МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Семейное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 114
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,829999923706 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 18 18 22 22 40 40
Итого 54 54 60 60 114 114

Программу составил(и):
Преподаватель, Николаев Никита Васильевич;Преподаватель, Гостева Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
1 категория, старший преподаватель, Суханова Лидия Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Семейное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование необходимых теоретических знаний в области семейного права, умений применения нормативных актов в сфере семейных правоотношений

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и источники семейного права
Содержание основных институтов семейного права
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций
Составлять брачный договор и алиментное соглашение
Оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав
Анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения
1.1. Общие положения семейного права Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Общие положения семейного права Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Семейное законодательство Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Семейное законодательство Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Семейное законодательство Сам. работа 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Семейные правоотношения Соглашения, сроки в семейном праве Защита семейных прав Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Семейные правоотношения Соглашения, сроки в семейном праве Защита семейных прав Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Семейные правоотношения Соглашения, сроки в семейном праве Защита семейных прав Сам. работа 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Брак
2.1. Понятие брака. Порядок и его условия заключения Лекции 1 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие брака. Порядок и его условия заключения Практические 1 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Прекращение брака Признание брака недействительным Лекции 1 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Прекращение брака Признание брака недействительным Практические 1 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Прекращение брака Признание брака недействительным Сам. работа 1 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Права супругов
3.1. Личные неимущественные правоотношения супругов Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Личные неимущественные правоотношения супругов Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Законный и договорный режим имущества супругов Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Законный и договорный режим имущества супругов Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Законный и договорный режим имущества супругов Сам. работа 1 6 ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Права и обязанности детей и родителей
4.1. Установление происхождения детей Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Установление происхождения детей Практические 2 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей Практические 2 6 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей Сам. работа 2 6 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи
5.1. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи Практические 2 8 ПК 2.2, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи Сам. работа 2 8 ПК 2.2, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
6.1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Практические 2 6 ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Сам. работа 2 8 ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11389

Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Брак расторгается в органах ЗАГСа:
а. при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей;
б. в случае, если один из супругов осужден за преступление к лишению свободы на срок более 3 лет;
в. в случае, если один из супругов возражает против расторжения брака;
г. брак всегда расторгается только в ЗАГСе.
2. Какие вопросы решает суд по требованию одного из супругов в случае расторжения брака в судебном порядке?
а. определение, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;
б. определение, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;
в. раздел имущества, находящегося в совместной собственности супругов;
г. присуждение материального содержания.
3. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
а. различие национальностей;
б. отсутствие средств на существование;
в. одна из сторон уже состоит в фактическом браке;
г. брак между близкими родственниками.
4. Какие обстоятельства препятствуют заключению брака по законодательству РФ?
а. нахождение одного или обоих потенциальных супругов в другом зарегистрированном браке;
б. наличие кровного родства;
в. недееспособность одного из лиц вследствие психического расстройства;
г. наличие не снятой или непогашенной судимости;
д. усыновление (удочерение) одного из потенциальных супругов другим.
5. Каким органом производится процедура усыновление ребенка?
а. судом;
б. ЗАГСом;
в. сначала судом, а потом ЗАГСом.
6. Кто вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным при нарушении требований закона о достижении брачного возраста?
а. родители несовершеннолетнего супруга или лица их заменяющие;
б. любой из супругой;
в. органы ЗАГС;
г. прокурор;
д. органы опеки и попечительства.
7. Могут ли лица, не состоящие между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка?
а. да;
б. нет;
в. только если они находятся между собой в родственных связях.
8. Могут ли мужчина и женщина в брачном договоре взаимообязать друг друга вступить в совместный брак, через какое-то время?
а. да;
б. нет.
9. Может ли брачный договор быть заключен в отношении будущего имущества супругов?
а. да;
б. нет;
в. да, если указывать конкретные виды имущества.
10. Может ли брачный договор быть заключен до государственной регистрации заключения брака?
а. да;
б. нет;
в. да, но только в исключительных случаях.
11. Может ли законный режим имущества супругов быть изменен брачным договором?
а. да;
б. нет.
12. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течение:
а. трех месяцев со дня заключения брака;
б. трех месяцев со дня заключения брака и беременности жены;
в. беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
13. Относится ли к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие)?
а. да;
б. нет;
в. да, если это предусмотрено брачным договором.
14. По общему правилу брачный возраст в РФ устанавливается в:
а. пятнадцать лет;
б. шестнадцать лет;
в. восемнадцать лет.
15. Условия заключения брака по российскому семейному законодательству:
а. отсутствие не снятой или непогашенной судимости у одного из супругов;
б. разнополость супругов;
в. отсутствие у супругов психических заболеваний;
г. достижение брачного возраста;
д. наличие взаимного и добровольного согласия супругов.
16. В случае нарушения условий заключения брака возникают основания для:
а) признания брака недействительным;
б) штрафа;
в) расторжения брака.
17. Орган опеки в течение … обеспечивает устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей:
а) недели;
б) двух месяцев;
в) месяца.
18. Срок исковой давности для требований супругов о разделе общего совместного имущества составляет:
а) 4 года;
б) 3 года;
в) 1,5 года.
19. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей, их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством, так ли это:
а) нет;
б) да;
в) отчасти.
20. Не являются общим совместным имуществом супругов:
а) доходы, полученные от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
б) драгоценности;
в) вещи индивидуального пользования.

Правильные ответы:
1. б
2. а, б, в, г
3. г
4. а, б, в, д
5. в
6. а, б, г, д
7. в
8. б
9. а
10. а
11. а
12. в
13. в
14. в
15. б, г, д
16. а
17. в
18. б
19. б
20. в

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, если выполнено 0-49% заданий предложенного теста.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Перечислите лиц, которых семейное право относит к членам семьи.
Правильный ответ: Исходя из ст. 2 СК РФ, членами семья являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Исходя из буквального толкования норм семейного законодательства, членами семьи не являются братья и сестры; дедушки, бабушки и внуки; лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей; отчим и мачеха, пасынки и падчерицы.

2. Проанализируйте нормы ст. 1, 4, 5 СК РФ и определите предмет и принципы правового регулирования семейных отношений, применение норм семейного и гражданского права по аналогии, субсидиарное применение гражданского законодательства.
Правильный ответ: Исходя из ст. 2 СК РФ, предметом правового регулирования семейных отношений выступают:
- отношения по осуществлению и защите семейных прав,
- отношения по вступлению в брак, прекращению брака и признанию его недействительным,
- личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принципами (основными началами) российского правового регулирования семейных отношений являются (ст. 1 СК РФ):
- защита семьи, материнства, отцовства и детства государством:
- необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;
- браком признается союз, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния;
- добровольность брачного союза мужчины и женщины;
- равенство прав супругов в семье;
- разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
- приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;
- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
- запрет любых форм ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Применение норм семейного и гражданского права по аналогии – исходя из с. 5 СК РФ, в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Субсидиарное применение гражданского законодательства означает, что к семейным отношениям, не урегулированным нормами семейного права, применяются близкие по содержанию, смыслу и характеру регулируемых отношений нормы из гражданского права.

3. Граждане Ветрова и Оболенцев проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем они стали проживать раздельно. Через некоторое время Оболенцев обратился в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества (земельный участок). Нормы какой отрасли права могут применены судом при решении спора?
Правильный ответ: Поскольку СК РФ не признает браком союз без регистрации в органах ЗАГС, граждан Ветрову и Оболенцева признать супругами нельзя. Соответственно, нормы семейного законодательства в рамках возникшего между ними спора недопустимо, и применению подлежат нормы гражданского законодательства.

4. Граждане Воробьева и Зотов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. В случае возникновения споров между ними в отношении имущества, которое у них появилось за период совместного проживания, возможно ли применить нормы семейного права?
Правильный ответ: Факт совместного проживания граждан не имеет значения для установления между ними брачных отношений. А поскольку СК РФ не признает браком союз без регистрации в органах ЗАГС, граждан Воробьеву и Зотова признать супругами нельзя, соответственно, применить нормы семейного права также нельзя.

5. Проведите расшифровку указанных аббревиатур: орган ЗАГСа, КоБС РСФСР, СК РФ, КЗоБСО.
Правильный ответ: орган ЗАГСа – орган записи актов гражданского состояния.
КоБС РСФСР – Кодекс о браке и семье РСФСР.
СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации.
КЗоБСО - Кодекс законов о браке, семье и опеке.
6. Определите, какие юридические факты вызывают возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений.
Правильный ответ: - правопорождающие - юридические факты, наступление которых влечет возникновение семейных правоотношений (рождение ребенка, заключение брака).
- правоизменяющие - юридические факты, с которыми семейное законодательство связывает изменение семейных правоотношений (изменение в брачном договоре установленного законом режима совместной собственности имущества, нажитого в браке).
- правопрекращающие - юридические факты, с наступлением которых нормы семейного права связывают прекращение семейных правоотношений (смерть супруга как основание прекращения брачного правоотношения).

7. Гражданка Колесова зарегистрировала брак с. гражданином Зелениным в июне 2015 г. В апреле 2021 г. в суде было возбуждено дело по иску прокурора о признании брака между указанными гражданами недействительным. Свое требование прокурор мотивировал тем, что в 2012 г. Зеленин зарегистрировал брак с гражданкой Исаевой, который до сих пор не прекращен. Какой принцип семейного права был нарушен гражданином Зелениным при вступлении в брак с гражданкой Колесовой? Вправе ли прокурор требовать признания брака недействительным в рассмотренной ситуации?
Правильный ответ: В соответствии со ст. 27, Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью. Статья 14 СК РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых не допускается заключение брака, в числе прочего, между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Соответственно, гр. Зелениным был нарушен принцип моногамии, т.е. единобрачия. Исходя из ст. 28 СК Р, прокурор управомочен требовать признания брака недействительным.

8. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Правильный ответ: Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи подразумевает под собой государственную защиту наиболее уязвимых участников семейных правоотношений, не способных обеспечить себя в потребностях для своего существования.
Нетрудоспособность - это состояние человека, характеризующееся не способностью выполнять трудовую деятельность, по причине возраста, заболевания, увечья, либо по другим предусмотренным законом причинам.
Различают временную и стойкую нетрудоспособность (инвалидность). Временная нетрудоспособность характеризуется обратимостью, то есть в течение небольшого периода времени способность к труду восстанавливается. Стойкая же нетрудоспособность (или инвалидность) характеризуется постоянной или длительной, полной или частичной потерей трудоспособности.
Нетрудоспособными признаются: инвалиды I, II и III группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети до 18 лет, а так же старше, обучающиеся по очной форме обучения, но не старше 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, граждане по достижении ими 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно) не имеющие права на пенсию предусмотренную законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», граждане из малочисленных народов Севера по достижению ими 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[91].
В целях защиты прав и интересов нетрудоспособных Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает целый ряд статей.
Ст. 85 СК РФ обязывает родителей содержать своих нетрудоспособных детей, даже после их совершеннолетия, в случае если общая сумма дохода нетрудоспособного меньше прожиточного минимума.
Предполагается, что отношения в семье между родителями и детьми должны строиться на взаимопонимании и добровольной взаимопомощи, но бывает, что совершеннолетние трудоспособные дети отказываются заботиться о своих нетрудоспособных родителях, тогда к этому их принуждает суд.

9. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Принцип равенства прав супругов в семье.
Правильный ответ: Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципом равенства прав супругов в семье. Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством, нормы которого устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.
Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе уважения друг к другу, основанное на признании достоинств друг друга.
Кроме того, они обязаны помогать друг другу, содействовать благополучию и укреплению семьи. Благополучие семьи во многом зависит от совместных усилий обоих супругов. Супруги обязаны оказывать друг другу взаимную помощь, которая проявляется как в материальной, так и в моральной поддержке. Взаимная помощь становится особенно необходимой при нетрудоспособности одного из супругов. Причем оба супруга должны не только стремиться в меру своих сил и возможностей содействовать материальному благополучию семьи, но и создавать в ней благоприятную атмосферу. Забота о благосостоянии и развитии детей - это обязанность каждого супруга способствовать всестороннему духовному, нравственному и физическому развитию несовершеннолетних детей. За ее неисполнение возможно применение санкции в виде лишения родительских прав.

10. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Источники семейного права.
Правильный ответ: Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» или ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 г. СК охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.
Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

11. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Предмет семейного права.
Правильный ответ: Предметом семейного права является совокупность (система) отношений, регулируемых соответствующей отраслью права (семейных отношений). Понятно, что характеристика такого рода социальных связей вряд ли возможна без определения ключевого понятия о том, что есть семья. Около 100 лет назад В.И. Синайский отмечал: "К сожалению, в нашем праве понятие семьи лишено всякой определенности и ясности". С тех пор в этом вопросе мало что изменилось. По-прежнему нет легального определения семьи (да и нужно ли оно?). В различных отраслях законодательства (гражданском, жилищном, трудовом и др.) в понятие семьи вкладывается разное содержание. Как и прежде, продолжаются споры и в юридической науке.
Отношения, входящие в предмет семейного права, характеризуются тем, что их субъектами являются лица физические. Вместе с тем семейное законодательство содержит ряд норм, "адресованных" иным лицам (например, органам опеки и попечительства).
Семейные отношения являются длящимися и, как правило, имеют личный характер.
Семейное право регулирует неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся между членами семьи, а в предусмотренных законом случаях и между иными лицами.
Неимущественные отношения, регулируемые семейным правом, неоднородны. В первую очередь следует выделить личные неимущественные отношения. Например, в соответствии с правилом, содержащимся в ст. 32 СК РФ, супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Принято считать, что личные неимущественные отношения в сравнении с имущественными отношениями имеют приоритетный характер, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них.
Как представляется, семейное право регулирует и такие неимущественные отношения, как организационные, т.е. направленные на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников. К их числу, в частности, относятся многие отношения, складывающиеся по поводу заключения брака (см., например, ст. ст. 10, 15 СК), в процессе выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК), и др.
Наиболее важные положения о регулировании имущественных отношений (в том числе входящих в предмет семейного права) сосредоточены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ, ГК). Они получили развитие в семейном законодательстве. Так, в СК РФ содержится ряд норм об имуществе супругов (ст. ст. 33 - 44), об ответственности супругов по обязательствам (ст. ст. 45, 46), об имущественных правах ребенка (ст. 60), об алиментных обязательствах (ст. ст. 80 - 120).

12. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Связь семейного права с другими неюридическими науками.
Правильный ответ: Семейное и наука об образовании – две комплексных области знания, понимание закономерностей и механизмов которых позволяет специалистам помогающих профессий (педагог, психолог в образовании, специалист по социальной работе, консультант семей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и др.) грамотно организовывать собственную деятельность с опорой на существующие правовые нормы.
Семейное право — следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми на основе брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Что же понимается под «семьей» в правовом поле РФ? Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи, пригодного для всех случаев. Более того, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга. В отличие от, например, социологии (или семейного психолого-педагогического консультирования, в том числе, системной семейной терапии), которая определяет семью как «союз лиц, основанный на браке и родстве или принятии детей на воспитание и характеризуемый общностью интересов, взаимной заботой друг о друге», отечественная юриспруденция на современном этапе трактует семью исключительно как правовую связь ее членов, которые соответственно являются «субъектами семейных правоотношений». В юридическом смысле семья - это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

13. Опишите применение исковой давности в семейных правоотношениях.
Правильный ответ: Согласно статье 9 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен настоящим СК РФ. Правило нераспространения исковой давности означает, что любое нарушенное право в области семейных правоотношений может быть защищено в исковом порядке по правилам гражданского судопроизводства независимо от времени, истекшего с момента его нарушения. Это объясняется тем, что в семейном праве преобладают личные неимущественные права, защита которых может потребоваться в любое время.
Срок исковой давности не применяется: к требованиям о расторжении брака, к требованиям о признании брака недействительным, к требованиям о взыскании алиментов (до достижения ребенком возраста, установленного законом), к оспариванию условий брачного договора, к основаниям возникновения прав и обязанностей родителей и детей и в некоторых других случаях.
Исковая давность к семейным отношениям применяется лишь в строго определенных случаях, а именно когда сроки для защиты нарушенных семейных прав предусмотрены в СК РФ:
- пунктом 3 статьи 35 СК РФ предусмотрен годичный срок исковой давности к требованиям супруга, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации, другим супругом не было получено, о признании такой сделки недействительной;
- пунктом 7 статьи 38 СК РФ установлен трехлетний срок исковой давности к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут;
- пунктом 4 статьи 169 СК РФ установлено, что для предъявления одним из супругов требования о признании брака недействительным, когда другой супруг скрыл от него наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции при вступлении в брак, применяются сроки исковой давности, установленные статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания оспоримой сделки недействительной - срок исковой давности составляет один год.
Исчисление сроков исковой давности производится со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

14. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Связь семейного права с другими отраслями права.
Правильный ответ: Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 Семейного кодекса, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.
Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).
При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.
Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ. Так, конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка отражен в п. 4 ст. 1 СК, согласно которому запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях.
Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.
В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Кроме того, СК (ст. 111, 117) возлагает на администрацию предприятий и организаций, где работают плательщики алиментов, удерживать их и проводить индексацию размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ
Семейное право взаимодействует с уголовным правом и нормы гл. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.

15. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: Действие семейного законодательства по кругу лиц.
Правильный ответ: Акты семейного законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует семейное законодательство (если в самом акте не содержится исключение из этого правила).
В соответствии со ст. 156 СК РФ, форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
Согласно ст. 161 СК РФ, личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.


Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех).
Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена по всему изученному курсу. Зачет/экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входят 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Предмет ,метод и понятие семейного права
2. Соотношение семейного права с другими отраслями права.
3. Соотношение семейного и гражданского права
4. Принципы семейно-правового регулирования
5. Действующее семейное законодательство
6. Семейный кодекс: структура, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц
7. Международно-правовые акты (понятие, виды, процедура принятия)
8. Понятие и виды семейных правоотношений
9. Понятие семьи. Семейная правоспособность и дееспособность
10. Юридические факты в семейном праве
11. Родство и свойство, их правовое значение
12. Установление семейно-правовых фактов
13. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности)
14. Сроки в семейном праве и их правовое значение
15. Осуществление и защита семейных прав
16. Семейно-правовая ответственность (понятие и особенности)
17. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности
18. Понятие брака и условия его заключения
19. Порядок заключения брака
20. Прекращение брака. Основание, причины и мотивы развода
21. Расторжение брака в органах загса
22. Расторжение брака в судебном порядке
23. Последствия расторжения брака
24. Понятие недействительности брака и основания признания брака недействительным
25. Отличие расторжение брака от признания брака недействительным
26. Общая совместная собственность супругов и её состав
27. Личные неимущественные права и обязанности супругов
28. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное имущество)
29. Осуществление супругами правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом
30. Раздел общего имущества супругов: Соглашение о разделе имущества супругов
31. Определение долей супругов при разделе имущества в судебном порядке
32. Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака. Момент прекращения брака при разводе
33. Брачный договор: понятие, форма, стороны
34. Содержание брачного договора
35. Прекращение и изменение брачного договора
36. Признание брачного договора недействительным
37. Обращение взыскание на имущество супругов. Гарантии прав кредиторов при заключении брачного договора
38. Основания, порождающие родительские правоотношения
39. Установление происхождения ребенка, родившегося в браке
40. Регистрация рождения ребенка, рожденного вне брака

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Установление отцовства и факта признания отцовства.
2. Оспаривание отцовства и (или) материнства.
3. Осуществление и защита родительских прав.
4. Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов.
5. Порядок взыскания и уплаты алиментов.
6. Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей и способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Условия усыновления.
8. Договор о приемной семье.
9. Заключение и расторжение брака, признание его недействительным с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ.
10. Восстановление в родительских правах.
11. Дети, подлежащие усыновлению. Лица, могущие быть усыновителями.

КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося.
Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа или с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Дан неполный ответ, логика, и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания обучающимся их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
Оценка «неудовлетворительно» (49-0 баллов) - Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнеева И.Л. Семейное право: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Пузиков Р.В., Иванова Н.А. Семейное право: учебное пособие для СПО Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/469641
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чефранова Е.А. Семейное право: учебник для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС Консультант Плюс consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Единый образовательный портал (курс Семейное право) portal.edu.asu.ru
Э5 Журнал "Вестник гражданского права" www.mvgp.org
Э6 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11389 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Семейное право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. При проведении лекционных занятий: лекция – консультация, которая предполагает изложение материала по типу «вопросы – ответы – дискуссия». Основным видом является лекция-беседа или «диалог с аудиторией», которая является наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, самому преподавателю задать студентам вопросы в начале лекции и по ее ходу, они могут решены. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
2. При проведении практических занятий: круглый стол (дискуссия). Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли сторонников, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У сторонника две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили, все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Круглый стол (дискуссия), как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Дискуссия предусматривает обсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Устный опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются рефераты и доклады.
Устный опрос проводится у студентов по определенным вопросам, которые были рассмотрены на лекционных занятиях и являющиеся актуальными для сферы Семейного права. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Задания к практическим (семинарским) занятиям содержатся в Плане практических (семинарских) занятий. При подготовке к практическому (семинарскому) занятию следует: использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; подготовить доклады, рефераты и сообщения, разобрать проблемные ситуации, решить задачи по дисциплине; разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
3. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в кейс-методе (анализе конкретных ситуаций), а именно решении определенных задач. Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кроме этого студенты выполняют самостоятельную работу в виде письменного опроса на поставленные вопросы по ранее пройденным темам. Это помогает студентам усвоить материал, проверить свои знания, преподавателю понять, как студенты усвоили дисциплину.
Также самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке к (практическому) семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, решение задач, выяснение проблемных вопросов, связанных с необходимой темой); при анализе нормативно-правовых актов (Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Международно-правовых актов (договор) и т.д.), использованных при изучении материала; при изучении различной (дополнительной) литературы, которая рекомендуется преподавателем, а также не сообщается последним и со статистическими данными по проблемам, связанных с изучаемой темой;
4. Тест это инструмент оценивания обучаемости студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. В тесте все студенты отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения тестов - установить уровень знаний и на этой основе определить уровень подготовки каждого студента. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов - вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
5. Экзамен по дисциплине «Семейное право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем нормативно-правовыми актами, учебниками, лекциями, своими конспектами лекций и практических (семинарских) занятий, решением задач, докладами, рефератами, а также выполненными работами (контрольными, самостоятельными).