МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы экономической теории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияЗаочная
Учебный планz38_02_06_Финансы-2022_11кл
Часов по учебному плану 52
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 40
контроль 2
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 40 40 40 40
Часы на контроль 2 2 2 2
Итого 52 52 52 52

Программу составил(и):
преподаватель, высшей категории, Шлыкова Любовь Николаевна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Солопова Наталья Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономической теории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.06 ФИНАНСЫ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
к.э.н., доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Основы экономической теории» – формирование экономического мышления и экономической культуры, усвоение теоретико-методологических основ экономики, овладение навыками целостного подхода к анализу экономических проблем предприятий, организаций, народного хозяйства, мировой системы.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 3.1. Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
Ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
Роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия,
динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
Задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства
3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
Использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
Строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
Анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
Распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Лекция-визуализация: Предмет и история экономики.Основы современной рыночной экономики Лекции 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Эволюция экономических теорий и школ Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Натуральное и товарное хозяйство Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Микроэкономика
2.1. Лекция-визуализация:Сущность рынка. Теория спроса и предложения.Рыночное равновесие Лекции 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Решение ситуационных задач на определение рыночного равновесия и эластичности Практические 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Издержки и результаты производства. Равновесие фирмы Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Решение ситуационных задач на определение издержек и результатов фирмы Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Модели современного рынка Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Важнейшие признаки основных рыночных структур (монополия, олигополия, монополистическая и совершенная конкуренция) Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Рынки производственных ресурсов Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Решение ситуационных задач:рынок труда, рынок капитала, рынок земли Сам. работа 1 4 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Макроэкономика
3.1. Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие Лекции 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Решение ситуационных задач на определение структуры ВВП, ВНП, НД, ЛД, РД Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Цикличность развития рыночной экономики Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Конъюнктурные циклы. Последствия экономической цикличности и задачи стабилизационной политики Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Механизмы макроэкономического регулирования
4.1. Лекция-беседа: Нарушение макроэкономического равновесия: занятость и ифляция Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Расчетно-графическое задание: Анализ макроэкономических показателей Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Государственный бюджет и налогово-бюджетная политика. Сам. работа 1 4 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Инструменты реализации фискальной и монетарной политики Сам. работа 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Международная политика. Формы международного сотрудничества Сам. работа 1 4 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Формы международного сотрудничества в экономике на примере Алтайского края. Международная торговля, миграция рабочей силы, обмен в области культуры и образования Практические 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.8. Экзамен 1 0 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС Основы экономической теории"
Текущий контроль по теме «Введение в экономику»
1. Производственные отношения – это:

1 – использование ресурсов
2 – этические, морально-нравственные взаимосвязи и отношения между людьми
3 – отношения производства, распределения, обмена и потребления
4 – взаимодействие человека со средствами производства
5 – взаимоотношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства

2. Наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:

1 – хозяйственная жизнь общества
2 – средства производства
3 – человек и средства производства
4 – производительные силы и научно-технический прогресс

3. Рабочая сила представляет собой

1 – трудовую деятельность
2 – средства производства
3 – состояние духа человека
4 – совокупность способностей человека для трудовой деятельности

4. Каждая точка кривой производственных возможностей характеризует:

1 – минимальный объем выпуска продуктов
2 – максимальный объем выпуска продуктов
3 – лучшие комбинации выпуска продуктов
4 – альтернативные комбинации товаров при заданном количестве ресурсов

5. Прямой зависимостью является зависимость между:

1 – ценой и спросом
2 – ценой и предложением
3 – процентной ставкой и спросом на кредит
4 – заработной платой и спросом на труд

6. Экономические отношения собственности характеризуются:

1 – использованием правовых норм
2 – отношениями между людьми по поводу вещей, благ
3 – отношениями людей к вещам, благам
4 – отношениями присвоения

7. Формы общественной собственности:

1 – индивидуальная
2 – государственная
3 – муниципальная
4 – кооперативная
5 – коллективная

8. Продукция, в условиях товарного производства, выпускается с целью:

1 – удовлетворения потребностей товаропроизводителя
2 – безвозмездной передачи ее другим
3 – распределения между участниками производства
4 – обмена на другие блага
5 – возмещения затрат и получения прибыли

9. При классификации рынков; на дефицитный, избыточный и равновесный главным критерием является:

1 – степень конкурентности рынков
2 – уровень насыщенности рынков
3 – степень соответствия законам
4 – территориальный (географический) признак
5 – степень разрыва между спросом и предложением

10. Модели рынка несовершенной конкуренции:

1 – олигополия
2 – чистая конкуренция
3 – монопсония
4 – концентрация производства
5 – монополистическая конкуренция

11. Факторами производства являются:

1 – предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство
2 – труд, капитал, земля, предпринимательские способности
3 – нужды, потребности, ограниченность, возможность

12. Предельная полезность представляет собой:

1 – полезность каждой последующей, дополнительно приобретаемой, единицы блага
2 – максимальное стремление обладать благом
3 – полезность всего запаса благ

13. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется в:

1 – изменении предложения
2 – росте величины предложения
3 – сокращении объема предложения
4 – росте спроса

14. Рыночное равновесие устанавливается при условии:

1 – спрос равен предложению
2 – затраты равны результатам
3 – уровень технологии меняется постепенно
4 – цены на товары остаются неизменными


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. 3
2. 1
3. 4
4. 4
5. 2
6. 2
7. 2,3
8. 5
9. 5
10. 1,2.5
11. 2
12. 1
13. 2
14. 1
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС Основы экономической теории"
1 Домашняя контрольная работа (варианты заданий, практических работ и тест представлены в курсе)
2. Темы рефератов (презентаций:
1. Основные этапы и направления развития экономической теории.
2. Собственность как экономическая и юридическая категория
3. Экономические системы и модели.
4. Возникновение, сущность, функции и структура рынка
5. Формы собственности в современной экономике.
6. Институты собственности в РФ.
7. Интеллектуальная собственность.
8. Понятие экономической эффективности
9. Материальное и нематериальное производство.
10. Ресурсы и факторы производства, их классификация.
11. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
12. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей
13. Три основных вопроса экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?
14. Проблема оптимального выбора.
15. Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение
16. Индустриальное, постиндустриальное и неоиндустриальное общество.
17. Чистый капитализм.
18. Командная экономика.
19. Традиционная экономика.
20. Смешанная экономика.
Критерии оценивания:
Оценка 85-100 баллов (отлично): выставляется студенту, если презентация полностью отражает тему задания, в конце презентации сделаны выводы по данной теме, презентация выполнена технически правильно, с соблюдением всех требований, включая дополнительные
Оценка 70-84 баллов (хорошо): если презентация полностью отражает тему задания, выполнена технически правильно, но есть нарушения в требованиях, предъявляемых для создания презентации, включая дополнительные
Оценка 50-69 баллов (удовлетворительно): если презентация отражает тему задания, отсутствуют выводы, нарушена логическая последовательность изложения материала, есть нарушения в требованиях, предъявляемых для создания презентации, включая дополнительные.
Оценка 49-0 баллов (неудовлетворительно): если презентация не в полной мере отражает тему задания, не соответствует структуре, отсутствуют выводы, нарушена логическая последовательность изложения материала или презентация не выполнена.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС Основы экономической теории"
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам.

1. Методы экономического анализа.
2. Предмет экономической теории.
3. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической
теории.
4. Собственность как экономическая и юридическая категория.
5. Экономические системы и модели.
6. Возникновение, сущность, функции и структура рынка.
7. Рыночная цена и рыночное равновесие
8. Полезность, потребности и потребительские предпочтения.
9. Индивидуальный и рыночный спрос: цена и объем спроса.
10. Понятие производства и производственный процесс.
11. Издержки производства: понятие и виды.
12. Типы рынка: совершенная и несовершенная конкуренция.
13. Источники и выгоды монопольной власти и их измерение.
14. Монополистическая конкуренция.
15. Олигополия и антимонопольное регулирование.
16. Спрос на факторы производства.
17. Предложение факторов производства.
18. Спрос на труд и конкуренция на рынке труда.
19. Особенности рынка капитала.
20. Особенность рынка земли и природных ресурсов.
21. Макроэкономические показатели.
22. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт
23. Национальное богатство и национальный доход: содержание и структура.
24. Деньги. Денежно-кредитная политика государства.
25. Банковская система. Механизм денежного рынка.
26. Государственный бюджет РФ.
27. Налоговая система и фискальная (бюджетно-налоговая) политика
государства.
28. Понятие и типы денежной системы
29. Рынок денег и его структура в переходной экономике России.
30. Структура банковской (кредитной) системы.
31. Кредитно-денежная политика Центрального банка. Политика дешевых
и дорогих денег.
32. Основные формы макроэкономической нестабильности в современной
экономике.
33. Инфляция как многофакторное явление. Антиинфляционная политика.
34. Экономические циклы. Безработица. Проблемы занятости в России в
современных условиях.
35. Понятие и типы экономического роста. Факторы (источники) экономического роста.
36. Государственное регулирование экономического роста.
37. Условия возникновения, сущность и черты мирового хозяйства.
38. Кооперация труда на международном уровне и ее виды.
39. Мировая валютная система.
40. Формирование открытой экономики в условиях глобализации
хозяйственной деятельности.
41. Участие России в международных экономических организациях.
Критерии оценивания:
Оценка 85-100 баллов (отлично): Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания
Оценка 70-84 баллов (хорошо): Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, студент твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний
Оценка 50-69 баллов (удовлетворительно): Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, студент имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки в изложении программного материала. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
Оценка 49-0 баллов (неудовлетворительно): Теоретический вопрос не раскрыт, студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями излагает ответ на теоретический вопрос. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретических вопросов билета.


Приложения
Приложение 2.   КонтрольОЭК.теор.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Ф. Серегина Макроэкономика: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4C20795B-0F2C-48A1-A377-C8A680D8C459
Л1.2 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родиной Г.А. Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО М . : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 С. Ф. Серегина Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/93B3B431-590F-4D87-A701-D49AE5845970
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы экономической теории portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы экономической теории» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.
При реализации учебной дисциплины "Основы экономической теории" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа, лекция - визуализация.
При проведениии практических занятий: презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах и группах по 2-4 человека.