МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Топография с основами геодезии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Байкалова Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Топография с основами геодезии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является приобретения студентами указанной специальности необходимых знаний для проведения геодезических работ при топографической съёмки местности, выполнения полного комплекса работ при топогеодезических изысканиях и решения инженерных задач геодезическими методами.
Задачей курса является приобретение студентами навыка геодезических измерений, производимых с помощью геодезических приборов, проведения полевых геодезических работ, обработки полученных данных, составления топографических планов и других материалов топогеодезических изысканий, а также изменения решения различных инженерных задач геодезическими методами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия топографии
1.1. Земля и ее отображение на плоскости. Понятие о геодезических измерениях и их точности. Измерения на топографических картах. Предварительные сведения о топографических съемках Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Измерения на топографической карте (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Определение площадей контуров ситуации (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теодолитная съемка
2.1. Обоснование съемки. Теодолит. Измерение сторон теодолитных полигонов и ходов. Вычислительная обработка теодолитных полигонов и ходов. Съемка ситуации. Составление плана теодолитной съемки Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Изучение устройства и поверок теодолита Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Вычислительная обработка теодолитных ходов и построение плана теодолитной съемки (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Вычисление координат пунктов съемочного обоснования (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Нивелирование
3.1. Назначение и сущность нивелирных работ. Нивелиры и рейки. Техническое нивелирование. Тригонометрическое нивелирование Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Изучение устройства и поверок нивелиров Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Вычислительная обработка результатов геометрического нивелирования (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Построение продольного и поперечного профилей трассы (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Тахеометрическая съемка
4.1. Сущность тахеометрической съемки. Порядок полевых работ при тахеометрической съемке. Съемка ситуации и рельефа Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Вычислительная обработка и построение топографического плана по результатам тахеометрической съемки (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Составление плана тахеометрической съемки (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Теория погрешностей измерений
5.1. Общие понятия. Оценка точности результатов измерений и их функции Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Оценка точности результатов угловых и плановых измерений (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Оценка точности результатов угловых и плановых измерений (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Государственная геодезическая сеть
6.1. Понятие о геодезической сети и ее назначении. Государственная плановая геодезическая сеть. Государственная нивелирная сеть. Геодезические сети сгущения и съемочные сети Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Уравнивание центральной системы триангуляции 2 разряда (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Геодезические работы
7.1. Геодезические работы при инженерных изысканиях и проектировании. Геодезические работы при перенесении проекта в натуру. Геодезические работы при эксплуатации инженерных систем и сооружений. Использование спутниковых технологий в инженерной геодезии Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Геодезическая подготовка данных для перенесения проекта сооружения на местность (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Нивелирование поверхности по квадратам (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Повторение пройденного материала. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Наука, изучающая форму, размеры земного шара или отдельных участков ее поверхности путем измерений:
а) геодезия
б) картография
в) геология
Ответ: а
Вопрос 2. Поверхность, образованная как условное продолжение мирового океана под материками:
а) поверхность эллипсоида
б) основная уровневая поверхность+
в) физическая поверхность
Ответ: б
Вопрос 3. Фигура Земли, образованная уровневой поверхностью, совпадающей с поверхностью Мирового океана в состоянии полного покоя и равновесия, согласно продолжена под материками:
а) земной эллипсоид
б) земной шар
в) геоид
Ответ: в
Вопрос 4. Приближение формы поверхности земли до эллипсоида вращения, который используется для нужд геодезии на определенной части земной поверхности:
а) референц-эллипсоид
б) квазигеоид
в) земной эллипсоид
Ответ: а
Вопрос 5. Размеры земного эллипсоида характеризуют:
а) средний радиус Земли;
б) длины параллелей и меридианов
в) длину большой полуоси и полярное сжатия
Ответ: в
Вопрос 6. Линии сечения поверхности эллипсоида плоскостями, которые проходят через ось вращения Земли:
а) параллели
б) меридианы
в) отвесные линии
Ответ: б
Вопрос 7. Линии сечения поверхности эллипсоида плоскостями, которые перпендикулярные оси вращения Земли:
а) меридианы
б) нормали
в) параллели
Ответ: в
Вопрос 8. Три величины, две из которых характеризуют плановое положение, а третья является высотой точки над поверхностью земного эллипсоида:
а) геодезические координаты
б) Декартовы координаты
в) геоцентрические координаты
Ответ: а
Вопрос 9. Угол, образованный нормалью к поверхности земного эллипсоида в данной точке и плоскостью его экватора (вверх или вниз от экватора):
а) геодезическая долгота
б) астрономическая долгота
в) геодезическая широта+
Ответ: в
Вопрос 10. Двугранный угол между плоскостями геодезического меридиана данной точки и начального геодезического меридиана (вправо или влево от нулевого меридиана):
а) астрономическая долгота
б) геодезическая долгота
в) астрономическая широта
Ответ: б
Вопрос 11. Высота точки над поверхностью земного эллипсоида:
а) геодезическая высота
б) ортометрическая высота
в) динамическая высота
Ответ: а
Вопрос 12. Высота точки, которая определяется относительно основной уровневой поверхности:
а) относительная высота
б) абсолютная высота
в) геодезическая высота
Ответ: б
Вопрос 13. Разница высот двух точек:
а) превышение+
б) приросты ординат
в) приросты абсцисс
Ответ: а
Вопрос 14. Под нивелированием понимают полевые работы, в результате которых определяют:
а) прямоугольные координаты точек
б) полярные координаты точек
в) превышение между отдельными точками
Ответ: в
Вопрос 15. Миниатюрное изображение части земной поверхности, созданное без учета кривизны Земли:
а) план местности
б) абрис местности
в) профиль местности
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Уменьшенное обобщенное изображение на плоскости всей или значительной части земной поверхности, составленное в принятой картографической проекции с учетом кривизны Земли, это:
Ответ: карта местности+
Вопрос 2. Изображения на плоскости вертикального сечения поверхности местности в заданном направлении это:
Ответ: профиль местности
Вопрос 3. Совокупность указанных на плане контуров и объектов местности это:
Ответ: ситуация
Вопрос 4. Неровности земной поверхности естественного происхождения это:
Ответ: рельеф местности
Вопрос 5. В случае контурной (горизонтальной) съемки на карте или на плане изображается:
Ответ: ситуация местности
Вопрос 6. В системе координат, построенной на основе проекции Гаусса-Крюгера за ось абсцисс (х) принимается:
Ответ: осевой меридиан зоны+
Вопрос 7. В системе координат, построенной на основе проекции Гаусса-Крюгера ордината точки составляет у = 6520000 м, следовательно данная точка находится в координатной зоне номер:
Ответ: 6
Вопрос 8. Осевой меридиан на топографической карте совпадает:
Ответ: с вертикальными линиями километровой сетки
Вопрос 9. За начало отсчета координат в проекции Гаусса-Крюгера принимается:
Ответ: точка пересечения проекций осевого меридиана данной зоны и линии экватора +
Вопрос 10. Измерения на местности с помощью нивелира производятся для:
Ответ: определения превышения одной точки над другой+
Вопрос 11. Поверхность, называемая уровенной это:
Ответ: поверхность океана в спокойном состоянии
Вопрос 12. Единицы измерения угла это:
Ответ: градусы
Вопрос 13. Как называются условные знаки, обозначающие границы участков на плане?
Ответ: контурные
Вопрос 14. Характеристика крутизны склона это:
Ответ: кратчайшее расстояние между горизонталями
Вопрос 15. Прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов на местности называется:
Ответ: теодолит или тахеометр
Вопрос 16. Система обозначения отдельных листов топографических карт называется:
Ответ: номенклатура
Вопрос 17. Каким способом изображается рельеф на топографических картах и планах:
Ответ: горизонталей
Вопрос 18. Расстояние между соседними горизонталями на карте или плане называют:
Ответ: заложением
Вопрос 19. Расстояние между соседними горизонталями на карте или плане называют:
Ответ: заложением
Вопрос 20. Уровни в геодезических приборах служат для:
Ответ: приведения частей или осей прибора горизонтальное или отвесное положение
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3891
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9275
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Предмет и задачи геодезии.
2. Понятие о фигуре Земли.
3. Системы координат.
4. Понятие о картографических проекциях.
5. Картографическая проекция Гаусса-Крюгера.
6. Определение прямоугольных координат на карте.
7. Определение криволинейных координат на карте.
8. Масштабы топографических карт.
9. Номенклатура топографических карт.
10. Условные знаки топографических карт.
11. Изображение рельефа на картах и планах.
12. Ориентирование линий.
13. Прямая и обратная геодезические задачи.
14. Общее понятие о государственных геодезических сетях.
15. Закрепление геодезических пунктов на местности.
16. Определение площади участков местности.
17. Устройство теодолита.
18. Поверки теодолита.
19. Измерение углов.
20. Измерение расстояний.
21. Определение неприступных расстояний.
22. Классификация теодолитных ходов.
23. Обработка результатов измерений в теодолитном ходе.
24. Виды нивелирования.
25. Общее понятие о государственных нивелирных сетях.
26. Закрепление нивелирных пунктов на местности.
27. Устройство нивелира.
28. Поверки нивелира.
29. Нивелирные рейки.
30. Геометрическое нивелирование.
31. Тригонометрическое нивелирование.
32. Классификация нивелирных ходов.
33. Производство технического нивелирования.
34. Обработка результатов измерений в нивелирном ходе.
35. Производство тахеометрической съемки местности.
36. Построение плана по результатам тахеометрической съемки местности.
37. Общеземные системы координат в спутниковых наблюдениях.
38. Локальные системы координат в спутниковых наблюдениях.
39. Общие принципы построения спутниковых навигационных систем GPS.
40. Общие принципы построения спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС.
41. Сигналы GPS и ГЛОНАСС.
42. Аппаратура пользователей.
43. Абсолютные и дифференциальные методы спутниковых измерений.
44. Режимы спутниковых измерений.
45. Основные источники ошибок спутниковых наблюдений.
46. Технология проведения полевых работ при спутниковых измерениях координат.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
Задача 1. Длина линии на плане равна 18,6 мм, а горизонтальное проложение этой линии на местности 46,5 м. Определить масштаб плана. На плане, выполненном в масштабе 1:2500, длина линии 1—2 равна 31 мм. Какая длина этой линии будет на плане масштаба 1:1000?
Задача 2. Приведены расстояния между объектами на местности Dм и расстояния между этими объектами на карте Dпл. Определите численный масштаб карты: Dпл (см)-3,50, Dм (м)-175,0.
Задача 3. Определить площадь участка на местности с точностью до 0,01 га: масштаб плана-1:5000, Sпл (м. кв.)- 4,45.
Задача 4. Определите масштабы: в п раз крупнее и в m раз меньше исходного масштаба.
1) М 1:50 000, определите масштаб карты в 5 раз крупнее и в 4 раза меньше исходного;
2) М 1:10 000, в 5 раз крупнее, в 10 раза меньше;
3) М 1:25 000, в 10 раз крупнее, в 4 раза меньше;
4) М 1:200 000, в 4 раз крупнее, в 5 раза меньше.
3адача 5. Магнитный румб линии 1-2: R1-2= СВ:14°29'. Вычислить истинный азимут этой линии, если склонение магнитной стрелки восточное и равно 4°19'. Выполнить схему.
Задача 6. Угол А дан в минутах, выразить его в градусах и минутах с точностью 0°01' : А =2410.
Задача 7. Известен магнитный азимут: 28°12' и известно склонение магнитной стрелки: западное -2°09'. Определите истинный азимут.
Задача 8. Приведите примеры точных и приближенных чисел. Сколько значащих цифр в следующих числах: 12,0; 120*103; 0,0056; 0,802; 0,04030? Округлите: 4,55 до десятых долей; 122,5 до целых единиц; 0,1499 до десятых; 3,251 до десятых.
Задача 9. Даны отметки точек А и В - НА и НВ. Определить превышение h точки А над точкой В и точки В над точкой А: НА (м)=29,82, НВ (м)=13,14.
3адача 10. Заложение а=1,36 см. Определить крутизну ската в градусах и уклон, если масштаб карты 1:5000, высота сечения рельефа 2 метра.
Задача 11. Отсчеты по вертикальному кругу составляют: КП=355°36' и КЛ=4°32'. Определить место нуля (МО) и угол наклона α.
Задача 12. Дан разомкнутый линейно-угловой ход АВ123СD: βс=209º24'; β3=193º56'; β2=139º52'; β1=213º34'; βВ=137º45'; αА-В=50º55'; αС-Д=56º25'. Вычислить: невязку и распределить ее; вычислить αВ-1, α1-2, α2, α3-С (углы правые).
Задача 13. По румбу линии 1—2 R1-2=СВ:64º22' и внутренним углам, вправо лежащим, β2=205°41'; β3=223º02'; β4 = 84°25' вычислить дирекционный угол А4-5. Выполнить схему.
Задача 14. В замкнутом теодолитном ходе одноминутным теодолитом измерены углы: β1=73º05,5'; β2=132°00,5'; β3=151º11,75'; β4 = 73°02,25'; β5=110°41,5'. Определить угловую невязку, распределить её и вычислить исправленные значения углов. Выполнить схему.
Задача 15. Дан разомкнутый линейно-угловой ход ДА12ВС с измеренными правыми углами: βА=120º40'; β1=133º42'; β2=187º33'; βВ=187º26'; αА-Д=279º36'; αС-В=188º58'. Определить невязку и распределить ее; вычислить дирекционные углы.
Задача 16. Определить дирекционный угол линии 3—4, если известны румб линии 1—2 и внутренние углы 2 и 3, влево по ходу лежащие. Выполнить схему. R1-2=ЮЗ:16°20'; β2=221°43'; β3=159°12'.
Задача 17. Вычислить невязку в приращениях координат разомкнутого теодолитного хода, если сумма приращений координат ΣΔхп=+25,70 м, ΣΔyп=-65,62 м. Координаты конечной точки хода Хк=+210,61 м, Ук=-246,32 м. Координаты начальной точки хода Хн=+185,59 м, Ун=-180,36 м.
Задача 18. Замкнутый теодолитный ход. Дано: β1=120º10'12''; β2=89º47'12''; β3=140º16'12''; β4=114º44'12''; β5=75º03'12''; α1-2=25º40'. Определить угловую невязку и распределить ее; вычислить α2-3, α3-4, α4-5, α5-1
Задача 19. Определить внутренний правый угол между линиями 1—2 и 2—3, если известны дирекционные углы этих линий: α1-2=156°48', α2-3 = 249°13'. Выполнить схему.
Задача 20. Известны координаты точек А (1250,5; 1255,5), В (1360,7; 1460,0), С (1090,4; 1333,8). Определить углы и длины линий. Выполнить расчётную схему.
Задача 21. Начальный румб направления трассы ПКО-ПК2+43,0 равен ЮВ:24°17'. Угол поворота трассы в точке ПК2+43.0 составляет 21015'. Определить румб последующего направления трассы ПК2+43,00-ПК4. Выполнить схему.
3адача 22. При нивелировании «из середины» получены данные: задний отсчет 2983 мм, промежуточный отсчет с=1026 мм, отметка задней точки НА=289,229 м. Определить отметку промежуточной точки С. Выполнить схему-
Задача 23. При нивелировании способом «вперед» получены данные: высота инструмента, установленного в точке А, равна 1345 мм, передний отсчет в=0921 мм. Определить отметку точки Б и ее превышение над точкой А, если отметка точки А равна 85,427 м. Выполнить схему.
3адача 24. Вычислить угол наклона и уклон линии АВ, горизонтальное проложение которой DАВ=120 м, а отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В равны: а=2833 мм, в=0993 мм. Выполнить схему.
Задача 25. Нивелирный ход длиной 5 км проложен техническим нивелированием между реперами М и N с отметками Нм=142,560 м НN=147,892 м. Практическая сумма превышений по ходу: Σh=+5,267 м. Определить невязку хода и сравнить её с допустимой.
Задача 26: Со станции 1 на точку А взята разность отсчетов на рейке по дальномерным нитям п=36,5 см. Коэффициент дальномера К=100. Отсчет по вертикальному кругу тахеометра КЛ=6°28/. Место нуля МО=0°01/. Отсчёт по рейке равен 1725, высота инструмента – 1,3 м. Определить угол наклона а, превышение h. Выполнить схему.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Л. Вострокнутов, В.Н. Супрун, Г.В. Шевченко Основы топографии: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/4628BB2E-7D89-43BA-8ED4-C6FE27B53FB3
Л1.2 О.Ф. Кузнецов Основы геодезии и топография местности: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Кусов Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2009
Л2.2 В.Н. Попов, С.И. Чекалин Геодезия: учебник М.: Горная книга, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 программные продукты КРЕДО credo-dialogue.ru
Э2 Data+ www.dataplus.ru
Э3 ГИС-ассоциация www.gisa.ru
Э4 Курс в Moodle "Топография с основами геодезии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Топография с основами геодезии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Топография» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Топография» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Топография» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Топография» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Топография»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.