МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного представления о своем регионе, его географическом положении, природных особенностях и хозяйственной деятельности.
Основная задача курса дать четкие представления о географических процессах и явлениях на территории Алтайского края, а также познакомить с новыми материалами по географии региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.3 Владеет навыками ландшафтно- экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Географическое положение. История исследования природы Алтайского края.
1.1. Введение. Географическое положение. История исследования природы Алтайского края. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Введение. Географическое положение. История исследования природы Алтайского края. Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Природные условия территории Алтайского края. Рельеф и геологическое строение. Климатические и гидрологические условия. Почвенные и Растительные ресурсы. Животный мир. Ландшафтные комплексы. Природно-рекреационные ресурсы.
2.1. Природные условия территории Алтайского края. Рельеф и геологическое строение. Климатические и гидрологические условия. Почвенные и Растительные ресурсы. Животный мир. Ландшафтные комплексы. Природно-рекреационные ресурсы. Лекции 7 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Природные условия территории Алтайского края. Рельеф и геологическое строение. Климатические и гидрологические условия. Почвенные и Растительные ресурсы. Животный мир. Ландшафтные комплексы. Природно-рекреационные ресурсы. Практические 7 24 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Природные условия территории Алтайского края. Рельеф и геологическое строение. Климатические и гидрологические условия. Почвенные и Растительные ресурсы. Животный мир. Ландшафтные комплексы. Природно-рекреационные ресурсы. Сам. работа 7 19 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Охрана природных ресурсов Алтайского края.
3.1. Охрана природных ресурсов Алтайского края. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Охрана природных ресурсов Алтайского края. Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2362


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
1. Отметьте фамилию географа-путешественника который посетил Алтайский край в 1829 году.
А) Гумбольдт
Б) Геблер
В) Комлев
Г) Кащенко
ОТВЕТ: А

2. Сколько видов птиц зарегистрировано на территории края?
А) около 300 видов
Б) около 500 видов
В) около 200 видов
Г) около 100 видов
ОТВЕТ: А

3. Отметьте фамилию ученого-краеведа который впервые обратил внимание на радоновые воды Белокурихи.
А) Карелин
Б) Костылев
В) Гуляев
Г) Адаменко
ОТВЕТ: В

4. В каком году были начаты регулярные гидрометеорологические наблюдения в Барнауле?
А) с 1734 года
Б) с 1792 года
В) с 1845 года
Г) с 1838 года
ОТВЕТ: Г

5. Сколько видов растений зафиксировано в Алтайском крае?
А) около 500 видов
Б) около 2000 видов
В) около 2500 видов
Г) около 1500 видов
ОТВЕТ: Б

6. Суммарный поверхностный сток рек края в год составляет:
А) 52,3 км3
Б) 68,9 км3
В) 92,8 км3
Г) 53,5 км3
ОТВЕТ: Г

7. Самая высокая точка Чарышского района:
А) 8452 м
Б) 2500 м
В) 1526 м
Г) 2444 м
ОТВЕТ: Б

8. Какие почвы встречаются на равнинной части, в предгорьях и горах Алтая по пониженным элементам рельефа?
А) сухие
Б) засоленные
В) болотные
Г) осолоделые
ОТВЕТ: В

9. Самая низкая точка Алтайского края:
А) 42 м
Б) 68 м
В) 85 м
Г) 79 м
ОТВЕТ: Г

10. Площадь заповедника «Тигирекский»:
А) 507 089 га
Б) 605 090 га
В) 707 089 га
Г) 800 565 га
ОТВЕТ: В

11. «Флора Алтая и Томской губернии» была написана:
А) П.Н. Крыловым
Б) А.Н. Розановой
В) А.И. Хаинским
Г) П.К. Фроловым
ОТВЕТ: А

12. Сколько почвенных зон выделяют на территории Алтайского края?
А) 11
Б) 5
В) 9
Г) 7
ОТВЕТ: Г

13. Площадь Алтайского края составляет тыс. км2
А) 172.0
Б) 168.0
В) 170.0
Г) 165.0
ОТВЕТ: Б

14. Сколько на сегодняшний день в Алтайском крае официально принято памятников природы?
А) 125
Б) 145
В) 135
Г) 155
ОТВЕТ: В

15. Под руководством какого ученого была составлена уточненная топографическая карта Алтайского края?
А) Мейен
Б) Чихачев
В) Бурлаков
Г) Ивановский
ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите этапы освоения территории Алтайского края.
ОТВЕТ:
1 этап XVII – конец XIX вв. включает первые попытки русских землепроходцев на территорию края, развитие горнозаводского производства.
2 этап c конца XIX вв. до 1917 г. Всесторонней исследования. Начало сельскохозяйственной колонизации.
3 этап 1917 – 1991 гг. Советский период. Расширение исследований. Сеть станций и постов. Геологосъемки. Целевые программы.
4 этап с 1991 г – по н.в. Интенсификация освоенных ранее открытых месторождений минерально-сырьевых ресурсов.



Вопрос 2. В __________году была составлена карта Сибири С.У.Ремезова.
ОТВЕТ: в 1701 году.

Вопрос 3. Укажите в каком высотном диапазоне расположена территория Алтайского края от _____м до_______м.
ОТВЕТ: Территория Алтайского края расположена на высотах от 100 (Кулундинская равнина) до 2400 м (Северо-Западный Алтай).

Вопрос 4. Укажите протяженность границ Алтайского края с запада на восток и с севера на юг - на 500 км.
ОТВЕТ: Алтайский край простирается с запада на восток на 560 км и с севера на юг - на 500 км.

Вопрос 5. Опишите строение и возраст платформы, лежащей в основе равнин и плато Алтайского края:
ОТВЕТ: Платформа, лежащая в основе равнин и плато Алтайского края, имеет двухъярусное строение:
1–й ярус, глубоко опущенный складчатый палеозойский фундамент который покрыт, 2–м ярусом в виде осадочного чехла из отложе¬ний мезо-кайнозойского времени.

Вопрос 6. Опишите какой характер приняли днища ложбин приобского плато в результате деятельность ветра?
ОТВЕТ: бугристо-грядовый

Вопрос 7. Назовите фамилию ученого который начал проводить первые инструментальные наблюдения за погодой в Алтайском крае
ОТВЕТ: П.К. Фролов

Вопрос 8. Назовите с какой даты начали проводиться регулярные метеорологические наблюдения в Алтайском крае.
ОТВЕТ: с 1 января 1838 года.

Вопрос 9. По характеру водного режима реки Алтайского края подразделяются на:
ОТВЕТ: По характеру водного режима реки Алтая подразделяются на: реки с весенне-летним половодьем; реки с весенним половодьем и паводками в теплое время года; реки с весен¬ним половодьем.

Вопрос 10. Перечислите в порядке убывания наиболее крупные по площа¬ди озера степной зоны Алтайского края: Кулундинское - 728 км2, Кучукское - 81 км2, Горькое -140 км2.

Вопрос 11. Что понимают под флорой территории?
ОТВЕТ: Под флорой территории понимают исторически сложившуюся совокупность растений какой-либо зоны, района, территории или планеты в целом.

Вопрос 12. Перечислите геоботанические провинции представленные на территории Алтайского края.
ОТВЕТ: На территории края представлены 4 геоботанические провинции: Западно-Сибирская лесостепная, Казахстанская степная, Северная Алтайско-Саянская, Алтайская.

Вопрос 13. Аркто-третичная флора Алтайского края состояла из широколистных деревьев, из каких именно?
ОТВЕТ: дубы, буки, клены, орехи, ясени, магнолии, платаны, вязы, секвойи, гинкго.

Вопрос 14. Назовите почвен¬ные зоны территории Алтайского края.
ОТВЕТ:
1. Зона каштановых почв сухих степей.
2. Зона черноземов засушливой и умеренно засушливой степи.
3. Зона выщелоченных черноземов и серых лесных почв средней лесостепи.
4. Зона оподзоленных и выщелоченных черноземов, тем¬но-серых и серых лесных почв предгорий Салаира.
5. Зона дерново-глубокооподзоленных и серых лесных почв черневой тайги Салаирского кряжа.
6. Зона черноземов предгорных равнин, предгорий и низкогорий Алтая.
7. Пояс горно-лесных почв низкогорий, среднегорий и высокогорий Алтая.
8. Интразональные почвы

Вопрос 15. Назовите приблизительное количество млекопитающих обитающих на территории Алтайского края.
ОТВЕТ: около 90.

Вопрос 16. В пределах Алтайского края учеными-географами выделено девять ландшафтных провинций в составе двух физико-гео¬графических стран, назовите эти две страны.
ОТВЕТ: Западно-Сибирская и Алтае-Саянская.

Вопрос 17. В каком году была опубликована первая Туристская карта масштаба 1: 3500000?
ОТВЕТ: В 1991 г.

Вопрос 18. Какая особая экономическая зона расположена на территории Алтайского края?
ОТВЕТ: Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

Вопрос 19. В каком годы был основан Государственный природный заповедник «Тигирекский»?
ОТВЕТ: в 1999 г.

Вопрос 20. Какие леса создают основной фон растительного покрова Тигирекского района?
ОТВЕТ: черневые таежные леса.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ
1. История освоения территории Алтайского края
2. Географическое положение Алтайского края
3. История изучения и основные этапы исследования территории Алтайского края
4. Современные исследователи природы Алтайского края
5. Геологическое строение территории Алтайского края
6. Тектоническое строение территории Алтайского края
7. Полезные ископаемые и минерально-сырьевые ресурсы Алтайского края
8. Рельеф Алтайского края
9. Исторические аспекты формирования метеорологической сети в Алтайском крае
10. Климатообразующие факторы территории Алтайского края
11. Подстилающая поверхность территории Алтайского края
12. Радиационные условия на территории Алтайского края
13. Циркуляция атмосферы на территории Алтайского края
14. Термический режим воздуха и почвы в Алтайском крае
15. Режим увлажнения территории Алтайского края
16. Ветровой режим территории Алтайского края
17. Поверхностные и подземные воды территории Алтайского края
18. Почвенно-географическое районирование Алтайского края
19. Зона каштановых почв сухих степей
20. Зона черноземов засушливой и умеренно-засушливой степи
21. Зона выщелоченных черноземов и серых лесных почв средней лесостепи
22. Зона оподзоленных и выщелоченных черноземов, темно-серых и серых лесных почв предгорий Салаира
23. Зона дерново-глубокооподзоленных и серых лесных почв черневой тайги Салаирского кряжа
24. Зона черноземов предгорных равнин, предгорий и низкогорий Алтайского края
25. Интразональные почвенные районы Алтайских равнин
26. История изучения растительного покрова Алтайского края
27. История формирования растительного покрова Алтайского края
28. Геоботаническое районирование Алтайского края
29. Флора и растительность Алтайского края
30. Степи Алтайского края
31. Леса Алтайского края
32. Луга и болота Алтайского края
33. Растительные ресурсы Алтайского края
34. Животный мир Алтайского края
35. Ландшафтная структура территории Алтайского края
36. Охрана природы Алтайского края. ООПТ.
37. Природно-рекреационные ресурсы Алтайского края

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.В. Козырева, Н.В. Рыгалова. География Алтайского края: учебное пособие , 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 авт.-сост. Ю.В. Козырева, Н.В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Атлас Алтайского края: атлас М.: Комитет геодезии и картографии СССР, 1991
Л2.2 Н.Ф. Харламова Климат Алтайского региона: учебник Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Физическая география Алтайского края» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Физическая география Алтайского края"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовая работа не предусмотрена
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Физическая география Алтайского края»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.