МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.04. специальность Информационные системы (по отраслям) (в экономике)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_04_ИнфСистемы-2020_9кл
Часов по учебному плану 175
в том числе:
аудиторные занятия 117
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 31 31 40 40 71 71
Сам. работа 25 25 33 31 58 56
Итого 76 76 99 97 175 173

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Большакова Елена Евгеньевна

Рецензент(ы):
канд.ист.наук, преподаватель, высшая категория, Гартман Алена Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 г. № 525)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профильполучаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат экономических наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
Периодизацию всемирной и отечественной истории;
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Историческую обусловленность современных общественных процессов;
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания;
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации, соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. История как наука. Проблемы периодизации всемирной истории Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные сообщества.
2.1. Тема 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Цивилизации Древнего мира. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Подготовить презентацию на одну из предложенных тем: -Пирамиды как символ древнеегипетской культуры; -Боги и мифы Древнего Египта; -Семь чудес света; -Традиция воинских искусств (на примере Древнего Китая или Древней Японии); -Религия и мифы Древней Греции; -Гладиаторские бои в Риме; -Феномен римского права. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. История средних веков
3.1. Государства Европы и Азии в средние века. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Индивидуальное творческое задание "Причины и итоги крестовых походов" Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Позднее средневековье. Европа на рубеже Нового времени (16-нач.17 вв.) Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Подготовьте эссе на одну из предложенных тем: -Рыцарство в европейской и мировой истории; -Институт королевской власти в средние века; -Великие географические открытия – начало всемирной истории; -Китайско-конфуцианская цивилизация; -Буддизм на Востоке в Средние века; -Арабо-мусульманская цивилизация; -Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. История России с древнейших времён до конца XVII века.
4.1. Славянские земли в V – IX веках. Образование древнерусского государства. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Расцвет Древней Руси. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Индивидуальное творческое задание. Составьте таблицу: пантеон восточно-славянских богов Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Древнерусская культура. Древняя Русь в контексте всемирной истории. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Кейс-задание работа с историческим документом "Русская правда". Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Контрольная работа. Восточные славяне в древности. Расцвет Киевской Руси. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Главные политические центры удельной Руси. Борьба с западными завоевателями. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Русские земли и монгольское нашествие. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Московская Русь в 14-15 вв. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.11. Контрольная работа. Русские земли в 12-15 вв. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.12. Подготовить рефераты: Александр Невский — государственный деятель и полководец; Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.; Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого; Владимир Мономах и его время; Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь; Новгородская республика в XI—XIII вв.; Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий; Русь и наследие Византии; Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи; Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец; Иван III и его роль в российской истории. Сам. работа 1 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.13. Социально-экономическое и политическое развитие Московского государства в XVI в. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.14. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Культура, быт и нравы в 14-16 вв. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.15. Московское государство в первой половине 17 века. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.16. Смутное время на Руси. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.17. Россия во второй половине 17 века. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.18. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России при первых Романовых Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.19. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 1. Дискуссия по материалам фильма. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.20. Индивидуальное творческое задание.Составьте таблицу «Бунташный век в России». Сам. работа 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.21. Контрольная работа. Россия в 16-17 вв. Практические 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Европа на новом этапе развития сер. 17-18 вв.
5.1. Европа в XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Революции ХVII - XVIII вв. и их значение для утверждения индустриального общества. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Россия в XVIII в.
6.1. Россия в первой четверти 18 века. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 2. Напишите историческое сочинение по периоду 1682-1689 гг Сам. работа 1 5 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Реформы Петра I. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 3. Дискуссия по материалам фильма. Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.5. Эпоха дворцовых переворотов. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.6. Внутренняя и внешняя политика России в 1725-1762 гг. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.7. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 4. Дискуссия по материалам фильма. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.8. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.9. Россия в 1762-1801 гг. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.10. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 5. Напишите историческое сочинение по периоду 1762-1796 гг Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
6.11. Контрольная работа Россия в 18 веке. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Становление индустриальной цивиллизации.
7.1. Время потрясений и перемен конец 18 - нач.19 в Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Война за независимость в Севрной Америке. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.3. Великая французская революция и ее последствия для Европы. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.4. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.5. Страны западного полушария в 19 веке. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.6. Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
7.7. Напишите эссе на одну из предложенных тем: -Наполеоновские войны; -Объединение Германии в XIX в.; -Гражданская война в США; -Революция Мэйдзи в Японии; -Проблема Суэцкого канала; -Попытки модернизации в Османской империи; -Япония: от самоизоляции к практике модернизации; -Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Россия в XIX в
8.1. Россия в первой половине XIX столетия. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Правление Александра I. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.3. Восстание декабристов. Внутрення и внешняя политика Николая I. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.4. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 6. Напишите историческое сочинение по периоду 1801-1825. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.5. Внутреняя и внешняя политика Александра II Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.6. Великие реформы Александра II и социально-экономическое развитие пореформенной России. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.7. Российская империя на рубеже веков. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.8. Российская империя в 1881-1900 гг. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.9. Кейс-задание: работа с историческими документами. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 9. От новой истории к новейшей.
9.1. Международные отношения в начале XX в. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
9.2. Напишите реферат на одну из предложенных тем: Испано-американская война; Англо - бурская война; Русско-японская война; Экспансия Китая; Версальско-вашингтонская система мирового устройства; Россия в Первой мировой войне. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
9.3. Научно-технические достижения и прогресс индустрии в нач. 20 века. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 10. От России к СССР (1900-1930-е гг.)
10.1. Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале 20 века. Революция 1905–1907 гг. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.2. Российская империя в начале 20 века. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.3. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 8. Дискуссия по материалам фильма. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.4. Кейс-задание: работа с историческими документами. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.5. Первая мировая война и революции 1917 г. в России. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.6. От февраля к октябрю… Гражданская война в России Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.7. Индивидуальное творческое занятие.Составьте таблицу «Гражданская война в России». Сам. работа 2 3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.8. СССР в 20-30 гг XX века. Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.9. Советская модель модернизации. Политическая система СССР в 30-е гг. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.10. Напишите эссе на тему: -Образование СССР - федерация или автономия?; -Молодежь советской России; -Формирование культа личности Сталина в советском обществе 1920-1930-х гг. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.11. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-30 гг. Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
10.12. Тест "От России к СССР" Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3492
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания:
1) В каком году Лжедмитрий I выступил в поход на Москву?
A) 1605 г.
B) 1604 г.
C) 1610 г.
D) 1600 г.
2) Кто из монархов XVIII века был не грамотен, но знал на слух 5 языков?
A) Екатерина I
B) Екатерина II
C) Петр III
D) Анна Иоанновна
3) Учителем Александра I был:
A) М. Сперанский
B) Н. Зотов
C) Ф. Лагарп
D) А. Аракчеев
4) Значение принятия христианства...
A) появление религиозных верований
B) укрепление государственной власти
C) прекращение завоевательных походов
D) установление имущественного равенства среди славян
5) 1801 год связан с...
A) вторжением Наполеона в Россию
B) воцарением Александра I
C) воцарением Николая I
D) бородинским сражением
6) Название «Жалованная грамота» связано с правлением...
A) Петра I
B) Екатерины II
C) Анны Иоановны
D) Елизаветы Петровны
7) Когда в 1941 году враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?
A) Пушкин А.С. "Полтава"
B) Лермонтов М.Ю. "Бородино"
C) Некрасов Н.А. "Родина"
D) Тютчев Ф.И. "Умом Россию не понять"
8) Причиной Февральской революции было:
A) Падение авторитета монарха и монархии
B) Образование партий большевиков и эсеров
C) Поражение России в русско-японской войне
D) Расстрел мирного шествия рабочих к Зимнему Дворцу
9) Монголы по укладу хозяйства в 13 веке были...
A) скотоводами
B) земледельцами
C) ремесленниками
D) купцами
10) Какое из событий произошло раньше?
A) начало русско – японской войны
B) «Кровавое воскресенье»
C) денежная реформа С.Ю.Витте
D) созыв I Государственной думы
11) Александр II царствовал в:
A) 1825-1845 гг.
B) 1825-1855 гг.
C) 1855-1881 гг.
D) 1857-1878 гг.
12) Какое из событий внешней политики России относится ко второй половине XIX в.?
A) завоевание Кокандского ханства
B) присоединение Финляндии
C) четвертый раздел Польши
D) присоединение Восточной Грузии
13) Какая партия была самой многочисленной в период 1905-1907 гг.?
A) кадеты
B) большевики
C) октябристы
D) эсеры
14) По итогам послевоенного устройства Европы собрался :
A) Венский конгресс
B) Берлинский конгресс
C) Бухарестский конгресс
D) Берлинский процесс
15) С изобретением первобытным человеком лука и стрел более удачной стала охота на:
A) медленно передвигающихся животных
B) мелких и быстро бегающих животных
C) крупную рыбу
D) мамонтов

ответы к тесту:
1 B
2 A
3 C
4 B
5 B
6 B
7 B
8 C
9 A
10 C
11 C
12 A
13 D
14 B
15 B

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично»)- 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)- 0-49% правильных ответов






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_История_2023"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3492
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») -0-49% правильных ответов

Приложения
Приложение 1.   Контроль..docx
Приложение 2.   ФОС_История_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 А. В. Шубин, М. Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров [и др.] ; под общ. ред. В. Р. Мединского. История России, 1946 год - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень : учебник Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.3 А. В. Шубин, М. Ю. Мягков, Ю. А. Никифоров [и др.] ; под общ. ред. В. Р. Мединского. История России, 1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень : учебник Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История ( СПО, 9кл., преподаватель Большакова Е.Е.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий:дискуссии, кейс-задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке презентаций, написании эссе, рефератов, исторических сочинений, выполнении индивидуальных творческих заданий и др.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Истории. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

По дисциплине История большая часть практических занятий проводится с использованием устного опроса студентов, для проверки уровня заний по теме. План устных практических занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов СПО. Практические занятия необходимы для обобщения литературных источников, помогают студентам глубже усвоить теоретический материал, приобрести навыки творческой работы над историческими документами и первоисточниками.
Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На заняитии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
Домашние и индивидуальные работы как вид самостоятельной работы, предполагают выполнение системы заданий, направленных на формирование практических умений и навыков по заданной тематике.
Рекомендации по выполнению заданий:
ознакомится с тематикой и содержанием задания.
изучить соответствующий материал, представленный в конспектах.
при необходимости, изучить дополнительный материал, имеющийся в основной и дополнительной литературе, представленной в программе.
проанализировать задания, выполненные в ходе практических занятий.
выполнить работу в установленые сроки.
Критерии оценки:
правильность выполнения работы (отсутствие фактических, логических и других ошибок);
полнота выполнения работы;
своевременность выполнения.
Задания выполненные позже установленного срока оцениваются минимальным количеством баллов.