МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии автоматизированного управления объектами ландшафтной архитектуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технологии автоматизированного управления объектами ландшафтной архитектуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются:
- формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации и программирования;
- выработка навыков решения типичных задач с использованием ЭВМ;
- овладение приемами разработки и отладки программ в современных средах
программирования.
Изучение дисциплины направлено
- на развитие у обучающихся алгоритмического мышления, систематизацию принципов
построения языков программирования и подходов к разработке программ для ЭВМ;
- на формирование навыков реализации алгоритмов на высокоуровневом императивном языке
программирования; разработки, отладки и тестирования программ;
- на подготовку обучающихся к системному восприятию дальнейших дисциплин из учебного
плана, использующих навыки алгоритмизации и программирования;
- на получение представлений об основных идеях структурного программирования и развитие
способностей сознательно использовать материал курса, умение разбираться в существующих
языковых и программных средствах и условиях их применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий
ПК-1.1 Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-1.2 Умеет применять технологии ландшафтно- архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
ПК-1.3 Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет применять технологии ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Алгоритмизация
1.1. Алгоритмические языки программирования. Базовые алгоритмические структуры: cледование, ветвление, повторение. Алгоритмические языки программирования. Уровни языков программирования. Алфавит, синтаксис и семантика алгоритмических языков программирования. Инструменты и схема построения исполняемого модуля для программы на языке программирования высокого уровня. Интегрированные среды разработки. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Язык программирования Си
2.1. Синтаксис языка Си. Алфавит, идентификаторы, ключевые слова. Комментарии. Типы, константы. Операции и выражения. Приоритет операций. Общая структура программы. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Управляющие конструкции языка Си. Условный оператор. Оператор ветвления. Операторы циклов. Прерывание циклов. Инвариант цикла Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Функции. Параметры функций. Инвариантная функция. Рекурсия. Взаимосвязь итерации и рекурсии. Индуктивное вычисление функции на последовательности данных Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Логическая и физическая структура программы. Структура программы, состоящей из нескольких файлов. Области видимости. Заголовочные файлы. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Препроцессор. Назначение и роль препроцессора. Директивы препроцессора. Макроконстанты и макрофункции. Условная компиляция. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Скалярные переменные. Классы памяти переменных. Изменяемость переменных. Общая схема описания переменных. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Массивы. Многомерные массивы. Массивы как параметры функций. Типичные операции над массивами. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Указатели. Связь указателей и массивов. Динамические массивы. Указатели на функции. Указатели и параметры функций. Сложные описания с указателями. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Структуры. Битовые поля. Указатели на структуры. Объединения. Размещение структур в памяти Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Строки. Функции для работы со строками. Типичные операции над строками. Строки как параметры функций Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Файлы. Файловая система. Текстовые и бинарные файлы. Функции для работы с файлами. Типичные приемы работы с файлами. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Линейный вычислительный процесс Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Линейный вычислительный процесс Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Ветвящийся вычислительный процесс Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Ветвящийся вычислительный процесс Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Циклический вычислительный процесс Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Циклический вычислительный процесс Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Функции Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Функции Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Массивы Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Массивы Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Строки Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Строки Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Структуры Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.25. Структуры Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.26. Файлы Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.27. Файлы Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Пример практического заняти. Организация объектов чертежа с помощью слоев.

Создание слоев и настройка их параметров. Инструмент «Диспетчер свойств слоев». Изменение типа линии. Назначение слоя текущим в окне «Диспетчер свойств слоев». Распределение объектов чертежа по слоям Использование списка слоев панели инструментов «Слои». Использование инструмента «Cменить на текущий слой. Создание новых объектов с использованием слоев Управление видимостью слоев с помощью замораживания Инструмент «Копировать объекты в новый слой». Настройка масштаба линии . Создание объектов на слоях путем копирования. Копирование объектов со слоя на слой со смещением Переименование и удаление слоев . Завершение создания слоев.


Пример лабораторной работы
Линейный вычислительный процесс
Лабораторная работа №1
Цель работы
Освоить программирование линейных вычислительных процессов на языке C.
Варианты заданий
1. Определить расстояние d между точками A(xA, yA, zA) и B(xB, yB, zB) в трехмерном пространстве.
2. Вычислить среднее арифметическое и среднее геометрическое четырех заданных чисел. Среднее геометрическое G чисел a1, a2, …, an вычисляется по формуле
.
3. Найти радиус окружности, описанной вокруг треугольника по формуле:

где р — полупериметр треугольника
4. Найти радиус круга, вписанного в треугольник со сторонами а, b, с по формуле:

где р — полупериметр треугольника.
5. Определить площадь треугольника по трем углам и высоте:

6. Определить площадь треугольника по заданной стороне и углам

7. Вычислить общую емкость конденсаторов с заданными емкостями C1, C2, … C5 при параллельном соединении по формуле
Cpar = C1 + C2, +…+ C5,
и при последовательном соединении по формуле

8. Найти сумму членов арифметической прогрессии, если известны ее первый член, знаменатель и число членов прогрессии..
9. По двум сторонам и углу между ними в треугольнике АВС найти два остальных угла и третью сторону.

10. Найти площадь ромба по заданным стороне и острому углу:
,
где а — сторона, * — угол.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы:
Автоматизация и дистанционное управление ландшафтными системами: свет, полив, музыка, видеонаблюдение.
Технология "модульной геопластики"
Технология "умного сада"
Поливочные системы.
Автоматизированные технологии озеленения.
Специализированные компьюютерные программы для ландшафтного проектирования.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнов А. А. Технологии программирования. : Учебно-практическое пособие М.: Евразийский открытый институт, 2011
Л1.2 Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. Новая версия для Оберона: Учебные пособия Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы: Учебник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 C — The ISO Standard — Rationale, Revision 5.10 (англ.) (апрель 2004). — Обоснование и пояснения для стандарта C99. www.open-std.org
Э2 ISO/IEC JTC1/SC22/WG14 official home – Официальная страница международной рабочей группы по стандартизации языка программирования Си. www.open-std.org
Э3 Поисковые системы yandex.ru, google.com
Э4 Свободная энциклопедия Википедия ru.wikipedia.org
Э5 Форум разработчиков программного обеспечения Stackoverflow.com
Э6 Интернет-университет информационных технологий. www.intuit.ru
Э7 Образовательный курс Основы программирования. Факультет искусств и дизайна на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интегрированная среда разработки (Visual Studio)
Компилятор С/С++ (Visual Studio)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru
2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный
ресурс]: http://e.lanbook.com
3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства
Московского центра непрерывного математического образования
[Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books
4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib
7. Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru
8. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]:
http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по изучению курса для студентов

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по двухбалльной системе - зачтено/не зачтено.
Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.

методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3188