МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_11кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель , Гикал Дмитрий Вячеславович;Бирюков Иван Игоревич

Рецензент(ы):
Преподаватель , Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о государственно-правовых явлениях и процессах, закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.природу и сущность государства и права;
основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
исторические типы и формы права и государства, их сущность и функции;
систему права, механизм государства;
механизм и средства правового регулирования, реализации права;
роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеритистика теория государства и права
1.1. Общая характеристика теории государства и права. Предмет, методология. Лекции 1 2 ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификация. Принципы теории государства и права теории, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Практические 1 2 ОК 11, ОК 10, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Общая характеристика государства Лекции 1 4 ОК 11, ОК 10, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 10, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Практические 1 4 ОК 11, ОК 10, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственное устройство Лекции 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Форма государственного устройства: федеративная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Практические 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Механизм государства Лекции 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.12. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Механизм государства Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.14. Тест Практические 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая характеристика права
2.1. Общая характристика права Лекции 1 4 ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие права, признаки права, система права, источники права Практические 1 2 ПК 1.2, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Национальные правовые системы Лекции 1 2 ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Романо-германская система; англо-саксонская система, мусульманская система, еврейская система. Практические 1 2 ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.7. Механизм правового регулирования Лекции 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.9. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования. Понятие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, признаки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Тест 1 Практические 1 4 ПК 1.3, ОК 11, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.10. Правотворчество. Лекции 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.11. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Понятие правотворчества, субъекты, принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Контрольная работа 1. Практические 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.13. Реализация и применение права. Лекции 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.14. Формы и способы реализации права.Процесс применения права и его стадии. Толкование права; Способы и виды толкования права. Контрольная работа 2. Практические 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.15. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Лекции 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.16. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.17. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической ответсвенности. Контрольная работа 3 Практические 1 4 ОК 11, ОК 10, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.18. Констепкт статьи из журнала по теме Правонарушение Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.19. Правомерное поведение. Правовая культура Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.20. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.21. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Контрольная работа 3 Практические 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.22. Законность и правопорядок Лекции 1 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.23. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.24. Законность, характерные черты. Правопорядок - понятие и признаки. Соотношение Законности и правопорядка Практические 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.25. Законность и правопорядок Практические 1 2 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1
2.26. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 4 ОК 11, ОК 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-
курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10589
Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Является ли верным утверждение о том, что предмет науки представляет собой сторону объекта, определенный его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае?

а. да.
б. нет.

2 Элементами, составляющими предмет теории государства и права, являются:

а. наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
б. понятийно-категориальный аппарат юриструденции (юридическая догматика).
в. основные принципы и теоретические модели таких ключевых юридических процессов, как правотворчество и реализация права (юридическая техника).
г. основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки (юридическая методология).
д. все вышеперечисленное.

3 Конвенция Монтевидео перечисляет в качестве основных такие признаки государства, как постоянное население, определенная территория, ... , а также способность к вступлению в отношения с другими государствами. Выберите пропущенный признак.

а. наличие регулярной армии.
б. наличие собственной системы права.
в. собственное правительство.

4 Выберите представителей теологической теории происхождения государства.

а. Фома Аквинский.
б. Аристотель.
в. Аврелий Августин.
г. Бенедикт Спиноза.

5 Какой из отечественных правоведов разработал психологическую теорию происхождения государства и права?

а. Н. М. Коркунов.
б. Л. И. Петражицкий.
в. П. А. Сорокин.

6 Выберите верное определение формы правления.

а. способ организации высших органов власти, отражающий их полномочия и взаимоотношения.
б. совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть в государстве.

7 Разновидностями формы государственного устройства являются:

а. федерация, конфедерация и унитарное государство.
б. монархия и республика.
в. все вышеперечисленное.

8 Выберите наиболее полное определение нормы права.

а. правило поведения общеобязательного характера.
б. правило поведения, установленное государством.
в. общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

9 Является ли верным утверждение о том, что термин «источники права» можно рассматривать в широком и узком смыслах?

а. нет, термин «источники права» не является многозначным.
б. да.

10 Как соотносятся между собой понятия правовой системы и системы права?

а. понятие правовой системы уже понятия системы права.
б. понятие правовой системы шире понятия системы права.
в. приведенные понятия являются тождественными.

11 Дозволение, обязывание и запрет являются:

а. методами правового регулирования.
б. типами правового регулирования.
в. способами правового регулирования.

12 Как соотносятся между собой понятия правотворчества и законотворчества?

а. законотворчество является основной разновидностью правотворчества.
б. правотворчество и законотвочество — синонимичные понятия.
в. правотворчество является видом законотворчества.

13 К формам реализации права относятся:

а. соблюдение норм права.
б. исполнение норм права.
в. использование норм права.
г. применение норм права.
д. все вышеперечисленное.

14 Состав правонарушения образуют такие элементы, как:

а. объект правонарушения.
б. субъект правонарушения.
в. противоправность деяния.
г. объективная сторона.
д. субъективная сторона.

15 Исчерпывается ли категория юридической ответственности категорией наказания за совершение правонарушения?

а. да.
б. нет.
Правильные ответы:
1.а
2.д
3.в
4.а, в
5.б
6.а
7.а
8.в
9.б
10.б
11.в
12.а
13.д
14.а, б, г, д
15.б
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задания:
1. Используя определение преступления, выделите все существенные
признаки последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 14. Понятие преступления
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние,
запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Используя определение юридического лица, выделите все существенные
признаки последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 48. Понятие юридического лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
3. Используя определение права, выделите все существенные признаки
последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Право – это совокупность установленных либо санкционированных государством,
формально-определенных, общеобязательных правил поведения, являющихся основными
средствами правового регулирования, реализация которых обеспечена мерами
государственного принуждения.
4. Используя определение государства, выделите все существенные
признаки последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Государство – это особая территориальная организация суверенной, публичной
власти народа, посредством специально созданного государственного механизма
управляющая общественными отношениями, взимающая налоги с населения для
формирования материальной основы реализации своих функций.
5. Используя определение невиновного причинения вреда, выделите все
существенные признаки последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 28. Невиновное причинение вреда
1. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не
осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности
своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления
общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не
могло их предвидеть.
6. Используя определение злоупотребления правом, выделите все
существенные признаки последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Под злоупотреблением правом понимается поведение субъекта, реализующего,
предоставленное ему законом правомочие, с целью причинения вреда третьим лицам.
7. Из предложенных Вам признаков договора проката смоделируйте
определение последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 626. Договор проката
1. По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в
аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется
предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и
пользование.
Имущество, предоставленное по договору проката, используется для
потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из
существа обязательства.
8. Из предложенных Вам признаков хулиганства смоделируйте определение
последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Хулиганство характеризуется:
- грубым нарушением общественного порядка;
- явным неуважением к обществу;
- применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия либо
совершением деяния по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной
или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в
отношении какой-либо социальной группы.
9. Из предложенных Вам признаков налога смоделируйте определение
последнего. Опишите, используемые Вами методы.
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований.
10. Из предложенных Вам признаков сбора смоделируйте определение
последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Признаки сбора:
- обязательный взнос;
- взимается с организаций и физических лиц;
- его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков
сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий).
11. Из предложенных Вам признаков трудового договора смоделируйте
определение последнего. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в
соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по
обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном
размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично
выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила
внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
12. Определите соотношение договора поставки и договора розничной
купли-продажи. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 492. Договор розничной купли-продажи
1. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать
покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного
использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
2. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426).
Статья 506. Договор поставки
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или
сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в
предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным,
домашним и иным подобным использованием.
13. Определите соотношение кражи и грабежа. Опишите, используемые
Вами методы.
Статья 158. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо
обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо
арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечания. 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются
совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или)
обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб
собственнику или иному владельцу этого имущества.
2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с
учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч
пятисот рублей.
3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и
сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного
нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или
иных служебных целях.
Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные
помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы,
иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для
постоянного или временного хранения материальных ценностей.
4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость
имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один
миллион рублей.
Статья 161. Грабеж
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -
наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот
сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением
свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до четырех лет.
14. Определите соотношение необходимой обороны и крайней
необходимости. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 37. Необходимая оборона
1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии
необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других
лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного
посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для
жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения
такого насилия.
Статья 39. Крайняя необходимость
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом
интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности,
непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц,
охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла
быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов
крайней необходимости.
15. Определите, в каком случае при разрешении спора можно применять
требования разумности. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии
1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего
Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением
сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким
отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское
законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности
сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства
(аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
16. Обоснуйте абстрактность/конкретность используемого законодателем
способа правового регулирования. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 17. Правоспособность гражданина
1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская
правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и
прекращается смертью.
17. Обоснуйте абстрактность/конкретность используемого законодателем
способа правового регулирования. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина
1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя.
18. Обоснуйте абстрактность/конкретность используемого законодателем
способа правового регулирования. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до
восемнадцати лет
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе
самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства,
изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной
деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2
статьи 28 настоящего Кодекса.
19. Обоснуйте абстрактность/конкретность используемого законодателем
способа правового регулирования. Опишите, используемые Вами методы.
Статья 27. Эмансипация
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен
полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по
контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается
предпринимательской деятельностью.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, четко излагает свои мысли на поставленные вопросы, умеет тесно связывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение, в котором нет правовых ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Ставится студенту, если он выполняет работу полностью, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, однако, была допущена одна ошибка или два-три недочета в решении правовой задачи (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Ставится студенту, если он имеет знания только основного материала, но не
усваивает его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, однако, были допущены несколько ошибок (более двух-трех). Оценка «неудовлетворительно» (0-49 баллов) - Ставится студенту, который не выполняет самостоятельную работу (как в
полном объеме, так и частично), допускает большое количество ошибок при решении задач.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Теория государства и права: предмет, функции.
2. Теория государства и права в системе юридических и иных наук.
3. Методология теории государства и права.
4. Основные теории происхождения государства (не менее трёх на выбор).
5. Понятие государства: традиционные и новые подходы.
6. Типология государств: основные подходы.
7. Государственная власть: понятие, виды.
8. Функции государства: понятие, классификация.
9. Государственный режим: понятие, виды.
10. Правовое государство: общая характеристика.
11. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями.
12. Форма правления: понятие, разновидности.
13. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.
14. Механизм государства: понятие, структура.
15. Государственные органы: понятие, классификация, компетенция.
16. Принципы формирования и деятельности аппарата государства.
17. Понятие права: основные подходы.
18. Сущность, назначение и функции права.
19. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
20. Характер взаимодействия: право, мораль, религиозные нормы и обычаи.
21. Правовая культура и правовое воспитание.
22. Правосознание: понятие, структура.
23. Принципы права: понятие, классификация.
24. Национальный и мировой правопорядок: характер соотношения.
25. Система права: понятие, структура.
26. Отрасли права: понятие, виды, классификация.
27. Международное и внутригосударственное право: характер взаимодействия.
28. Источник права и форма права: характер соотношения.
29. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
30. Правовые акты судебных инстанций: понятие, виды.
31. Нормативно-правовой договор: понятие, виды.
32. Правовая доктрина как источник права.
33. Право и закон: характер соотношения.
34. Систематизация законодательства: понятие, формы.
35. Юридическая техника: понятие, приемы.
36. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
37. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
38. Предмет, типы, методы и способы правового регулирования.
39. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.
40. Виды правотворчества.
41. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
42. Норма права: понятие, структура, классификация.
43. Правоотношение: понятие, состав, классификация.
44. Юридические факты: понятие, классификация.
45. Реализация права: понятие, формы.
46. Применение права: понятие, стадии, акты.
47. Толкование права: понятие, виды, способы.
48. Пробелы в праве и способы их преодоления.
49. Правомерное поведение: понятие, формы.
50. Законность и правопорядок: общие критерии.
51. Понятие правонарушения, их классификация.
52. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика.
53. Понятие и виды юридической ответственности.
54. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.


Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС 2023 ПД.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р. Т. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Журнал gospravo-journal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронный курс Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9867).
4. Тгп Эбс http://elibrary.asu.ru/xmlui/discover?scope=%2F&query=%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&submit=

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устные опросы.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в составлении конспектов, докладов.
Подготовка к лекционным занятиям.
Кроме того, дисциплина подразумевает написание курсовой работы.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При реализации учебной дисциплины "Теория государства и права" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).