МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 81
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 27 27 27 27
Итого 81 81 81 81

Программу составил(и):
преподаватель, первая категория, Антипова Виктория Сергеевна;

Рецензент(ы):
преподаватель, первая категория, Кровякова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Осознание национального своеобразия русского языка
Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации
Знание о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения
Различение функциональных разновидностей языка и моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения
Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
Основные различия между языком и речью;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка литературного языка.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык и речь
1.1. Русский язык и культура речи. Предмет, задачи и содержание курса. Связь культуры речи с профессиональной сферой деятельности человека. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Понятие о русском литературном языке. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
1.2. Русский язык и культура речи. Предмет, задачи и содержание курса. Связь культуры речи с профессиональной сферой деятельности человека. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Понятие о русском литературном языке. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Литературный язык и культура речи
2.1. Литературный язык и культура речи. Литературно-языковые нормы и их критерии. Специфика устной и письменной литературной речи. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
2.3. Отработка основных литературно-языковых норм. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Фонетика и орфоэпия
3.1. Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
3.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
3.3. Выполнение упражнений по фонетической транскрипции. Звуковые средства выразительности. Выполнение упражнений по отработке орфоэпических норм. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Лексика и фразеология
4.1. Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Многозначность. Основные виды лексических ошибок. Фразеологизмы и фразеологические ошибки. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
4.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
4.3. Выполнение упражнений по определению лексических групп слов. Исправление лексических ошибок. Фразеологизмы и исправление фразеологических ошибок. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Морфемика и словообразование
5.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. Правописание гласных в приставках и корнях. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
5.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
5.3. Выполнение упражнений по словообразовательному и морфемному разбору, исправление речевых ошибок. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Морфология
6.1. Самостоятельные и служебные части речи. Именные части речи и их формы. Глагольные части речи и их формы. Наречные и служебные части речи. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
6.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
6.3. Выполнение упражнений по теме. Особенности употребления форм именных, глагольных, наречных и служебных частей речи. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
7.1. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Простое предложение. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Типы односоставных предложений. Сложное предложение. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
7.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
7.3. Выполнение упражнений по теме. Словосочетание и виды словосочетаний. Выполнение упражнений по определению односоставного предложения. Сложное предложение. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Текст и стили речи. Культура научной речи
8.1. Текст как речевое произведение. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста. Функционально-смысловые типы речи. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
8.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
8.3. Выполнение упражнений по определению структуры, типа и функционального стиля текста. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
8.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
8.5. Создание профессионально-ориентированного текста, определение стиля речи, типовой характеристики текста. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Культура официально-деловой речи
9.1. Особенности официально-делового стиля. Культура делового общения. Условия успешной деловой коммуникации. Национальные особенности делового общения. Жанры устной деловой коммуникации. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.3. Выполнение упражнений по теме. Научный стиль и его особенности. Работа с текстами в научном стиле. Практические 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.4. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.5. Выполнение упражнений по теме. Оформление деловых документов. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.6. Риторика как наука и как искусство. Из истории риторики. Роды и виды риторики. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.7. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.8. Выполнение упражнений по теме. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.9. Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория. Подготовительный этап выступления. Создание речи. Композиция публичной речи. Оратор и аудитория. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.10. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.11. Выполнение упражнений по теме. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.12. Законы построения публичного выступления. Отдельные виды публичных речей, особенности их создания. Функционально-смысловые типы речи. Логические законы построения текста публичной речи. Средства языковой выразительности выступления. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.13. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.14. Выполнение упражнений по теме. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.15. Подготовка к зачету. Сам. работа 3 1 ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1
9.16. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 3 2 ОК 12, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7090

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Неверным является утверждение: Литературный язык – это
1) высшая форма национального языка.
2) язык, обслуживающий разные области человеческой жизни и деятельности.
3) язык, который используют только писатели.
4) разновидность общенародного языка.
2. Укажите ошибку в образовании формы слова.
1) в трехстах метрах;
2) моложе брата;
3) в аэропорту;
4) вкусные торта.
3. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?
1) одеколон, аккордеон, терраса;
2) гипотенуза, темп, адекватный;
3) дебошир, альма-матер, революция;
4) альтернатива, антенна, тезисы.
4. Укажите слово, образованное приставочным способом.
1) во-вторых;
2) переделать;
3) смотр;
4) самолет.
5. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
3) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
4) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
6. Порядковые числительные в варианте.
1) четырнадцать лет, восемь этажей;
2) первый день, второй дом;
3) двадцать дней, пять котят;
4) пятьдесят квартир, двенадцать экземпляров.
7. В каком словосочетании вид связи – примыкание?
1) хороший день;
2) очень грязный;
3) серый от пыли;
4) возвратиться из похода.
8. Что понимается под рецензией?
1) отзыв, разбор и оценка художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства и пр.;
2) сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения;
3) интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста;
4) план литературного произведения.
9. В официально-деловом стиле выделяют три подстиля. Укажите неверный (четвёртый) ответ.
1) экономический;
2) законодательный;
3) административно-канцелярский;
4) дипломатический.
10. Кто из авторов дал следующее определение риторики: «Риторика – это наука о поиске истины»?
1) Плутарх;
2) Аристотель;
3) Платон;
4) Диоген.
11. В России первый перевод книг по Риторике появился в…
1) 16 в.
2) 15 в.
3) 17 в.
4) 18 в.
12. К какой из наук относится риторика?
1) философия;
2) социология;
3) лингвистика;
4) филология.
13. Раздел риторики, изучающий вопросы запоминания речи.
1) элокуция;
2) мемория;
3) демонстрация;
4) инвенция.
14. Раздел риторики, изучающий вопросы выработки аргументации и разработки общей концепции текста.
1) мемория;
2) демонстрация;
3) эллокуция;
4) инвенция.
15. Наиболее ярким ритором античности считается…
1) Платон;
2) Горгий;
3) Сократ;
4) Плиний.

Правильные ответы:
1. 3
2. 4
3. 1
4. 2
5. 3
6. 2
7. 2
8. 1
9. 1
10. 3
11. 3
12. 4
13. 2
14. 4
15. 2

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является зачет, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523424)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 10 вопросов, студент может получить максимум 10 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 268 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 10 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме зачета, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Толковый словарь С.И. Ожегова gufo.me
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Русский язык и культура речи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310К лаборатория механики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стенд лабораторный "Машина Атвуда"; стенд лабораторный "Связанные маятники"; стенд лабораторный "Баллистический пистолет"; стенд лабораторный "Баллистический маятник"; стенд лабораторный "Крутильный маятник"; стенд лабораторный "Гироскоп"; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу "Механика".
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация студентов проводится по результатам работы в семестре. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета и по результатам текущих форм контроля (опроса, тестирования, самостоятельных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем.
1) При подготовке к лекционным занятиям вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.
При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал личностно-значимым и осмысленно-ценностным.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
2) Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как написание сочинения-рассуждения на общественно-лингвистическую тематику, составление словаря студента, создание профессионально-ориентированного текста. Это позволит совершенствовать учебные умения студентов, формировать будущие профессиональные речевые умения и их реализацию в ходе практического занятия.
3) Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала.
В ходе самостоятельной работы студентов использование интерактивных форм заключается в поиске и систематизации языкового (словарного) материала, подборе цитатного материала и составлении профессионально-ориентированных текстов, работе в группах.
К самостоятельной работе также относится подготовка к промежуточной и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета или экзамена. К методическим указаниям прилагаются вопросы для аттестации и вопросы для самостоятельной подготовки.
4) Зачет по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала, и письменное задание по русскому языку. Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами.