МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

История государства и права России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 75
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 25
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 25 25 25 25
Итого 75 75 75 75

Программу составил(и):
Бирюков Иван Игоревич

Рецензент(ы):
Преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
История государства и права России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 22.02.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее место в мировой и европейской цивилизации, сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и важнейшие события российской истории до конца XIX в.;
место и роль России во всемирном историческом процессе;
важнейшие историографические проблемы отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять причинно-следственные связи исторических явлений;
давать сравнительную характеристику исторических явлений и процессов;
четко изложить и аргументировать собственную позицию по конкретной проблеме.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История как наука.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Зарождение и развитие древнерусской государственности.
2.1. Этногенез славян. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Образование Древнерусского государства. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Религиозные верования восточных славян. Сам. работа 2 3 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Политическая история Древней Руси в X-XII вв. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Государство и право Древней Руси в X-XII вв. Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Русское государство и право в XIII-XV вв. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Русское государство XIV-XV в. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Россия в XVI-XVII вв. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Государство и право Русского государства XVI-XVII вв. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Русское государство XVI-XVII в. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Россия на путях модернизации. XVIII-XIX вв.
3.1. Реформы Петра I. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Социальное устройство русского общества в XVIII в. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Россия в XIX в. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Социально-политический строй Российской Империи в XIX в. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.6. Государственное устройство Российской империи в первой половине XIX в. Сам. работа 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.7. Россия в начале XX в. Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.8. Великие реформы Александра II. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.9. Великие реформы Александра II. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Социально-политический строй Российской империи в XX в. Тест № 2. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.11. Русское государство в начале XX в. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Источниками истории отечественного государства и права являются:
a) памятники права;
b) источники самого права;
c) зарубежное законодательство.
2. Систему государственного управления в Российской Федерации возглавляет:
a) Президент;
b) Государственная Дума;
c) Совет министров.
3. Главным методом истории отечественного государства и права является:
a) историко-сравнительный;
b) дозволения;
c) поощрения.
4. История отечественного государства и права изучает:
a) эволюцию отечественного государства и права на всех его стадиях развития;
b) общую хронологию событий, произошедших на территории Российского государства;
c) исключительно мнения историков-юристов о памятниках отечественного права.
5. Предметом истории государства и права России служит:
a) формирование и развитие институтов отечественного права и государственности;
b) комплекс приемов, при помощи которых изучается история права и государства России;
c) цитирование памятников отечественного права.
6. Периодизация истории государства и права России:
a) не включает время до IX века;
b) делится на досоветский и постсоветский период;
c) не имеет значения для изучения дисциплины.
7. Период истории государства и права России, в который развивается абсолютная монархия:
a) вторая половина XVII – XVIII века;
b) вторая половина XIX – начало XX века;
c) XIV – середина XVI века.
8. Самой крупной административной единицей Древней Руси являлась:
a) волость;
b) вервь;
c) сотня.
9. Зависимым сословием в Древней Руси были:
a) холопы;
b) нарочитые мужи;
c) изгои.
10. Центральным источником права Киевской Руси является:
a) Русская Правда;
b) судебные решения;
c) церковные уставы.
11. Судьбьница в Древнерусском государстве – это:
a) помещение, где осуществлялось правосудие;
b) состав церковного суда;
c) княжеский суд.
12. Отделение понятия государства от личности государя окончательно произошло при:
a) Петре I;
b) Иване IV Грозном;
c) Екатерине II.
13. Завоевание Руси Золотой Ордой произошло в:
a) первой половине XIII века;
b) второй половине XIII века;
c) первой половине XII века.
14. Какое княжество заняло лидирующее политическое положение во времена Золотой Орды?
a) Московское;
b) Псковское;
c) Новгородское.
15. Первый Земский Собор был созван в:
a) 1549 году;
b) 1612 году;
c) 1498 году.
16. Впервые понятие умышленной и неосторожной вины стало употребляться в:
a) Соборном Уложении 1649 года;
b) Русской Правде;
c) Судебнике 1550 года.
17. Сенат, учрежденный Петром I, формировался из:
a) приближенных царя, имевших заслуги в реформистской деятельности;
b) представителей аристократии;
c) бояр, ранее входивших в Боярскую Думу.
18. В каком году была учреждена профессиональная полиция, основной целью которой стала борьба с преступностью?
a) В 1718;
b) В 1722;
c) В 1727.
19. За вырубку какого дерева при Петре I была введена смертная казнь?
a) Дуб;
b) Клен;
c) Сосна.
20. Совещательным органом, который создала Екатерина I и который подчинил все госструктуры, стал:
a) Верховный Тайный Совет;
b) Кабине Министров;
c) Кабинет Ее Величества.
21. Высшей кассационной инстанцией во времена Екатерины II являлся:
a) Сенат;
b) Верхний земский суд;
c) Городской магистрат.
22. Окончательный переход дворянства из служилого сословия в привилегированное произошел при:
a) Петре III;
b) Екатерине II;
c) Анне Иоанновне.
23. В каком году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель?
a) В 1764;
b) В 1769;
c) В 1786.
24. Первые попытки сделать из России конституционную монархию были предприняты:
a) Александром I;
b) Екатериной II;
c) Павлом I.
25. Чем созданные в 1802 году министерства отличались от прежних коллегий, образованных еще при Петре I?
a) Тем, что теперь министры несли персональную ответственность за состояние дел в своем ведомстве;
b) Усложнением документооборота;
c) Отсутствием четко разделенных функций каждого из них.
26. Какой орган обеспечивал государственную безопасность в XVIII веке?
a) Тайная экспедиция;
b) Министерство внутренних дел;
c) Царская Жандармерия.
27. Что являлось главной причиной окончательной отмены крепостного права в 1861 году?
a) Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда;
b) Государство обнаружило, что крепостное право идет вразрез с христианским учением;
c) Подражание Европе.
28. Результатом систематизации законодательства Сперанским М.М. не является:
a) Конституция;
b) Свод законов;
c) Полное собрание законов Российской империи.
29. Единственной формой брака в XIX веке являлся брак:
a) церковный;
b) гражданский;
c) на основе договора.
30. Согласно Уложению о наказаниях 1845 года к исправительным наказаниям относилось:
a) заключение в тюрьму;
b) каторга;
c) ссылка на Кавказ.
31. В результате судебной реформы 1864 года появились:
a) оба ответа верные;
b) присяжные заседатели;
c) профессиональные адвокаты.
32. В соответствие с Уставом воинской повинности, утвержденным в 1874 году:
a) срок воинской службы на флоте стал составлять 6 лет;
b) мужчины, которые получили к моменту призыва высшее образование, служили 1 год;
c) зачисление в запас лиц, которые отслужили основной срок в сухопутных войсках, осуществлялось на 10 лет.
33. Какое сословие не было собственным результатом развития капитализма в России?
a) Духовенство;
b) Пролетариат;
c) Буржуазия.
34. Какой законосовещательный орган страны был учрежден в 1905 году?
a) Государственная Дума;
b) Совет объединенного дворянства;
c) Советы рабочих депутатов.
35. Главный итог февральской Революции 1917 года:
a) падение самодержавия в России;
b) экономический рост в стране;
c) ликвидация дворянства как сословия.
36. После Революции в октябре 1917 года и создании советского государства роль правительства, которое осуществляло общее управление в стране, была возложена на:
a) Совет народных комиссаров;
b) Всероссийский съезд советов;
c) Всероссийский центральный исполнительный комитет.
37. Дальневосточная республика была создана в:
a) 1920 году;
b) 1918 году;
c) 1924 году.
38. Какое изменение в области трудового права не было введено в 1917 году после Революции?
a) Длительность рабочего дня для не достигших 18-летия лиц устанавливалась не более 5 часов;
b) Запрещалось нанимать на работу детей младше 14 лет;
c) Оплата сверхурочных работ становилась двукратной.
39. Основным направлением политики в сфере сельского хозяйства в 1927-1930 гг. стало:
a) коллективизация;
b) новая налоговая система;
c) форсирование экспорта.
40. Какой из указанных специалистов считался наименее престижным в эпоху сталинизма?
a) Адвокат;
b) Прокурор;
c) Судья.
41. В годы Великой Отечественной войны распространение ложных слухов являлось:
a) уголовным преступлением;
b) административным проступком;
c) правонарушением не считалось.
42. Закон об арбитраже, который был призван разрешать споры, возникшие между государственными предприятиями, был принят во времена:
a) Брежнева Л.И.;
b) Хрущева Н.С.;
c) Андропова Ю.В.
43. Кто играл преимущественную роль в определении политики государства согласно Конституции 1977 года?
a) Рабочий класс;
b) Совет министров;
c) Верховный совет СССР.
44. Референдум о принятии действующей Конституции РФ был проведен:
a) 12 декабря 1993 года;
b) 25 декабря 1993 года;
c) 7 декабря 1993 года.
45. Появление класса бояр относится к периоду:
a) XI—XII веков
b) VII—IX веков
c) XIV—XV веков
46. "Черное" духовенство служило в:
a) церквях крупных городов
b) монастырях
c) сельских приходах
47. Общинный характер быта славян был обусловлен:
a) набегами соседних племен
b) своеобразием сознания славян
c) трудностями, связанными с обработкой земли
48. Основной источник права Золотой Орды — это:
a) Ханский Ярлык
b) Коран
c) Великая Яса Чингисхана
49. Форму общественных отношений славян в XII—XIII веках можно определить как:
a) военную демократию
b) сословную монархию
c) первобытные отношения
50. Форма правления в Новгородском и Псковском государствах
a) княжеская республика
b) позднефеодальная монархия
c) феодально-республиканская

Ответы:
1.а
2.а
3.а
4.а
5.а
6.а
7.а
8.а
9.а
10.а
11.а
12.а
13.а
14.а
15.а
16.а
17.а
18.а
19.а
20.а
21.а
22.а
23.а
24.а
25.а
26.а
27.а
28.а
29.а
30.а
31.а
32.а
33.а
34.а
35.а
36.а
37.а
38.а
39.а
40.а
41.а
42.а
43.а
44.а
45.а
46.б
47.с
48.с
49.а
50.с
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.


Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
. Возникновение государственности у восточных славян и образование Древнерусского государства.
2. Догосударственные формы политических объединений восточных славян.
3. Возникновение и развитие права у восточных славян в IХ-ХII вв.
4. Источники права в Киевской Руси Х-ХII вв.
5. Центральное и местное управление государства Киевская Русь в Х-ХI вв.
6 . Общественный строй государства Киевская Русь в Х-ХI вв.
7. Суд и судопроизводство в Киевской Руси Х-ХIII вв.
8 . Право наследования в Киевской Руси Х-ХIII вв.
9. Системы государственного управления в Киевской Руси Х-ХIII вв.
10. Государственный строй Галицко-Волынского, Владимирского княжеств и Новгорода в ХIII в.
11. Государственный механизм Пскова и Новгорода в ХV в.: общее и особенное.
12. Суд и судопроизводство Пскова и Новгорода в ХIV-ХV вв.
13. Правовые основы объединения русских земель в единое государство в ХIV-ХV вв.
14. Самодержавие в России в ХV-ХVI вв.
15. Центральное управление Московского государства в ХV-ХVII вв.
16. Суд и судопроизводство Московского государства в ХV-ХVII вв.
17. Имущественные правоотношения в России в ХV-ХVII вв.
18. Уголовное право в России в ХV-ХVII вв.
19. Судебный процесс в России в ХV-ХVII вв.
20. Реформы центрального управления в ХVIII в.
21. Военная реформа Петра Великого.
22. Организация полиции в Российской империи в ХVIII в.
23. Сословная структура населения Российской империи в ХVIII в.
24. Кодификационный процесс в России в ХVIII в.
25. Уголовное право России в ХVIII в.
26. Крестьянский вопрос в Российской империи в ХVIII в.
27. Судебная система Российской империи в ХVIII в.
28. Государственный механизм Российской империи в первой половине ХIХ в.
29. Кодификация российского законодательства в ХIХ в.
30. Изменения в сословной структуре населения Российской империи в ХIХ в.
31. Полицейская реформа 1862-1880 гг.
32. Военная реформа 1870-1874 гг.
33. Судебная реформа 1864 г.
34. Контрреформенные изменения судебной системы России в 1865-1895 гг.
35. Крестьянская реформа 1861 г.
36 . Механизм освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861-1883 гг.
37. Земская и городовая реформы 1860-1890-х гг.
38 . Изменения в государственном строе России в 1905-1907 гг.
39. Нормативная база борьбы с революционным движением в 1881-1907 гг.
40. Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.


Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль_ИГПР_ПСО_2023.docx
Приложение 2.   FOS_IGPR_PSO_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
Л1.2 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Семенниковой Л.И. История России XX - XXI века: Учебник для СПО Москва-Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государства и права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "История государства и права России" в ходе лекций, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций).
При проведении практических занятий: видео-практикум (просмотр фильма и обсуждение вопросов), тестирование, подготовка презентации с использование информационно-коммуникационных технологий.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов малыми группами, работа с конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса.
Методические рекомендации к теоретическому обучению
Основной формой реализации теоретического обучения является лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала теоретического характера. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в оптимизации других форм организации учебного процесса.
При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом преподаватель в установленном порядке может использовать технические средства обучения.
Эффективность освоения студентами учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях. На лекции может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена или зачета, так и несколько смежных тем. В последнем случае лекцию следует рассматривать как «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть учащийся.
Изучение дисциплины "История государства и права России" требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Правильно законспектированный лекционный материал позволяет студенту создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна студенту, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа студента на лекции заключается в осмыслении новой информации и краткой рациональной ее записи.
Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит студенту уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию.
Эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные приемы записи лекционного материала.
Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и студентом. Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются практические (семинарские) и занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на лекционных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1. организационный
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
уяснение задания на самостоятельную работу;
подбор рекомендованной литературы;
составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы необходимо стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения и т.д.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.

Методические рекомендации к самостоятельной работе
Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.
Основные рекомендации по работе с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того, насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1 Информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию).
2 Усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений).
3 Аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему).
4 Творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1 Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2 Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3 Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4 Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5 Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – это сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.