МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная и муниципальная служба

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2021_9кл
Часов по учебному плану 102
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 14 14 38 38
Практические 24 24 16 16 40 40
Сам. работа 10 10 14 12 24 22
Итого 58 58 44 42 102 100

Программу составил(и):
Препод., Коральчук Н.В.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доц., Казанцева Олеся Леонидовна

Рабочая программа дисциплины
Государственная и муниципальная служба

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение студентами знания задач, функций и основных принципов организации государственной и муниципальной службы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1 Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2 Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3 Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4 Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5 Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6 Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7 Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.8 Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему государственных учреждений и органов местного самоуправления;
Общие принципы и требования к прохождению государственной и муниципальной службы;
Организационно-правовые формы государственного аппарата управления
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять кадровую политику на государственной и муниципальной службе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения о государственной службе
1.1. Понятие Государственной службы и ее содержание Лекции 3 2 ПК 1.5, ОК 8, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие Государственной службы и ее содержание Практические 3 4 ПК 1.5, ОК 8, ОК 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие Государственной службы и ее содержание Сам. работа 3 4 ПК 1.5, ОК 8, ОК 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правовой статус государственного служащего.
2.1. Правовой статус государственного служащего Лекции 3 4 ПК 1.7, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Правовой статус государственного служащего;подготовка к тесту по теме Сам. работа 3 1 ПК 1.7, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Устный опрос по теме:Правовой статус государственного служащего Практические 3 4 ПК 1.7, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Порядок прохождения государственной гражданской службы
3.1. Порядок прохождения государственной гражданской службы Лекции 3 4 ПК 1.6, ПК 1.4, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Порядок прохождения государственной гражданской службы Практические 3 4 ПК 1.6, ПК 1.4, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Государственная служба в других странах
4.1. Государственная служба в других странах Лекции 3 6 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Устный опрос. Государственная слуюба в других странах Практические 3 6 ПК 1.8, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
4.3. Государственная служба в других странах Сам. работа 3 4 ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Государственная служба субъектов РФ
5.1. Государственная служба субъектов РФ Лекции 3 6 ОК 8, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Презентация доклада по теме:Государственная служба субъектов РФ Сам. работа 3 1 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.3. Устный опрос по теме: Государственная служба субъектов РФ Практические 3 6 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Понятие Муниципальной Службы
6.1. Понятие Муниципальной Службы Лекции 4 4 ПК 1.8, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Подготовка к тесту по теме: Понятие Муниципальной Службы Сам. работа 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.3. Устный опрос по теме: Понятие Муниципальной Службы Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы
7.1. Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы Лекции 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.2, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.2. Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.2, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.3. Устный опрос по теме: Кадровая политика и кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы Практические 4 4 ПК 1.2, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы
8.1. Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы Лекции 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
8.2. Презентация доклада по теме: Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы Сам. работа 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
8.3. Устный опрос по теме: Коррупция и противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации
9.1. Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации Лекции 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
9.2. Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации Сам. работа 4 1 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
9.3. Устный опрос по теме: Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации Практические 4 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих
10.1. Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих Лекции 3 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
10.2. Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих Практические 4 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1
10.3. Эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих. Подготовка к экзамену. Сам. работа 4 1 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устный опрос, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5143
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения междисциплинарного курса.

Тесты по курсу Государственная и муниципальная служба:
1. Государственная служба осуществляется:
a.в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
b.в аппаратах управления государственных предпри¬ятий;
c.в аппаратах органов законодательной и судебной вла¬сти;
d.в аппаратах органов законодательной и исполнитель¬ной власти.

2. К конституционному принципу государственной службы Российской Федерации относится:
a.принцип стабильности;
b.принцип равного доступа граждан на государственную службу;
c.принцип профессионализма и компетентности;
d.принцип взаимодействия с общественными объедине¬ниями и гражданами.

3. Федеральным законом № 79-ФЗ устанавливаются:
a.политические основы гражданской службы;
b.правовые основы гражданской службы;
c.организационные основы гражданской службы;
d.финансово-экономические основы гражданской службы

4. В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ государственная служба подразделяется на следующие виды:
a.статская, придворная, военная;
b.федеральная, региональная, муниципальная;
c. военная, правоохранительная, гражданская;
d.царская, императорская, советская.

5. В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ система государственной службы Российской Федерации не включает в себя следующий вид службы:
a.военная служба;
b.муниципальная служба;
c.правоохранительная служба;
d.гражданская служба.

6. Профессиональная деятельность аппарата государственных служащих по обеспечению исполнения полномо¬чий федеральных органов государственной власти и орга¬нов государственной власти субъектов РФ — это:
a.гражданская служба Российской Федерации;
b.военная служба Российской Федерации;
c.правоохранительная служба Российской Федерации;
d.муниципальная служба.

7. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации:
a.достигшие возраста 18 лет;
b.владеющие государственным языком Российской Федерации;
c.соответствующие квалификационным требованиям;
d.все вышеперечисленное.

8. Предельный возраст пребывания на гражданской службе Российской Федерации составляет:
a.60 лет;
b.65 лет;
c.55 лет;
d.70 лет.

9. Соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, в котором устанавливаются права и обязанности сторон — это:
a.должностной регламент;
b.служебный контракт;
c.трудовой договор;
d.гражданско-правовой договор.

10. К квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к должностям гражданской службы, не относится:
a.стаж гражданской службы или опыт работы по специ¬альности;
b.знание Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
c.уровень профессионального образования;
d.профессиональные знания и навыки, необходимые при исполнении должностных обязанностей.

11. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера производится:
a.при поступлении на гражданскую службу и ежегодно;
b.при прекращении службы и ежегодно;
c.при прекращении службы;
d.по требованию представителя нанимателя.

12. Какое основание не дает право представителю нанимателя отказать гражданину в приеме на гражданскую службу Российской Федерации:
a.наличие двойного гражданства;
b.членство в политической партии;
c.отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретным сведениям;
d.наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

13. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданских служащих, уста¬навливаются:
a.указом Президента РФ;
b.квалификационной комиссией;
c.Федеральным законом № 79-ФЗ;
d.нормативным актом государственного органа.

14. Служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
a.в связи с призывом на военную службу;
b.в связи с осуждением гражданского служащего к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу;
c.оба ответа верны;
d.нет верного ответа.

15. Обращение в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса граждан — это:
a.заявление;
b.предложение;
c.жалоба;
d.претензия.

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Ответы:
1d; 2b; 3b; 4c; 5b; 6a; 7d; 8a; 9b; 10b; 11a; 12b; 13d; 14a; 15c.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой рейтинг 0,3*Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5143
3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке 15 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 10 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 2.   контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. И. Журавлев [и др.] Государственная и муниципальная служба: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охотский Е.В., Кочетков А.В., Сульдина Г.А., Халилова Т.В., Занко Т.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА. : Учебник и практикум для СПО 2019, urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
411Н кабинет государственной и муниципальной службы; кабинет документационного обеспечения управления; кабинет архивоведения; лаборатория делопроизводства и оргтехники; лаборатория документоведения – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции.
Посещение и конспектирование лекций по дисциплине "Государственная и муниципальная служба" - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От точности восприятия лекционного материала и его фиксирования зависит успех обучения. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1.Выделение основных положений. Лектор всегда делает акцент на тех вещах которые студент должен отразить у себя в лекции.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2.Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме - ключ к успеху.
Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются тесты , заслушиваются рефераты.
Семинар-это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. Основные задачи семинара:
1.Помочь студентам глубоко овладеть изучаемым предметом.
2.Способствовать развитию у студентов необходимых умений и навыков, научного мышления.
3.Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки в целом и по изучаемому предмету в частности.
Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать .
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных или электронных носителях.
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара.
Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.
Студент может предложить подумать над постановкой таких вопросов по теме семинара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников семинара на оппонирующие группы. В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Это важно для всех, где бы далее после окончания вуза студент не работал. На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.
В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой исторической литературы, на словарь по данной теме. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.
Необходимо, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Важно, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать историческую информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада.
Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, а затем составить план доклада.
В докладе особое внимание следует уделять историографическим и теоретическим аспектам темы.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано.
Подготовка докладам по теме.
При написании докладов рекомендуется использовать учебно-методическую разработку и тематику докладов по курсу.
Написание доклада является:
- одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
- одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Доклад, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Темы докладов определяются преподавателем и содержатся в программе курса. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написаниядокладов.
Целью написания докладов является:
-привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
-привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
-приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста; выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании доклада:
- с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;
- верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
- уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему доклада , которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план доклада.
Важнейшей этап в подготовке доклада— изучение литературы по данной теме.
Доклад открывается титульным листом, на нем указываются: название учебного заведения, специальность, группа, полное наименование работы, фамилия, инициалы студента, фамилия и инициалы преподавателя, город и год написания доклада.
Объем работы должен быть, как правило, не менее 15. Работа должна выполняться через одинарный интервал 14 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Фразы, начинающиеся с "красной" строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.
Самостоятельная работа.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1.закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2.углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3.формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4.развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5.формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1.изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2.выполнять предлагаемые задания;
3.выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету
При реализации учебной дисциплины"Государственная и муниципальная служба в РФ" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: используется активная форма, как леция-беседа.
При проведении практических занятий: используется интерактивная форма, как устный опрос, работа в малых группах.
Экзамен по дисциплине "Государственная и муниципальная служба"
Дифференцированный зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 36 вопросов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.