МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2022_9кл
Часов по учебному плану 112
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 10 10 28 28
Практические 14 14 26 26 40 40
Сам. работа 26 26 18 18 44 44
Итого 58 58 54 54 112 112

Программу составил(и):
Препод., Андреева Лариса Леонидовна;Препод., Камольцев Владимир Владимирович;Препод., Тищенко Ирина Валентиновна

Рецензент(ы):
к.х.н, Препод., Щербакова Людмила Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональной безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2 Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3 Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4 Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5 Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6 Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7 Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.8 Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.
ПК 1.9 Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение.
ПК 2.1 Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
ПК 2.2 Вести работу в системах электронного документооборота.
ПК 2.3 Разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации.
ПК 2.4 Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).
ПК 2.5 Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.6 Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
ПК 2.7 Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
ПК 1.10 Составлять описи дел, осуществлять подготовку дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
Основы военной службы и обороны государства;
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
Способы защиты населения от оружия массового поражения;
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
Применять первичные средства пожаротушения;
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
Оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Теоретические основы и нормативно-правовая база БЖД. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения и территорий. Лекции 3 4 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Первая помощь и особенности её оказания. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проработка лекционного материала и составление краткого конспекта. Сам. работа 3 4 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Культура безопасности жизнедеятельности. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №1 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 3 4 ПК 1.1, ОК 5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики в условиях ЧС.Роль системы РСЧС и ГО в России. Практические 3 2 ПК 2.7, ПК 2.6, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №2 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 3 2 ПК 2.7, ПК 2.6, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Практические 3 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №1. Сам. работа 3 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Первая помощь и инфекционные заболевания. Практические 3 4 ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение Кейс-задания №1. Сам. работа 3 4 ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Правовые и организационные основы охраны труда.Гигиенические и эргономические основы безопасности труда. Практические 3 2 ПК 1.10, ПК 1.9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №3 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 3 3 ПК 1.10, ПК 1.9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы военной службы
2.1. История создания Вооруженных Сил России. Военные реформы. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Федерации. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Правовые основы военной службы. Концепция национальной безопасности. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Воинская обязанность и воинский учёт. Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Проработка лекционного материала и составление краткого конспекта. Сам. работа 3 4 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Структура ВС РФ. Функции и основные задачи современных ВС РФ,их роль в обеспечении национальной безопасности страны. Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №4 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы. Практические 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №2. Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Уставы Вооруженных Сил РФ. Организация медицинского освидетельствования и обследования. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Основы воинской обязанности и организация воинского учёта. Практические 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к письменной работе №1. Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Порядок призыва и прохождения военной службы по контракту. Практические 4 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №5 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Стратегия национальной безопасности и военная доктрина России. Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка к письменной работе №2 по теме "Стратегия национальной безопасности и военная доктрина России". Сам. работа 4 2 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Терроризм, как серьезная угроза национальной безопасности России.Международное гуманитарное право. Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Выполнение доклада-визуализации №3. Сам. работа 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Воинские звания и знаки различия военнослужащих. Военная форма одежды. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.22. Погоны и знаки различия военнослужащих.Правила ношения военной формы одежды. Практические 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.23. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №4. Сам. работа 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.24. Приборы радиационной и химической разведки.Современные виды вооружения и военной техники ВС России. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.25. Приборы радиационной и химической разведки. Изучение материальной части автомата Калашникова. Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.26. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №5. Сам. работа 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.27. Боевые традиции ВС РФ.Воинские символы и ритуалы. Практические 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.28. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №6. Сам. работа 4 1 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.29. Дни воинской славы и памятные даты России. Лекции 4 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.30. Почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Практические 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.31. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение доклада-визуализаци №7. Сам. работа 4 1 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.32. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. Практические 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 9, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.33. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка к написанию итогового теста. Сам. работа 3 1 ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 9, ОК 3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.34. Промежуточная аттестация. Зачет Практические 4 2 ПК 2.7, ПК 2.6, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6171.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения междисциплинарного курса.

1. Авария, не связанная с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ или с их незначительной утечкой, – это:
а) локальная авария;
б) местная авария;
в) объектовая авария;
г) региональная авария;
д) частная авария.

2. Безопасность жизнедеятельности рассматривает
а) безопасность в бытовой сфере;
б) безопасность в городской сфере;
в) безопасность в окружающей природной среде и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;
г) безопасность в производственной сфере;
д) безопасность во всех перечисленных сферах.

3. В первую очередь при одновременном заражении опасными веществами обеззараживаются:
а) бактериальные средства;
б) биологически активные вещества;
в) нефтепродукты;
г) радиоактивные вещества;
д) сильнодействующие ядовитые вещества.

4. Важнейшими характеристиками химически опасных веществ являются:
а) ПДК, ПДВ, предельно допустимый сброс (ПДС), предел переносимо-сти;
б) ПДК, токсичность, пороговая концентрация, предел переносимости;
в) ПДК, токсодоза, пороговая концентрация, предельно допустимый выброс (ПДВ);
г) пороговая концентрация, предел переносимости, средняя смертельная токсодоза (LD50), средняя смертельная концентрация (LС50);
д) токсичность, ПДК, токсодоза, пороговая концентрация.

5. Вода называется жесткой, потому что содержит много:
а) ванадия
б) кальция (оптимальное содержание 50 - 70 мг/л, но не ниже 25 мг/л);
в) магния;
г) углеводородов;
д) хлоридов.

6. Все инструкции по охране труда на предприятиях переутверждают и пересматривают:
а) 1 раз в 3 года, при авариях и изменении условий труда;
б) 1 раз в 5 лет, при авариях и несчастных случаях и при изменении технологических процессов и условий труда;
в) 1 раз в 5 лет и только при несчастных случаях;
г) ежегодно и при авариях и несчастных случаях, при изменении технологических процессов;
д) ежемесячно и при изменении технологических процессов.

7. Гражданская оборона – это система:
а) мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий;
б) мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время;
в) научного прогнозирования и контроля по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
г) обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории Российской Федерации;
д) обеспечения безопасности населения в военное время.

8. Для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья можно использовать следующий метод:
а) максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бинтом;
б) наложить давящую повязку на поражённое место;
в) поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу;
г) согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу.

9. Для тушения электроустановок, находящихся под напряжением, применяют огнетушители:
а) воздушно-пенные (ОВП-5, 10), порошковые (ОПС-10);
б) порошковые (ОПС-10), углекислотные (ОУ-5,8);
в) углекислотные (ОУ-5,8), углекислотно-бромэтиловые (ОУБ-7);
г) химические пенные (ОХП-10), воздушно-пенные (ОВП-5);
д) химические пенные (ОХП-10), углекислотные (ОУ-5,8).

10. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС) предназначена для
а) защиты населения и национального достояния от воздействия катастроф, аварий, стихийных бедствий;
б) наблюдения и контроля над состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах;
в) оказания экстренной медицинской помощи;
г) предупреждения и ликвидации ЧС;
д) снижения вероятности возникновения ЧС.

11. Если во время наводнения вода застала вас в поле, то вы:
а) если поблизости есть стог сена или скирда соломы, заберётесь на них;
б) останетесь на месте и будете ждать помощи;
в) попытаетесь убежать от надвигающегося потока под углом 45° к не-му;
г) попытаетесь убежать от надвигающегося потока под углом 90° к не-му;
д) срочно будете выходить на возвышенное место.

12. Завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал:
а) «Внимание всем!»;
б) «Воздушная тревога!»;
в) «Отбой воздушной тревоги»;
г) «Радиационная опасность!»;
д) «Химическая тревога!».

13. К первичным средствам тушения пожара относят
а) внутренние пожарные краны, огнетушители, песок, одеяла, кошмы, лопаты и совки, топоры и багры, асбестовые покрывала;
б) воду, песок, инертные газы, пену;
в) воздушно-механическую пену, поваренную соль, хлорид натрия;
г) огнетушители химические, пенные, газовые, углекислотные, песок;
д) поташ, квасцы, сухую землю, ведра.

14. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся:
а) бури, ураганы, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, выброс в атмосферу сильно действующих ядовитых веществ;
б) заторы льда на реках, оползни, сели, сход ледников, столкновение кораблей на море;
в) землетрясения, извержения вулканов, наводнения, сели, оползни, ураганы, смерчи, бури, природные пожары;
г) наводнения, природные пожары, катастрофы, сели, смерчи, цунами;
д) цунами, вихри, взрывы в жилых домах, авиационные катастрофы, снежные лавины.

15. На первом этапе аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях осуществляется:
а) локализация чрезвычайных ситуаций;
б) определение масштаба повреждений;
в) поддержание работоспособности населения;
г) поиск и обнаружение пострадавших.

16. Нужно самостоятельно пытаться вправлять вывих, так как он может неправильно срастись
а) Да, нужно неотложно оказывать первую медицинскую помощь;
б) Да, это ускорит заживление и восстановление;
в) Нет, это может усугубить травму;
г) Нет, это разрешено только под наркозом;

17. Способ уберечься от падающего камня на скальном участке:
а) прижаться к скале
б) отпрыгнуть в сторону
в) свернуться в клубок

Ключ к тесту:
1-а,д
2-д
3-д
4-д
5-б,в
6-б
7-а
8-б
9-в
10-а
11-д
12-а
13-г
14-в
15-г
16-в
17-а
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,3*Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=532947
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 17 вопросов, студент может получить максимум 17 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовое задание. На
выполнение теста отводится 20 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Безопасность жизнедеятельности (Колледж АлтГУ,преп.Тищенко И.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/




Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: тест, письменная работа, кейс-задание, доклад-визуализция, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания (кейс-задание, доклад-визуализация).
Для успешного овладения дисциплиной "Безопасность жизнедеятельности" необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
У девушек обучение по основам военной службы проходит совместно с юношами.

При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя выполнение тестов, письменных работ, решение кейс-задани, дискуссии, подготовка доклада-визуализации.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к предложенным заданиям, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление по докладу-визуализации должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запоминание терминов и понятий.