руководителя) стрельб, из неисправного оружия, в опасных направлениях, за пределы границ тира (стрельбища, полигона), выше пулезащитных валов или ограждающих стен, если они имеются, при поднятом белом флаге (фонаре белого огня, открытом белом секторе визуального сигнального устройства) на командном пункте тира (стрельбища, полигона).
5. Оставлять оружие и боеприпасы на огневом рубеже или в иных местах, а также передавать их другим лицам без разрешения руководителя (помощника руководителя) стрельб.
6. Касаться спускового крючка (в том числе в паузах между выстрелами при стрельбе в неограниченное время), кроме моментов прицеливания и ведения огня. При этом оружие должно быть направлено в сторону мишеней.

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Организация огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием», допускает существенные ошибки.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.5: Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
Примеры заданий открытого типа.
1. Выполните нормативы №1 и №2 для 9-мм пистолета Макарова.
Ответ: Порядок и условия выполнения норматива № 1 "Изготовка к стрельбе из различных положений"
Исходное положение: пистолет в кобуре; магазин, снаряженный учебным патроном, находится в рукоятке пистолета.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) указывает цель, огневую позицию, положение для стрельбы и подает команду «Огонь», одновременно включая секундомер; обучаемый принимает положение для стрельбы, досылает учебный патрон в патронник и производит прицельный выстрел вхолостую. Руководитель стрельб (преподаватель), услышав, как был произведен выстрел вхолостую, останавливает секундомер.
Положение для выполнения норматива: стоя, с колена, лежа.
Время выполнения норматива: стоя – 4 сек., с колена – 6 сек., лежа – 9 сек.
Порядок и условия выполнения норматива № 2 "Неполная разборка пистолета Макарова".
Исходное положение: оружие на столе; обучаемый находится у оружия.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) подает команду: «К выполнению норматива приступить» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемому необходимо: извлечь магазин из основания рукоятки; убедиться в отсутствие патрона в патроннике, для чего выключить предохранитель (опустить флажок вниз), отвести затвор в заднее положение, поставить его на затворную задержку и осмотреть патронник, после чего нажатием большим пальцем на затворную задержку отпустить затвор; отделить затвор от рамки, для чего оттянуть спусковую скобу вниз, перекосив ее влево (вправо), упереть ее в рамку, после чего отвести затвор в крайнее заднее положение, приподняв его задний конец, выдвинуть вперед, сняв со ствола, вернуть спусковую скобу в исходное положение; снять со ствола возвратную пружину. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
При этом части пистолета необходимо класть на стол в порядке очередности разборки, запрещается бросать части пистолета.
Время выполнения норматива: 8 сек.

Критерии оценивания заданий открытого типа:
"Отлично": Выставляется студенту, если он выполнил оба предложенных норматива для 9-мм пистолета Макарова, не нарушив порядок и не превысив время, отведенное на их выполнение.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он при выполнении нормативов не превысил время, отведенное на их выполнение, и допустил одно незначительное нарушение порядка их выполнения (например, при разборке оружия сначала снял возвратную пружину со ствола, а затем вернул на место спусковую скобу).
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он при выполнении нормативов не превысил время, отведенное на их выполнение, и допустил два незначительных нарушения порядка их выполнения (например, при разборке оружия сначала снял возвратную пружину со ствола, а затем вернул на место спусковую скобу).
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который при выполнении нормативов превысил время, отведенное на выполнение хотя бы одного из них, либо допустил три и более нарушения порядка их выполнения.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.6: Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
Примеры заданий открытого типа.
1. Назовите правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.
Ответ: Федеральным законом «О полиции» предусмотрены две группы случаев применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия (части 1 и 3 ст. 23), их анализ позволяет сделать вывод, что действия сотрудника полиции различаются в зависимости от того, на какой объект они направлены. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Назовите условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.
Ответ: В соответствии с ч.5 ст.23 ФЗ "О полиции" запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Также сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Кроме того, в соответствии со ст.24 ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О полиции".

Критерии оценивания открытых вопросов:
"Отлично": Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой.
"Хорошо": Выставляется студенту, если он твердо знает материал по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
"Удовлетворительно": Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
"Неудовлетворительно": Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по теме «Правовые основы, условия и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД», допускает существенные ошибки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра дифференцированного зачета в форме практического занятия, включающего в себя три этапа: ответ на устный вопрос, выполнение норматива по огневой подготовке, выполнение упражнения № 1 стрельб из 9-мм пистолета Макарова, либо упражнения №3 стрельб из 5,45 мм автомата Калашникова.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Основные понятия из внутренней и внешней баллистики.
2. Организация огневой подготовки в органах внутренних дел РФ.
3. Меры безопасности при проведении стрельб.
4. Какие действия запрещаются при проведении стрельб.
5. Действия по командам руководителя стрельб при стрельбе из пистолета.
6. Порядок выполнения нормативов по огневой подготовке для 9-мм пистолета Макарова.
7. Порядок выполнения нормативов по огневой подготовке для 5,45-мм автомата Калашникова.
8. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб для 9-мм пистолета Макарова.
9. Условия и порядок выполнения основных упражнений стрельб для 5,45-мм автомата Калашникова.
10. Основания применения огнестрельного оружия в соответствии с ФЗ «О полиции».
11. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника ОВД.
12. Назначение и тактико-технические характеристики 9-мм пистолета Макарова.
13. Назначение и тактико-технические характеристики 5,45-мм автомата Калашникова.
14. Основные части и части ударно-спускового механизма 9-мм пистолета Макарова.
15. Назначение основных частей 9-мм пистолета Макарова (одной или нескольких, на усмотрение преподавателя).
16. Назначение частей ударно-спускового механизма 9-мм пистолета Макарова.
17. Задержки при стрельбе из 9-мм пистолета Макарова и способы их устранения.
18. Основные части 5,45-мм автомата Калашникова.
19. Назначение основных частей 5,45-мм автомата Калашникова (одной или нескольких, на усмотрение преподавателя).
20. Задержки при стрельбе из 5,45-мм автомата Калашникова и способы их устранения.

ПРИМЕР НОРМАТИВА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ:
Порядок и условия выполнения норматива № 2 "Неполная разборка пистолета Макарова".
Исходное положение: оружие на столе; обучаемый находится у оружия.
Порядок выполнения: руководитель стрельб (преподаватель) подает команду: «К выполнению норматива приступить» и одновременно включает секундомер. По этой команде обучаемому необходимо: извлечь магазин из основания рукоятки; убедиться в отсутствие патрона в патроннике, для чего выключить предохранитель (опустить флажок вниз), отвести затвор в заднее положение, поставить его на затворную задержку и осмотреть патронник, после чего нажатием большим пальцем на затворную задержку отпустить затвор; отделить затвор от рамки, для чего оттянуть спусковую скобу вниз, перекосив ее влево (вправо), упереть ее в рамку, после чего отвести затвор в крайнее заднее положение, приподняв его задний конец, выдвинуть вперед, сняв со ствола, вернуть спусковую скобу в исходное положение; снять со ствола возвратную пружину. После выполнения указанных действий руководитель стрельб (преподаватель) останавливает секундомер.
При этом части пистолета необходимо класть на стол в порядке очередности разборки, запрещается бросать части пистолета.
Время выполнения норматива: 8 сек.

ПРИМЕР УПРАЖНЕНИЯ СТРЕЛЬБ:
Упражнение № 1 стрельб из 9-мм пистолета Макарова «Стрельба с места по неподвижной мишени».
Порядок и условия выполнения упражнения № 1.
цель: грудная фигура с кругами (мишень N 4), неподвижная;
огневой рубеж: 25 м;
количество патронов: 10 шт.;
время на выполнение упражнения: не более 60 с.;
положение для стрельбы: стоя;
порядок выполнения упражнения: по команде руководителя (помощника руководителя) стрельб обучающийся выходит на огневой рубеж, выполнив действия команды "Заряжай", докладывает о готовности к стрельбе. Проверив готовность обучающегося к стрельбе, руководитель (помощник руководителя) подает команду "Огонь". По этой команде обучающийся извлекает пистолет из кобуры, принимает положение для стрельбы, выключает предохранитель, досылает патрон в патронник, производит десять прицельных выстрелов в мишень. По истечении времени, отведенного на выполнение упражнения, руководитель (помощник руководителя) стрельб подает команду «Стой, прекратить огонь».

Критерии оценивания:
"Отлично": Представлен верный ответ на теоретический вопрос, выполнен норматив по огневой подготовке, при выполнении упражнения № 1 учебных стрельб выбито 85 и более очков.
"Хорошо": Представлен верный ответ на теоретический вопрос, выполнен норматив по огневой подготовке, при выполнении упражнения № 1 учебных стрельб выбито от 70 до 84 очков.
"Удовлетворительно": Представлен верный ответ на теоретический вопрос, выполнен норматив по огневой подготовке, при выполнении упражнения № 1 учебных стрельб выбито от 50 до 69 очков.
"Неудовлетворительно": В остальных случаях.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поспеев К. Ю., Астафьев Н. В. Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов: Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Витольник В. Н. , Попов А. А. Приемы и правила стрельбы из пистолета и автомата с использованием электронного тира: Изд-во СПб университета МВД России, 2018 rusneb.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в СДО "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации междисциплинарного курса используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде работы с учебным оружием, выполнения учебных стрельб посредством электронного тира, а также разбора конкретных ситуаций применения оружия сотрудниками правоохранительных органов.