МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2021_9кл
Часов по учебному плану 78
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 78 78 78 78

Программу составил(и):
Препод., Ставовая Елена Владимировна

Рецензент(ы):
кандитат культорологии, заведующая кафедрой музеологии и документоведения АГИК, Шорина Дарина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам углубленное и комплексное представление об истории создания государственных, муниципальных и ведомственных архивов Российской Федерации, причинах реорганизаций в их сети на различных этапах развития государства в новейший период.
Изучить их организационное устройство, важнейшие функции и основные направления деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1 Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
ПК 2.2 Вести работу в системах электронного документооборота.
ПК 2.3 Разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации.
ПК 2.5 Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.7 Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему архивных учреждений в Российской Федерации и организацию Архивного фонда Российской Федерации.
Систему хранения и обработки документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации.
Работать в системах электронного документооборота.
Использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии.
Применять современные методики консервации и реставрации архивных документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды архивов в России
1.1. Виды и разновидности архивов. Государственные архивы: виды, задачи, функции. Сеть федеральных государственных архивов Лекции 5 3 ПК 2.3, ПК 2.1, ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Виды и разновидности архивов. Государственные архивы: виды, задачи, функции. Сеть федеральных государственных архивов. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК 2.3, ПК 2.1, ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Творческое задание №1 Сам. работа 5 4 ПК 2.3, ПК 2.1, ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Муниципальные архивы: виды, задачи, функции Лекции 5 3 ПК 2.5, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Муниципальные архивы: виды, задачи, функции. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Творческое задание № 2 Сам. работа 5 4 ПК 2.5, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Ведомственные архивы: виды, задачи, функции. Депозитарное хранение Лекции 5 3 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.8. Ведомственные архивы: виды, задачи, функции. Депозитарное хранение. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.9. Творческое задание № 3 Сам. работа 5 2 ПК 2.5, ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.10. Архивы организаций: виды, задачи, функции Лекции 5 2 ПК 2.5, ПК 2.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.11. Архивы организаций: виды, задачи, функции . Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК 2.5, ПК 2.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.12. Творческое задание №4 Сам. работа 5 4 ПК 2.5, ПК 2.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.13. Примерные положения об архивах. Структура архива. Организация труда персонала Лекции 5 2 ПК 2.7, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.14. Примерные положения об архивах. Структура архива. Организация труда персонала. Практическая работа по теме. Практические 5 4 ПК 2.5, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.15. Тест Сам. работа 5 4 ПК 2.5, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экспертиза ценности документов
2.1. Организация документов в архиве (документальный, архивный, страховой фонды и фонд пользования) Лекции 5 3 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Организация документов в архиве (документальный, архивный, страховой фонды и фонд пользования). Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Творческое задание №5 Сам. работа 5 4 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Экспертиза ценности документов: задачи, принципы, критерии. Виды экспертных комиссий. Оформление результатов экспертизы ценности документов Лекции 5 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Экспертиза ценности документов: задачи, принципы, критерии. Виды экспертных комиссий. Оформление результатов экспертизы ценности документов. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Творческое задание №6 Сам. работа 5 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Виды Перечней документов с указанием сроков хранения. Изучение Типового Перечня с указанием сроков хранения Лекции 5 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.8. Виды Перечней документов с указанием сроков хранения. Изучение Типового Перечня с указанием сроков хранения. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.9. Творческое задание №7 Сам. работа 5 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, творческие задания, индивидуальное задание, тестовые задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9156

1. Муниципальные архивы (архивные отделы администраций муниципальных
образований) хранят документы архивного фонда Российской Федерации,
образовавшиеся в деятельности
а) районных, городских, сельских и поселковых Советов народных депутатов, их исполкомов, отделов и управлений; предприятий, учреждений, организаций районного и городского подчинения, кооперативных и общественных организаций;
б) религиозных объединений и организаций; общественных организаций и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством РФ
в) об общественных объединениях (в том числе профессиональных союзов, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений);
г) физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов)

2. Основными учетными документами архива являются
а) паспорт фондов
б) книга учета дел по личному составу
в) лист фонда
г) список фондов
д) книга учета поступления и выбытия документов

3. Документы длительного хранения имеют следующие границы
а) более 10 лет
б) 5-10 лет

4. Выберите, что указывается на обложке дел постоянного и/или временного
хранения:
а) индекс дела, архивный шифр дела;
б) номер дела, заголовок дела;
в) наименование организации, структурного подразделения;
г) все пункты верны.

5. Фонды творческих организаций таких, как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет хранятся в…
а) Российском государственном архиве социально-политической истории;
б) Российском государственном историческом архиве;
в) Российском государственном историческом архива Дальнего Востока;
г) Российском государственном архиве литературы и искусства.

6. В настоящее время в сеть Федеральных архивов входит:
а) 11 архивов;
б) 13 архивов;
в) 12 архивов;
г) 16 архивов.

7. Центральный архив Министерства обороны является…
а) федеральным архивом;
б) муниципальным архивом;
в) ведомственным архивом;
г) среди вышеназванного нет ни одного правильного ответа.

8. Дайте понятие слову архив
а) учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов;
б) собрание письменных памятников, (рукописей, писем и т. п.), относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения или лица
в) оба утверждения верны.

9. Целями экспертизы ценности документов являются… (выберите несколько вариантов ответа):
а) определение сроков хранения документов;
б) отбор документов на государственное хранение;
в) упорядочение и хранение исполненных документов;
г) создание условий для использования архивных документов.

10. Научная дисциплина комплексного характера, разрабатывающая и изучающая
вопросы архивного дела называется:
а) психология;
б) архивоведение;
в) социология.

11. Укажите основные задачи экспертной комиссии:
а) организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и в процессе формирования дел;
б) организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к передаче в архив организации;
в) организация и проведение отбора и подготовки документов к передаче на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив;
г) все пункты верны.

12. Укажите вид документа, который не относится к системе приказного
делопроизводства:
а) грамоты;
б) журнал;
в) приговор;
г) челобитная.

13. На дела, выделенные к уничтожению, составляется …
а) акт;
б) протокол;
в) расходный лист.

14. Для организации работы по экспертизе ценности документов назначается
а) экспертная комиссия;
б) группа по отбору документов;
в) ответственный за делопроизводство.

15. Росархив находится в управлении…
а) Министерства культуры Российской Федерации;
б) Министерства здравоохранения Российской Федерации;
в) Министерства образования и науки Российской Федерации;
г) Министерства спорта Российской Федерации.

Правильные ответы:
1. а
2. д
3. а
4. г
5. г
6. г
7. в
8. в
9. а,б
10. б
11. г
12.б
13. а
14. а
15. а

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Вопросы для подготовки студента к экзамену:

Вопросы для подготовки студентов к экзамену:
1. Архивная реформа: проблемы, пути развития, вопросы научного и методического обеспечения.
2. Перечислите Федеральные государственные архивы России, составляющие сеть ФГА.
3. Муниципальный архив, как структурное подразделение органа местного самоуправления, обеспечивающее сохранность, учет, комплектование и использование архивных документов.
4. Муниципальный архив: правовые, организационные и научно- методические вопросы деятельности.
5. Что включает понятие «ведомственный архив»?
6. Ведомственное хранение документов: проблема статуса ведомственных архивов в структуре учреждений, необходимость развития методической базы ведомственного хранения.
7. Типы депозитарных архивов
8. По какому принципу систематизируются архивные документы в архиве?
9. Что такое документальный фонд? Его особенности.
10. Что такое архивный фонд? Его особенности.
11. Что такое страховой фонд в архивном хранении?
12. Что из себя представляет процедура экспертизы ценности документов?
13. Каким документом оформляются результаты экспертизы ценности документов?
14. Каким документом утверждаются перечни типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Укажите документ, актуальный на сегодняшний день.
15. Какие сроки хранения, согласно указанным перечням, имеют документы по личному составу, а именно: приказы о приеме, увольнении сотрудника?
16. По каким критериям отбираются документы на длительное (свыше 10 лет) хранение?
17. Какой коллегиальный орган создается для проведения экспертизы ценности документов?
18. По какому принципу систематизируются архивные документы в архиве?
19. Для чего необходимо создавать страховой фонд архивного хранения?
20. Какие основные положения содержит инструкция по делопроизводству?
21. Какие основные сведения содержит положение об архиве?
22. Перечислите обязанности лица, ответственного за архив.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9156
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Раскин Д.И., Соколов А.Р. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шувалова Н.Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс мудл ГМАиАО, 9 класс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
411Н кабинет государственной и муниципальной службы; кабинет документационного обеспечения управления; кабинет архивоведения; лаборатория делопроизводства и оргтехники; лаборатория документоведения – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ МДК "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АРХИВЫ И АРХИВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ"
При реализации МДК «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к усвоению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины, в первую очередь, важно уделить особое внимание конспектированию лекционного материала. От умения эффективно воспринимать и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Рекомендуется не делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
При проведении лекционных занятий используются различные формы активной и интерактивной работы со студентами, например, лекция-беседа, проблемная лекция

Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия по МДК «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Эти знания являются базовыми для всех специальных дисциплин.
При проведении практических занятий используются следующие интерактивные формы: работа в «малых группах», метод проектов.

При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре, какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов, какими новыми понятиями следует пополнить свой глоссарий, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны быть подготовлены по всем вопросам соответствующего занятия. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.

Список литературы к каждому занятию носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по интересующей его теме и возможность выбирать для чтения наиболее интересную и доступную ему литературу. Предлагаемый список изданий включает в себя обязательную для изучения и дополнительную литературу.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные компетенции.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении студентами творческих заданий при подготовке к практическим занятиям, метод проектов.