МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_11кл
Часов по учебному плану 102
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 10 10 28 28
Практические 14 14 26 26 40 40
Сам. работа 16 16 18 18 34 34
Итого 48 48 54 54 102 102

Программу составил(и):
Препод., Камольцев Владимир Владимирович

Рецензент(ы):
Препод., Коровякова Ольга Сегеевна

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональной безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14 Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6 Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8 Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9 Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10 Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11 Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 2.1 Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых коллективов как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.
ПК 2.2 Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
Основы военной службы и обороны государства;
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
Способы защиты населения от оружия массового поражения;
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
Применять первичные средства пожаротушения;
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
Оказывать первую помощь пострадавшим.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Теоретические основы и нормативно-правовая база БЖД. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения и территорий. Лекции 1 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Первая помощь и особенности её оказания. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Проработка лекционного материала и составление краткого конспекта. Сам. работа 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Культура безопасности жизнедеятельности. Практические 1 2 ПК 1.2, ОК 14, ОК 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №1 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 1 2 ПК 1.2, ОК 14, ОК 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики в условиях ЧС.Роль системы РСЧС и ГО в России. Практические 1 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №2 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 1 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Практические 1 4 ПК 2.1, ПК 1.4, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №1. Сам. работа 1 2 ПК 2.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Первая помощь и инфекционные заболевания. Практические 1 4 ПК 1.9, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение Кейс-задания №1. Сам. работа 1 2 ПК 1.9, ОК 13, ОК 12, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Правовые и организационные основы охраны труда.Гигиенические и эргономические основы безопасности труда. Практические 1 2 ПК 1.11, ПК 1.1, ОК 13, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №3 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 1 2 ПК 1.11, ПК 1.1, ОК 13, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Основы военной службы
2.1. История создания Вооруженных Сил России. Военные реформы. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Федерации. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Правовые основы военной службы. Концепция национальной безопасности. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Воинская обязанность и воинский учёт. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Проработка лекционного материала и составление краткого конспекта. Сам. работа 1 4 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Лекции 2 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Структура ВС РФ. Функции и основные задачи современных ВС РФ,их роль в обеспечении национальной безопасности страны. Практические 2 2 ОК 13, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №4 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 2 2 ОК 13, ОК 12, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы. Практические 2 2 ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №2. Сам. работа 2 2 ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Уставы Вооруженных Сил РФ.Организация медицинского освидетельствования и обследования. Лекции 2 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.13. Основы воинской обязанности и организация воинского учёта. Практические 2 2 ПК 1.11, ОК 10, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.14. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к письменной работе №1. Сам. работа 2 2 ПК 1.11, ОК 10, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.15. Порядок призыва и прохождения военной службы по контракту. Практические 2 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ОК 13, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.16. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №5 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 2 2 ПК 1.12, ПК 1.11, ОК 13, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.17. Стратегия национальной безопасности и военная доктрина России. Практические 2 2 ПК 2.2, ПК 1.10, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.18. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка к письменной работе №2 по теме "Стратегия национальной безопасности и военная доктрина России". Сам. работа 2 2 ПК 2.2, ПК 1.10, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.19. Терроризм, как серьезная угроза национальной безопасности России.Международное гуманитарное право. Практические 2 4 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.20. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Выполнение доклада-визуализации №3. Сам. работа 2 2 ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.21. Воинские звания и знаки различия военнослужащих. Военная форма одежды. Лекции 2 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.22. Погоны и знаки различия военнослужащих.Правила ношения военной формы одежды. Практические 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.23. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №4. Сам. работа 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.24. Приборы радиационной и химической разведки.Современные виды вооружения и военной техники ВС России. Лекции 2 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.25. Приборы радиационной и химической разведки. Изучение материальной части автомата Калашникова. Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.26. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №5. Сам. работа 2 1 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.27. Боевые традиции ВС РФ.Воинские символы и ритуалы. Практические 2 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.28. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка доклада-визуализации №6. Сам. работа 2 1 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.29. Дни воинской славы и памятные даты России. Лекции 2 2 ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.30. Почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Практические 2 2 ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.31. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение доклада-визуализации №7. Сам. работа 2 1 ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.32. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. Практические 2 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.33. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка к написанию итогового теста. Сам. работа 2 1 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.34. Промежуточная аттестация. Зачет Практические 2 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.12, ПК 1.11, ПК 1.10, ПК 1.9, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 14, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/local/lk/login.php?id_site=1&account_id=52593&wantsurl=%2Fcourse%2Fview.php%3Fid%3D4455
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины.

ТЕСТ
1.Цель: проверка качества, полноты и систематичности знаний по вопросам:
Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте. Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся.
2. Пример оценочного средства:
1. В чем заключается мониторинг опасностей?
а) в выявлении и описании всех потоков вещества, энергии и информации от отдельных источников и их совокупности в конкретном жизненном пространстве техносферы;
б) в классификации и систематизации опасностей;
в) в слежении за состоянием среды обитания;
г) в постоянном (периодическом) контроле состояния зон пребывания людей в техносфере на возможность появления в них опасностей различных видов;
д) нет правильного ответа.
2. Перечислите основные формы физического труда человека:
а) механизированные формы труда;
б) управленческий труд;
в) формы труда, требующие значительной мышечной активности;
г) операторский труд;
д) формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.
3. Какие формы труда характеризуются гипокинезией?
а) операторский труд;
б) труд медицинских работников;
в) творческий труд;
г) физический труд;
д) нет правильного ответа.
4. Какие факторы условий труда относят к физическим?
а) патогенные микроорганизмы;
б) стрессы;
в) параметры микроклимата;
г) качество освещения;
д) виброакустические факторы.
5. Что такое «напряженность труда»?
а) энергетическое напряжение организма;
б) количественная характеристика умственного труда;
в) процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза в пространстве;
г) нагрузка, связанная с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей;
д) нет правильного ответа.
6. Как называется состояние человека, к которому приводит однообразие выполняемых операций?
а) гипокинезия;
б) стресс;
в) монотомия;
г) функциональное напряжение организма;
д) нет правильного ответа.
7. Какие условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест?
а) комфортные;
б) оптимальные;
в) допустимые;
г) вредные;
д) экстремальные.
8. Какой показатель принято считать основным показателем трудовой деятельности?
а) стресс;
б) утомление;
в) переутомление;
г) работоспособность;
д) физическая нагрузка.
9. Какие параметры не относятся к параметрам микроклимата?
а) освещенность;
б) запыленность;
в) относительная влажность воздуха;
г) барометрическое давление;
д) шум.
10. Какими способами осуществляются процессы терморегуляции организма?
а) биохимическим путем;
б) путем изменения интенсивности потовыделения;
в) путем изменения интенсивности кровообращения;
г) физическим путем;
д) нет правильного ответа.
11. Какие микроклиматические условия установлены в рабочей зоне производственного помещения согласно ГОСТ 12.1.005-88?
а) минимальные и максимальные;
б) комфортные и дискомфортные;
в) оптимальные и допустимые;
г) допустимые и недопустимые;
д) нет правильного ответа.
12. Какой среднесуточной температурой характеризуется холодный период года?
а) ниже –10 0С;
б) ниже 0 0С;
в) ниже +5 0С;
г) ниже +10 0С;
д) выше +15 0С.
13. На какие виды делятся работы при учете интенсивности труда в зависимости от общих энергозатрат организма?
а) легкие и тяжелые;
б) легкие, средней тяжести и тяжелые;
в) оптимальные и допустимые;
г) комфортные, относительно дискомфортные и дискомфортные;
д) нет правильного ответа.
14. Какие системы организма человека обеспечивают возможность получать информацию об окружающей среде, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды?
а) рецепторы;
б) анализаторы;
в) эффекторы;
г) глюкорецепторы;
д) нет правильного ответа.
15. На какие группы подразделяют рецепторы в зависимости от природы раздражителя?
а) механорецепторы;
б) фоторецепторы;
в) болевые рецепторы;
г) терморецепторы;
д) хеморецепторы.
16. К какому диапазону спектра электромагнитных колебаний чувствителен глаз человека?
а) 220-380 нм;
б) 380-770 нм;
в) 770-860 нм;
г) 860-1000 нм;
д) нет правильного ответа.
17. Какая область звуковых колебаний доступна человеческому уху?
а) 5-10 Гц;
б) 10-20 Гц;
в) 16-20000Гц;
г) 20000 Гц и выше;
д) нет правильного ответа.
18. Перечислите основные органические системы и реакции, обеспечивающие безопасность человека:
а) иммунная система;
б) движение;
в) болевые ощущения;
г) чихание;
д) слезотечение.
19. Как называют относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма?
а) адаптация;
б) иммунитет;
в) гомеостаз;
г) терморегуляция;
д) нет правильного ответа.
20. Как называются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать травмы, заболевания или отклонения в состоянии здоровья?
а) опасные;
б) вредные;
в) химические;
г) органические;
д) неорганические.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в а г д а а б д г в

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
б д б а б д а б г д


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично»)- 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)- 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/local/lk/login.php?id_site=1&account_id=52593&wantsurl=%2Fcourse%2Fview.php%3Fid%3D4455
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») -0-49% правильных ответов
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_БЖД_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования М: Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469496
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.3 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Безопасность жизнедеятельности ( для студентов колледжа АГУ, преподаватель Андреева Л.Л., Акелькина М.А., Камолцев В.В)) portal.edu.asu.ru
Э2 ЭЛ АГУ www.elibery.ru
Э3 www.urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/




6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: тест, письменная работа, кейс-задание, доклад-визуализция, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания (кейс-задание, доклад-визуализация).
Для успешного овладения дисциплиной "Безопасность жизнедеятельности" необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
У девушек обучение по основам военной службы проходит совместно с юношами.

При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя выполнение тестов, письменных работ, решение кейс-задани, дискуссии, подготовка доклада-визуализации.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к предложенным заданиям, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление по докладу-визуализации должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запоминание терминов и понятий.