МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы современной социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильБухгалтерский учет и финансы; Национальная экономика и государственное регулирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Экономика_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н, Доцент, А.Н. Шрайбер;к.с.н., доцент, В.А. Артюхина

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав. каф., В.В. Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Основы современной социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование у студентов системных теоретических и практических знаний об обществе, его структуре и элементах, социальных закономерностях его развития, социальной сущности личности и социальных общностей. Это обеспечит формирование навыков концептуального анализа социальных явлений и процессов, динамики развития социальных институтов и организаций,характеристик личности; умения прогнозировать социальные последствия деятельности личности и общественных движений, определять социальную эффективность деятельности организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командной задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Социология как наука Практические 3 0 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Базовые подходы к пониманию общества Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. О.Конт – основатель социологии Сам. работа 3 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Основные этапы становления и развития социологии как науки Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Объект и предмет социологии, ее основные функции. Связь социологии с другими науками Сам. работа 3 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Методологический анализ актуальных социальных проблем Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Структура социологического знания. Отрасли социологии и их типология Сам. работа 3 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
2.1. Общество и личность Практические 3 0 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Концептуальный анализ основных факторов, способствующих становлению и развитию общественной системы Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению понятия «Общество». Признаки, структура основные подсистемы общества. Типологии обществ Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Методологический анализ понятий социальная группа, государство, общество, страна, гражданское общество Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Личность как субъект общественных отношений. Основные характеристики личности и ее структура Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Ценностный анализ личностных свойств индивида Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Социальные статусы и роли. Процесс социализации личности Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Анализ сущности и основных различий понятий «индивид» и «личность» Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
3.1. Социальные общности и группы Практические 3 0 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Виды социальных общностей и их характерные черты. Виды социальных групп. Социальные квазигруппы Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Общие и отличительные черты социально-исторических общностей и групп Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Понятие толпы и ее виды. Специфика поведения индивида в толпе Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Виды социальных общностей и групп. Их актуальность на современном этапе развития общественной системы Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Социальные отношения как основа для образования социальных общностей и групп Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Основные признаки и функции социальных групп. Факторы объединения индивидов в группы Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
4.1. Социальные институты Практические 3 0 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Анализ социальных феноменов относительно их соответствия основным признакам институциализации Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Теоретико-методологические основы институционального подхода. Процесс институциализации и его стадии Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Концептуальный анализ основных социальных явлений и институтов Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Классификация социальных институтов. Основные признаки социальных институтов Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Специфика функционирования социальных институтов в обществе Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Подходы к анализу сущности организации. Типы организаций. Связь социальных институтов и социальных организаций Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
5.1. Социальная стратификация и мобильность Практические 3 0 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Феномен социального неравенства и дифференциация общества Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Понятие социальной стратификации и страты. Четыре измерения социальной стратификации. Социальная стратификация современного российского общества Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Эмпирический анализ сегментации населения России Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Понятие социальной мобильности и ее разновидности Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Анализ основных видов социальной мобильности и их актуальность на различных этапах развития общества Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Дистанция и объем социальной мобильности. Основные каналы социальной мобильности Сам. работа 3 5 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Основные факторы и проблемы дифференциации общества Практические 3 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-9.3, УК-5.3, УК-5.4, УК-3.3, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов:
1) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают текстовые сообщения
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

2) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают люди, их мнения и оценки
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

3) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятия исследуемого объекта
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

4) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает наблюдение за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие
а) опрос
б) анализ документов
в) наблюдение
г) эксперимент

5) Определите тип информации, который передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности
а) социальная информация
б) коммуникативная информация
в) культурно-историческая информация
г) опосредованная информация

6) Определите разновидность информации, включающую в себя сведения о состоянии экономической сферы; об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом; о деятельности политических партий и движений т.д.
а) пропаганда
б) идеологическая информация
в) социально значимая информация
г) государственная информация

7) Укажите как в социологии называется первичная информация, полученная в результате социологического исследования
а) данные
б) материалы
в) коммуниканты
г) католог

8) Укажите какой признак общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов
а) эмпиризм
б) системность
в) структурность
г) динамизм

9) Укажите видного представителя системного подхода в социологии
а) Аристотель
б) К. Маркс
в) Т. Киллмен
г) А.П. Андреев

10) Укажите вид социальной системы, состоящий из одинаковых по своим свойствам элементов
а) первичный
б) вторичный
в) гомогенный
г) гетерогенный

Ответы:
1) б
2) а
3) в
4) г
5) а
6) в
7) а
8) г
9) б
10) в

Критерии оценивания:
Каждый верный ответ оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (5 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 5 баллов)

2. Тестовые задания открытого типа, предполагающие ответ в виде слова:
1) Укажите название приема изучения сложных социальных систем, предполагающий разбиение системы на элементы
2) Укажите название приема изучения сложных социальных систем, предполагающий объединение некоторых классов элементов в общую структуру и систему.
3) Вставьте пропущенный термин: «В зависимости от цели, социологические данные можно разделить на первичные и …».
4) Укажите как в социологии называется респондент, компетентный в проблемах, непосредственно связанных с предметом исследования
5) Вставьте пропущенный термин: «… и прикладная социология не противостоят друг другу, не отгорожены друг от друга, а представляют собой неразрывное единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга».
6) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают текстовые сообщения
7) Укажите метод сбора социологических данных, в котором источниками информации выступают люди, их мнения и оценки
8) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятия исследуемого объекта
9) Укажите метод сбора социологических данных, который предполагает наблюдение за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие
10) Укажите какой признак общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов
11) Укажите понятие, характеризующее совокупность приемов и способов, используемых для получения научных знаний об обществе
12) Вставьте пропущенный термин: «… отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.»
13) Укажите принцип в теоретической социологии, согласно которому все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами
14) Вставьте пропущенный термин: «Социальная система представляет собой общество в развитии, одновременно его статика и ….».
15) Вставьте пропущенный термин: «С уменьшением размеров групп, а следовательно, с увеличением влияния … фактора неточность социологических исследований возрастает»

Ответы:
1) декомпозиция
2) агрегирование
3) вторичные
4) эксперт
5) теоретическая
6) анализ документов
7) опрос
8) наблюдение
9) эксперимент
10) динамизм
11) метод
12) методика
13) детерминизм
14) динамика
15) субъективного

Критерии оценивания:
Каждое задание, выполненное в полном объеме, оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (8 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 8 баллов)

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов:
1) Укажите отрасль социологии, которая изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей в рамках социального взаимодействия
а) феминосоциология
б) гендерная социология
в) геронтосоциология
г) социальная психология
2) Определите чем для социологии выступает совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных
а) объект социологии
б) предмет социологии
в) метод социологии
г) предназначение социологии
3) Укажите что является основными детерминантами поведения личности в рамках социального взаимодействия
а) желания и интересы
б) потребности и стимулы
в) потребности и интересы
г) желания и стимулы
4) Укажите понятие, обозначающее совокупность моделей поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих
а) система социальных статусов
б) система социальных ролей
в) социальная мобильность
г) предписанная система ожиданий
5) Какая система (сфера) общества является совокупностью взаимодействий индивидов и социальных групп, организованной на единой нормативно-ценностной основе и связанной с осуществлением власти и управления обществом?
а) социальная
б) политическая
в) идеологическая
г) процедурная
6) Укажите понятие, определяемое как различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе?
а) социальные отношения
б) социальные коммуникации
в) социальный обмен
г) социальная продукция
7) Укажите понятие, характеризующее спонтанное, неустойчивое образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида
а) толпа
б) квазигруппа
в) массовое общество
г) социальное объединение
8) Укажите понятие, которое характеризует социальную квазигруппу, создаваемую в целях личностного удовольствия ее членов
а) обусловленная толпа
б) случайная толпа
в) экспрессивная толпа
г) устойчивая толпа
9) Укажите термин, обозначающий заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей
а) обусловленная толпа
б) случайная толпа
в) экспрессивная толпа
г) действующая толпа
10) Укажите термин, обозначающий переход человека из одной социальной группы в другую
а) социальное поведение
б) социальная девиация
в) общественная коммуникация
г) социальная мобильность

Ответы:
1) б
2) б
3) в
4) б
5) б
6) а
7) б
8) в
9) а
10) г

Критерии оценивания:
Каждый верный ответ оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (5 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 5 баллов)

2. Тестовые задания открытого типа, предполагающие ответ в виде слова:
1) Укажите название социальной группы, которая служит для индивида своеобразным эталоном или стандартом, системой отсчета для себя и других
2) Укажите название социальной группы, которая отличается непреднамеренностью, в которой между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура
3) Укажите вид социальной общности людей, которая внешне не организована, отличается высшей степенью конформизма и действует крайне эмоционально и единодушно
4) Вставьте пропущенный термин: «По степени включенности в межличностные отношения социальные группы разделяются на реальные и …»
5) Вставьте пропущенный термин: «По степени длительности существования социальные группы разделяются на постоянные и …»
6) Вставьте пропущенный термин: «По степени регламентации деятельности социальные группы разделяются на формальные и …»
7) Вставьте пропущенный термин: «По численности участников социальные группы делятся на большие и …»
8) Укажите термин, обозначающий совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремление к достижению определенной цели
9) Укажите термин, обозначающий небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения
10) Вставьте пропущенный термин: «Введение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую социальную группу либо замыкание группы в самой себе обозначается как социальная …»
11) Вставьте пропущенный термин: «Ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека обозначается как социальная …»
12) Укажите термин, обозначающий особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов
13) Укажите термин, обозначающий простые, элементарные связи между отдельными индивидами. Они могут быть единичными и регулярными
14) Укажите понятие, обозначающее совокупность моделей поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих
15) Укажите понятие, обозначающее совокупность разнообразных социальных взаимодействий – от простых (взаимодействие пассажиров в общественном транспорте) до сложных и длительных (семейные отношения)

Ответы:
1) референтная группа
2) квазигруппа
3) толпа
4) номинальные
5) временные
6) неформальные
7) малые
8) вторичная группа
9) первичная группа
10) клаузула
11) роль
12) социальный конфликт
13) социальные контакты
14) система социальных ролей
15) социальные интеракции

Критерии оценивания:
Каждое задание, выполненное в полном объеме, оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (8 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 8 баллов)

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов:
1) Укажите понятие, которое определяется как процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.
а) кросскультура
б) апробация
в) прокультурация
г) аккультурация
2) Укажите тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве
а) народность
б) нация
в) племя
г) род
3) Укажите чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп
а) культурное самосознание
б) социальное самосознание
в) этническое самосознание
г) идеологическое самосознание
4) Укажите понятие, которое определяется как состояние индивида, утратившего прежний социальный статус, и неспособного органично функционировать в рамках нового социального статуса, адаптироваться в новой культурной среде
а) мобильность
б) оппозиция
в) маргинальность
г) отсрочка
5) Укажите термин, обозначающий склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов собственной
а) национализм
б) этноцентризм
в) абструкция
г) аккультурация
6) Укажите термин, обозначающий исторически сложившиеся внешние или собственные представления о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса
а) этнические представления
б) этнический стереотип
в) этнический образ
г) этническая идентичность
7) Укажите термин, обозначающий принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства.
а) автоидентификация
б) этнический стереотип
в) самопознание
г) этническая идентичность
8) Укажите термин, обозначающий вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.
а) ассимиляция
б) сепарация
в) идентификация
г) маргинализация
9) Укажите термин, обозначающий одновременную принадлежность лица или группы двум культурам
а) монокультуризм
б) бикультуризм
в) прекультурация
г) аккумуляция
10) Укажите термин, обозначающий смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия, предполагающий обмен информацией
а) аппроксимация
б) адресация
в) информатизация
г) коммуникация

Ответы:
1) г
2) а
3) б
4) в
5) б
6) б
7) г
8) а
9) б
10) г

Критерии оценивания:
Каждый верный ответ оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (5 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 5 баллов)

2. Тестовые задания открытого типа, предполагающие ответ в виде слова:
1) Укажите процесс в экономике, науке, образовании, в рамках которого международные контакты стали явлением повседневной жизни.
2) Вставьте пропущенный термин: «Становясь участниками любого вида межкультурных …, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга»
3) Вставьте пропущенный термин: «… представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространенных в обществе и передающихся из поколения в поколение»
4) Вставьте пропущенный термин: «… уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями»
5) Вставьте пропущенный термин: «…коммуникация возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться»
6) Укажите термин, обозначающий склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов собственной
7) Вставьте пропущенный термин: «Этнические стереотип представляет собой исторически сложившиеся гетеростереотипы и … о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса»
8) Укажите термин, обозначающий моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей
9) Укажите термин, обозначающий общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры
10) Вставьте пропущенный термин: «Для каждого человека этническая … означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности»
11) Вставьте пропущенный термин: «Механизм инкультурации, в соответствии с которым освоение человеком своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном, так и … уровне»
12) Вставьте пропущенный термин: «В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о … ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу»
13) Вставьте пропущенный термин: «Культурный … представляет собой эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентацию индивида, вызванную попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой»
14) Укажите термин, обозначающий принадлежность человека к определенной этнической группе
15) Вставьте пропущенный термин: «В Российской Федерации у представителей разных народностей есть право на свободный выбор … общения»

Ответы:
1) глобализация
2) контакты
3) культура
4) этнический
5) региональная
6) этноцентризм
7) автостереотипы
8) нравы
9) обычаи
10) идентичность
11) бессознательном
12) система
13) шок
14) национальность
15) язык

Критерии оценивания:
Каждое задание, выполненное в полном объеме, оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (8 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 8 баллов)

УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов:
1) Укажите как в структуре общения называют сторону, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, то есть в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями
а) интерактивная
б) перцептивная
в) коммуникативная
г) межличностная
2) Укажите как в структуре общения называют сторону, которая означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания
а) интерактивная
б) перцептивная
в) коммуникативная
г) межличностная
3) Укажите термин, включающий методы, используемые для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи
а) аргументированное общение
б) понимающая коммуникация
в) дополненная коммуникация
г) альтернативная коммуникация
4) Укажите структуру, элементами которой выступают биологический уровень, психологический уровень и социальный уровень
а) общество
б) социальная группа
в) личность
г) социальный институт
5) Укажите понятие, обозначающее неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
а) индивидуальность
б) личность
в) черты характера
г) индивид
6) Укажите понятие, характеризующее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит
а) адаптация
б) аккультурация
в) приспособление
г) социализация
7) Укажите понятие, характеризующее утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей
а) асоциализация
б) десоциализация
в) дублирующая социализация
г) оппозиционная социализация
8) Укажите понятие, характеризующее отсутствие собственной позиции, беспрекословное подчинение определенным образцам, авторитетам
а) конформизм
б) социализация
в) аккультурация
г) ассимиляция
9) Укажите в чем проявляется автономия личности
а) в стихийности проявлений индивидуальности
б) в отказе от включения в социальные взаимодействия
в) в осмыслении и сознательном выборе ею предложений общества
г) в девиантном поведении
10) Укажите что можно считать завершением определенного этапа социализации
а) принятие социальной роли, овладение определенной ролью
б) изменение места в социальной иерархии
в) достижение определенного возраста
г) получение определенной должности

Ответы:
1) а
2) б
3) г
4) в
5) б
6) г
7) б
8) а
9) в
10) а

Критерии оценивания:
Каждый верный ответ оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (5 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 5 баллов)

2. Тестовые задания открытого типа, предполагающие ответ в виде слова:
1) Укажите название меры, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения
2) Укажите название поведения, которое не согласуется с общественными нормами
3) Укажите какая функция социального института образования предполагает регулирование взаимоотношений между членами общества с помощью создания шаблонов поведения
4) Укажите какая функция социального института образования предполагает сплочение между собой социальных групп, которое происходит под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей
5) Укажите какая функция социального института образования характеризуется получением каждой личностью своего образования, которое является неодинаковым для всего населения
6) Укажите какая функция социального института образования характеризуется обучением и воспитанием молодежи, передачи им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей
7) Укажите какая функция социального института образования характеризуется передачей знаний и навыков из поколения в поколение
8) Укажите какая функция социального института образования предполагает, что человек стал рассматриваться в качестве полноценного участника воспитательного и образовательного процесса
9) Укажите понятие, характеризующее утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей
10) Укажите понятие, обозначающее неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
11) Укажите структуру, элементами которой выступают биологический уровень, психологический уровень и социальный уровень
12) Укажите понятие, характеризующее отсутствие собственной позиции, беспрекословное подчинение определенным образцам, авторитетам
13) Укажите понятие, характеризующее организацию совместной деятельности на основе межличностного взаимодействия и взаимоадаптации
14) Укажите признак социального взаимодействия, который характеризуется привязкой к событию, условиям протекания
15) Вставьте пропущенный термин: «По продолжительности социальное взаимодействие можно разделить на кратковременное и …»

Ответы:
1) санкция
2) девиантное
3) регулятивная
4) интегративная
5) социальная селекция
6) социализация
7) когнитивная
8) гуманистическая
9) десоциализация
10) индивидуальность
11) личность
12) конформизм
13) социальная адаптация
14) ситуативность
15) длительное

Критерии оценивания:
Каждое задание, выполненное в полном объеме, оценивается одним баллом
«зачтено» - 50% и более правильных ответов (8 баллов и более)
«не зачтено» - менее 50% и боле правильных ответов (менее 8 баллов)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. Возникновение и развитие социологии как науки.
2. Связь социологии с другими науками.
3. Объект и предмет, функции социологии.
4. Структура социологического знания.
5. Признаки общества. Структура общества, основные подсистемы общества. Типологии обществ.
6. Личность как субъект общественных отношений.
7. Основные характеристики личности и ее структура.
8. Социальные статусы и роли.
9. Процесс социализации личности.
10. Виды социальных общностей и их характерные черты.
11. Виды социальных групп. Социальные квазигруппы.
12. Основные признаки социальных институтов.
13. Классификация социальных институтов.
14. Подходы к анализу сущности организации. Типы организаций.
15. Понятие социальной стратификации и страты.
16. Четыре измерения социальной стратификации: доход, образование, власть, престиж.
17. Социальная стратификация современного российского общества.
18. Понятие социальной мобильности.
19. Разновидности социальной мобильности.
20. Основные каналы социальной мобильности.

Форма проведения промежуточной аттестации: зачет

Оценивание ответа на зачете:
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Социология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Куканова, Е. В., Павленок П.Д. Социология: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Кухарчук, Д. В. Социология: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хренов А.Е. Социология: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021, 2021 urait.ru
Л2.2 Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э2 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент ecsocman.hse.ru
Э4 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э5 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э6 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Практикум "Человек в современном мире". Основы современной социологии", размещенный на портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8516) включает материалы, сгруппированные тематически по пяти разделам. В ЭУМКД по дисциплине представлены лекционные материалы в формате видео, практические задания с инструкцией по их выполнению, глоссарий (содержит ряд понятий и терминов, знание которых пригодится в процессе выполнения практических заданий), учебные и интерактивные материалы, а также итоговый тест по дисциплине.
Просмотр видеолекций, представленных в курсе, является необходимым условием успешного его освоения. Представленные практические задания и интерактивные элементы выполняются слушателями согласно инструкции самостоятельно и индивидуально. Курс имеет заданную траекторию обучения: последующие задания открываются по мере выполнения предыдущих.