МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки18.02.12. специальность Технология аналитического контроля химических соединений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план18_02_12_ТехнАналКонтрХимСоед-2023_9кл
Часов по учебному плану 444
в том числе:
аудиторные занятия 384
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 15,170000076294 16,829999923706 1
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 62 62 86 86 18 18 190 190
Лабораторные 8 8 10 10 24 24 0 0 42 42
Практические 22 22 54 54 64 64 12 12 152 152
Сам. работа 12 12 24 24 18 18 6 6 60 60
Итого 66 66 150 150 192 192 36 36 444 444

Программу составил(и):
канд.хим.наук, Доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
канд.хим.наук, Доцент, Функ Татьяна Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1554)

составлена на основании учебного плана:
Технология аналитического контроля химических соединений Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественно-научный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков выполнения лабораторных анализов, испытаний, измерений с использованием химических и физико-химических методов анализа и предоставления их результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности.
ПК 1.2. Выбирать оптимальные методы анализа.
ПК 1.3. Подготавливать реагенты, материалы и растворы, необходимые для анализа.
ПК 1.4 Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением отраслевых норм и экологической безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативную документацию на методику выполнения измерений;
основные нормативные документы, регламентирующие погрешности результатов измерений;
современные автоматизированные методы анализа промышленных и природных образцов;
основные методы анализа химических объектов;
метрологические характеристики химических методов анали-за;
метрологические характеристики основных видов физико-химических методов анализа;
метрологические характеристики лабораторного оборудования;
современные автоматизированные методы анализа промышленных и природных образцов;
классификацию химических методов анализа;
классификацию физико-химических методов анализа;
теоретические основы химических и физико-химических методов анализа;
методы расчета концентрации вещества по данным анализа;
лабораторное оборудование химической лаборатории; классификацию химических веществ;
основные требования к методам и средствам аналитического контроля: требования к предоставлению результатов анализа, средствам измерений, к вспомогательному оборудованию; нормативную документацию по приготовлению реагентов, материалов, растворов, оборудования и посуды;
способы выражения концентрации растворов; способы стандартизации растворов;
технику выполнения лабораторных работ;
правила охраны труда при работе в химической лаборатории;
правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
правила хранения, использования, утилизации химических реактивов;
правила охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием;
правила охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися жидкостями.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с нормативной документацией на методику анализа;
выбирать оптимальные технические средства и методы исследований;
оценивать метрологические характеристики методики;
оценивать метрологические характеристики лабораторного оборудования;
выбирать оптимальные технические средства и методы исследований;
измерять аналитический сигнал и устанавливать зависимость сигнала от концентрации определяемого вещества;
подготавливать объекты исследований;
выполнять химические и физико-химические методы анализа;
осуществлять подготовку лабораторного оборудования;
подготавливать объекты исследований;
выполнять необходимые расчеты для приготовления реаген-тов, материалов и растворов; проводить приготовление рас-творов, аттестованных смесей и реагентов с соблюдением техники лабораторных работ; выполнять стандартизацию растворов;
выбирать основное и вспомогательные оборудование, посуду, реактивы;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда;
использовать оборудование и средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами;
соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
соблюдать правила пожарной и электробезопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценивания соответствия методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности;
выбора оптимальных методов исследования;
выполнения химических и физико-химических анализов;
приготовления реагентов, материалов и растворов, необходимых для проведения анализа;
выполнения работ с химическими веществами и оборудова-нием с соблюдением отраслевых норм и экологической безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Химические методы анализа
1.1. Метрологическая характеристика методов анализа.Статистическая обработка результатов количественных определений. Правила округления. Значащие цифры. Закон распределения случайных величин Гаусса. Прецизионность анализа. Формулы математической обработки результатов анализа. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.2. Погрешности и ошибки в количественном анализе. Систематические ошибки. Грубые ошибки, Случайные ошибки. Ошибки измерений. Химические ошибки. Систематическая и случайная погрешность. Сущность метода регрессионного анализа (метод расчета по средним значениям). Понятие о методе наименьших квадратов. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.3. Метрологические характеристики методов анализа. Чувствительность метода. Диапазон измерения. Предел обнаружения. Правильность, воспроизводимость и точность анализа, среднее значение и стандартное отклонение. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.4. Абсолютная и относительная погрешность метода анализа. Стандартные образцы. Образец сравнения (градуировочный образец), параллельные определения, результат анализа. Метод и методика анализа. Требования к методикам. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.5. «Математическая обработка результатов анализа». Практические 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.6. Проверочная работа по теме: «Математическая обработка результатов анализа» Практические 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.7. Подготовка к проверочной работе. Проработка лекционного материала, решение задач по теме. Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.8. Решение задач по разделу и по модулю. Практические 5 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.9. подготовка к практической работе, решение заданий по теме. Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.10. Общие вопросы химического анализа. Стадии химического анализа. Постановка аналитической задачи. Выбор метода анализа. Выполнение анализа. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.11. Оценка качества анализа. Принятие решения по результатам анализа. Классификация методов анализа. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.12. Физические величины для выражения состава вещества. Международная система единиц. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.13. Величины, зависящие от вида химических частиц определяемого компонента. Величины, не зависящие от вида химических частиц определяемого компонента. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.14. Закон химических эквивалентов. Наименование и обозначение физических величин при применении закона химических эквивалентов. Оценочные и точные расчеты. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.15. Решение расчетных задач по теме «Закон химических эквивалентов» Практические 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.16. подготовка к практической работе, решение заданий по теме. Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.17. Гравиметрический метод анализа. Сущность гравиметрического анализа. Типы гравиметрических определений. Теория осаждения. Произведение растворимости. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.18. Условия образования осадка. Условия растворения осадка. Осаждение. Полнота осаждения. Требования к осаждаемой форме. Требования к гравиметрической форме. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.19. Выбор осадителя в зависимости от произведения растворимости осадка. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.20. Выполнение лабораторной работы: «Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария» Лабораторные 5 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.21. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.22. Гравиметрический метод анализа. Техника выполнения гравиметрического анализа. Расчеты в гравиметрическом анализе. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.23. Расчет навески. Расчет количества растворителя. Расчет количества осаждаемого реактива. Расчет результата анализа в зависимости от типа гравиметрического определения. Аналитический множитель. Ошибки метода. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.24. Операции гравиметрического анализа. Отбор средней пробы. Взятие навески. Растворение навес-ки. Осаждение определяемой составной части. Фильтрование и промывание осадка. Высушивание и прокаливание осадка. Взвешивание осадков. Применение метода. Журнал гравиметрических определений. Оформление результатов гравиметрического исследования. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.25. Титриметрический анализ. Общая характеристика метода. Применение метода. Точность метода. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.26. Конечная точка титрования. Точка эквивалентности. Закон эквивалентов. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.27. Требования к реакциям в титриметрическом анализе. Стандартные растворы. Индикаторы. Правила титрования. Лекции 5 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.28. Классификация титриметрических методов анализа по типу реакции, лежащей в основе. Метод нейтрализации. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.29. Окислительно-восстановительное титрование. Осадительное титрование. Комплексонометрическое титрование. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.30. Способы титрования: прямое, обратное, косвенное. Метод пипетирования. Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.31. Метод отдельных навесок. Расчет массового содержания вещества в титруемом растворе. Оформление результатов титриметричесского анализа. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.32. Приготовление и стандартизация растворов титрантов. Первичный и вторичный стандарт. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.33. Способы выражения концентрации в титриметрическом анализе. Молярная концентрация эквивалента. Титр раствора. Титр рабочего раствора по определяемому веществу. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.34. Коэффициент поправки к концентрации раствора. Расчеты при приготовлении растворов. Способы приготовления стандартных растворов. Первичные и вторичные стандарты. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.35. Использование фиксаналов. Журнал учета приготовления титрованных растворов. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.36. Выполнение лабораторной работы: «Определение кальция и магния при их совместном присутствии» Лабораторные 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.37. Выполнение лабораторной работы: «Приготовление и стандартизация раствора перманганата калия по стандартному раствору оксалата натрия» Лабораторные 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.38. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 6 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. Физико-химические методы анализа
2.1. Основные приемы определения и расчета концентрации. Особенности и область применения физико-химических методов анализа. Предел обнаружения физико-химических методов анализа. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.2. Аналитический сигнал. Достоинства использования физико-химических методов анализа. Дистанционный анализ. Недеструктивный анализ. Локальный анализ. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.3. Погрешность методов. Классификация физико-химических методов анализа. Оптические методы. Электрохимические методы. Хроматографические методы. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.4. Основные приемы, используемые в физико-химических методах анализа. Метод прямых измерений. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.5. Интенсивность аналитического сигнала. Градуировочная характеристика. Метод градуировочного графика. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.6. Метод молярного свойства. Метод добавок. Метод косвенных измерений. Кривые титрования. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.7. Методы разделения и концентрирования. Основные понятия: процесс разделения, процесс концентрирования, компоненты системы, химическое разделение, маскирование, процессы распределение и перемещения. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.8. Относительное концентрирование. Индивидуальное концентрирование. Групповое концентрирование. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.9. Количественные характеристики разделения и концентрирования: степень извлечения, коэффициент концентрирования, коэффициент разделения. Классификация методов разделения и концентрирования. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.10. Методы разделения, основанные на образовании новой фазы: осаждение, методы испарения. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.11. Методы разделения, основанные на различиях в распределении веществ между фазами: соосаждение, сорбционные методы, экстракционные методы. Выбор метода концентрирования и разделения. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.12. Решение задач по теме «Методы разделения и концентрирования» Практические 6 20 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.13. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Сам. работа 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.14. Тест №1 по теме: «Методы разделения и концентрирования» Практические 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.15. Подготовка к тестированию. Проработка лекционного материала, ответить на вопросы для самоподготовки. Сам. работа 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.16. Спектроскопические методы анализа. Сущность спектроскопических методов анализа. Спектры испускания, поглощения. Природа света. Происхождение спектров. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.17. Переходы между энергетическими уровнями частицы и спектры ее пропускания и поглощения. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.18. Области электронных волн. Типы энергетических уровней и переходов. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.19. Интенсивность спектральных линий. Ширина спектральной линии. Структура атомных и молекулярных спектров. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.20. Электронная, вращательная, колебательная энергия.Графическое представление спектров. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.21. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Оптическая плотность. Пропускание. Молярный коэффициент поглощения. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.22. Решение расчетных задач по теме «Расчет концентрации в спектрофотометрическом методе анализа методом малярного коэффициента» Практические 6 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.23. Решение расчетных задач по теме «Расчет концентрации вещества методом добавок» Практические 6 14 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.24. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Сам. работа 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.25. Выполнение лабораторной работы: «Определение содержания меди в растворе визуально-колориметрическим методом» Лабораторные 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.26. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.27. Промежуточная аттестация. Зачет с оценкой. Практические 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.28. Подготовка к зачету. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Сам. работа 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.29. Спектроскопические методы анализа. Атомная спектроскопия. Классификация основных методов атомной спектроскопии. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.30. Атомно-эмиссионный, атомно-флуорисцентный, атомно-абсорбционный, рентгеноэмиссионнный, ренгенофлуорисцентный, рентгеноабсорбционный, ожеэлектронный методы. Процессы, лежащие в основе методов, узлы приборов. Применение атомной спектроскопии. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.31. Молекулярная спектроскопия. Классификация методов: визуальная колориметрия, адсорбционная спектроскопия, инфракрасная спектроскопия. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.32. Молекулярная люменисценция, нефелометрия, турбидиметрия, спектроскопия диффузионного отражения, оптико-акустическая спектроскопия, термолинзовая спектроскопия. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.33. Абсорбционная спектроскопия в УФ и видимой областях. Основной закон светопоглощения и условия его применения. Оптическая плотность и ее физический смысл. Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.34. Коэффициент поглощения. Закон аддитивности светопоглощения. Интенсивность поглощения. Фотохимические реакции. Дифференциальный способ спектрофотометрических измерений. Анализ многокомпонентных систем. Лекции 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.35. Основные узлы спектрофотометрических приборов. Источник света. Монохроматизаторы. Приемники света. Качественный фотометрический анализ. Количественный фотометрический анализ. Правила работы на фотометре и спекторофотометре. Построение градуировочного графика. Лекции 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.36. Оптимальные условия фотометрического определения. Длина волны. Оптическая плотность. Толщина светопоглощающего слоя. Метрологические характеристики метода. Оформление результатов фотометрических определений в лабораторном журнале. Лекции 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.37. Инфракрасная спектроскопия и спектроскопия комбинационного рассеяния. Основы метода, качественный и количественный анализ. Колебание молекул. Лекции 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.38. Спектры ИК и комбинационного рассеяния. Нефелометрия и турбидиметрия. Рассеяние. Мутность. Лекции 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.39. Решение расчетных задач по теме «Расчет концентрации вещества методом сравнения со стандартом» Практические 7 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.40. Решение расчетных задач по теме «Расчет концентрации вещества методом градуировочного графика» Практические 7 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.41. Подготовка к зачету. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Сам. работа 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.42. Выполнение лабораторной работы:«Определение меди (II) в растворах солей спектрофотометрическим методом» Лабораторные 7 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.43. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.44. Рефрактометрия и поляриметрия. Показатель преломления и полное внутреннее отражение. Закон преломления. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.45. Аддитивность молярных рефракций. Принципиальная схема рефрактометра. Приборы для определения показателя преломления. Подготовка прибора к работе. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.46. Применение метода. Проведение измерения показателя преломления. Определение фактора показателя преломления. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.47. Определение массовой доли сахарозы в растворе. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.48. Метрологические характеристики метода. Оформление результатов рефрактометрических определений. Расчет температурной поправки. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.49. Поперечная волна, поляризаторы. Плоскополяризованный луч. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.50. Понятие об оптически активных веществах, вращение плоскости поляризации. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.51. Сущность поляриметрического метода анализа, приборы и область его применения. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.52. Выполнение лабораторной работы: «Определение фактора показателя преломления раствора хлорида натрия» Лабораторные 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.53. Выполнение лабораторной работы: «Определение концентрации сахара при помощи сахариметра универсального» Лабораторные 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.54. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.55. Электрохимические методы анализа. Прямые и косвенные электрохимические методы. Электрохимическая ячейка и ее электрический эквивалент. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.56. Ячейки без жидкостного соединения и с жидкостным соединением. Диффузионный потенциал. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.57. Индикаторный электрод и электрод сравнения. Хлорсеребрянный и каломельный электроды. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.58. Потенциометрические методы анализа. Ионометрия. Электроды второго рода. Электроды первого рода. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.59. Металлические и мембранные ионоселективные электроды. Электродная функция. Крутизна. Коэффициент селективности. Время отклика. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.60. Приборы и техника измерений. Подготовка приборов и электродов к работе. Прямая потенциометрия. Измерение окислительно-восстановительного потенциала. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.61. Измерение рН. Стеклянный электрод. Ионоселективные электроды. Твердые ионоселективные электроды. Жидкостные ионоселективные электроды. Метод градуировочного графика. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.62. Потенциометрическое титрование. Кривые потенциометрического титрования. Автоматическое титрование. Практическое применение метода. Метрологические характеристики метода. Ведение карты калибровки рН-метра. Оформление результатов потенциометрических определений. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.63. Вольтамперометрические методы анализа. Постояннотоковая полярография. Полярографическая ячейка. Ртутно-капающий электрод. Полярограмма и ее характерные участки. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.64. Предельный и остаточный токи. Параметры полярографической кривой. Основные стадии электродного процесса. Количественный анализ в полярографии: метод стандартных растворов, метод градуировочного графика, метод стандартных добавок. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.65. Метрологические характеристики полярографию. Вольтамперометрия. Прямые, косвенные и инверсионные методы вольтамперометрии. Применяемые электроды. Область применения вольтамперометрии. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.66. Кулонометрические методы анализа. Закон Фарадея. Прямая кулонометрия. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.67. Установка для потенциометрической кулонометрии. Метрологические характеристики прямой кулонометрии. Гальваническая прямая кулонометрия. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.68. Потенциометрическая кулонометрия. Косвенная кулонометрия. Вольтамперные кривые кулонометрического титрования. Схема установки для кулонометрического титрования. Кулонометрические методы титрования генерированными окислителями и восстановителями. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.69. Кондуктометрический анализ. Теоретические основы метода. Электрическая проводимость растворов. Удельная электрическая проводимость. Эквивалентная электрическая проводимость. Электролит в поле тока высокой частоты. Схема установки для определения электрической проводимости. Мостик Уитсона. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.70. Ячейки для кондуктометрического титрования. Прямая кондуктометрия. Кондуктометрическое определение физико-химических свойств и характеристик веществ. Кондуктометрическое титрование. Высокочастотное титрование. Практическое применение метода. Метрологические характеристики метода. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.71. Решение задач по теме «Определение концентрации вещества вольтамперометрическим методом анализа» Практические 7 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.72. Решение задач по теме «Потенциометрические методы анализа». Тест №2. Практические 7 16 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.73. Подготовка к тестированию. Проработка лекционного материала, ответить на вопросы для самоподготовки. Сам. работа 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.74. Выполнение лабораторной работы: «Градуировка рН-метра и определение рН дистиллированной воды» Лабораторные 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.75. Выполнение лабораторной работы: «Определение кислотности сока методом потенциометрического титрования» Лабораторные 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.76. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 7 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.77. Хроматографический анализ. Теоретические основы метода. Адсорбция вещества. Понятие подвижной и неподвижной фазы. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.78. Качественный и количественный хроматографический анализ. Классификация методов хроматографии по агрегатному состоянию фаз. Элюэнтная и вытеснительная хроматография. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.79. Хроматографический пик и элюэционные характеристики. Хроматограмма. Количественные характеристики хроматографии. Константа распределения Нернста. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.80. Время удерживания. Фазовое отношение. Исправленное время удерживания. Коэффициент селективности. Число теоретических тарелок. Высота, эквивалентная теоретической тарелке. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.81. Критерий разделения. Оценка эффективности и селективности хроматографического разделения. Хроматографический пик. Качественный хроматографический анализ. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.82. Количественный хроматографический анализ. Метод нормировок, метод внешнего стандарта, метод внутреннего стандарта. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.83. Газовая хроматография. Газожидкостная хроматография. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.84. Схема хроматографической установки. Хроматографические колонки. Применяемые жидкие фазы. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.85. Основные узлы приборов газовой хроматографии. Газоадсорбционная хроматография. Основные адсорбенты. Лекции 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.86. Хроматографический анализ Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.87. Детекторы газовой хроматографии: детектор по теплопроводности газа, ионизационные детекторы. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.88. Электронно-захватный детектор, пламенно-фотометрический детектор, атомно-эмиссионный детектор, масс-спектрометрический детектор. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.89. Жидкостная хроматография. Область применения. Схема жидкостного хроматографа. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.90. Детекторы: дифференциальный рефрактометр, флуориметрический детектор, кондуктометрический детектор, электрохимический детектор, масс-спектрометрический детектор. Типы сорбентов. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.91. Жидкостно-адсорбционная хроматография. Жидкостно-жидкостная хроматография. Высокоэффективная жидкостная хроматография и применяемые элюэнты. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.92. Ионообменнная хроматография. Типы катионообменников и анионообменников. Двухколоночная и одноколоночная ионная хроматография. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.93. Хроматограммы в ионообменной хроматографии. Ионообменные смолы. Лигандообменная хроматография. Эксклюзионная хроматография. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.94. Планарная хроматография: бумажная и тонкослойная хроматография. Типы пластин для планарной хроматографии. Применение планарной хроматографии. Лекции 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.95. Выполнение лабораторной работы: «Разделение и обнаружение галогенидов тонкослойной хроматографией» Практические 8 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.96. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.97. Решение задач по теме "Хроматографические методы анализа". Тест №3. Практические 8 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.98. Подготовка к тестированию. Проработка лекционного материала, ответить на вопросы для самоподготовки. Сам. работа 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.99. Промежуточная аттестация. Зачет с оценкой. Практические 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.100. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Подготовка к зачету. Сам. работа 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5211
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

1. Что изучает аналитическая химия?
а) Изучает соединения с углеродом различных элементов, а также их свойства и методы определения
б) Это наука о методах идентификации и обнаружения элементов и их соединений+
в) Наука о законах строения, структуры и превращения химических веществ

2. Что из перечисленного не является химическим методом анализа?
а) Гравиметрия
б) Титриметрия
в) Рентгенография+

3. В чем состоит особенность сильных электролитов?
а) Степень диссоциации более 30 % +
б) Степень диссоциации стремиться к нулю
в) Степень диссоциации находится в пределах 5-30 %

4. Чему равно ионное произведение воды?
а) 10-14 +
б) 14
в) < 1
5. Что такое буферная емкость раствора?
а) Это предельное количество воды, которые можно прибавить к данному буферу, с изменения его рН не более, чем на 1
б) Это предельное количество кислоты или основания, которые можно прибавить к данному буферу с изменением рН не более 10 %
в) Это предельное количество кислоты или основания, которые можно прибавить к данному буферу без изменения его рН +

6. Какая из приведенных формул соответствует расчету рН?
а) pH = 14 -[OH–]
б) pH= -lg[H+] +
в) рН= -lg[OH–]

7. Гидролиз – это процесс:
а) растворения в воде
б) взаимодействия ионов растворенных в воде соли с ионами воды +
в) растворения в воде под действием тока

8. Как снизить ошибку титрования?
а) Максимально растянуть величину скачка и правильно подобрать индикатор +
б) Сделать несколько раз титрование
в) При титровании применять более концентрированные растворы

9. Что такое конечная точка титрования?
а) Момент или точка титрования, в которой некоторое свойство раствора (например, окраска) претерпевает заметное изменение +
б) Это точка титрования, при которой добавлен избыток титранта
в) Это точка титрования, при которой достигнут рН=7

10. Условие, при котором выпадает осадок:
а) Если ионное произведение меньше величины произведения растворимости
б) Если ионное произведение превышает величину произведения растворимости +
в) Если ионное произведение равно величине произведения растворимости

11. Что такое декантация?
а) Укрепление дисперсных частиц, с последующим перенесением на фильтр
б) Промывание осадка, перенесенного на фильтр
в) Промывание осадка в стакане с отстаиванием и сливанием жидкости с раствора +

12. В каком из ниже перечисленных методов рабочим раствором является раствор соли ртути?
а) Аргентометрия
б) Роданометрия
в) Меркуриметрия +

13. Какое из ниже приведенных названий не соответствует трилону Б?
а) Хелатон III
б) Комплексон II +
в) ЭДТА

14. Что из перечисленного не является металлоиндикатором?
а) Мурексид
б) Метиленовый голубой +
в) Эрихром чёрный Т
5. Какой из реагентов не используют при щелочном сплавлении?
а) Пиросульфат калия +
б) Едкий натр
в) Кальцинированную соду

16. Что такое маскирование?
а) Осаждение мешающих веществ с последующим отделением осадка
б) Перевод определяемого вещества в более удобную для анализа форму
в) Устранение влияния присутствующих в растворе веществ на определение какого-либо элемента+

17. Какой может быть ошибка определения?
а) Постоянной
б) Временной
в) Систематической+

18. Что такое точность анализа?
а) Близость результатов друг к другу из выборки n
б) Это значение, до которого необходимо округлить полученный результат
в) Это качественная характеристика близости к нулю всех видов ошибок+

19. Что такое воспроизводимость?
а) Эта мера того, как повторяются результаты при многократном проведении анализа+
б) Параметр, характеризующий близость экспериментальных и истинных значений измеряемой величины
в) Это минимальное расхождение между результатами, полученными при испытании одной пробы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5211
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест»
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, Э. А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 2. Физико-химические методы анализа: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Никитина, Н. Г. Аналитическая химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489602
Л1.3 Александрова, Э.А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга1. Химические методы анализа: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.4 Борисов, А.Н. Аналитическая химия. Расчеты в количественном анализе : учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышенко, К. П. Метрология и измерительная техника. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва : Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471227
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Универсальный курс для дисциплин 2 и 3 курса (Колледж; ТАКСХ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Сайт Института химии и химико-фармацевтических технологий АлтГУ http://www.chem.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
2. Лабораторные работы и практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, решаются задачи, происходит практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемого междисциплинарного курса при использовании специальных средств. Посещаемость лабораторных и практических занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов по междисциплинарному курсу предполагает:
– выполнение домашних заданий, оформление отчетов по лабораторным работам, самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
– систематическая проработка учебной литературы, составление опорных конспектов, изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к занятиям, подготовка к лабораторным работам;
– проработка лекционного материала, подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой междисциплинарного курса.
Этапы самостоятельной работы студентов:
– поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
– анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
– запоминание терминов и понятий;
– составление плана ответа на каждый вопрос;
– оформление отчетов по лабораторным занятиям.
4. Зачёт по междисциплинарному курсу.
Зачёт проводится в традиционной форме после выполнения и сдачи всех лабораторных работ, сдается в устной форме.
Для подготовки к зачёту следует воспользоваться учебной литературой, своими конспектами лекций, практических и лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Для успешного овладения междисциплинарным курсом необходимо выполнять следующие требования:
– посещать все лекционные, практические и лабораторные занятия;
– все рассматриваемые на лекциях темы и вопросы фиксировать в тетради;
– выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
– в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.

Подготовка к лабораторным занятиям
Лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебного междисциплинарного курса и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Лабораторная работа – конкретное учебное задание по изучаемому междисциплинарному курсу, выполняемое на лабораторном занятии.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемого междисциплинарного курса при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь.
Все первичные записи необходимо делать в тетради по ходу эксперимента.
Проведение лабораторных работ включает в себя следующие этапы:
- постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
- определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
- непосредственное выполнение лабораторной/практической работы студентами и контроль за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
- подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
К лабораторно-практическим работам студент допускается только после инструктажа по технике безопасности. Положения техники безопасности изложены в инструкциях, которые должны находиться на видном месте в лаборатории.

Требования к оформлению лабораторной тетради
Лабораторная тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ и практических заданий по междисциплинарному курсу.
Лабораторная тетрадь – это отчетный документ по учебно-исследовательской работе студентов, выполняемой в рамках лабораторных/практических занятий по данному междисциплинарному курсу. Студенты должны усвоить, что лабораторная тетрадь ведется в строгом соответствии с определенными требованиями, что контролируется преподавателем. Таким образом, у них формируются первоначальные умения ведения научной документации и представления информации в форме таблиц и рисунков.
Записи в тетради должны вестись по следующей схеме:
1. Дата
2. Тема занятия
3. Номер лабораторной работы (задания)
4. Цель и задачи лабораторной работы (задания)
5. Краткое описание теории по заданной теме
6. Порядок выполнения лабораторной работы
7. Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
8. Подробные расчеты изучаемых параметров
9. Выводы в соответствии с целью и задачами.

Подготовка к зачёту
Подготовка к зачёту способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения. Готовясь к зачёту, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачёте студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретному междисциплинарному курсу.

При реализациии МДК 01.01 "Основы аналитической химии и физико-химических методов анализа" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: леция-беседа, мультимедиалекции.
При проведении практических занятий: лабораторные работы в малых группах, моделирование рабочего процесса, тестирование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.