МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2021_11кл
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 8 8 8 8
Итого 48 48 48 48

Программу составил(и):
Завьялов Алексей Александрович;преподаватель, высшая категория, Романова Ирина Михайловна

Рецензент(ы):
д-р. филос. наук, профессор, Черданцева Инна Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Основы философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработчик веб и мультимедийных приложений). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
канд. эконом. наук., доцент, Глубокова Л. Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повышение гуманитарной и методологической подготовки студентов
Ознакомление студентов с этапами развития философской мысли, структурой современного философского знания, с основными философскими проблемами и главными методологическими подходами в их решении
Овладение знаниями об основных этапах становления и развития социо-гуманитарного знания
Изучение историко-философского материала и разрешение проблемных вопросов философии
Ознакомление с различными методологическими подходами к анализу общественных явлений (цивилизационный, формационный, культурологический, ценностно-ориентированный, личностно-деятельностный, системный, структурно-функциональный)

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретанцию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные категории и понятия философии
Роль философии в жизни человека и общества
Основы философского учения о бытии
Сущность процесса познания
Основы научной, философской и религиозной картин мира
Условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Социальные и этических проблемах, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. Структура философского знания.
1.1. Проблема определения философии. Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Структура философского знания. Генезис философии. Философия и мифология. Взаимоотношения философии и науки. Границы научного и философского знания. Философия как рефлексия. Лекции 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Проблема определения философии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии и науки. Практические 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Проблема определения философии. Сам. работа 5 1 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Философское учение о бытии (онтология).
2.1. Философское учение о бытии (онтология). Категория «бытие» и онтологическая проблематика в истории философии. Лекции 5 6 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Основные проблемы античной онтологии. Проблема первоначала всего сущего в философии Милетской школы" Проблема соотношения бытия и небытия. Материальное и идеальное бытие. Категории и проблемы онтологии Платона и Аристотеля. Концепция множественности миров. Категории и проблемы средневековой онтологии. Практические 5 4 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Философское учение о бытии (онтология). Сам. работа 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Общие проблемы гносеологии. Проблема сознания.
3.1. Проблема познания в истории философии. Основные категории гносеологии. Эмпирический и теоретический уровни познания. Научное знание и его особенности. Проблема метода и методологии. Лекции 5 6 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Философия о происхождении и сущности сознания. Сознание и бессознательное. Лекции 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Проблема познания в истории философии. Основные категории гносеологии. Становление принципов научной методологии в Новое время. Практические 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Проблема познания в истории философии. Сам. работа 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Общие проблемы антропологии.
4.1. Проблема сущности человека в истории философии. Многообразие определений человека. Проблемы человеческой природы и человеческого бытия. Рациональное и иррациональное в человеческой природе. Неклассическая философия XIX века. Волюнтаризм и пессимизм в философии А. Шопенгауэра. Философия жизни. Иррационализм Ф. Ницше. Проблема смысла жизни. Проблема свободы. Лекции 5 6 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Неклассическая философия XIX века. Философия жизни. Иррационализм Ф. Ницше. Проблема смысла жизни. Проблема свободы Практические 5 6 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Проблема сущности человека в истории философии. Сам. работа 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Человек и общество.
5.1. Человек и общество. Человеческая личность и исторический процесс. Идея прогресса и регресса в истории философии. Лекции 5 2 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Человек и общество. Человеческая личность и исторический процесс. Идея прогресса и регресса в истории философии. Сам. работа 5 1 ОК 06, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 5 2 ОК 06, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11304

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Выберите правильное определение:
а) философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
б) философия - это познание вечного и непреходящего;
в) философия - это познание причин и принципов сущего;
г) философия - это учение о том, как жить;
2. Платон создал учение о...
а) мире познания
б) материальном мире
в) мире идей и бессмертной душе
г) о мире культуры
3. Характерной чертой философии средневековья является:
а) теоцентризм
б) пантеизм
в) гелиоцентризм
г) деизм
4. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии
а) средних веков
б) Античности
в) Возрождения
г) Нового времени
5.Какая проблема является центральной в философии Нового времени?
а) Проблема знания.
б) Проблема сущности и существования человека.
в) Проблема бытия.
г) Происхождение мира.
6. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является...
а) биологическая природа человека
б) Божественное начало
в) харизма
г) персонализм
7. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали...
а) марксисты
б) космисты
в) западники
г) славянофилы
8.Какую проблему Ф.Энгельс назвал «основным вопросом философии»?
а) Проблему отношения духа к природе, сознания к материи.
б) Что первично? Материя или сознание?
в) Познаем ли мир?
г) Сущность и предназначение человека, его место в мире.
9. Выберите правильный вариант, раскрывающий суть учения
И. Канта о «вещи в себе»:
а) признание объективности мира сочетается с невозможностью его постижения.
б) отрицается объективное существование окружающего мира.
в) признается объективность реального мира и возможность его адекватного отражения человеком.
г) отрицается объективность реальной действительности и утверждается принципиальная невозможность познания мира.
10. Что означает понятие «материя»:
а) материя - философская категория для обозначения материальной основы бытия;
б) материя - фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
в) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;
г) материя - это непознаваемая «вещь в себе»
11.Что означает время как философская категория:
а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
б) время - текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) время - это форма существования материальных объектов,
характеризующаяся последовательностью и длительностью;
г) время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное
богом вместе с материей.
12. Что такое диалектика:
а) искусство ведения спора;
б) представление о вечном становлении мира;
в) универсальная теория и метод познания мира;
г) учение о противоречиях
13. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
а) сознание - такой же материальный продукт деятельности
мозга, как желчь - продукт печени;
б) сознание является не физиологической функцией головного
мозга, а свойством человеческого общества;
в) сознание - это этап в развитии абсолютной идеи, на котором
она приближается к самой себе;
г) сознание - божественный дар человеку.
14. Что означает термин «агностицизм»:
а) представление о непознаваемости мира;
б) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
в) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
г) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
15. Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:
а) научным
б) теоретическим
в) обыденным
г) религиозным
16. Марксизм в качестве критерия истины называет:
а) соглашение
б) практику
в) непротиворечивость
г) надежность
17.Человек с точки зрения философии - это:
а) субъект культуры;
б) продукт обстоятельств;
в) образ и подобие Бога;
г) ступень развития «царства природы»
18. Верно ли суждение?
А. Человек есть продукт биологической эволюции.
Б. Человек есть продукт социальной эволюции.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны. .
19. Человек становится личностью в результате...
а) индивидуализации
б) информатизации
в) социализации
г) рождения
20. Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:
а) сущность, человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;
б) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;
в) сущность человека творится самим индивидом в процессе его
жизнедеятельности;
г) сущность человека зависит от божественной благодати.
21. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему
«Общество как процесс»:
а) общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
б) общество - совокупность людей, связанных определенными
отношениями в процессе своей деятельности;
в) общество - определенный этап в историческом развитии человечества;
г) общество - организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
22. Взгляд на историю как развитие замкнутых в себе локальных культур сформулировал:
а) К. Ясперс
б) А. Блаженный
в) О. Шпенглер
г) К. Маркс
23. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является...
а) наука
б) культура
в) экономика
г) искусство
24. К характерным чертам западной культуры не относится:
а) индивидуализм
б) прагматизм
в) созерцательность
г) ориентация на науку
25. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является...
а) наука
б) культура
в) экономика
г) искусство
Правильные ответы:
1 – а; 2 – в ; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6- г; 7 – г; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – в; 12 – в; 13 –а; 14 – а; 15 – в; 16 – б; 17 – а; 18 – в; 19 – в; 20 – в; 21 – б; 22 – в; 23 – б; 2 4 – в; 25 – б.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11304)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 395 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов
Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриев, В. В. Основы философии : : Основы философии : учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л1.2 Лавриненко, В. Н Основы философии: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2021. urait.ru
Л1.3 Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрельник, О.Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
Л2.2 Иоселиани, А. Д.. Основы философии : учебник и практикум для СПО / А. Д. Иоселиани. — 5-е изд., перераб. и доп М. : Издательство Юрайт, 2020. urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Основы философии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS:
- MS Word,
- MS PowerPoint,
- MS Excel.
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме - ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ ПО ФИЛОСОФИИ.
1. Уясните и раскройте проблему, сформулированную в названии работы или афоризме, (т.е. необходимо понять смысл высказывания).
2. Изложите свое отношение к позиции автора или названию темы: согласны, не согласны, не во всем согласны.
3. Приведите аргументы и факты, используя философские понятия и термины (дайте их определения, увязывая с контекстом эссе).
4. Фактами могут быть примеры из истории философии, биографии философов, истории общества или личного жизненного опыта. Они должны подтверждать (иллюстрировать) то или иное ваше суждение, тезис.
5. Завершите эссе выводом, в котором должна четко прозвучать ваша личная позиция, мнение, точка зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Этапы работы над рефератом:
1. Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 3 источников).
2. Составление библиографии.
3. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений:
1) тщательно изучите первоисточники:
2) необходимо составить конспект первоисточников, выделяя узловые вопросы, касающиеся темы реферата. На них будет уместно ссылаться и цитировать, готовя реферат;
3) целесообразно обращаться к биографии автора и справочной литературе;
4) в заключительной части реферата, делая выводы, необходимо указать то принципиально новое, что привнес мыслитель в развитие философского знания
4. Разработка плана реферат
5. Написание реферата.

При реализации учебной дисциплины «Основы философии» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: диалог, работа в малых группах, творческие задания.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, в подготовке и написании письменных работ на заданные темы, внеаудиторные методы обучения.