МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
3.2.Уметь:
3.2.1.Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные социологические подходы к изучению потребления Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные социологические подходы к изучению потребления Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Модели и теоретические концепции потребления Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Модели и теоретические концепции потребления Практические 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Сам. работа 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек и вещи. Потребление знаков Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Человек и вещи. Потребление знаков Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 2 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Современные формы потребления Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Современные формы потребления Практические 2 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Современные формы потребления Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Лекции 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 2 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 2 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Какое из определений является неверным?
a) Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
b) Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
c) Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
Ответ: c)
2. Какое из определений типа лидерства является неверным?
a) Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
b) Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
c) Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
Ответ: c)
3. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
a) не более 12-15 человек;
b) определяется сложностью и количеством бизнес-процессов;
c) 20-25 человек.
Ответ: a)
4. Что является главным условием для возникновения малой группы:
a) длительное знакомство людей друг с другом;
b) общность интересов, профессии, деятельности;
c) психологическая совместимость всех членов группы.
Ответ: b)
5. Что такое социальное взаимодействие:
a) обмен действиями между несколькими людьми;
b) процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков;
c) процесс установления и поддержания отношений между людьми.
Ответ: b)
6. Какие взаимодействия являются организованными:
a) осуществляемые в рамках организации;
b) опирающиеся на сложившуюся систему норм;
c) включающие в состав субъектов лидера.
Ответ: b)
7. Термин «первичная группа» ввел в социологию:
a) Ч. Кули;
b) О. Конт;
c) Э. Дюркгейм.
Ответ: a)
8. Групповые взаимоотношения как нечто целое, как система взаимодействий в некотором поле – это:
a) лидерство;
b) групповая динамика;
c) руководство.
Ответ: b)
9. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:
a) лидером-новатором;
b) неформальным лидером;
c) формальным лидером.
Ответ: c)
10. Что означает понятие «интегративная функция» в теории лидерства:
a) умение маневрировать;
b) сплочение единомышленников, окружения вокруг программы лидера;
c) неустойчивость в принятии решений.
Ответ: b)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________(лидерство)
2. Стиль лидерства, который характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных называется _________стилем (либеральным)
3. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»? (не более 12-15 человек)
4. Стиль лидерства, характеризующийся централизацией власти в руках одного руководителя – это_____________стиль (авторитарный)
5. Стиль лидерства, основанный на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть - это _________стиль (демократический)
6. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________(группой)
7. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________(социальной коммуникацией)
8. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______(«первичная группа»)
9. Кому принадлежит понятие «групповая динамика»? (К. Левину)
10. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами? (Дж. Хоманс)
11. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства (интегративная)
12. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________(социометрия)
13. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______(поведенческий подход)
14. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности? (формальное лидерство)
15. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов? (неформальное лидерство)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин, В. И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубкова Е.Н. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология потребления» portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.