МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 86
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 86 86 86 86
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности правового регулирования в сфере в сфере охраны и защиты социальных прав; обеспечение овладением содержанием норм права в социальной сфере; формирование умения анализировать источники и нормы права

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законодательные и
нормативно-правовые документы, основные
этические ограничения, принятые в
обществе, основные понятия, методы
выработки принятия и обоснования решений
задач в рамках поставленной цели, исходя из
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, методы выбора
оптимального решения задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулирует перечень
взаимосвязанных задач, обеспечивающих
достижение поставленной цели, в том числе с
использованием сервисных возможностей
соответствующих информационных
(справочных правовых) систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Определяет ожидаемые результаты
решения задач и разрабатывает различные
виды планов по реализации проектов учетом
действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений, осуществлять поиск
оптимальных способов решения
поставленных задач, с учетом действующих
правовых норм, имеющихся ресурсов и
ограничений.
Проектирует решение задачи,
выбирая оптимальный способ ее решения,
оценивая вероятные риски и ограничения в
выборе решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место социального права в системе современного законодательства
1.1. Социальное право в системе права Практические 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социальное право в системе права Сам. работа 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Право социального обеспечения
2.1. Социальное обеспечение: понятие, история становления Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Социальное обеспечение: понятие, история становления Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Право социального обеспечения: основные категории Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социальные права граждан
3.1. Социальные права граждан в сфере охраны здоровья Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Социальные права граждан в сфере охраны здоровья Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социальные права граждан в сфере образования, науки и культуры Практические 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Социальные права граждан в сфере образования, науки и культуры Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Практические 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Социальные права граждан в сфере трудовых отношений Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Социальные права отдельных категорий лиц: детей и семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста Практические 3 2 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Социальные права отдельных категорий лиц: детей и семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Правовое положение несовершеннолетних по ГК РФ
4.1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений Сам. работа 3 6 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетнего Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Правовое положение несовершеннолетних по СК РФ
5.1. Правовой статус несовершеннолетнего по СК РФ Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Правовой статус несовершеннолетнего по СК РФ Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Алиментные обязательства Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Лишение, ограничение родительских прав Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Правовое положение несовершеннолетних по ТК РФ
6.1. Правовой статус несовершеннолетнего по ТК РФ Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Правовой статус несовершеннолетнего по ТК РФ Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Обязанности несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Правовое положение несовершеннолетних по УК РФ
7.1. Правовой статус несовершеннолетнего по УК РФ Лекции 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Социальные гарантии в уголовном праве Практические 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Социальные гарантии в отраслях отечественного права
8.1. Социальный институт семьи как объект правового регулирования Практические 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Социальный институт семьи как объект правового регулирования Сам. работа 3 7 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Правовой статус несовершеннолетнего и социальные гарантии его охраны и защиты Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Практические 3 1 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сам. работа 3 4 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.6. Консультации 3 2 УК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Конституция РФ (уберите неверное):
А) имеет прямое действие;
В) имеет высшую юридическую силу и определяет возможности заключения международных договоров;
С) определяет основные принципы устройства общества и государства;
D) обладает верховенством на территории всей страны.
1- В

2. Какие права и свободы, согласно Конституции РФ, не подлежать ограничению (возможно несколько вариантов ответов)?
А) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
В) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени(ст.23);
С) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);
D) Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27).
2- В, С

3. Семейное законодательство находится:
А) в ведении РФ;
В) в ведении субъектов РФ;
С) в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
D) в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
3- С

4. Одним из личных неимущественных прав ребенка в соответствии с СК РФ является:
А) право жить и воспитываться в семье;
В) право на жилище;
С) право на имущество, полученное в дар;
D) право наследования.
4- А

5. Гражданская процессуальная дееспособность по общему правилу наступает:
А) с 12 лет;
В) с 14 лет;
С) с 16 лет;
D) с 18 лет.
5- D

6. Согласно Трудовому кодексу РФ, минимальный возраст, с которого допускается по общему правилу прием на работу, составляет:
А) 17 лет;
В) 16 лет;
С) 15 лет;
D) 14 лет.
6- В

7. В соответствии с Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет сокращается:
А) на 4 часа в неделю;
В) на 8 часов в неделю;
С) на 10 часов в неделю;
D) на 16 часов в неделю.
7- А

8. Согласно Трудовому кодексу РФ, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении:
А) 12 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
В) 10 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
С) 8 месяцев его непрерывной работы в данной организации;
D) 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации.
8- D

9. Согласно Трудовому кодексу РФ, по общему правилу работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме:
А) за четыре недели;
В) за три недели;
С) за две недели;
D) за одну неделю.
9- С

10. Определенные виды социального обеспечения являются _______ права социального обеспечения.
А) объектом;
В) субъектом;
С) средствами;
D) условиями.
10- А

11. Президент РФ В. Путин отметил, что права и свободы граждан России должны быть надежно защищены, в этом заключается:
А) основная цель государства;
В) залог развития страны;
С) социальная справедливость;
D) правовое равенство.
11- В

12. По мнению Президента РФ, более доступной и эффективной защиту прав, свобод и законных интересов граждан делает:
А) повышение качества работы органов полиции;
В) повышение качества работы органов прокуратуры;
С) повышение качества работы судебной системы;
D) повышение качества работы органов власти.
12- С

13. Президент РФ указал на необходимость обеспечения социальной направленности:
А) российского правосудия;
В) деятельности Правительства;
С) деятельности органов власти;
13- А

14. Является ли Российская Федерация стороной Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ)?
А) да;
В) нет.
14- В

15. Находится ли Российская Федерация под юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)?
А) да;
В) нет.
15- В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Являются ли общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы?
Ответ: Да

2. В какой последовательности отражены права человека в Конституции РФ?
Ответ: личные, политические, социально-экономические, культурные.

3. Защита Отечества является _________________ гражданина Российской Федерации.
Ответ: долгом и обязанностью

4. В каких случаях, согласно Семейному кодексу РФ, прекращается выплата родителями алиментов на содержание своих детей?
Ответ: при вступлении несовершеннолетнего в брак, в случае усыновления.

5. Участвует ли Россия в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, или в международных актах, устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства?
Ответ: нет

6. Назовите условия перевода работника на другую работу, согласно Трудовому кодексу РФ
Ответ: письменное согласие работника, если работа не противопоказана по состоянию здоровья.

7. Какой трудовой стаж требуется для выхода на пенсию в 2024 году?
Ответ: 15 лет

8. Дайте определение социально-экономическим правам и свободам.
Ответ: это права, призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот.

9. Дайте определение нормы права.
Ответ: Норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

10. Дайте определение источников права социального обеспечения.
Ответ: Источники права социального обеспечения - нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения.

11. Перечислите основные функции социального обеспечения.
Ответ: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.


12. Что включают права в сфере труда?
Ответ: свобода труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, защита от безработицы, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже МРОТ.

13. Назовите вид стажа, с которым законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?
Ответ: специальный стаж.

14. Назовите условия признания гражданина безработным.
Ответ: Он должен быть трудоспособен, но не иметь работы и заработка; должен состоять на учете в центре занятости и быть готовым приступить к работе.

15. К какому виду правоотношений относится пособие по безработице?
Ответ: к кратковременному
16. Теряют ли родители, лишенные родительских прав, право на получение от ребенка содержания:
Ответ: да.

17. Гражданская процессуальная дееспособность по общему правилу наступает:
Ответ: с 18 лет

18. Могут ли лица, не состоящие в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка?
Ответ: нет.

19. С какого возраста обязательно согласие ребенка при передаче его на усыновление?
Ответ: с 10 лет

20. По мнению Президента РФ «на особом контроле должны оставаться вопросы поддержки многодетных семей, семей с низкими доходами», а также _______________________
Ответ: детей-сирот и матерей, которые одни воспитывают детей

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2841. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбанов Р. А. Трудовое право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6F44CA6F-02B2-4ECE-931B-55EC9EB172BD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков А. И. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FA553260-1405-4A17-B0B3-E0B4DB1C23D6
Л2.2 Шайхатдинов В.М. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/D89A0F77-B444-402D-980C-A9E7BC7612AE
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Государственная дума. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/]
Э3 Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э4 Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Официальный сайт: банк документов [Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs]
Э5 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э6 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э7 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э8 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э9 Курс в Moodle "Социальное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.


Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.