МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право социального обеспечения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_9кл
Часов по учебному плану 233
в том числе:
аудиторные занятия 158
самостоятельная работа 75
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,829999923706 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 52 52
Практические 54 54 52 52 106 106
Сам. работа 46 46 29 29 75 75
Итого 126 126 107 107 233 233

Программу составил(и):
преподователь, первая категория, Нечаев Максим Игоревич;Преподаватель, Головина Лариса Николаевна

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доц., Прасолова Инна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Право социального обеспечения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов практических навыков применения законодательства в сфере социального обеспечения.
Приобретение студентами теоретических знаний по применению вопросов в области социального обеспечения.
Формирование у студентов знаний в сфере социального значения и умение применять их в профессиональной деятельности.
Изучение основных проблем в области социального обеспечения.
Развитие у студентов теоретических и практических навыков в области социального обеспечения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3 Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6 Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
понятие и виды страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
структуру страховых пенсий;
понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
государственные стандарты социального обслуживания;
порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
компьютерные программы по назначению пенсий, пособий и других социальных выплат;
способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;
принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
определять право, размер и сроки назначения страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
формировать пенсионные (выплатные) дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
составлять проекты ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы;
пользоваться компьютерными программами для назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
составлять проекты решений об отказе в установлении пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячной денежной выплаты и других социальных выплат, в предоставлении услуг, выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал, используя информационные справочно-правовые системы;
осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;
пользования компьютерными программами для назначения пенсий, пособий и других социальных выплат;
определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсии на другой, индексацию трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского(семейного) капитала и других социальных выплат;
определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения о праве социального обеспечения
1.1. Предмет, метод, система права социального обеспечения. Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет, метод, система права социального обеспечения. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Выполнение теста. Сам. работа 3 8 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Источники и принципы права социального обеспечения
2.1. Понятие и виды источников права социального обеспечения. Понятие и виды принципов социального обеспечения. Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие и виды источников права социального обеспечения. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Выполнение домашней работы по теме. Сам. работа 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Практические 3 6 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Решение задач по теме Сам. работа 3 12 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Правоотношения по социальному обеспечению
3.1. Понятие,виды,субъекты,объекты,содержание правоотношений по социальному обеспечению Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие,виды,субъекты,объекты,содержание правоотношений по социальному обеспечению. Практические 3 6 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Понятие и виды страхового стажа
4.1. Понятие,виды,значение страхового стажа Лекции 3 6 ПК 1.6, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Понятие,виды,значение страхового стажа. Практические 3 8 ПК 1.6, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Страховые пенсии по старости
5.1. Понятие страховой пенсии по старости. Досрочные пенсии по старосоти. Лекции 3 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Понятие страховой пенсии по старости. Досрочные пенсии по старости. Практические 3 8 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Решение задач по теме. Сам. работа 3 8 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Страховая пенсия по инвалидности
6.1. Понятие и условия назначения страховой пенсии по инвалидности Лекции 3 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Понятие и условия назначения страховой пенсии по инвалидности. Практические 3 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Решение задач по теме Сам. работа 3 8 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца
7.1. Понятие и условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца Лекции 3 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Понятие и услвоия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Практические 3 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Решение задач по теме Сам. работа 3 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Установление страховых пенсий,выплата и доставка страховых пенсий
8.1. Обращение,выплата и доставка,приостановление,прекращение,возобновление выплаты страховых пенсий Лекции 3 4 ПК 1.6, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Обращение,выплата и доставка,приостановление,прекрщение,возобновление выплаты страховых пенсий. Практические 3 6 ПК 1.6, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
9.1. Понятие и условия назначения пенсии за выслугу лет Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Понятие и условия назначения пенсии за выслугу лет. Практические 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.3. Решение задач по теме пенсии за выслугу лет Сам. работа 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.4. Пенсии лицам пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.5. Пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Практические 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.6. Понятие и условия назначения социальных пенсий Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.7. Понятие и условия назначения социальных пенсий. Практические 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Пособие по безработице.Пособие по временной нетрудопособности. Государственные пособия гражданам имеющим детей
10.1. Понятие и условия назначения пособий по безработице, по временной нетрудоспособности,государственных пособий гражданам имеющим детей Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.2. Понятие и условия назначения пособий по безработице, по временной нетрудоспособности,государственных пособий гражданам имеющим детей. Практические 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.3. Решение задач по темам пособие по безработице,по временной нетрудоспособности,государственные пособия гражданам имеющим детей. Сам. работа 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Социальное обслуживание
11.1. Понятие и виды социального обслуживания Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.2. Понятие и виды социального обслуживания. Практические 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.3. Решение задач по теме социальное обслуживание Сам. работа 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Медецинская помощь и лечение
12.1. Право на охрану здоровья. Понятие обязательного и добровольного медицинского страхования.Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.2. Право на охрану здоровья. Понятие обязательного и добровольного медицинского страхования.Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Практические 4 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.3. Интерактивная форма проведения в виде разбора жизненных ситуаций Практические 4 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. Социальная помошь инвалидам
13.1. Понятие и виды социальной помощи инвалидам. Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
13.2. Интерактивная форма проведения в виде разбора конкретных жизненных обстоятельств. Практические 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 12, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 14. Страховое обеспечение граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
14.1. Понятие и виды страхового обеспечения граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Лекции 4 4 ПК 1.6, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
14.2. Интерактивная форма проведения в виде деловой игры. Практические 4 6 ПК 1.6, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 15. Социальная подержка населения
15.1. Общие положения о социальной поддержке. Виды социальной поддержки. Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
15.2. Общие положения о социальной поддержке. Виды социальной поддержки. Практические 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
15.3. Решение задач по теме социальная поддержка Сам. работа 4 5 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 16. Социальные льготы
16.1. Понятие социальных льгот. Виды социальных льгот.Основные категории граждан, имеющие право на социальные льготы. Лекции 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
16.2. Понятие социальных льгот.Виды социальных льгот.Основные категории граждан, имеющие право на социальные льготы. Практические 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
16.3. Решение задач по теме социальные льготы Сам. работа 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 17. Международное право социального обеспечения.
17.1. Общая характеристика международного права социального обеспечения. Международные стандарты в области социального обеспечения. Гармонизация международно-правового регулирования социального обеспечения путем разработки общих принципов и норм социальной политики. Лекции 4 4 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
17.2. Общая характеристика международного права социального обеспечения. Международные стандарты в области социального обеспечения. Гармонизация международно-правового регулирования социального обеспечения путем разработки общих принципов и норм социальной политики. Практические 4 2 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 18. Подготовка и написание курсовой работы

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля в виде теста, который размещается на образовательном портале в онлайн-курсе https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4717

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины.

Тестовые задания

1.Какие правоотношения составляют предмет права социального обеспечения?
a)Материальные, процедурные, процессуальные; (верный ответ)
b)Трудовые, процессуальные;
c)Гражданско-правовые.

2.Методом правового регулирования в праве социального обеспечения принято называть:
a)совокупность специфических приемов и способов, с помощью которых регулируются отношения в сфере социального обеспечения; (верный овтет)
b)императивный и диспозитивный способы регулирования отношений в
сфере социального обеспечения;
с) диспозитивные способы регулирования отношений.

3.Система права социального обеспечения включает:
a)общую и особенную отрасли права социального обеспечения.
b)общую, особенную и специальную отрасли права социального обеспечения.(верный ответ)
c)система права социального обеспечения на отрасли не делится.
d)выделяют те же отрасли, что и в Трудовом праве.

4.Источником права социального обеспечения является:
a)Конституция РФ; (верный ответ)
b)федеральный закон; (верный ответ)
c)судебное решение.

5.Принцип всеобщности социального обеспечения означает, что:
а)российский гражданин имеет право на все виды социального обеспечения, предусмотренные международными нормами;(верный ответ)
б)российский гражданин имеет право на те виды социального обеспечения, которые установлены национальным законодательством;(верный ответ)
в)любой находящийся в России человек имеет право на все виды социального обеспечения;
г)человек, пребывающий в России на законных основаниях, имеет право на виды социального обеспечения, установленные национальным законодательством(верный ответ)

6.К иным периодам, зачитываемым в страховой стаж относятся:
a)период прохождения военной службы по контракту (верный ответ)
b)период прохождения военной службы по призыву (верный ответт)
c)период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (верный ответ)
d)период учебы
e)период получения пособия по безработице(верный ответ)

7.При каких условиях назначается страховая пенсия по старости на общих основаниях:
a)достижение возраста 60 лет женщины, 65 лет мужчины
b)при наличии страхового стажа не менее 15 лет
c)при наличии общего трудового стажа у женщин 20 лет, мужчин 25 лет
d) достижение общеустановленого пенсионного возраста,наличие страхового стажа не менне 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (верный ответ)

8.Влияет ли причина инвалидности на размер пенсии по инвалидности?
a)влияет только у военнослужащих (верный ответ)
b)причина инвалидности не влияет на размер пенсии по инвалидности
c)причина инвалидности влияет на размер пенсии по инвалидности

9.Условия, определяющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца:
a)нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, при полном отсутствии страхового стажа у умершего кормильца;
b)нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, и один из родителей, супруг и иные члены семьи умершего кормильца, если они достигли возраста 18 лет и заняты уходом за членами семьи, не достигшими 14 лет, имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают, а также независимо от продолжительности страхового стажа; (верный ответ)
c)нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при наличии у умершего кормильца страхового трудового стажа.

10.Право на пенсию по случаю потери кормильца возникает в случае:
a)Смерти кормильца;
b)Объявление лица, являющегося кормильцем, умершим;
c)Признание лица, являющегося кормильцем, безвестно отсутствующим;
d)Все вышеперечисленное;(ответ верный)
e)Правильного ответа нет.

11.Право на социальную пенсию имеют:
a)Инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства (верный ответ)
b)Нетрудоспособные лица
c)Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей (верный ответ)
d)Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины)(верный ответ)
e)Граждане, достигшие возраста 70 лет (мужчины) и 65 лет (женщины)
f)Члены семьи умершего кормильца

12.Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют:
a)лица, работающие по трудовому договору (верный ответ)
b)государственные гражданские служащие (верный ответ)
c)лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду
d)учащиеся

13.Правовое регулирование пособий по безработице осуществляется:
a)Законом РФ «О занятости населения в РФ» (верный ответ)
b)Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования»
c)Трудовым кодексом РФ

14.Какое из перечисленных пособий является единовременным:
a)пособие на погребение (верный ответ)
b)пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
c)пособие по безработице


15.Законодательством предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами:
a)инвалидами первой группы (верный ответ)
b)достигшими возраста 80 лет (верный ответ)
c)детьми до 18 лет
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых работ

1.Благотворительная деятельность и социальные программы
предприятий
2. Выплаты, осуществляемые Фондом социального страхования.
3. Виды страхового обеспечения, их размеры,
корректировка, индексация
4. Выплата и доставка пенсий
5. Государственная социальная помощь.
6. Государственная социальная защита неполных семей
7. Государственное пенсионное обеспечение в РФ
8. Действующая государственная система социальных пособий
9. Действующая система ежемесячных пособий на детей
10. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми
условиями труда.
11. Доступная среда жизнедеятельности инвалидов.
Реализация государственной программы «Доступная среда»
12. Жилищные субсидии как форма социальной
поддержки населения.
13. Защита персональных данных застрахованных лиц в
системе обязательного пенсионного страхования
14. Ежемесячная денежная выплата. Набор социальных услуг
15. Ежемесячные денежные выплаты и социальные
доплаты к пенсиям как форма социальной защиты
16. Единовременные выплаты как фopмa социальной защиты
17. Инвалидность, порядок её установления
18. Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе
обязательного пенсионного страхования
19. История становления социального обеспечения в России
20. История международного права социального обеспечения
21. Источники права соцобеспечения и проблемы их кодификации
22. Источники права социального обеспечения в области
социального обслуживания граждан
23. Лекарственная помощь и санаторно-курортное лечение
24. Льготы в системе соцобеспечения
25. Материнский (семейный) капитала
26. Медицинская помощь и лечение как форма
социальной поддержки
27. Международно-правовое регулирование социального
обеспечения
28. Международные правовые акты как источники права
социального обеспечения
29. Мировой опыт развития пенсионных систем (Германия,
Швеция, США)
30. Негосударственные пенсионные фонды
31. Страховой стаж.
32. Пенсионная система современной России.
33. Пенсии за выслугу лет.
34. Страховые пенсии по старости.
35. Страховые пенсии по инвалидности.
36. Страховые пенсии по случаю потери кормильца.
37. Социальные пенсии.
38. Установление пенсии, перерасчёт, корректировка.
39. Право на пожизненное содержание судей.
40. Пенсии за выслугу лет работникам органов и
учреждений прокуратуры Российской Федерации.
41. Пенсии военнослужащим и членам их семей.
42. Обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
43. Компенсационные выплаты как форма социальной защиты.
44. Социальная поддержка безработных граждан.
45. Реабилитация инвалидов.
46. Правоотношения в системе обязательного
пенсионного страхования.
47. Правовая характеристика видов социального обеспечения.
48. Накопительные пенсии.
49. Социальное обслуживание на дому нетрудоспособных
граждан.
50. Стационарное социальное обслуживание.
51. Полустационарное социальное обслуживание.
52. Пособие по безработице.
53. Социальные выплаты в связи с материнством.
54. Социальная защита многодетных семей.
55. Пенсионное обеспечение в странах постсоветского
пространства (Белоруссия, Украина, Казахстан).
56. Установление досрочных страховых пенсий по старости в
связи с длительной профессиональной деятельностью.
57. Социальная защита лиц, попавших в трудную
жизненную ситуацию.
58. Социальное пособие на погребение.
59. Предоставление социальных услуг в Российской Федерации.
60. Социальная защита детей - инвалидов.
61. Социальная защита многодетных семей.
62. Система социальной поддержки ветеранов.
63. Социальная защита детей оставшихся без попечения родителей.
64. Трудоустройство инвалидов.
65. Социальная защита семей с детьми
66. Содержание принципов права социального обеспечения.
67. Предоставление гражданам субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг.
68. Пенсии за выслугу лет государственным гражданским
служащим.
69. Процедурные и процессуальные отношения в праве
социального обеспечения.
70. Система органов социальной защиты населения России.
71. Социальный фонд России как субъект социального обеспечения.
72. Социальный фонд России как субъект
социального страхования
73. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации.
74. Пособия по временной нетрудоспособности.
75. Социальный контракт как форма социальной защиты.
76. Система пособий на детей в РФ.
77. Страховые и социальные пенсии по старости.
78. Страховые и социальные пенсии по инвалидности.
79. Страховые и социальные пенсии по случаю потери кормильца.
80. Социальная защита малоимущих граждан.
81. Социальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги
перед государством,
82. Обучение, занятость и трудоустройство инвалидов.
83. Право на социальное обеспечение в международных актах
84. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в
Российской Федерации.
85. Социальная защита ветеранов боевых действий.
86. Пенсионное обеспечение сотрудников
правоохранительных органов и членов их семей в Российской
Федерации.
87. Социальная защита молодёжи в Российской Федерации.
88. Социальное обеспечение, мировой опыт.
89. Социальные риски в РФ: понятие, характеристика.
90. Социальное обеспечение семей с детьми.
91. Социальное обеспечение участников Великой Отечественной
войны.
92. Социальная защита ветеранов.
93. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг
94. Характеристика правоотношений по социальному обеспечению.
95. Юридические факты в праве социального обеспечения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=429526
Приложения
Приложение 1.   Контроль.doсx.docx
Приложение 2.   ФОС_ПСО_2023 (5).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачульская Е.Е. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490141
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Карташов С.А., Рожков В.Д., Ананченкова П.И. Труд и социальные отношения : научный журнал Академия труда и социальных отношений , 2023 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Право социального обеспечения portal.edu.asu.ru
Э4 Курсовые работы по дисциплине Право социального обеспечения portal.edu.asu.ru
Э5 Научный журнал Государство и право www.elibrary.ru
Э6 Научный журнал Право и экономика www.elibrary.ru
Э7 Научный журнал Социальное и пенсионное право www.elibrary.ru
Э8 Научный журнал труд и социальные отношения www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.


Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов.

Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации учебной дисциплины МДК 02.01 Праово социального обеспечения используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций.

Экзамен проводится в виде тестирования и устной части ответов на вопросы билетов.