МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и средства проектирования информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.04. специальность Информационные системы (по отраслям) (в экономике)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_04_ИнфСистемы-2020_9кл
Часов по учебному плану 223
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 91
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 24 24 52 52
Лабораторные 36 36 44 44 80 80
Сам. работа 42 42 49 49 91 91
Итого 106 106 117 117 223 223

Программу составил(и):
преподаватель, Лыскова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Кочкин Андрей Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Методы и средства проектирования информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) (информационные системы (по отраслям)). (приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 г. № 525)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профильполучаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование совокупности знаний и представлений о современных методах и средствах проектирования информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2 Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3 Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.4 Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
ПК 1.5 Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
ПК 1.6 Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
ПК 1.7 Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.8 Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.
ПК 1.9 Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 1.10 Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Цели автоматизации организации
Задачи и функции информационных систем
Типы организационных структур
Реинжиниринг бизнес-процессов
Основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения
Особенности программных средств используемых в разработке информационных систем
Методы и средства проектирования информационных систем
Основные понятия системного анализа
Национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества
3.2.Уметь:
3.2.1.Манипулировать данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности
Выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем
Использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации
Строить архитектурную схему организации
Проводить анализ предметной области
Осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств
Оформлять программную и техническую документацию с использованием стандартов оформления программной документации
Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов
Применять документацию систем качества
Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы
Участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы
Взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования информационных систем
1.1. Понятие ИС. Исторические аспекты развития технологий проектирования ИС Лекции 5 2 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Структура ИС. Функции. Задачи Лекции 5 2 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Принципы построения и функционирования ИС Лекции 5 2 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация ИС Лекции 5 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Жизненный цикл ИС Лекции 5 2 ПК 1.9, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Требования к методологии и технологии проектирования ИС Лекции 5 2 ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Этапы проектирования ИС Лекции 5 4 ПК 1.7, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.8. Моделирование ИС Лекции 5 12 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.2, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Примеры ИС в жизнедеятельности Лабораторные 5 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Жизненный цикл ИС Лабораторные 5 4 ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Техническое задание на построение ИС Лабораторные 5 8 ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.5, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.12. Структурный подход к моделированию. Диаграммы потоков данных Лабораторные 5 6 ПК 1.8, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Структурный подход к моделированию. Методология IDEF0 Лабораторные 5 6 ПК 1.8, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.14. Объектно-ориентированный подход к моделированию. Построение диаграмм UML Лабораторные 5 8 ПК 1.8, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.15. Методология ERD Лабораторные 6 6 ПК 1.8, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.16. Понятие ИС. Исторические аспекты развития технологий проектирования ИС Сам. работа 5 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.17. Требования к методологии и технологии проектирования ИС Сам. работа 5 10 ПК 1.8, ПК 1.2, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.18. Этапы проектирования ИС Сам. работа 5 8 ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.19. Моделирование ИС Сам. работа 5 20 ПК 1.8, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проектирование и реализация информационного хранилища и интерфейсов информационных систем
2.1. Взаимосвязь понятий "данные", "информация", "база данных". "информационная система" Лекции 6 2 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Архитектура баз данных Лекции 6 2 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Концептуальное проектирование. Модель сущность-связь Лекции 6 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Реляционная модель данных Лекции 6 2 ПК 1.2, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Нормализация данных Лекции 6 2 ПК 1.2, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Язык запросов SQL. История развития Лекции 6 2 ПК 1.10, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Запросы. Группы операторов Лекции 6 2 ПК 1.10, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Работа с датой и временем Лекции 6 2 ПК 1.10, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.9. Агрегатные функции Лекции 6 2 ПК 1.10, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.10. Оператор CASE Лекции 6 2 ПК 1.10, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.11. Соединения Лекции 6 2 ПК 1.10, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Нормализация Лабораторные 6 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.13. Модель создаваемой бд Лабораторные 6 6 ПК 1.10, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.14. Однотабличные запросы в SQL Лабораторные 6 6 ПК 1.10, ПК 1.7, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.15. Работа с датой временем. Условия. Однотабличные запросы Лабораторные 6 4 ПК 1.10, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.16. Однотабличные запросы. Условия. Работа с датой и временем. Агрегатные функции Лабораторные 6 6 ПК 1.10, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.17. Агрегатные функции в SQL Лабораторные 6 4 ПК 1.10, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.18. Многотабличные SQL запросы Лабораторные 6 6 ПК 1.10, ПК 1.7, ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.19. Промежуточная аттестация, дифференцированный зачет Лабораторные 6 2 ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.20. Реляционная модель данных Сам. работа 6 6 ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.21. Нормализация данных Сам. работа 6 13 ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.22. Язык запросов SQL Сам. работа 6 30 ПК 1.10, ПК 1.8, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3480

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. В структуре информационной системы традиционно выделяют... аспект.
a) функциональный
b) обеспечивающий
c) математический
d) лингвистический
e)программный
2. К потребительским свойствам ИС можно отнести....
a) Функциональная полнота
b) Эффективность
c) Адаптивность
d) Иерархичность
e) Релевантность
g) Дискретность
3. Упорядоченная совокупность методологий и средств создания или модернизации информационных систем называется... информационных систем
a) проектирование
b) моделирование
c) реализация
d) методы и средства
4. Представление любой системы в качестве совокупности процессов называется ... подход
a) системный
b) процессный
c) функциональный
d) иерархический
5. Процесс рассмотрения любой системы в качестве совокупности взаимосвязанных элементов называется ... подход
a) системный
b) процессный
c) функциональный
e) иерархический
6. Перечень частей ИС, называемых подсистемами, с указанием взаимосвязей между ними определяет .... информационной системы.
a) структуру
b) модель
c) предметную область
7. Применение методов управления процессами планирования, анализа, дизайна, создания, внедрения и эксплуатации информационной системы организации для достижения ее целей называется...
a) проектирование информационных систем
b) моделирование информационных систем
c) реализация информационных систем
d) управление информационных систем
8. Предусматривает четкое закрепление за каждой структурной единицей набора функций называется ... подход
a) системный
b) процессный
c) функциональный
d) иерархический
9. Концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов информационной системы называется ... информационной системы.
10. Развитие рассматриваемой системы во времени, начиная от замысла и оканчивая списанием называется ... информационных систем.
11. Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления называется...
12. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов называются...
13. Процесс реорганизации данных путем ликвидации повторяющихся групп и иных противоречий называется....
14. Часть реального мира, которая моделируется информационной системой называется ее...
15. Документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления называется ...

Правильные ответы:
1-a, b
2-a, b, c, d
3-a
4-b
5-a
6-a
7-d
8-с
9-архитектура
10-Жизненный цикл
11-информация
12-информационные технологии
13-нормализация
14-Предметная область
15-техническое задание
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Автоматизация рабочего места менеджера отдела продаж.
2. Проектирование информационной системы автоматизации деятельности образовательного учреждения.
3. Проектирование информационной системы автоматизации услуг почтовой связи.
4. Проектирование автоматизированной информационной системы контроля движения и реализации продуктов утилизации.
5. Информационная система учета пациентов городской поликлиники.
6. Автоматизация системы управления персоналом организации.
7. Проектирование модуля автоматизированного расчета премии сотрудников компании
12. Проектирование информационной системы управления взаимоотношениями с клиентами и проектами
13. Проектирование взаимодействия с бизнес-партнерами на базе интернет-технологий для транспортной компании
14. Проектирование информационной системы для учета сделок агентства недвижимости
15. Проектирование автоматизированной информационной системы учета успеваемости студентов колледжа
16. Проектирование автоматизированного рабочего места диспетчера такси
17. Проектирование автоматизированного рабочего места менеджера туристического агентства
18. Проектирование информационной системы для администратора спортивного клуба
19. Проектирование информационной системы продажи авиабилетов
20. Автоматизация работы администратора стоматологической клиники
21. Автоматизация учета рабочего времени сотрудников компании
22. Проектирование электронного дневника школьника
23. Проектирование автоматизированной системы управления обслуживания клиентов в сети ресторанов
24. Проектирование информационной подсистемы учета и контроля расходов на ГСМ на предприятии
25. Проектирование системы тестирования для приема сотрудников на работу
26. Проектирование автоматизированной информационной системы деятельности материально-ответственного лица на предприятии
27. Проектирование деятельности аутсорсинговой компании
28. Автоматизация учета анкет на визы и подготовка визовых документов
29. Автоматизированная система документооборота службы социального обеспечения
30. Проектирование автоматизированной системы для работы приемной комиссии ВУЗА
31. Проектирование автоматизированной системы делопроизводства для юридической компании
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=175507

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, с представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) и заданий Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В. Золотарюк, Н. Б. Ничепорук Проектирование информационных систем : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. А. Левочкина Проектирование информационных систем: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методы и средства проектирования ИС" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code
Notepad++
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
408Н лаборатория технических средств информатизации; лаборатория архитектуры вычислительных систем – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 5 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ – 6 ед.; стеллажи
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются на 20 баллов ниже.

При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций контролируется преподавателем

2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.
В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия
- для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.

3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ, коллоквиума;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к лабораторным занятиям;
- изучения учебной и научной литературы;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.

4. Дифференцированный зачет по по междисциплинарному курсу
К дифференцированному зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные фондом оценочных средств виды работ. Дифференцированный зачет проводится в виде теста. Полученные баллы фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,8+ диф.зачет*0,2). Для подготовки к дифференцированному зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Курсовая работа выполняется студентами с учётом методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовой работы.

При реализации междисциплинарного курса используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в моделировании производственных процессов и ситуаций.