МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2021_9кл
Часов по учебному плану 204
в том числе:
аудиторные занятия 204
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36 72 72
Лабораторные 70 70 62 62 132 132
Итого 106 106 98 98 204 204

Программу составил(и):
Шакирова В.А.;Макаров А.С.;Константинова Т.А.;Дронова Е.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработчик веб и мультимедийных приложений). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, доцент, Глубокова Л. Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение навыков работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и пользоваться возможностями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приобретение навыка профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место и роль данной дисциплины при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
сущность понятия «информация», различные подходы к его определению, способы измерения количества информации и способы ее представления;
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
основные принципы и методы защиты информации;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
назначение и принципы использования системного, инструментального и прикладного программного обеспечения;
основные понятия компьютерных сетей и сетевых технологий обработки информации;
технологии информационно-поисковых систем и особенности поиска информации в Интернет.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать возможности системного программного обеспечения для рациональной организации деятельности;
использовать возможности прикладного программного обеспечения для организации работы с файлами;
использовать современные технологии и средства для подготовки и обработки текстовой, табличной и графической информации;
использовать современные технологии и средства подготовки деловой графики и презентационного материала;
применять методы и средства защиты информации;
использовать технологии и ресурсы сети Интернет для обеспечения профессиональной деятельности интерпретировать интерфейс программного обеспечения;
интерпретировать интерфейс программного обеспечения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1. Информатика: предмет, задачи и роль в современном обществе. Информация и информационные процессы. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Знакомство с рабочим местом (знакомство с moodle, подписка на ЭБС) Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Тест по теме "Теоретические основы информатики" Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информация и информационные процессы
2.1. Представление и измерение информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления: Представление информации в двоичной системе счисления. Перевод из одной системы счисления в другую. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Арифметические и логические основы работы компьютера. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Нахождение количества информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Логические высказывания, построение таблиц истинности. Лабораторные 1 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1. История развития вычислительной техники. Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров: Многообразие компьютеров. Основные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации. Лекции 1 6 Л1.1, Л2.1
3.2. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Виды программного обеспечения: Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Лекции 1 6 Л1.1, Л2.1
3.3. Работа с файловым менеджером FAR Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Тест по теме "Средства информационных и коммуникационных технологий" Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.1. Технология обработки текстовой информации (MSWord). Текстовый редактор (MSWord): Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Лекции 1 6 Л1.1, Л2.1
4.2. Правила набора текста. Создание нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Выделение и копирование фрагментов текста. Работа с таблицами. Вкладка Макет. Разбиение и объединение ячеек в таблице. Удаление строк и столбцов таблицы. Работа с конструктором формул. Вставка символов в текст и формулы. Структуры: дробь, индекс, радикал и т. д. Создание диаграмм, графиков по диапазону данных. Создание сносок, колонок, колонтитулов. Работа с табуляцией. Создание титульного листа к реферату. Составление автоматического оглавления. Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Контрольная работа № 1. Создание документа в MS Word Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
4.4. Технология обработки числовой информации (MS Excel). MS Excel: Основы работы в программе. Интерфейс пользователя. Лекции 1 6 Л1.1, Л2.1
4.5. Математическая обработка числовых данных. Форматирование ячеек. Изменение формата числовых данных. Изменение внешнего вида данных в зависимости от их значений. Относительная и абсолютная адресация. Создание диаграмм. Настройка внешнего вида диаграмм. Название диаграммы, осей и легенда. Функции в MS Excel. Категории функций. Строка формул. Использование логических функций И, ИЛИ, ЕСЛИ. Использование функций СЧЕТ,СЧЕТЕСЛИ. Лабораторные 1 6 Л1.1, Л2.1
4.6. Контрольная работа №2. Составление таблиц Excel с использованием адресации Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
4.7. Технология обработки графической информации. Представление о программных средах компьютерной графики, черчения: Векторная и растровая графика. Графические примитивы. Пиксель. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графические редакторы. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
4.8. Создание и редактирование графических объектов в редакторе растровой графики. Работа со слоями. Выделение, обтравка, трансформация объектов. Сплошная и градиентная заливка. Эффекты и цветокоррекция. Лабораторные 1 4 Л1.1, Л2.1
4.9. Разработка индивидуального проекта Лабораторные 1 32 Л2.1
4.10. Создание и редактирование графических объектов в редакторе растровой графики. Работа со слоями. Выделение, обтравка, трансформация объектов. Сплошная и градиентная заливка. Эффекты и цветокоррекция. Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.1
4.11. Мультимедийные технологии (PowerPoint). Принципы и способы использования мультимедийных технологий: Мультимедиа программы. Создание презентаций в MS Power Point. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
4.12. Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. Использование различных шрифтов. Вставка графиков, диаграмм, таблиц. Использование различных режимов демонстрации презентаций. Лабораторные 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Системы управления базами данных
5.1. Понятие, назначение и виды баз данных, средства работы и защиты баз данных. Роль программ и интерфейс СУБД. Виды объектов в базе данных. Структура таблиц, виды связей в базе данных. Форматы данных в полях базы данных. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
5.2. Конструирование и работа с бзой данных на примере СУБД Microsoft Access. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Создание базы данных с использованием Microsoft Access. Лабораторные 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Телекоммуникационные технологии
6.1. Компьютерные сети: понятие, среды передачи данных и их характеристики. Беспроводные технологии Blutooth, Wi-Fi и WiMax. Классификация компьютерных сетей. Локальные компьютерные сети: назначение, базовые топологии. Сетевое оборудование ЛКС на базе технологии Ethernet. Глобальная компьютерная сеть Internet: история развития, технологии доступа. Internet: протоколы передачи данных, службы. Служба WorldWideWeb: основные понятия, адресация документов (IP-адреса и система доменных имен DNS). Технологии создания, публикации и продвижения Web-сайтов. Информационно-поисковые системы: классификация, примеры, принципы работы. Баннерные сети. Файлообменные сети. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
6.2. Онлайн инструменты - аналоги приложений на ПК в сети Интернет. Google (Документы, Таблицы, Презентации). Графические редакторы (Photopea, Figma). Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
6.3. Информационная безопасность и ее составляющие. Классификация различных видов угроз и программно- аппаратные меры обеспечения безопасности. Классификация и характеристика компьютерных вирусов. Антивирусные программы и брандмауэры. Криптографические методы защиты информации. Электронно-цифровая подпись. Правовые основы защиты информации. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
6.4. Поиск информации в сети Интернет. Поисковые запросы Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1
6.5. Создание web-страниц. Изучение языка HTML. Лабораторные 2 6 Л1.1, Л2.1
6.6. Справочные правовые информационно-поисковые системы. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
6.7. СПС Гарант, Консультант Плюс Лабораторные 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Языки программирования
7.1. Понятие алгоритма, свойства и способы представления. Основные алгоритмические структуры. Основы программирования. Элементы языка. Различные языки программирования. Основные операторы языков программирования. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
7.2. Составление блок-схем. Написание программ с линейным алгоритмом. Написание программ с использованием оператора условия и оператора выбора. Написание программ с использованием циклов. Лабораторные 2 10 Л1.1, Л2.1
7.3. Разработка индивидуального проекта Лабораторные 2 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Зачет
8.1. Защита индивидуального проекта Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9266

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Информатика – это…
a.область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
b.наука, связанная с разработкой, эксплуатацией и оптимизацией электронных компонентов, электронных схем и устройств, оборудования и технических систем.
c.наука, связанная с анализом, сбором, классификацией, манипулированием, хранением, поиском, движением, распространением и защитой информации.
d.наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритмов и разнообразные формальные модели их представления.
2. Термин «информатика» возник в…
a.60-х гг. во Франции
b.70-х гг. в ФРГ
c.1983 г. в СССР
d.1941 г. в США
3. Определение ЭВМ:
a.электронно-вычислительная машина.
b.компьютер.
c.прибор со сложной внутренней структурой, созданный для выполнения определенных функций.
d.электронное устройство, используемое для автоматизации процессов приема, хранения, обработки и передачи информации, которые осуществляются по заранее разработанным алгоритмам (программам).
4. Функция информатики заключается в следующем:
a.разработка методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса обработки информации.
b.составление алгоритмов для решения поставленных прикладных задач.
c.реализация взаимосвязанных алгоритмов.
d.изучении различных процессов, объектов, факторов и причин разнообразных экономических явлений.
5. Позиционная система счисления - это...
a.такая система счисления, в которой одна и та же цифра может иметь различное значение, определяющееся ее позицией в числе.
b. такая система счисления, в которой каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе.
6. Логическое выражение - это...
a.любое утверждение, относительно которого можно сказать, истинно оно или ложно.
b.функция, в которой переменные принимают только два значения: логическая 1 или логический 0.
c.символическая запись, состоящая из логических величин (констант или переменных), объединенных логическими операциями (связками).
7. Компьютер – это…
a.электронный прибор, созданный из электронных компонентов.
b.машина для проведения вычислений. При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по заранее определенному алгоритму.
c.счетно-решающее устройство, автоматически выполняет одну какую-либо математическую операцию или последовательность их с целью решения одной задачи или класса однотипных задач.
d.устройство или совокупность устройств, предназначенных для механизации и автоматизации процесса обработки информации (вычислений).
8. Периферийные устройства – это…
a.внешние вспомогательные устройства, которые подключаются к ПК для расширения его функциональных возможностей.
b.устройства, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления.
c.оборудование, предназначенное для ввода (занесения) данных или сигналов в компьютер или в другое электронное устройство во время его работы.
d.устройства, располагающиеся в системном блоке.
9. Слово «бит» образовано от словосочетания…
a.Binary digit
b.Hexadecimal digit
c.Binary term
10. К какому виду программного обеспечения относится программа программа для создания презентаций?
a.к инструментальным программам
b.к системным программам
c.к прикладным программам
11. Как называется инструмент текстового процессора, с помощью которого можно разместить постоянную информацию в полях печатного документа?
a.буквица
b.табуляция
c.гиперссылка
d.колонтитулы
12. С помощью какого сочетания клавиш можно выделить весь текст?
a.Ctrl + C
b.Ctrl + B
c.Ctrl + V
d.Ctrl + A
13. В чем заключается особенность режима "Сортировщик слайдов" в программе для создания презентаций?
a.Это режим, в котором все слайды презентации отображаются в виде миниатюр. В этом режиме можно легко перемещать слайды, изменяя порядок их следования в презентации.
b.Это режим просмотра, в котором к каждому из слайдов можно добавить заметки докладчика. В верхней половине страницы появляется уменьшенное изображение слайда, а в нижней половине отображается большая панель для текста заметок.
c.В этом режиме в окне приложения отображаются три области: Структура-Слайды; область Слайда; Заметки к слайду. Размеры областей можно изменять, перетаскивая их границы.
d.Это режим, с помощью которого можно просмотреть презентацию на экране.
14. Какая цветовая модель содержит в себе голубой, пурпурный и желтый цвет?
a.RGB
b.CMY
c.CMYK
15. Какой тип поля в базах данных имеет свойство автоматического наращивания?
a.OLE
b.денежный
c.счетчик
d.MEMO
e.числовой

Правильные ответы:
1-a
2-a
3-d
4-a
5-a
6-c
7-b
8-a
9-a
10-c
11-d
12-d
13-a
14-b
15-c
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=455291

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Приложения
Приложение 1.   Информатика_Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_Информатика_.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов. Информатика в 2 ч. Часть 1, 3-е издание: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные работы по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.

Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения и смежным научным дисциплинам. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.

Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.

При реализации учебной дисциплины «Информатика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа.