МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы оперативно-розыскной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_9кл
Часов по учебному плану 92
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 92 92 92 92

Программу составил(и):
Препод., Попов М.А

Рецензент(ы):
Преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Основы оперативно-розыскной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Основы оперативно-розыскной деятельности" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются:
1. Получение комплекса теоретических знаний, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей, связанных с применением знаний в области оперативно-розыскной деятельности.
2. Получение образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.
3. Формирование практических умений и навыков проведения оперативно-розыскных мероприятий.
4. Формирование правового сознания, убежденности в необходимости строгого соблюдения законов при обеспечении выявления, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14 Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6 Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8 Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9 Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10 Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 1.13 Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовую основу оперативно-розыскной деятельности в деятельности правоохранительных органов
- организацию службы оперативных подразделений
- правила оформления документов, используемых в оперативно-розыскной деятельности
- основные правила ведения секретных работ
- особенности организации оперативно-розыскной деятельности в правоохранительных органах
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
-использовать огнестрельное оружие;
-обеспечивать законность и правопорядок
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выполнением оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в изучение оперативно-розыскной деятельности
1.1. Оперативно-розыскная деятельность понятие, задачи, принципы Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Оперативно-розыскная деятельность понятие, задачи, принципы Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Правовые и нравственные основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Правовые и нравственные основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Правовые и нравственные основы оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности
2.1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Лица, содействующие оперативно-розыскным подразделениям Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Лица, содействующие оперативно-розыскным подразделениям Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Лица, содействующие оперативно-розыскным подразделениям Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.9. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Практические 6 6 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.10. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.11. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обеспечение оперативно-розыскной работы
3.1. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.6. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.7. Понятие, виды, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Лекции 6 2 ПК 1.13, ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 14, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.8. Понятие, виды, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Сам. работа 6 4 ПК 1.13, ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 14, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.9. Понятие, виды, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Практические 6 4 ПК 1.13, ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 14, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.10. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.12. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Практические 6 4 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.13. Розыскная работа Лекции 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.14. Розыскная работа Сам. работа 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
3.15. Розыскная работа Практические 6 2 ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопрос № 1: ОРД это вид деятельности (ст.1 ФЗ «Об ОРД»):
1. Осуществляемый в целях обеспечения деятельности правоохранительных органов.
2. Осуществляемый только негласно.
3. Осуществляемый посредством ОРМ.
4. Осуществляемый в целях выявления и раскрытия преступлений.
5. Осуществляемый только гласно.
Вопрос № 2: Кем осуществляется ОРД?
1. Работниками прокуратуры.
2. Сотрудниками организаций, имеющих лицензию на осуществление частной охранной и детективной деятельности.
3. Военнослужащими внутренних войск.
4. Сотрудниками оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД.
5. Сотрудниками оперативных подразделений налоговой полиции.
Вопрос № 3: ОРД основывается на следующем конституционном принципе, определенном в ст.3 ФЗ «Об ОРД»:
1. Принцип гласности.
2. Принцип поступательности и высокой оперативной готовности.
3. Принцип законности.
4. Принцип конспирации.
5. Принцип плановости.
Вопрос № 4: ОРД осуществляется в полном объеме:
1. Сотрудниками частных охранных предприятий.
2. Сотрудниками оперативных подразделений федеральных органов государственной охраны.
3. Сотрудниками оперативного подразделения органа внешней разведки МО РФ,
4. Сотрудниками оперативных подразделений пограничной службы РФ.
5. Сотрудниками оперативно-технических подразделений.
Вопрос № 5: Задачей ОРД, согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» является:
1. Розыск лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
2. Обнаружение неопознанных трупов, а также розыска без вести пропавших.
3. Выявление и установление лиц, обладающих информацией о событиях или действиях создающих угрозу государственной безопасности РФ.
4. Обеспечение деятельности политических партий.
5. Обеспечение социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в том числе по контракту.
Вопрос № 6: Согласно ст.3. ФЗ «Об ОРД» принципом ОРД является:
1. Принцип гуманности.
2. Принцип плановости.
3. Принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление.
4. Принцип уважения прав человека и гражданина.
5. Принцип конспирации.
Вопрос № 7: Укажите ОРМ указа нное в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:
1. Снятие электронной информации.
2. Снятие информации, передаваемой по компьютерным сетям.
3. Снятие информации с технических каналов связи.
4. Снятие информации, передаваемой по телексной, факсимильной и электронной сетям.
5. Все вышеперечисленные ответы верны.
Вопрос № 8: Является ли препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии?
1. Да.
2. Нет.
3. Препятствием для проведения ОРМ, в исключительных случаях, является гражданство.
4. Препятствием для проведения ОРМ, в исключительных случаях, является отношение к религиям.
5. Верны ответы №3 и №4.
Вопрос № 9: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД», в которой перечислены задачи оперативно-розыскной деятельности.
1. № 1
2. № 4
3. №3
4. №2
5. № 5
Вопрос № 10: В каких случаях согласно ст. 7 ФЗ «Об ОРД», оперативные аппараты в праве собирать данные, характеризующие личность гражданина?
1. По письменному заданию должностных лиц.
2. В связи с оказанием гражданами содействия в подготовке и проведения ОРМ.
3. По заявлению граждан.
4. По личной инициативе оперативного работника.
5. Все указанные ответы правильные.
Вопрос № 11: Укажите ОРМ указанное в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:
1. Опознание личности.
2. Непосредственное отождествление.
3. Отождествление личности
4. Опосредованное опознание.
5. Предъявление к опознанию.
Вопрос № 12: Организация и тактика проведения ОРМ составляет:
1. Служебную тайну.
2. Не составляет тайну.
3. Государственную тайну.
4. Государственную тайну составляет, организация и тактика проведения ОРМ только судебного санкционирования.
5. Государственную тайну составляет, организация и тактика проведения ОРМ только ведомственного санкционирования.
Вопрос № 13: Укажите название дела оперативного учета, которое в праве заводить оперативное подразделение ОВД:
1. Дело оперативной проверки.
2. Дело оперативного поиска.
3. Дело предварительной оперативной проверки.
4. Накопительное дело.
5. Учетно-регистрационное дело.
Вопрос № 14: Укажите органы, оперативные подразделения которых, в праве осуществлять ОРД:
1. Федеральные органы налоговой полиции.
2. Органы внутренних дел.
3. Органы пограничной службы РФ.
4. Служба безопасности президента РФ.
5. Все ответы правильные.
Вопрос № 15: ОРД согласно ст. 1 ФЗ «Об ОРД» осуществляется:
1. В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
2. В целях раскрытия и предупреждения преступлений.
3. В целях обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
4. В целях обеспечения безопасности правоохранительных органов.
5. В целях негласного контроля за лицами, подозреваемых в подготовке и совершающие преступления.
Вопрос № 16: ОРД осуществляется сотрудниками оперативных подразделений следующих государственных органов:
1. Пограничной службой РФ.
2. Таможенных органов РФ.
3. Комитета по контролю за исполнением наказаний.
4. Внутренних войск РФ.
5. Налоговой полиции РФ.
Вопрос № 17: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД», в которой перечислены принципы оперативно-розыскной деятельности.
1. № 2
2. № 3
3. № 5
4. № 1
5. № 4
Вопрос № 18: Ст.2 ФЗ «Об ОРД» определяет следующую задачу:
1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие неочевидных преступлений.
2. Розыска лиц скрывающихся от правосудия.
3. Выявление лиц подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.
4. Сбор информации о событиях представляющих угрозу безопасности РФ.
5. Осуществление контроля за деятельностью общественных и религиозных объединений.
Вопрос № 19: Лицо полагающее, что действие органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия, согласно ст. 5 ФЗ «Об ОРД» в:
1. Государственную Думу.
2. Вышестоящие органы, осуществляющие ОРД.
3. В комитет по соблюдению законности в органах, осуществляющих ОРД.
4. В орган допустивший нарушение прав и свобод лица, при проведении ОРМ.
5. В Федеральное собрание РФ.
Вопрос № 20: Укажите ОРМ определенное в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»
1. Опрос.
2. Специальная беседа.
3. Гипнотический опрос.
4. Контролируемый опрос.
5. Следственный опрос.
Вопрос № 21: Укажите основания проведения ОРМ определенные в ст.7 ФЗ «Об ОРД»:
1. Принятие решения о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
3. Принятие решения о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД.
5. Все ответы правильные.
Вопрос № 22: Укажите ОРМ ведомственного санкционирования:
1. Оперативное внедрение.
2. Оперативное наблюдение.
3. Отождествление личности.
4. Оперативное отождествление.
5. Оперативный опрос.
Вопрос № 23: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД», в которой сформулировано определение оперативно-розыскной деятельности.
1. № 5
2. № 3
3. № 1
4. № 4
5. № 2
Вопрос № 24: ОРМ «Оперативный эксперимент» наиболее эффективен в борьбе с:
1. Терроризмом.
2. Незаконным оборотом наркотиков.
3. Серийными изнасилованиями.
4. Серийными квартирными кражами.
5. Верные ответы № 2, 3, 4.
Вопрос № 25: Укажите вид ОРМ «Обследование помещений, сооружений, участков местности и т.д.» требующий судебного санкционирования:
1. Гласное.
2. Негласное.
3. Зашифрованное.
4. Независимое.
5. Все ответы правильные.
Вопрос № 26: Укажите максимальный срок проведения ОРМ «Контроль почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений»:
1. 1 месяц.
2. 3 месяца.
3. 6 месяцев.
4. 9 месяцев.
5. 12 месяцев.
Вопрос № 27: Укажите виды непосредственного отождествления личности:
1. По фото, видео учетам ОВД.
2. В ходе оперативного поиска, в местах вероятного появления преступника (ов).
3. С помощью служебно-розыскной собаки (выборка лиц).
4. Верны ответы № 1, 2.
5. Верны ответы № 1, 2, 3.
Вопрос № 28: ОРМ «Оперативный эксперимент» наиболее эффективен в борьбе с:
1. Незаконным оборотом оружия.
2. ОРМ «Оперативный эксперимент» наиболее эффективен только в борьбе с серийными мошенничествами в отношении юридических лиц.
3. С серийными квартирными кражами.
4. С серийными кражами автотранспорта.
5. Нет правильных ответов.
Вопрос № 29: ОРМ «Наблюдение» осуществляется:
1. На транспорте.
2. На открытой местности.
3. В помещениях.
4. Правильные ответы № 1, 2.
5. Правильные ответы № 1, 2, 3.
Вопрос № 30: ФЗ «Об ОРД» (ст.1) определяет ОРД, как:
1. Вид деятельности, осуществляемый, как правило посредствам проведения негласных ОРМ.
2. Вид деятельности осуществляемый гласно и негласно.
3. Вид деятельности, осуществляемый в целях охраны общественного порядка.
4. Вид деятельности, осуществляемый в целях добывания информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
5. Вид деятельности, осуществляемый в целях выявления лиц, подготавливающих и совершающих преступления.
Вопрос № 31: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД» -«Правовые основы оперативно-розыскной деятельности».
1. № 1
2. № 2
3. № 3
4. № 4
5. № 5
Вопрос № 32: Сотрудниками каких подразделений осуществляется ОРД?
1. Следственных подразделений.
2. Сотрудниками охранных предприятий.
3. Оперативными сотрудниками федерального агентства правительственной связи и информации.
4. Сотрудниками оперативных подразделений ФСБ.
5. Сотрудниками оперативных подразделений органов прокуратуры.
Вопрос № 33: Выберите задачу указанную в ст.2 ФЗ «Об ОРД»:
1. Обеспечение безопасности деятельности политических организаций.
2. Добывание информации о событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
3. Розыск скрывшихся преступников.
4. Розыск лиц уклоняющихся от уплаты налогов.
5. Обеспечение безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющих ОРД, в том числе на конфиденциальной основе.
Вопрос № 34: Выделите специальный (отраслевой) принцип указанный в ст.3 ФЗ «Об ОРД»:
1. Принцип объективности при раскрытии преступлений.
2. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
3. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
4. Принцип конспиративности.
5. Все вышеперечисленные ответы являются правильными.
Вопрос № 35: Укажите ОРМ определенное в ст.6 ФЗ «Об ОРД»:
1. Контрольная закупка.
2. Задержание.
3. Проверочная закупка.
4. Личный досмотр.
5. Фильтрация задержанных.
Вопрос № 36: Укажите основания проведения ОРМ, согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД»:
1. Указание органа местной власти.
2. Поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
3. Проверка кредитоспособности физических лиц.
4. Устное указание начальника органа дознания.
5. Принятие решения о выдаче лицензии на добычу природных ископаемых.
Вопрос № 37: Статья 1 ФЗ «Об ОРД» определяет ОРД, как вид деятельности:
1. Осуществляемый оперативными подразделениями государственных органов.
2. Осуществляемый с использованием методов ОРД.
3. Осуществляемый, лицами оказывающих конфиденциальное содействие государственных органов.
4. Осуществляемый сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел.
5. Осуществляемый в целях собственной безопасности органов, уполномоченных ФЗ «Об ОРД».
Вопрос № 38: Укажите задачу, определенную в ст.2 ФЗ «Об ОРД»:
1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.
2. Добывание информации о деятельности коммерческих организаций, подозреваемых в легализации денежных средств, добытых преступным путем.
3. Соблюдение конспирации при осуществлении ОРД.
4. Осуществление контроля за лицами подготавливающими и совершающими преступления.
5. Осуществление контроля за связями лиц, подготавливающих и совершающих преступления.
Вопрос № 39: В какой срок с момента возбуждения уголовного дела оперативные подразделения должны заводить оперативно-поисковые дела в целях раскрытия неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений?
1. 1 день
2. 5 дней
3. 10 дней
4. 1 месяц
5. 6 месяцев
Вопрос № 40: Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:
1. Устанавливать отношение конфиденциального сотрудничества с членами ОПГ.
2. Привлекать на контрактной основе к конфиденциальному сотрудничеству сотрудников частных охранных предприятий
3. Проводить ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений.
4. Привлекать к сотрудничеству на бесконтрактной основе сотрудников частных охранных предприятий.
5. Использовать документы зашифровывающие личность сотрудников оперативных подразделений.
Вопрос № 41: Укажите принцип ОРД не определенный ст.3 ФЗ «Об ОРД»:
1. Принцип законности.
2. Принцип конспирации.
3. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
4. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
5. Принцип демократизма.
Вопрос № 42: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД» -«Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».
1. № 1
2. № 2
3. № 3
4. № 4
5. № 5
Вопрос № 43 Укажите ОРМ определенное в ст.6 ФЗ «Об ОРД»:
1. Использование специальных технических средств.
2. Цензура корреспонденции осужденных.
3. Задержание с поличным.
4. Контролируемая поставка.
5. Контроль электронной почты.
Вопрос № 44: Укажите основание проведения ОРМ, предусмотренное ФЗ «Об ОРД»:
1. Депутатский запрос.
2. Поручение руководителя ОВД.
3. Устные указания прокурора.
4. Наличие возбужденного уголовного дела.
5. Запрос службы безопасности коммерческой структуры.
Вопрос № 45: Укажите количество ОРМ относящихся к группе ведомственного санкционирования:
1. 3
2. 4
3. 5
4. 6
5. 7
Вопрос № 46: Укажите ОРМ судебного санкционирования:
1. Просмотр почтовой корреспонденции.
2. Прослушивание телефонных переговоров.
3. Аудио запись переговоров ведущихся по абонентским телефонным линиям.
4. Оперативный эксперимент.
5. Исследование предметов и документов.
Вопрос № 47: Укажите виды ОРМ «Наблюдение»:
1. Физическое
2. Виртуальное.
3. Электронное.
4. Дистанционное.
5. Правильные ответы № 1, 3.
Вопрос № 48: Укажите виды ОРМ «Отождествление личности»:
1. Опосредованное и непосредственное.
2. Техническое.
3. Электронное.
4. С использованием «Полиграфа».
5. Все ответы правильные.
Вопрос № 49: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД», в которой перечислены оперативно-розыскные мероприятия.
1. № 3
2. № 4
3. № 5
4. № 6
5. № 13
Вопрос № 50: Укажите минимальный возраст лиц привлекаемых к конфиденциальному содействию на бесконтрактной основе органами, осуществляющими ОРД:
1. 14 лет.
2. 16 лет.
3. 18 лет.
4. 21 лет.
5. 25 лет.
Вопрос № 51: Сотрудничество граждан на конфиденциальной основе, согласно ФЗ «Об ОРД» является:
1. Гражданским долгом.
2. Конституционной обязанностью.
3. Способом избежать уголовной ответственности.
4. Добровольным.
5. Все указанные ответы верны.
Вопрос № 52: Лицо из числа преступной группы, совершившее противоправное деяние, привлеченное к конфиденциальному сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, освобождается от уголовной ответственности если:
1. Активно способствовало раскрытию преступлений.
2. Это является условием конфиденциального сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, по согласованию с соответствующим судьей.
3. Преступление не повлекло тяжких последствий, активно способствовал раскрытию преступлений и возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред.
4. Добровольно прекратило преступную деятельность.
5. Преступление не повлекло тяжких последствий.
Вопрос № 53:Укажите ОРМ судебного санкционирования:
1. Съем передаваемой электронной информации.
2. Снятие передаваемой электронной информации.
3. Снятие информации с технических каналов связи.
4. Снятие информации с почтовых каналов связи.
5. Правильного ответа нет.
Вопрос № 54: Укажите вид ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования»:
1. Сбор образцов и предметов изъятых из гражданского оборота на территории РФ.
2. Гласный с зашифровкой цели.
3. Легендированный.
4. Верные ответы №1 и №3.
5. Верные ответы №2 и №3.
Вопрос № 55: Укажите субъекты ОРМ «Исследование предметов и документов»:
1. Сотрудники оперативных подразделений.
2. Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений.
3. Сотрудники государственных предприятий, учреждений, организаций.
4. Правильные ответы № 1, 2.
5. Правильные ответы № 1, 2, 3.
Вопрос № 56: Укажите ОРМ указанное в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:
1. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
2. Осмотр служебных помещений.
3. Обследование транспортных средств физических и юридических лиц.
4. Оперативный осмотр.
5. Все вышеперечисленные ответы верны.
Вопрос № 57: Укажите количество ОРМ, определенных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»:
1. 10
2. 12
3. 14
4. 16
5. 18
Вопрос № 58: Укажите количество ОРМ относящихся к группе судебного санкционирования:
1. 2
2. 4.
3. 6
4. 8
5. 5
Вопрос № 59: Укажите ОРМ ведомственного санкционирования:
1. Обследование помещений, сооружений, участков местности и т.д.
2. Освидетельствование граждан.
3. Цензура корреспонденции осужденных.
4. Оперативный эксперимент.
5. Следственный эксперимент.
Вопрос № 60: Укажите № статьи Федерального закона «Об ОРД» -«Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий».
1. № 6
2. № 7
3. № 8
4. № 10
5. № 13
5. Правильные ответы:
1.1
2.3
3.3
4.3
5.4
6.1
7.2
8.2
9.1
10.3
11.4
12.2
13.1
14.3
15.4
16.2
17.3
18.1
19.4
20.2
21.3
22.3
23.3
24.4
25.4
26.4
27.3
28.3
29.2
30.2
31.1
32.1
33.3
34.3
35.4
36.1
37.2
38.3
39.4
40.4
41.2
42.3
43.1
44.1
45.2
46.2
47.3
48.3
49.2
50.1
51.2
52.4
53.4
54.3
55.2
56.1
57.1
58.2
59.3
60.3
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: экзамен проводится в устной форме по билетам. Умения формируются в ходе практических занятий.
3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Истоки оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности.
2. Предмет и система ОРД и ее социальная значимость.
3. Основные признаки оперативно-розыскной деятельности.
4. Цели и задачи ОРД: непосредственные и опосредованные.
5. Функции ОРД: основные и дополнительные.
6. Понятие принципов ОРД, их система и содержание.
7. Нравственные основы содержания ОРД и отношений в ОРД.
8. Связь ОРД с другими юридическими науками.
9. Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в ОРД.
10. Формирование в России оперативно-розыскного законодательства.
11. Понятие оперативно-розыскного закона, его общая характеристика.
12. Действие оперативно-розыскного закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
13. Государственные органы, полномочные осуществлять 28. оперативно-розыскную деятельность.
14. Обязанности и права оперативно-розыскного органа.
15. Межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество оперативно-розыскных органов.
16. Понятие должностного лица – участника ОРД. Классификация должностных лиц.
17. Понятие и классификация лиц, содействующих ОРО.
18. Понятие и виды содействия ОРО.
19. Основные направления использования лиц, оказывающих содействие ОРО.
20. Руководство лицами, оказывающими содействие ОРО.
21. Особенности содействия оперативно-розыскным органам иностранных граждан.
22. Психологическая характеристика участников ОРО.
23. Контракт (договор) между субъектами ОРД и условия его заключения. Запреты на контрактное сотрудничество.
24. Меры социальной и правовой защиты участников ОРД.
25. Понятие и классификация субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней.
26. Субъекты, осуществляющие внешний (вневедомственный) контроль.
27. Судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
28. Ведомственный контроль за ОРД.
29. Понятие и классификация лиц, изучаемых в оперативно-розыскной деятельности. Права и обязанности изучаемых лиц.
30. Классификация преступных формирований, изучаемых в ОРД.
31. Понятие и классификация лиц, защищаемых в ОРД. Права и обязанности защищаемых лиц.
32. Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация.
33. Основания и условия проведения ОРМ.
34. Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно- розыскных мероприятий.
35. Порядок проведения опроса.
36. Порядок наведения справок.
37. Порядок исследования предметов и документов.
38. Порядок проведения наблюдения.
39. Порядок отождествления личности
4. Критерии оценивания заданий к экзамену:

Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания по дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности», знание изученных источников законодательства.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание изученных источников законодательства.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») Теоретический вопрос не раскрыт. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического вопроса.

Приложения
Приложение 2.   ФОС_ОРД 2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией: Кувалдина В.П., Тузова Л.Л., Климова И.А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие Москва, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Правовые основы ОРД: Учебное пособие Москва, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы ОРД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (http://www.sudrf.ru)
4. Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru)
5. Современное право – электронная версия юридического журнала (http://pravo.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Лекция (лат. lectio - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. Лекции требуют большой предварительной работы. Еще труднее выступить с нею, изложить содержащийся в ней материал.
Конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь. Студенты должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами. Первый: Студенты вносят в тетради только важные положения лекции, определения и выводы. Второй: Студенты максимально записывают всю речь лектора. Третий: Студенты вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации. Четвертый: Студенты только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий. За такой способ выступают преподаватели, знающие и использующие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде занятий. Противники такого способа, как правило, не используют диалог на лекции и считают, что главное на лекции - писать конспект. Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конспектам Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит: - название и план лекции; - основные положения лекции, в том числе выраженные через знаки-символы; - формулировки проблемных вопросов и задач; - наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной работе. 29 Между всеми зафиксированными в опорном конспекте положениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят дополнительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции. Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания преподавателем проблемы и наличия у студентов навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать. Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования лекции? Во-первых, надо постоянно учиться конспектированию до тех пор, пока конспект не станет их первым помощником в учебе. Во-вторых, надо выработать критерии приличного конспекта и приучиться их время от времени соотносить с ними свои записи. Это: - материал конспекта ясен и понятен; - конспект легко читается, расшифровывается; - способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей; - конспект - это запись смысла, а не текста лекции; - конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса. Конспект полезен лишь при условии систематической работы с ним - на занятиях и дома. Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изучении различных источников. Их структура и содержание зависят, наряду с умением студента вести конспекты, от избранного метода изучения источника
Подготовка к практическим занятиям.
Семинар или практические занятия по предмету в учебном процессе идут, как правило, за лекциями. На семинары выносятся не все, а только наиболее сложные темы курса. Студенты должны быть готовы ответить по каждому вопросу темы семинарских занятий, активно участвовать в работе семинара. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на семинарах оцениваются. В процессе подготовки ответов на вопросы, которые вынесены на обсуждение семинарских занятий, необходимо сначала подобрать литературу. Затем путем ее просмотра и выборочного чтения, необходимо найти те разделы книги, которые отвечают теме семинара. При этом имеется в виду, что приведенный после каждой темы список литературы носит рекомендационный характер, и при подготовке к семинару вы можете использовать только часть ее или использовать по своему желанию другие материалы. Используя конспект лекций, учебник, вспомогательные литературные источники составьте план ответа по каждому вопросу семинара. Есть два основных способа составления плана ответа. Первый – на основе работы с литературой во время чтения. Второй – его составление после глубокого ознакомления с разнообразными источниками, что даст возможность обобщить проделанную Вами работу. При таком подходе план получается более последовательным и логичным, т.к. исчезает соблазн переделать почти каждую мысль источника в один из пунктов Вашего плана. Составление плана-ответа может показаться простым делом. Но это далеко не так. Сложность заключается в том, что необходимо выяснить для себя строение и ход мыслей в изучаемых источниках, а затем сжато, ясно и лаконично выделить главное содержание проблемы. План может быть простым и развернутым. В первом случае записывается только порядок основных вопросов, которые необходимо раскрыть во время выступления на семинаре по той или иной проблеме. В отличие от простого в развернутом плане выделяется порядок освещения вопросов темы, складывается и записывается содержание ответа по каждой проблеме семинара. Могут быть цитаты, наиболее важные цифровые сведения, обобщения и выводы. На полях полезно отмечать страницы используемых в плане-ответе сведений, что поможет в нужный момент, быстро найти в книге необходимое место и обратить внимание слушателей на те или иные подходы автора. 23 Развернутый план поможет не только научиться логически формулировать Ваши мысли, но и сжато, аргументировано и убедительно выступить перед аудиторией. Рекомендуется взять на вооружение именно такой метод подготовки к семинарам. Понятно, он требует много времени и усилий, но сторицей. Ваши знания по курсу станут крепкими, глубокими, осмысленными. Постепенно сформируются навыки публичного выступления и научного отстаивания авторской мысли. Порядок проведения семинара примерно такой: преподаватель коротко формулирует тему, цель и задачи, вызывает по собственному желанию любого студента осветить одну из проблем темы. Все студенты должны быть готовыми выступить по любому вопросу семинарского плана. Сообщение должно быть кратким, аргументированным, рассчитанным на 3-5 минут. Сначала называется вопрос, который будет обсуждаться, потом, если Вы выступаете не первым, дайте оценку предыдущему выступающему, исправьте ошибки, если они допущены. После чего приступайте к освещению содержания своего вопроса, углубляя обсуждаемую тему, стремитесь не повторять уже сказанное товарищами и, наконец, делайте необходимые выводы. Главное на семинарских занятиях – глубокое, заинтересованное и активное обсуждение проблем. Творческие дискуссии оживляют занятия, способствуют глубокому, крепкому закреплению изучаемого материала. Для более глубокого изучения той или иной темы преподаватель может предложить подготовить сообщения, которые зачитываются и обсуждаются на семинаре.
Рекомендации к самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов представляет собой деятельность, основанную на собственных познаниях теоретических вопросов, а также нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Целями самостоятельной работы студентов являются: обучение определенным навыкам работы с нормативной базой, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения использовать справочную литературу; развитие и закрепление способностей к самостоятельному изучению, изложению как устно, так и в письменном виде, а также применению полученной информации. Для достижения поставленных целей самостоятельная работа студентов предполагает решение следующих задач: - продолжение изучение дисциплины вне аудиторных занятий в порядке, согласованном с преподавателем, - развитие интереса к действующему законодательству, существующей судебной практике, а также рассматриваемым проектам нормативно-правовых актов, - наработка собственной практики разрешения ситуаций, возникающих в сфере местного самоуправления; К формам самостоятельной работы студентов необходимо отнести: - повторение пройденного на лекциях и семинарах материала; - изучение при подготовке к семинарам нормативного материала; - чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы; - ознакомление с изменениями действующего законодательства; - анализ проектов новых нормативно-правовых актов; - подготовка докладов посредством самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами, судебной практикой и формирования собственного мнения, подкрепленного соответствующим обоснованием; - выполнение контрольных работ; - подготовка к экзамену. Самостоятельная работа представляет собой особую систему условий обучения, организуемых преподавателем, и состоящую из следующих этапов: 1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы с ссылками на конкретные учебник, учебное пособие, справочную литературу, нормативно-правовой акт. 3. Организация консультаций по выполнению заданий. 27 4. Непосредственная самостоятельная работа студентов. 5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.