МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Учебный план38_02_06_Финансы-2022_11кл
Часов по учебному плану 52
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 14 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 6 6 26 26
Практические 16 16 2 2 18 18
Сам. работа 8 8 0 0 8 8
Итого 44 44 8 8 52 52

Программу составил(и):
Препод., Андреева Ольга Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд.эконом.наук, Зав.отделением, Глубокова Людмила Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.06 ФИНАНСЫ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
канд.эконом.наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение законодательства, регулирующего хозяйственно-экономические отношения, формирование системы знаний в области правового обеспечения предпринимательской деятельности и наемного труда, развитие умений работы с нормативным материалом, его анализа и практического использования

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
организационно-правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
право граждан на социальную защиту;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать необходимые нормативные правовые документы;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Право и экономика
1.1. Правовое регулирование экономических отношений. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.2. Устный опрос по вопросам: Понятие рыночной экономики. Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие, сущность, признаки предпринимательской деятельности. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения. Практические 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.3. Эссе по теме: Преимущества и недостатки рыночной экономики. Сам. работа 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
1.4. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.5. Устные опросы по вопросам: Правовое регулирование производственных отношений. Понятие, виды, признаки субъектов предпринимательской деятельности. Имущественная основа предпринимательства. Индивидуальные предприниматели: права, обязанности. Подготовка и составление документов для регистрации статуса ИП. Понятие, признаки юридического лица. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Практические 3 1 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
1.6. Правовое регулирование договорных отношений. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.7. Устные опросы по вопросам: Понятие и значение договора. Форма и содержание договора. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Исполнение договоров. Виды договоров. Договорные отношения в хозяйственной деятельности. Практические 3 1 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
1.8. Экономические споры. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
1.9. Устный опрос по вопросам: Понятие и виды экономических споров. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров. Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде. Сроки исковой давности. Практические 3 1 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
1.10. Составление претензионного и искового заявлений по образцу. Сам. работа 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
Раздел 2. Трудовое право
2.1. Трудовое право как отрасль права. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.2. Устный опрос по вопросам: Понятие, предмет, метод трудового права. Место трудового права. Практические 3 1 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.3. Трудовой договор. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.4. Устный опрос по вопросам: Работник. Работодатель. Заключение трудового договора и оформление трудовых отношений. Трудовая книжка. Расторжение трудового договора. Практические 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.5. Составление трудового договора по образцу. Сам. работа 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.6. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование оплаты труда. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.7. Устный опрос по вопросам: Рабочее время. Время отдыха. Заработная плата. Практические 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.8. Виды ответственности работников и работодателей. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.9. Устный опрос по вопросам: Ответственность работника. Ответственность работодателя. Применение дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины: порядок привлечения. Материальная ответственность. Практические 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.10. Эссе по теме: Ответственность работников и работодателей в контексте поддержания законности и трудовой дисциплины. Сам. работа 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.11. Охрана труда. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.12. Устный опрос по вопросам: Основные принципы обеспечения охраны труда. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Финансовое обеспечение охраны труда. Практические 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.13. Трудовые споры. Лекции 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
2.14. Устный опрос по вопросам: Индивидуальные трудовые споры. Коллективные трудовые споры. Порядок разрешения трудовых споров. Практические 3 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
Раздел 3. Административное право
3.1. Административное право. Лекции 4 6 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2
3.2. Устный опрос по вопросам:Административная ответственность в сфере экономики. Состав административного правонарушения. Уголовная ответственность в сфере экономики. Состав преступления. Отдельные виды деяний в сфере экономики. Практические 4 2 ПК 4.4., ПК 3.4., ОК 06., ОК 03., ОК 01. Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тест, устный опрос, эссе) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10563
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Договором является только двусторонняя или многосторонняя сделка.
а) да;
б) нет.

2. Какие условия в содержании договора являются необходимыми и достаточными для заключения договора?
а) существенные;
б) обычные;
в) случайные;
г) все перечисленные.

3. В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
а) верно;
б) неверно.

4. Случай предусмотрен п. 2 ст. 621 ГК, которая гласит, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Какая форма заключения сделки реализована в данном случае?
а) устная;
б) письменная;
в) конклюдентные действия;
г) молчание.

5. Письменная форма бывает простой, сложной и нотариальной?
а) верно;
б) неверно.

6. Несоблюдение нотариальной формы сделки либо требование о ее государственной регистрации всегда влечет недействительность сделки.
а) верно;
б) неверно.

7. Несоблюдение простой письменной формы всегда влечет недействительность сделки.
а) верно;
б) неверно.

8. Выберете верный вариант:
а) Заключение договоров проходит три стадии:
1) оферта (предложение заключить договор);
2) акцепт (согласие заключить договор);
3) собственно заключение сделки;
б) Заключение договоров проходит две стадии:
1) оферта (предложение заключить договор);
2) акцепт (согласие заключить договор).

9. Может ли быть договор дарения и реальным и консенсуальным?
а) да;
б) нет.

10. Предусмотрена ли ГК РФ для договора аренды возможность выкупа арендатором арендованного имущества?
а) да;
б) нет.
11. Если возможность изменения или расторжения договора не предусмотрена законом или договором и сторонами не достигнуто об этом соглашения, договор может быть изменен или расторгнут одной из сторон только по решению суда и только:
а) при существенном нарушении договора другой стороной;
б) в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;
в) в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 450, 451 ГК);
г) все вышеперечисленные.

12. Элементом категории «свобода договора» является:
а) свобода заключения договора и свобода выбора вида договора;
б) свобода выбора контрагента;
в) свобода формирования условий договора;
г) все вышеперечисленные.

13. Предусмотрены ли ГК РФ формы так называемого принуждения к совершению сделки? (подсказка: есть ли такие договоры, уклониться от заключения которых нельзя?):
а) да;
б) нет.

14. В обществе, где экономика развивается НЕ по законам рынка (подсказка: на основе плана, административных предписаний хозяйствующим субъектам), все-таки МОЖЕТ идти речь о свободе договора.
а) верно;
б) неверно.

15. Договор купли-продажи является:
а) безвозмездным, односторонним, реальным;
б) возмездным, двусторонним, реальным;
в) возмездным, односторонним, консенсуальным;
г) возмездным, двусторонним, консенсуальным.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. В
5. Б
6. A
7. Б
8. Б
9. А
10. A
11. Г
12. Г
13. А
14. А
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. В соответствии с лицензионным законодательством понятие «лицензия» означает:
__________, право на занятие лицензированным видом деятельности, не допускающей отступлений от лицензированных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
2. Верховный суд РФ в постановлении от 10 января 2012 г. по делу № 51-АД11-7 сформулировал позицию:
«___________ рассматривать как предпринимательскую деятельность действия собственников жилых помещений, которые предоставляют эти помещения внаем».

3. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 27.05.2003 №9-П, выбор наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности является:
______________субъектов предпринимательской деятельности;
4. При определении формы предпринимательской деятельности:
используется понятие «_______________________________________ предпринимательской деятельности»;
5. Организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренные ГК РФ (вспомните, что субъекты предпринимательской деятельности — это не только юридические лица, но и ППО, ИП):
лишь ____________ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Не все организационно-правовые формы юридических лиц могут быть использованы для организации предпринимательской деятельности.

6. К субъектам предпринимательского права следует отнести:
____________________________________________________________________

7. Государственная регистрация –
____________________ признак предпринимательской деятельности по общему правилу, если иное не предусмотрено ГК РФ;

8. Согласно позиции, высказанной в Письме ПФ РФ от 01.10.1997 N ЛЧ-16-28/7063 «О нотариусах, занимающихся частной практикой»:
нотариальная деятельность ______________ предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

9. Действующее законодательство позволяет гражданину стать предпринимателем с _________лет.

10. Согласно позиции Конституционного Суда, выраженной в Определении от 01.12.1998 №168-О «По запросу администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 ГК РФ» государство, субъекты РФ, муниципальные образования___________ заниматься предпринимательской деятельностью.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. Разрешение
2. Нельзя
3. Правом
4. Организационно-правовая форма
5. Элемент
6. ИП, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления
7. Обязательный
8. Не является
9. 14 лет
10. Не могут




Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные этапы и перспективы развития трудового права.
2. Пробелы в трудовом законодательстве и проблемы защиты прав в сфере труда.
3. Проблемы применения норм трудового права в условиях экономического кризиса.
4. Единство и дифференциация правового регулирования труда.
5. Принципы трудового права и их роль в правовом регулировании трудовых отношений.
6. Обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда.
7. Правовое регулирование трудовых отношений: пути совершенствования.
8. Работник как основной субъект трудового права и его положение в современной России.
9. Участие работника в управлении организацией: проблемы правового регулирования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля (тест, устный опрос, эссе) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10563
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Договором является только двусторонняя или многосторонняя сделка.
а) да;
б) нет.

2. Какие условия в содержании договора являются необходимыми и достаточными для заключения договора?
а) существенные;
б) обычные;
в) случайные;
г) все перечисленные.

3. В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
а) верно;
б) неверно.

4. Случай предусмотрен п. 2 ст. 621 ГК, которая гласит, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Какая форма заключения сделки реализована в данном случае?
а) устная;
б) письменная;
в) конклюдентные действия;
г) молчание.

5. Письменная форма бывает простой, сложной и нотариальной?
а) верно;
б) неверно.

6. Несоблюдение нотариальной формы сделки либо требование о ее государственной регистрации всегда влечет недействительность сделки.
а) верно;
б) неверно.

7. Несоблюдение простой письменной формы всегда влечет недействительность сделки.
а) верно;
б) неверно.

8. Выберете верный вариант:
а) Заключение договоров проходит три стадии:
1) оферта (предложение заключить договор);
2) акцепт (согласие заключить договор);
3) собственно заключение сделки;
б) Заключение договоров проходит две стадии:
1) оферта (предложение заключить договор);
2) акцепт (согласие заключить договор).

9. Может ли быть договор дарения и реальным и консенсуальным?
а) да;
б) нет.

10. Предусмотрена ли ГК РФ для договора аренды возможность выкупа арендатором арендованного имущества?
а) да;
б) нет.
11. Если возможность изменения или расторжения договора не предусмотрена законом или договором и сторонами не достигнуто об этом соглашения, договор может быть изменен или расторгнут одной из сторон только по решению суда и только:
а) при существенном нарушении договора другой стороной;
б) в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;
в) в иных случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 450, 451 ГК);
г) все вышеперечисленные.

12. Элементом категории «свобода договора» является:
а) свобода заключения договора и свобода выбора вида договора;
б) свобода выбора контрагента;
в) свобода формирования условий договора;
г) все вышеперечисленные.

13. Предусмотрены ли ГК РФ формы так называемого принуждения к совершению сделки? (подсказка: есть ли такие договоры, уклониться от заключения которых нельзя?):
а) да;
б) нет.

14. В обществе, где экономика развивается НЕ по законам рынка (подсказка: на основе плана, административных предписаний хозяйствующим субъектам), все-таки МОЖЕТ идти речь о свободе договора.
а) верно;
б) неверно.

15. Договор купли-продажи является:
а) безвозмездным, односторонним, реальным;
б) возмездным, двусторонним, реальным;
в) возмездным, односторонним, консенсуальным;
г) возмездным, двусторонним, консенсуальным.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. В
5. Б
6. A
7. Б
8. Б
9. А
10. A
11. Г
12. Г
13. А
14. А
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)


Процедура проведения: основным оценочным средством является задание «Итоговое тестирование по курсу», предполагающем три блока:
1) блок на проверку общих знаний, проверку уровня понимания и применения информации (тест множественного выбора)
1. Какая статья Конституции Российской Федерации относит предпринимательскую деятельность к видам экономической?
А) статья 1;
Б) статья 28;
В) статья 34;
Г) статья 8.

2. С точки зрения легального толкования та или иная деятельность только тогда может считаться предпринимательской, когда в ней одновременно проявляются следующие признаки:
А) самостоятельность лица, осуществляющего деятельность; деятельность должна быть сопряжена с риском для лица, ее осуществляющего; деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли;
Б) самостоятельность лица, осуществляющего деятельность; знания, умения и навыки лица; деятельность должна быть сопряжена с риском для лица, ее осуществляющего; профессионализм;
В) новаторство деятельности; деятельность должна быть сопряжена с риском для лица, ее осуществляющего; деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли;
Г) знания, умения и навыки лица; новаторство деятельности; деятельность должна быть сопряжена с риском для лица, ее осуществляющего.

3. Определение предпринимательской деятельности содержится:
А) в Уголовном кодексе РФ;
Б) в Гражданском кодексе РФ;
В) в Трудовом кодексе РФ;
Г) в Конституции Российской Федерации.

4. Верховный суд в Письме «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» (п. 12), Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 13.) отмечает, что извлечение прибыли – это:
А) обязательный результат деятельности;
Б) иногда достигается;
В) цель предпринимательской деятельности, но не обязательный результат;
Г) одна из многих целей предпринимательской деятельности.

5. Присущ ли риск предпринимательству:
А) отчасти;
Б) нет, это надуманный признак; всякая деятельность является рискованной;
В) предпринимательским следует считать риск непопулярности предлагаемых товаров, услуг, не только неполучения возможной прибыли, но и утраты вложенных в организацию деятельности ресурсов.

6. Государственная регистрация –
А) обязательный признак предпринимательской деятельности;
Б) признак предпринимательской деятельности необходимый по общему правилу, если иное не предусмотрено ГК РФ, т.е. теоретически есть случаи, когда регистрация не требуется;
В) факультативный признак предпринимательской деятельности;
Г) признак, не предусмотренный в ГК РФ.

7. Имеется ли в российской нормативной базе исчерпывающий перечень субъектов, наполняющих категорию «самозанятые граждане»?
А) нет;
Б) есть, он закреплен в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
В) есть, он закреплен в ГК.

8. В силу нормы Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» место государственной регистрации индивидуального предпринимателя – это:
А) место, указанное физическим лицом;
Б) место жительства лица;
В) место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа;
Г) место жительства родителей лица.

9. Верховным Судом РФ выработана правовая позиция относительно набора доказательств, подтверждающих факт занятия лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 18). Такими доказательствами, в частности, могут являться:
А) показания лиц, оплативших товары, работы, услуги;
Б) расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности;
В) акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений;
Г) все вышеперечисленные.

10. Согласно позиции Верховного Суда (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 марта 1995 г. № 56-В97-2), отсутствие полных циклов торгового оборота и, соответственно, неполучение реальной прибыли при наличии изначально цели ее получения:
А) позволяет квалифицировать деятельность как непредпринимательскую;
Б) не является признаком предпринимательской деятельности вовсе;
В) не является обстоятельством, освобождающим от ответственности за незаконное предпринимательство. При наличии неблагоприятных обстоятельств полный цикл торгового оборота может не состояться, в результате чего предприниматель может понести убытки. Вместе с тем наличие неблагоприятных для предпринимателя обстоятельств не только не меняет самого характера предпринимательской деятельности, а является одним из составляющих элементов этой деятельности, связанной с различного рода рисками.
Г) нет правильного ответа.
11. Договором является только двусторонняя или многосторонняя сделка.
а) да;
б) нет.

12. Какие условия в содержании договора являются необходимыми и достаточными для заключения договора?
а) существенные;
б) обычные;
в) случайные;
г) все перечисленные.

13. В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
а) верно;
б) неверно.

14. Случай предусмотрен п. 2 ст. 621 ГК, которая гласит, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Какая форма заключения сделки реализована в данном случае?
а) устная;
б) письменная;
в) конклюдентные действия;
г) молчание.

15. Письменная форма бывает простой, сложной и нотариальной?
а) верно;
б) неверно.
16. Трудовой договор определяется как:
а) соглашение между работником и работодателем;
б) средство закрепления работника за определенным работодателем;
в) юридический факт‚ являющийся основанием возникновения трудовых правоотношений.

17. Основная функция трудового договора заключается в том‚ что он:
а) представляет собой источник трудового права;
б) является одной из основных форм реализации принципа свободы труда;
в) закрепляет права и обязанности сторон;
г) подводит стороны под действие норм трудового права.

18. Обязательным условием трудового договора из представленных является:
а) условие о режиме труда;
б) испытание.

19. Условие о неразглашении работником коммерческой тайны является условием трудового договора:
а) производным;
б) обязательным;
в) дополнительным;
г) существенным.

20. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей:
а) со дня‚ определенного сторонами трудового договора;
б) с момента подписания трудового договора;
в) не позднее следующего дня со дня подписания трудового договора;
г) не позднее одной недели со дня подписания трудового договора.

21. Когда работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме при фактическом допущении работника к работе:
а) трех дней;
б) пяти дней;
в) недели;
г) двух недель;
д) одного месяца.

22. Прием на работу оформляется:
а) записью в трудовой книжке;
б) протоколом заседания специальной комиссии;
в) приказом (распоряжением) работодателя;
г) выдачей страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

23. Цель испытания при приеме на работу – это способ:
а) стимулировать работника к более высокой производительности труда;
б) дисциплинировать работника;
в) проверить соответствие работника поручаемой ему работе;
г) усилить ответственность работника;
д) проверить его моральные и деловые качества;
е) определить его состояние здоровья.

24. Какого вида бывает совместительство?
а) внутреннее;
б) параллельное;
в) вспомогательное;
г) дополнительное.

25. Если изменяется рабочее место у работника в пределах данной организации и при этом не изменяется трудовая функция‚ то в данном случае будет иметь место:
а) перевод;
б) перемещение;
в) командировка.
2) блок на выявление навыков выполнения практических заданий

1. Магазин заключил договор с меховым ателье о покупке шапок. Согласно договору, ателье должно было передать шапки покупателю 1 декабря, т.е. к началу зимнего сезона. Однако, не имея другой работы, ателье изготовило шапки в сентябре и потребовало у магазина оплатить покупку, поскольку ателье нужно было расплатиться с поставщиком меха и своими сотрудниками.
Имеет ли право магазин отказаться от немедленного приобретения товара? Объясните. Определите вид договора.

2. Носова купила на рынке у индивидуального предпринимателя платье и показала его подруге. Последняя сообщила ей, что в соседнем магазине такое же платье стоит значительно дешевле. Носова отправилась на рынок, нашла предпринимателя и потребовала возвратить ей часть покупной цены или взять платье обратно, а ей возвратить деньги. Предприниматель отказался, и Носова обратилась с жалобой в администрацию рынка.
Какие разъяснения она должна получить? Каким будет разъяснение, если Носова, придя, домой, обнаружила плохо обработанные швы, а продавец отказался принять платье обратно, сославшись на то, что качество швов является обычным для подобных вещей турецкого производства? Определите вид договора.

3. В адрес покупателя, заказавшего 300 кг мясных полуфабрикатов и оплатившего в соответствии с договором 50% их стоимости, от поставщика поступило 500 кг неразделанного мяса. В соответствии с приложенным сертификатом срок реализации мяса истекал через две недели.
Какие нарушения условий договора поставки допустил поставщик? Определите вид договора.

4. Директор ресторана обратился к садоводческому товариществу с предложением заключить договор, по которому в течение июня, июля и августа садоводческое товарищество должно будет передать ресторану продукцию, выращенную членами садоводческого товарищества (зеленый лук – 200 кг, укроп – 200 кг, петрушка – 200 кг, черная смородина – 500 кг).
На заседании правления садоводческого товарищества возникли вопросы о том, к какому виду договоров относится договор, предлагаемый рестораном, а также о том, какую ответственность будет нести товарищество, если из-за погодных условий не удастся собрать такой урожай.
Как юридически грамотно дать ответ на поставленные вопросы?

5. Магазин заключил договор с сапожным ателье о покупке партии зимних сапог. Согласно договору, ателье должно было передать сапоги покупателю 1 декабря, т.е. к началу зимнего сезона. Однако, не имея другой работы, ателье изготовило сапоги в сентябре и потребовало у магазина оплатить покупку, поскольку ателье нужно было расплатиться с поставщиком кожи и своими сотрудниками.
Имеет ли право магазин отказаться от немедленного приобретения товара? Ответ обоснуйте. Определите вид договора.

6. Сидорову понадобилось срочно купить квартиру. Из нескольких предложенных вариантов он выбрал квартиру Кравцова, расположенную в удобном районе города. Но после заключения договора о покупке квартиры Сидоров выяснил, что в квартире Кравцова по договору найма проживает Кузнецов с семьей, причем срок договора оканчивается только через год.
Имеет ли право Сидоров отказаться от исполнения условий договора?

7. Магазин заключил с оптовым поставщиком молочных продуктов договор о купле-продаже 15 упаковок йогурта. Однако магазину было передано 20 упаковок йогурта. Не поставив продавца в известность, магазин попытался продать весь йогурт, что ему не удалось. Когда через две недели продавец потребовал оплатить весь поставленный товар, магазин отказался от оплаты всего полученного продукта и предложил вернуть продавцу лишние 5 упаковок йогурта. Продавец отказался от этого, поскольку до завершения срока годности товара оставалось всего несколько дней.
Как, на Ваш взгляд, следует разрешить этот конфликт?

8. Данилов купил набор слесарного инструмента на вещевом рынке. В этот же день он увидел в магазине точно такой же набор, стоивший намного дешевле. Данилов вернулся на рынок, потребовал забрать инструмент и вернуть ему деньги, но получил отказ продавца.
Прокомментируйте ситуацию.

9. Предприниматель Седов заключил с Борисовым договор на выполнение работ по ремонту квартиры. Договором предусматривалось, что Седов к 20 августа обязан облицевать стены ванной комнаты кафелем, перестелить и отциклевать паркет, окрасить потолки и оклеить стены обоями. Все работы выполнялись из материалов заказчика.
Седов поручил выполнение всех этих работ обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» по договору субподряда. При сдаче работы 20 августа выяснилось, что паркет настелен некачественно, имеются вздутия, щели, а кафельная плитка частично заменена на несоответствующую по цвету. Борисов потребовал устранить недостатки в недельный срок, а, кроме того, выплатить неустойку за некачественное выполнение работы. Седов возражал против уплаты неустойки, поскольку в заключенном между ними договоре она не предусмотрена. По поводу исправления недостатков Седов рекомендовал обратиться непосредственно к обществу «Строитель».
Какое решение должен вынести суд? Определите вид договора.

10. Шаров купил дом у Петровой. Весной, через два года после покупки, подпочвенные воды затопили погреб, находившейся под домом, подмыли столбы, на которых стоял дом, и он дал осадку. Шаров предъявил иск к Петровой, в котором просил либо аннулировать договор купли-продажи дома, взыскав с продавца уплаченную за дом покупную цену, либо взыскать сумму расходов, которую необходимо затратить для устранения произведенных в доме разрушений и проведения дренажных работ.
Петрова в суде утверждала, что в данном случае речь идет не о недостатках, обнаруженных в самом доме. Кроме того, всем известно, что в районе нахождения проданного дома каждую весну подпочвенные воды затопляют погреба и подвалы.
Подлежит ли иск Шарова удовлетворению? Объясните.

11. Тыквин заключил с Потаповым в простой письменной форме договор продажи квартиры. В договоре было установлено, что основной договор купли-продажи будет подписан сторонами не позднее 31 декабря текущего года, а также содержалось твердая цена квартиры, выраженная в долларах США. В обусловленный срок Тыквин отказался продать квартиру Потапову на согласованных условиях, поскольку цены на рынке недвижимости существенно увеличились, и он получил значительно более выгодное предложение. Потапов обратился в суд с требованием о понуждении Тыквина к заключению договора купли-продажи квартиры.
Решите данное дело.

12. Гражданин Иванов передал в пользование Петрову рояль сроком на 10 лет на следующих условиях: рояль по-прежнему остается дома у Иванова, а Петров вправе один раз в неделю, по четвергам, в 16.00 приходить к Иванову и играть на рояле в течение двух часов. При этом в качестве платы за пользование выступало угощение, которое Петров должен был всякий раз приносить с собой. Соответствующая договоренность была закреплена в письменной форме. Через два года Иванов и Петров поссорились, первый отказался допускать второго к себе домой для пользования роялем. Тогда Петров предъявил к Иванову иск об истребовании рояле. С тем чтобы получить возможность снова пользоваться им.
Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если Петрова не допускает к роялю Сидоров, который приобрел квартиру вместе с роялем и прочей обстановкой?

13. Хладокомбинат обратился к перевозчику – Управлению московской железной дороги и к поставщику – мясокомбинату о взыскании с надлежащего ответчика стоимости недостающего мяса. Груз прибыл в исправном вагоне, но без пломб грузоотправителя. При его вскрытии оказалось, что вагон загружен до полной вместимости, недостающее количество груза вместиться не могло. Эти обстоятельства были подтверждены экспедитором мясокомбината и отражены в коммерческом акте.
Кто должен нести ответственность за недостачу груза? Изменится ли решение, если вагон, загруженный отправителем, прибыл на станцию назначения в исправном состоянии и за его пломбами?

14. Жуков прочитал в газете «Экстра-М» объявление о том, что компания «Раритет» проводит весеннюю распродажу холодильников «Стинол» по 8 тыс.р. В объявлении был также указан номер факса, по которому можно передать заказ на холодильник.
Жукова удовлетворила цена, предложенная фирмой. Однако, позвонив по указанному номеру, он узнал, что реально холодильники реализуются по 9 тыс.р. Тем не менее, Жуков послал факс, в котором соглашался приобрести холодильник за 8 тыс.р. и указывал адрес, по которому его следует доставить.
В назначенное время работники фирмы привезли Жукову заказанный товар, установили его на место, указанное Жуковым, но потребовали от него плату по повышенной цене. Жуков отказался уплатить лишнюю тысячу рублей. Но когда работники хотели увезти холодильник обратно, Жуков сделать им это не позволил, заявив, что поскольку холодильник был ему передан, в соответствии с законодательством право собственности на товар перешло к нему, Жукову.
Был ли заключен договор между Жуковым и фирмой «Раритет»? Можно ли объявление в газете считать офертой? Как следует квалифицировать факс, отправленный Жуковым? Можно ли факт доставки холодильника квалифицировать, как согласие фирмы заключить с Жуковым договор на предложенных им условиях? Мог ли Жуков удерживать холодильник?

15. Тарасов прочел на улице объявление Сидорова, предлагающего купить диван и два кресла за 10 тыс.р. Тарасов позвонил Сидорову и сказал, что он купит мебель, если ему понравится ее модель и расцветка. Они договорились о встрече. В конце разговора Сидоров отметил, что он продает мебель только потому, что его сын пообещал купить ему в подарок гарнитур новой модели.
Когда Тарасов приехал к Сидорову, выяснилось, что сын неожиданно потерял работу и в сложившихся обстоятельствах не может позволить себе такой подарок. Поэтому Сидоров отказался продавать диван и два кресла Тарасову.
Тарасов, отказавшийся перед этим от других предложений, потребовал в суде обязать Сидорова передать ему спальный гарнитур.
Был ли между сторонами заключен договор купли-продажи? Можно ли объявление Сидорова квалифицировать как оферту? Как следует квалифицировать звонок Тарасова?

16. Иван Сусанин заключил с поляками договор, в соответствии с которым он обязывался провести поляков через лес и вывести их к Москве. Срок исполнения обязательства равнялся 1 месяцу. Поляки, не уверенные в Иване Сусанине, потребовали от последнего, чтобы от нашел поручителя. Впоследствии был заключен договор поручительства, в соответствии с которым некто Минин поручался отвечать за исполнение обязательства Сусаниным в сумме 2000р.
В указанный срок договор исполнен не был. В связи с этим поляки потребовали от поручителя выплатить им 2000р. Но поручитель отказался, сказав, что поляки сначала должны обратить взыскание на имущество Сусанина и лишь затем требовать от поручителя недостающую сумму.
Может ли кредитор в случае ненадлежащего исполнения обязательства обратиться с требованием сразу к поручителю, не выясняя, можно ли получить удовлетворение из имущества должника? Как должен быть решен спор?

17. Индивидуальный предприниматель Малыхин, занимающийся изготовлением и реализацией каркасно-надувных байдарок, арендовал у шарикоподшипникового завода «Вымпел» подвальное помещение, переоборудованное им под мастерскую. Но особенности технологического процесса требовали реконструкции устаревшей системы вентиляции подвала. Малыхин не раз обращался к руководству завода с требованием выполнить свои обязанности арендодателя, произвести капитальный ремонт помещения и заменить систему вентиляции. Но администрация завода отказывалась от ремонта, ссылаясь на отсутствие у завода свободных денежных средств.
В результате Малыхин был вынужден заключить договор со строительной фирмой, обладающей лицензией, обязавшейся отремонтировать помещение и реконструировать систему вентиляции. Представители строительной фирмы уверяли, что они знакомы с конструкцией здания и сами составят проект новой системы вентиляции.
В процессе реализации указанного проекта из-за ошибок в расчетах была снесена несущая опора здания завода, в результате чего по всей стене прошла трещина, создавшая угрозу обрушения всего здания. Специалисты, вызванные на место происшествия, установили, что здание не подлежит ремонту и должно быть снесено.
Администрация завода предъявила Малыхину иск о возмещении вреда, причиненного зданию. В возражении на иск Малыхин указывал, что причиной затеянного им ремонта послужило неисполнение заводом обязанностей арендодателя. Кроме того, он отказывался возместить ущерб еще и потому, что ошибка в расчетах возникла по вине строительной фирмы, с которой он заключил договор.
О каком виде ответственности в данном случае идет речь: о договорной или внедоговорной? В каком случае предприниматель отвечает вне зависимости от наличия вины? Можно ли действия Малыхина назвать противоправными? К кому следует предъявлять иск?

18. Заготконтора заключила с колхозом договор, по которому колхоз был обязан поставить в период с 1 по 15 августа 10 т огурцов. Своих обязательств колхоз не выполнил, в связи, с чем заготконтора предъявила к нему иск о взыскании 80 000 р. неустойки за нарушение договора. Возражая против заявленных требований, колхоз ссылался на то, что огурцы погибли в результате выпадения 7 августа сильного града, который полностью уничтожил посевы огурцов в парниках, что подтверждалось справкой управления сельского хозяйства. Заготконтора считала, что прошедший 7 августа град не освобождает колхоз от ответственности, так как огурцы могли быть доставлены и до этого времени.
Виновен ли колхоз в неисполнении обязательства? Учитывается ли вина колхоза при решении вопроса о привлечении его к ответственности? Какое решение следует вынести суду?

II. «Трудовой договор»

1. Гражданин Василевский, увидев объявление о приеме на завод слесарей, пришел в отдел кадров предприятия трудоустраиваться. От него потребовали следующие документы: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, ИНН, медицинскую справку из поликлиники о состоянии здоровья, справки от психиатра и нарколога, справку о регистрации по месту жительства, характеристику с последнего места работы.
Определите законность требований отдела кадров.

2. При приеме на работу гражданину Абрамяну в отделе кадров ОАО «Метзавод» предложили подписать трудовой договор, в котором было указано, что Абрамян принимает на себя обязательство по первому требованию администрации выполнять сверхурочную работу за пределами своего рабочего дня, отпуск у него будет 15 календарных дней, а также он будет нести полную материальную ответственность за те станки, инструменты и материалы, с которыми будет работать. В графе о размере заработной платы стояло указание «Согласно Положению об оплате труда». На вопрос Абрамяна, сколько же он будет зарабатывать, ему сказали, что это будет около 8 – 10 тысяч рублей.
Соответствует ли закону подготовленный проект трудового договора с Абрамяном? Дайте мотивированный ответ.

3. Граждане Потехин и Михальчук договорились с директором магазина о приеме их на работу грузчиками, сдали администратору трудовые книжки и другие документы и на следующий день вышли на работу. Проработав две недели, они узнали, что приказ о приеме их на работу так и не издан, а директор магазина, к которому они обратились за разъяснениями, заявил им, что в их услугах больше не нуждается.
Могут ли Потехин и Михальчук настаивать на заключении с ними трудового договора? Дайте юридически обоснованный ответ

4. При ознакомлении с приказом о приеме на работу токарь Сидорецкий обнаружил в приказе формулировку о приеме его на работу с трехмесячным испытательным сроком. Однако в подписанном им трудовом договоре такого положения не было.
Законно ли установлено испытание Сидорецкому? Каков порядок назначения испытания при приеме на работу?

5. Гражданин Вакулин пришел трудоустраиваться на работу на завод «Сигнал». В отделе кадров он сказал, что трудовую книжку потерял, и просил завести ему дубликат.
Как должны поступить в отделе кадров завода «Сигнал» и на основании каких норм права?

6. Завод «Юпитер», расположенный в Санкт-Петербурге, построил новое помещение для механосборочного цеха в г. Всеволожске (Ленинградская область). Директор завода издал приказ о том, что с 1 февраля 2003г. цех начинает работать в новом помещении и с этой даты туда должны выходить на работу все работники цеха. Некоторые рабочие и инженеры не согласились с приказом, мотивируя тем, что он издан без их согласия.
Требуется ли в данном случае согласие работников на направление на работу в новое помещение цеха? По каким признакам можно отличить перевод на другую работу от перемещения?

7. Гражданка Ларионова была принята на работу кассиром в магазин № 3 Санкт-Петербургского торгового дома «Сытный двор» на ул. Пограничника Гарькавого (Красносельский район). Через год администрация торгового дома издала приказ о направлении Ларионовой на постоянную работу кассиром в магазин № 5 того же торгового дома, расположенный на Бухарестской улице (Фрунзенский район). Ларионова не согласилась с приказом, объясняя, что магазин № 5 далеко от ее места жительства.
Законно ли направление Ларионовой в магазин № 5? (При решении задачи необходимо учитывать, что юридическим лицом, имеющим право приема на работу, является ООО «Санкт-Петербургский торговый дом «Сытный двор», а все магазины входят в него в качестве структурных подразделений).

8. В результате урагана были существенно повреждены производственные постройки завода «Деталь». Директор завода издал приказ о переводе всего инженерно-технического персонала на работы по расчистке территории и ликвидации последствий урагана. Часть работников отказалась от такого перевода, мотивируя тем, что они заключили трудовой договор о другой работе, а расчищать территорию не их функция.
Правомерны ли действия директора завода? Как осуществляется перевод на другую работу по производственной необходимости?

9. В адрес машиностроительного завода по морю прибыл груз. Из порта прибытия сообщили, что порт не в состоянии разгрузить корабль из-за недостатка докеров, и предложили заводу выделить бригаду грузчиков, а технику предоставит порт. Директор завода издал приказ о направлении в порт 20 человек для разгрузки корабля, обещав всем, кто будет работать в порту, полуторный тариф по оплате труда. Однако рабочие отказались работать в порту и продолжали работать на своем прежнем месте. Через два дня завод остановился из-за отсутствия комплектующих изделий, находящихся на судне.
Имели ли право работники завода отказаться от работы в порту при данных обстоятельствах? Какие меры вправе был принять директор завода, что предотвратить простой?

10. Заведующий складом Патрикеев подал заявление об увольнении по собственному желанию. Через две недели он пришел за трудовой книжкой, однако выдать ее ему отказались, ссылаясь на то, что Патрикеев не закончил передачу материальных ценностей по складу.
Законны ил в данном случае действия администрации? Если нет, то каковы последствия задержки выдачи трудовой книжки?

11. Викторова была принята на работу инженером. В течение года она не справилась с рядом производственных заданий, хотя в целом к работе относилась добросовестно.
Может ли она быть уволена? Если да, то на каком основании и с соблюдением какой процедуры?

12. Слесарь Саламбеков 20 декабря 2001г. был замечен на работе в нетрезвом состоянии, за что приказом от 10 января 2002г. ему объявлен выговор. 27 марта он опоздал на работу на два часа, и приказом от 6 апреля ему опять объявили выговор. 12 мая Саламбеков отказался выполнять производственное задание и грубо оскорбил мастера. Приказом от 20 мая он был уволен с работы по п.5 ст.81 ТК РФ. Саламбеков не согласился с увольнением и подал иск в суд.
Какой перечень документов, должен предъявить в суд представитель работодателя, чтобы подтвердить законность увольнения Саламбекова при условии, что он является членом профсоюза.

3) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание и беседу с преподавателем по одной из предложенных тем, проводится очно в учебной аудитории).
1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
2. Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности.
3.Индивидуальный предприниматель: правовой статус. Несовершеннолетние как субъекты предпринимательской деятельности.
4. Регистрация индивидуального предпринимателя.
5. Понятие, признаки, юридического лица. Виды юридических лиц.
6. Регистрация юридического лица. Представительства и филиалы.
7. Реорганизация юридического лица.
8. Ликвидация юридического лица.
9. Организационно-правовые формы юридических лиц.
10. Понятие, содержание и форма договора.
11. Заключение, расторжение договора.
12. Исполнение договора.
13. Договор купли-продажи.
14. Договор аренды.
15. Договор поставки.
16. Договор подряда.
17. Рассмотрение споров арбитражным судом.
18. Рассмотрение споров в досудебном порядке.
19. Понятие и применение сроков исковой давности.
20. Понятие, предмет, метод трудового права. Место трудового права в системе отраслей права.
21. Понятие и содержание трудового договора.
22. Порядок заключения трудового договора.
23. Права и обязанности работника.
24. Права и обязанности работодателя.
25. Трудовая книжка.
26. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
27. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
28. Расторжение трудового договора по независящим от сторон причинам.
29. Понятие и виды рабочего времени.
30. Понятие и виды времени отдыха.
31. Оплата труда.
32. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Процедура наложения дисциплинарного взыскания.
33. Материальная ответственность работодателя.
34. Материальная ответственность работника.
35. Охрана труда.
36. Трудовые конфликты и порядок их разрешения.
37. Состав административного правонарушения. Административная ответственность за нарушения в сфере экономики.
38. Состав преступления. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 25 вопросов, студент может получить максимум 25 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
2) за выполнение второго блока, представляющего собой письменное задание, студент может получить максимум 25 баллов при выполнении следующих условий: письменное задание правильно понято, представлен письменный текст с соответствующим заголовком – начисляется 1 балл, отражена структура текста соответствующего типа – начисляется до 6 баллов, где максимум 6 баллов – если структура текста в полном объеме соответствует структуре текстов данного типа, при отсутствии отдельных обязательных элементов текста баллы вычитаются, в зависимости от количества не представленных структурных элементов
текста, смысловое содержание представленного студентом текста соответствует смысловому содержанию текстов данного типа – начисляется до 4 баллов, где максимум 4 балла – если смысловое наполнение соответствующих структурных компонентов текста соответствует смысловому наполнению данных компонентов в текстах заданного типа, при отклонении смыслового содержания компонентов баллы вычитаются, студент продемонстрировал развитый словарный запас (вокабуляр) – начисляется до 4
баллов, если в представленном студентом тексте имеются единицы вокабуляра (слова и выражения), являющиеся характерными для текстов данного типа, при недостаточном использовании соответствующих слов и устойчивых выражений баллы вычитаются, студент продемонстрировал правильное употребление грамматических конструкций – начисляется до 5 баллов, баллы вычитаются в зависимости от количества сделанных грамматических ошибок.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный ответ на предложенную тему и собеседование с преподавателем, студент может получить максимум 50 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание, содержащее от 10 предложений – начисляется до 10 баллов, при представлении в монологическом высказывании менее 10 предложений количество начисленных баллов соответствует количеству сказанных развернутых предложений, монологическое высказывание студента насыщено активным вокабуляром по предложенной
теме – начисляется до 2 баллов, в монологическом высказывании студента отсутствуют грамматические ошибки – начисляется
до 3 баллов, студентом даны ответы на заданные преподавателем дополнительные вопросы – начисляется до 5 баллов, в зависимости от скорости реагирования студентом на поставленный вопрос, полноты ответа, наличия грамматических ошибок и ошибок на употребление слов.
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу» может составлять максимум 100 баллов.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий Блока 2 и Блока 3 пересчитываются преподавателем по схеме:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за итоговое тестирование студент получает три оценки за каждый блок и выводится средняя оценка за тестирование целиком.




Приложения
Приложение 1.   ФОС_ФИН_2023.docx
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анисимов А.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Николюкин С.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Гриф УМО СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
3. Электронный курс в системе "Moodle" (http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6518)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала по дисциплине с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения данной дисциплины. Индивидуальные задания студентов по дисциплине осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее количество баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. Эссе, доклады, иные письменные работы.
Теоретическая часть выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. К каждой теме рекомендуется примерный перечень узловых вопросов, список необходимой литературы. Излагая вопросы темы, следует строго придерживаться плана.
Работа не должна представлять пересказ отдельных глав учебника или учебного пособия. Необходимо изложить собственные соображения по существу излагаемых вопросов, внести свои предложения. Общие положения должны быть подкреплены и пояснены конкретными примерами. Излагаемый материал при необходимости следует проиллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и т.д. Необходимо изучить литературу, рекомендуемую для выполнения работы. Чтобы полнее раскрыть тему, студенту следует выявить дополнительные источники и материалы.
При написании работы необходимо ознакомиться с публикациями по теме, опубликованными в журналах. Работа выполняется и оформляется в соответствии с Методическими рекомендациями.
По общему правилу написание работ начинается с выбора темы, по которой она будет написана. Желательно, чтобы тема была актуальной. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы и самостоятельное составление плана работа. Прежде всего, необходимо изучить вопросы темы по хрестоматийным источникам (учебники, учебные пособия и пр.), где материал излагается в наиболее доступной форме, а затем переходить к более глубокому усвоению вопросов выбранной темы, используя рекомендованную и иную литературу. В процессе исследования литературных источников рекомендуется составлять конспект, делая выписки с учетом темы и методических указаний. После изучения литературы студент должен продумать план работы и содержание ответов на поставленные вопросы.
Вместе с общими вопросами методических указаний студент должен четко соблюдать ряд требований, имеющим определенную специфику. Это, в частности, требования к структуре работ, источникам, оформлению, критериям ее оценки, ссылкам на нормативные акты, литературные источники, последовательность расположения нормативных актов и др.
5. При реализации учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: дискуссия.
При проведении практических занятий: решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, эссе, творческих заданий, докладов.
6. Экзамен по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 38 вопросов. Для проверки умений студента экзаменационный билет содержит 1 практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.