МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками социальной проблематики потребления,использование полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять научное исследование на основе современной методологии изучения конфликтов, реализовывать научные программы в сфере профессиональной деятельности, применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов исследований
ОПК-1.1 Знает современную теоретико методологическую основу изучения конфликтов;
ОПК-1.2 Умеет применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей;
ОПК-1.3 Обладает навыками оценки достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современную теоретикометодологическую основу изучения конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Обладает навыками оценки достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные социологические подходы к изучению потребления Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к изучению потребления Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Модели и теоретические концепции социологии потребления Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Модели и теоретические концепции социологии потребления Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Потребление в культурологическом и этическом контексте Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек и вещи. Потребление знаков Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Человек и вещи. Потребление знаков Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Современные формы потребления Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Современные формы потребления Практические 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Современные формы потребления Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.19. Консультации 2 34 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Социальный процесс – это:
a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе;
b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы;
c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества.
Ответ: а)
2. Социальное явление по П. Сорокину – это:
a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому;
b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект - субъектных, так и в субъект-объектных отношениях;
c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.
Ответ: а)
3. Основоположником концепции демонстративного потребления является:
a) М. Вебер;
b) Т. Веблен;
c) Г. Зиммель.
Ответ: b)
4. Изучением концепции стиля потребления, факторов его формирования и передачи занимался:
a) Дж. Кейнс;
b) А. Маршалл;
c) П. Бурдье;
Ответ: c)
5. Высшей потребностью в пирамиде А. Маслоу считается потребность в:
a) безопасности;
b) принадлежности к группе;
c) самореализации.
Ответ: c)
6. Кто из перечисленных социологов рассматривал теорию туристического созерцания:
a) Д. Урри;
b) МакКаннелл;
c) Т. Кук.
Ответ: а)

7. Кто разработал закон убывающей полезности:
a) Г. Госсен;
b) Г. Саймон;
c) К. Ланкастер.
Ответ: а)
8. Представителем кардиналистского (количественного) подхода теории потребительского поведения является:
a) Г. Зиммель;
b) Л. Вальрас;
c) Э. Дюркгейм.
Ответ: b)
9. Изучением модели с неопределенностью качества товара занимался:
a) Дж. Акерлоф;
b) Дж. Кейнс;
c) А. Маршалл.
Ответ: а)
10. Интерпретация эмпирических данных – это:
a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований
b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением;
c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования.
Ответ: b)
11. Социологическое исследование – это:
a) сбор первичной социологической информации;
b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе;
c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Ответ: c)
12. Парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в рамках науки:
a) закон;
b) методология;
c) метод.
Ответ: b)
13. Каким социологам принадлежит классификация социальных процессов:
a) Р. Парку и Э. Берджесу;
b) М. Вебер и О. Конт;
c) Г. Зиммель и Э. Дюркгейм.
Ответ: а)
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации___________(критический анализ)
2. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального)
3. Общество потребления – это________________(совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа потребления)
4. Классификация социальных процессов может быть по __________(направленности)
5. Тип социального процесса, характеризующий борьбу между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами называется ________(конкуренция)
6. Тип социального процесса, в основе которого особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвует в одном и том же или в различных, но связанных между собой процессах труда - это____________(кооперация)
7. Тип социального процесса, характеризующий принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения – это _________(приспособление)
8. Тип социального процесса, в основе которого процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре – это_________(ассимиляция)
9. Тип социального процесса, в основе которого биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом – это ________(амальгамизация)
10. Тип социального процесса, при котором происходит несовпадение целей и интересов людей или соответствующих социальных групп – это ________(социальный конфликт)
11. Конечный результат, которого социолог хочет достичь в социологическом исследовании – это __________(цель исследования)
12. Конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию – это ___________(объект исследования)
13. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую)
14. Существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования – это ________(предмет исследования)
15. Априорные предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть – это____________(гипотезы исследования)
16. Социальные процессы, при которых происходит периодическое повторение определенных фаз развития – это __________процессы (циклические)
17. Социальные процессы, при которых происходят изменения, которые проделав цикл, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне – это ________процессы (спиралевидные)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В. И. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубкова Е.Н. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология потребления» portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.