МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 106
индивидуальные консультации 2
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 10 10 22 22
Лабораторные 22 22 62 62 84 84
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 12 12 12 12
Итого 34 34 86 86 120 120

Программу составил(и):
Препод., Макаров Александр Сергеевич

Рецензент(ы):
Препод., Дюкова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ПД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- место и роль данной дисциплины при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
- сущность понятия «информация», различные подходы к его определению, способы измерения количества информации и способы ее представления;
- основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- основные принципы и методы защиты информации;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- назначение и принципы использования системного, инструментального и прикладного программного обеспечения;
- основные понятия компьютерных сетей и сетевых технологий обработки информации;
- технологии информационно-поисковых систем и особенности поиска информации в Интернет.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать возможности системного программного обеспечения для рациональной организации деятельности;
- использовать возможности прикладного программного обеспечения для организации работы с файлами;
- использовать современные технологии и средства для подготовки и обработки текстовой, табличной и графической информации;
- использовать современные технологии и средства подготовки деловой графики и презентационного материала;
- применять методы и средства защиты информации;
- использовать технологии и ресурсы сети Интернет для обеспечения профессиональной деятельности интерпретировать интерфейс программного обеспечения;
- интерпретировать интерфейс программного обеспечения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
1.1. Тема 1.1. Информация и информационные процессы Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.2. Тема 1.1. Информация и информационные процессы Лабораторные 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.3. Тема 1.2. Подходы к измерению информации Лабораторные 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.4. Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.5. Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления Лабораторные 1 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.6. Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Лабораторные 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.7. Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.8. Тема 1.7. Службы Интернета Лабораторные 1 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.9. Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента Лабораторные 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.10. Тема 1.9. Информационная безопасность Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
2.1. Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.2. Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах Лабораторные 1 6 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.3. Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов Лабораторные 2 8 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.4. Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.5. Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.6. Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.7. Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.8. Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде Лабораторные 2 12 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.9. Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 3. Информационное моделирование
3.1. Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.2. Тема 3.2. Списки, графы, деревья Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.3. Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области Лабораторные 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.4. Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры Лабораторные 2 8 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.5. Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.6. Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области Лабораторные 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.7. Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.8. Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.9. Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.10. Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах Лабораторные 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.11. Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах Лабораторные 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.12. Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах Лабораторные 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.13. Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) Лабораторные 2 4 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.14. Консультация Консультации 2 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8691

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. В текстовом процессоре основными параметрами при задании параметров абзаца являются:
а. поля, ориентация
б. гарнитура, размер, начертание
в. выравнивание, отступ, интервал
г. шрифт, выравнивание

2. Что позволяет увидеть включённая кнопка "Непечатаемые символы"?
а. Пробелы между словами и конец абзаца
б. Все знаки препинания
в. Ошибки в тексте

3. Для редактирования неверно набранных символов используются клавиши:
а. Backspace, Delete, Insert
б. Home, End, Insert
в. Home, End
г. Backspace, Delete
д. Shift, Enter

4. Пиксель является- основой…
а. растровой графики
б. векторной графики
в. фрактальной графики
г. трёхмерной графики

5. Какие цвета входят в цветовую модель RGB
а. чёрный синий красный
б. жёлтый розовый голубой
в. красный зелёный голубой
г. розовый голубой белый

6. Сколько оттенков цвета у палитры «Градации серого» (Grayscale)?
а. 2
б. 256
в. 16

7. Через что следует выражать эмоции в презентации?
а. Через текст
б. Через картинки
в. Через дизайн

8. На каком слайде содержатся основные темы или области презентации?
а. На вводном слайде
б. На титульном слайде
в. На итоговом слайде

9. Сколько цветов рекомендуется использовать при подготовке презентации?
а. Не менее 5
б. Не более 3
в. Сколько хочется

10. HTML (HYPERTEXT MARKUP LANGUAGE) является:
а. Графическим редактором
б. Одним из средств при создании Web-страниц
в. Системой программирования
г. Системой управления базами данных

11. Web-страница (документ HTML) представляет собой:
а. Текстовый файл с расширением txt или doc
б. Текстовый файл с расширением htm или html
в. Двоичный файл с расширением com или ехе
г. Графический файл с расширением gif или jpeg

12. Какие теги определяют видимую часть документа?
а. <body> </body>
б. <title> </title>
в. <р> </р>
г. <html> </html>

13. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
а. не изменяются;
б. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы
в. преобразуются в зависимости от нового положения формулы
г. преобразуются в зависимости от правил, указанных в формуле

14. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
а. C3+4*D4
б. С3=С1+2*С2
в. А5В5+23
г. =А2*А3-А4

15. Как правильно записывается логическая функция в электронных таблицах?
а. если (условие; действие1; действие 2)
б. (если условие, действие1, действие 2)
в. =если (условие; действие1; действие 2)
г. если условие, действие1, действие 2

16. В какой системе счисления в основании используется 2 знака?
а. В десятичной
б. В двоичной
в. В шестнадцатиричной

17. Сколько битов в одном байте?
а. 8
б. 16
в. 32

18. Назовите тип памяти, в которой исчезают данные при отключении электричества
а. Оперативная
б. BIOS
в. HDD

19. Как называются клавиши на клавиатуре, нажатием которых выполняется определенное действие?
а. Функциональные
б. Буквенно-цифровые
в. Клавиши курсора

20. В каких сетях каждый компьютер выполняет функции и клиента и сервера?
а. В одноранговых сетях
б. В сетях клиент-сервер


Правильные варианты ответов:

1 - в
2 - а
3 - г
4 - а
5 - в
6 - б
7 - в
8 - а
9 - б
10 - б
11 - б
12 - а
13 - а
14 - г
15 - в
16 - б
17 - а
18 - а
19 - а
20 - а

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года) представляет собой текущий рейтинг студента Rсем.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест) и практических навыков (практическое задание) выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Примеры оценочных средств:
- Тестирование «Экзаменационный тест» (ссылка: https://portal.edu.asu.ru/mod/resource/view.php?id=524276)
- Практическое задание «Экзаменационное задание» (ссылка: https://portal.edu.asu.ru/mod/resource/view.php?id=524277)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий (Rсем), студент может получить максимум 100 баллов. Текущий рейтинг студента, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.

2) за выполнение второго блока (Rэкз), состоящего из теста и практического задания, студент может получить 20 баллов:
- За тест множественного выбора, состоящий из 20 вопросов, студент может получить максимум 10 первичных баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 0,5 баллов, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 69 тестовых вопроса. На выполнение теста отводится 30 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
- За практическое задание, студент может получить максимум 10 первичных баллов. Практическое задание представляет собой одно задание по работе в: текстовом процессоре, либо электронных таблицах, либо программе по созданию презентаций. На выполнение практического задания отводится 30 минут. Оценка выполнения практического задания происходит по следующей шкале: 9 - 10 баллов (отлично) - выполненная работа отражает заданные условия, последовательность действий при выполнении не нарушена, задание выполнено с соблюдением всех перечисленных требований; 7-8 баллов (хорошо) - существенных неточностей при выполнении работы допущено не было, логика выполнения заданий не нарушена, работа в целом соответствует поставленным требованиям; 5-6 баллов (удовлетворительно) - работа в целом выполнена верно, но была нарушена последовательность действий, некоторые из обозначенных требований не были выполнены, есть неточности и ошибки; 0-4 баллов (не удовлетворительно) - работа не соответствует поставленным требованиям, допущены существенные ошибки, значительная часть работы не выполнена.

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + Rэкз. Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.2 Поляков, К. Ю Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089839
Л1.3 Поляков, К. Ю. Информатика. : 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 1 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089838
Л1.4 Поляков, К. Ю. Информатика. : 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Часть 2 : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089844
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов Информатика и информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469424
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные работы по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.

Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения и смежным научным дисциплинам. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.

Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.

При реализации учебной дисциплины «Информатика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа.