МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная оргтехника и организация делопроизводства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2021_9кл
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 16 16 20 20 36 36
Сам. работа 13 13 15 15 28 28
Итого 39 39 45 45 84 84

Программу составил(и):
Препод., Ставовая Елена Владимировна

Рецензент(ы):
Канд.экон. наук, доцент, Миненко Алексей Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Современная оргтехника и организация делопроизводства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социаально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студента целостного представления о делопроизводстве как об отрасли деятельности, обеспечивающей документирование и организацию работы с документами, а также ознакомление с характеристиками и особенностями современной оргтехники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.1 Планировать деятельность подразделения.
ПК 4.2 Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
ПК 4.3 Оформлять отчетно-планирующую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение планирования как функции управления;
методику сбора информации о работе организации и отдельных ее подразделений;
виды планирования и приемы эффективного планирования;
эффективные методы принятия решений; основы организации туристской деятельности;
стандарты качества в туризме; правила организации делопроизводства и работы с офисной техникой;
приемы эффективного общения, мотивации персонала и работы с конфликтами;
методики эффективной организации деловых встреч и совещаний;
принципы эффективного контроля;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
организацию отчетности в туризме;
основные финансовые показатели деятельности организации и методику их расчета;
методику проведения презентаций; основные показатели качества работы подразделения;
методы по сбору информации о качестве работы подразделения;
методы совершенствования работы подразделения;
инновации в сфере управления организациями туристской индустрии.
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать информацию о работе организации и отдельных ее подразделений;
использовать различные методы принятия решений; составлять план работы подразделения;
организовывать и проводить деловые совещания, собрания, круглые столы, рабочие группы;
работать в команде и осуществлять лидерские функции; осуществлять эффективное общение;
проводить инструктаж работников, контролировать качество работы персонала;
контролировать технические и санитарные условия в офисе;
управлять конфликтами; работать и организовывать работу с офисной техникой;
пользоваться стандартным программным обеспечением для организации делопроизводства;
оформлять отчетно-плановую документацию по работе подразделения;
проводить презентации; рассчитывать основные финансовые показатели работы организации (подразделения) (себестоимость услуг, базовые налоги, финансовый результат деятельности организации, порог рентабельности);
собирать информацию о качестве работы подразделения;
оценивать и анализировать качество работы подразделения;
разрабатывать меры по повышению эффективности работы подразделения;
внедрять инновационные методы работы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.сбора информации о деятельности организации и отдельных ее подразделений;
составления плана работы подразделения;
проведения инструктажа работников;
контроля качества работы персонала;
составление отчетно-плановой документации о деятельности подразделения;
проведение презентаций;
расчета основных финансовых показателей деятельности организации (подразделений)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Оформление документации
1.1. Основы организации делопроизводства Лекции 5 4 ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.3
1.2. Основы организации делопроизводства Практические 5 2 ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.3
1.3. Доклад Сам. работа 5 4 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л1.3
1.4. Компьютерная подготовка документов Лекции 5 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.3
1.5. Компьютерная подготовка документов Практические 5 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.3
1.6. Составление основных бланков-шаблонов документов. Расположение основных реквизитов организации Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.3
1.7. Документирование. Правила оформления различных видов информационно-справочных документов, распорядительных документов Лекции 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5 Л1.3
1.8. Документирование Практические 5 8 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5 Л1.3
1.9. Создание документов ОРД: организационно - правовых, распорядительных, СИД Сам. работа 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5 Л1.3
1.10. Документооборот, формирование документов в дело Лекции 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.3
1.11. Формирование документов в дело Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.3
1.12. Тест Сам. работа 5 3 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.3
Раздел 2. Работа с программным обеспечением и составление документов
2.1. Язык и стиль служебной документации. Типичные ошибки. Лекции 6 4 ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1
2.2. Язык и стиль служебной документации. Типичные ошибки. Практические 6 6 ОК 2, ОК 1 Л1.3
2.3. Составление деловых и служебных писем различных видов Сам. работа 6 5 ОК 2, ОК 1 Л1.3
2.4. Правила оформления документации по личному составу Лекции 6 4 ОК 2, ОК 1 Л1.3
2.5. Правила оформления документации по личному составу Практические 6 6 ОК 2, ОК 1 Л1.3
2.6. Творческое задание № 1 Сам. работа 6 4 ОК 2, ОК 1 Л1.3
2.7. Прикладные программы, используемые для работы с информационными базами. Компьютерные сети Лекции 6 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 1 Л1.3, Л2.1
2.8. Поиск информации в Интернете о туристических фирмах города Барнаула Практические 6 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 1 Л1.3
2.9. Создание электронного каталога о туристических фирмах г. Барнаула Сам. работа 6 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ОК 9, ОК 1 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.10. Дифференцированный зачёт Практические 6 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=11021
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания:

1. Нумерация страниц оформляют так…
а) 25
б) -25-
в) стр.25
Ответ: а

2. Каким интервалом отделяют друг от друга реквизиты при оформлении документа на формате А4?
а) одинарным
б) двойным
в) тройным
Ответ: б

3. Дата документа оформляется:
а) 23.12.2016
б) 23.XII.2016
в) 23.12.16
Ответ: а

4. При адресованные документа должностному лицу инициалы ставят…
а) до фамилии
б) после фамилии
в) по усмотрению секретаря
Ответ: б

5. Место издания документа оформляется так
а) г. Кострома
б) Кострома
в) гор. Кострома
Ответ: а

6. Резолюцию оформляет…
а) руководитель
б) секретарь
в) исполнитель
Ответ: а

7. Отметка о поступлении оформляется…
а) на поступающих документах
б) на отправляемых документах
в) на всех документах
Ответ: а

8. Фамилию и должность исполнителя в распорядительной части текста приказа по основной деятельности указывают
а) в именительном падеже
б) в родительном падеже
в) в дательном падеже
Ответ: в

9. Приказ по основной деятельности подписывает
а) руководитель
б) секретарь
в) исполнитель
Ответ: а

10. Служебный акт составляет и подписывает
а) руководитель
б) исполнитель
в) комиссия
Ответ: в

11. Основанием для издания какого распорядительного документа может быть акт
а) Приказ
б) Решение
в) Постановление
Ответ: а

12. В состав реквизитов акта входит реквизит
а) Гриф согласования
б) Гриф утверждения
в) Отметка об исполнителе
Ответ: б

13. Заголовок к тексту акта формулируется
а) в именительном падеже
б) в родительном падеже
в) в предложном падеже
Ответ: б

14. В скольких экземплярах оформляется акт
а) В трех
б) В четырех
в) В скольких необходимо
Ответ: в

15. Вопросы повестки дня в протоколе формулируются
а) в именительном падеже
б) в предложном падеже
в) в винительном падеже
Ответ: а

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов5

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения диф. зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест и устный ответ на билет.). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rзач.


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 25 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. На выполнение теста отводится 35 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль СОиОД (1).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванова А.Ю., Шувалова Н.Н. - под общ. ред. Основы делопроизводства. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Казакевич Т.А, Ткалич А.И. Документационное обеспечение управления: Учебник и практикум для СПО здательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Шувалова, Н. Н. Основы делопроизводства : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: Учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2020 http://www.biblio-online.ru/book/A7E915F2-DB9B-406C-9ABB-2405EC3AD7E1?
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал Москва, 2018 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle:Современная оргтехника и организация делопроизводства (Туризм, Ширшев Н.И.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
411Н кабинет государственной и муниципальной службы; кабинет документационного обеспечения управления; кабинет архивоведения; лаборатория делопроизводства и оргтехники; лаборатория документоведения – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Современная оргтехника и организация делопроизводства» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:Лекция беседа,лекция–визуализация.
При проведении практических занятий: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, групповое творческое задание (презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Современная оргтехника и организация делопроизводства»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
посещать все лекционные и практические занятия
все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Современная оргтехника и организация делопроизводства» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Современная оргтехнгика и организация делопроизводства».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Современная оргтехнгика и организация делопроизводства» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Современная оргтехнгика и организация делопроизводства» следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.