МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_9кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 68
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 22 22 24 24 46 46
Итого 32 32 36 36 68 68

Программу составил(и):
Препод., Камольцев Владимир Владимирович

Рецензент(ы):
Препод., Коровякова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы военной службы и обороны государства, организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Основы военной службы и обороны государства;

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Способы защиты населения от оружия массового поражения;

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Причины их возникновения, меры профилактики;

Основные положения здорового образа жизни и личной гигиены;

О вредных привычках и их влияния на здоровье человека;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.


3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Разбираться в вопросах порядка прохождения военной службы по призыву и по контракту;

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Применять первичные средства пожаротушения;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, травмах;

Проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи
1.1. Как выявить опасности развития современной молодёжи, опасности на дорогах. Лекции 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Как выявить опасности при угрозе ЧС. Лекции 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Как выявить опасности развития современной молодёжи. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Как выявить и описать опасности на дорогах. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.5. Как выявить и описать опасности в ситуации пожара в общественном месте. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.6. Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методы оценки риска
2.1. Как измерять опасности в различных ситуациях Лекции 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Как оценить риски на дорогах.Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС).Как оценить риск реализации ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте (ЧС). Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте.Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.1. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Лекции 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
3.2. Поведение населения в случаях возникновения ЧС. Лекции 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.3. Понятие о защите от опасности Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.4. Как снизить риски для здоровья. Профилактика заболеваний. Здоровый образ жизни. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.5. Как защититься от опасностей на дорогах. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
3.6. Как безопасно вести себя в ситуации пожара в общественном месте. Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
3.7. Как безопасно вести себя в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС). Практические 1 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
4.1. История создания Вооруженных Сил России. Лекции 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.2. Основные понятия о воинской обязанности. Лекции 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.3. Основные требования к воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.4. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Тренинг бесконфликтного общения и саморегуляции. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.5. Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.6. Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.7. Стрелковое оружие ВС РФ. Автомат Калашникова АК-74. Лекции 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.8. Автомат Калашникова АК-74. Устройство, тактико-технические характеристики и порядок неполной разборки. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
4.9. Изучение нормативов по огневой подготовке. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Основы медицинских знаний.
5.1. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок оказания. Лекции 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.2. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.3. Алгоритм помощи пострадавшим при ЧС. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.4. Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания. Лекции 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.5. Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.6. Способы самоспасения. Лекции 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.7. Оказание помощи подручными средствами в природных условиях. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.8. Помощь при воздействии температур на организм человека. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1
5.9. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/local/lk/login.php?id_site=1&account_id=52593&wantsurl=%2Fcourse%2Fview.php%3Fid%3D4302
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины.

ТЕСТ
1.Цель: проверка качества, полноты и систематичности знаний по вопросам:
Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте. Как оценить риск реализации ситуации, актуальной для обучающихся.
2. Пример оценочного средства:
1. В чем заключается мониторинг опасностей?
а) в выявлении и описании всех потоков вещества, энергии и информации от отдельных источников и их совокупности в конкретном жизненном пространстве техносферы;
б) в классификации и систематизации опасностей;
в) в слежении за состоянием среды обитания;
г) в постоянном (периодическом) контроле состояния зон пребывания людей в техносфере на возможность появления в них опасностей различных видов;
д) нет правильного ответа.
2. Перечислите основные формы физического труда человека:
а) механизированные формы труда;
б) управленческий труд;
в) формы труда, требующие значительной мышечной активности;
г) операторский труд;
д) формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.
3. Какие формы труда характеризуются гипокинезией?
а) операторский труд;
б) труд медицинских работников;
в) творческий труд;
г) физический труд;
д) нет правильного ответа.
4. Какие факторы условий труда относят к физическим?
а) патогенные микроорганизмы;
б) стрессы;
в) параметры микроклимата;
г) качество освещения;
д) виброакустические факторы.
5. Что такое «напряженность труда»?
а) энергетическое напряжение организма;
б) количественная характеристика умственного труда;
в) процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза в пространстве;
г) нагрузка, связанная с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей;
д) нет правильного ответа.
6. Как называется состояние человека, к которому приводит однообразие выполняемых операций?
а) гипокинезия;
б) стресс;
в) монотомия;
г) функциональное напряжение организма;
д) нет правильного ответа.
7. Какие условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест?
а) комфортные;
б) оптимальные;
в) допустимые;
г) вредные;
д) экстремальные.
8. Какой показатель принято считать основным показателем трудовой деятельности?
а) стресс;
б) утомление;
в) переутомление;
г) работоспособность;
д) физическая нагрузка.
9. Какие параметры не относятся к параметрам микроклимата?
а) освещенность;
б) запыленность;
в) относительная влажность воздуха;
г) барометрическое давление;
д) шум.
10. Какими способами осуществляются процессы терморегуляции организма?
а) биохимическим путем;
б) путем изменения интенсивности потовыделения;
в) путем изменения интенсивности кровообращения;
г) физическим путем;
д) нет правильного ответа.
11. Какие микроклиматические условия установлены в рабочей зоне производственного помещения согласно ГОСТ 12.1.005-88?
а) минимальные и максимальные;
б) комфортные и дискомфортные;
в) оптимальные и допустимые;
г) допустимые и недопустимые;
д) нет правильного ответа.
12. Какой среднесуточной температурой характеризуется холодный период года?
а) ниже –10 0С;
б) ниже 0 0С;
в) ниже +5 0С;
г) ниже +10 0С;
д) выше +15 0С.
13. На какие виды делятся работы при учете интенсивности труда в зависимости от общих энергозатрат организма?
а) легкие и тяжелые;
б) легкие, средней тяжести и тяжелые;
в) оптимальные и допустимые;
г) комфортные, относительно дискомфортные и дискомфортные;
д) нет правильного ответа.
14. Какие системы организма человека обеспечивают возможность получать информацию об окружающей среде, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды?
а) рецепторы;
б) анализаторы;
в) эффекторы;
г) глюкорецепторы;
д) нет правильного ответа.
15. На какие группы подразделяют рецепторы в зависимости от природы раздражителя?
а) механорецепторы;
б) фоторецепторы;
в) болевые рецепторы;
г) терморецепторы;
д) хеморецепторы.
16. К какому диапазону спектра электромагнитных колебаний чувствителен глаз человека?
а) 220-380 нм;
б) 380-770 нм;
в) 770-860 нм;
г) 860-1000 нм;
д) нет правильного ответа.
17. Какая область звуковых колебаний доступна человеческому уху?
а) 5-10 Гц;
б) 10-20 Гц;
в) 16-20000Гц;
г) 20000 Гц и выше;
д) нет правильного ответа.
18. Перечислите основные органические системы и реакции, обеспечивающие безопасность человека:
а) иммунная система;
б) движение;
в) болевые ощущения;
г) чихание;
д) слезотечение.
19. Как называют относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма?
а) адаптация;
б) иммунитет;
в) гомеостаз;
г) терморегуляция;
д) нет правильного ответа.
20. Как называются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать травмы, заболевания или отклонения в состоянии здоровья?
а) опасные;
б) вредные;
в) химические;
г) органические;
д) неорганические.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в а г д а а б д г в

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
б д б а б д а б г д


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично»)- 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)- 0-49% правильных ответов

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/local/lk/login.php?id_site=1&account_id=52593&wantsurl=%2Fcourse%2Fview.php%3Fid%3D4302
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») -0-49% правильных ответов


Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_ОБЖ _2023-24.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 В. А. Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. издание для СПО:Кадыков, В. А.  Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях: учебное пособие для среднего профессионального образования М : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/496416
Л2.3 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Основы безопасности жизнедеятельности (ПСО, ПД, для студентов Колледжа АлтГУ, преп. В.В. Камольцев) portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотека www.eliberi.rui
Э3 www.urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, подготовка презентаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).