МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Поддержка и тестирование программных модулей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_тест-2023_11кл
Часов по учебному плану 112
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 16 16 26 26
Лабораторные 28 28 24 24 52 52
Сам. работа 10 10 16 16 26 26
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 6 6 6 6
Итого 48 48 64 64 112 112

Программу составил(и):
преподаватель, Лыскова Ольга Анатольевна;Преподаватель, Третьякова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Кочкин Андрей Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Поддержка и тестирование программных модулей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
канд.экон.наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выполнять поддержку создаваемых программных модулей и проводить тестирование согласно сценарию.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы оптимизации и приемы рефакторинга;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и высокого уровней;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
уметь выполнять оптимизацию и рефакторинг программного кода;
оформлять документацию на программные средства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в разработке кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
использовании инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведении тестирования программного модуля по определенному сценарию;
использовании инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
разработке мобильных приложений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отладка и тестирование программного обеспечения
1.1. Тестирование как часть процесса верификации программного обеспечения Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Виды ошибок. Методы отладки Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.3. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Методы тестирования Лекции 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Классификация тестирования по уровням Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Тестирование производительности Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Регрессионное тестирование Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Тестирование «белым ящиком» Лабораторные 3 10 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.4., ПК 1.5. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Тестирование "черным ящиком" Лабораторные 3 18 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Тестирование «черным ящиком» Лабораторные 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.4., ПК 1.5. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Модульное тестирование Лабораторные 4 8 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Интеграционное тестирование Лабораторные 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Вопросы тестирования программного обеспечения Консультации 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Тестирование программных приложений методом "черного ящика" Сам. работа 3 10 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Полное тестирование программного продукта на всех этапах разработки Сам. работа 4 10 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5. Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Документирование
2.1. Средства разработки технической документации. Технологии разработки документов Лекции 4 2 ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.2. Документирование программного обеспечения в соответствии с Единой системой программной документации. Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.3. Автоматизация разработки технической документации. Автоматизированные средства оформления документации Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.4. Оформление документации на программные средства с использованием инструментальных средств Лабораторные 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.3., ПК 1.5. Л2.1, Л1.1
2.5. Оформление документации на программные средства с помощью указанного программного обеспечения Сам. работа 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.4., ПК 1.5. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9802

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Полная правильность программы предполагает выполнение следующих условий:
а) каждое решение, приписываемое спецификацией целевому утверждению, должно быть разрешимым с помощью программы
б) каждое вычисляемое программой решение должно быть правильным относительно данной спецификации
в) программа должна иметь правильные решения
г) каждое решение, приписываемое спецификацией целевому утверждению, должно быть вычисляемым с помощью программы
2. Восходящее тестирование - это...
а) в котором в первую очередь тестируются высокоуровневые компоненты, после чего процесс переходит на всё более и более низкоуровневые компоненты
б) тестирование позволяющее упростить и ускорить получение результатов оценки приложения
в) в первую очередь тестируются низкоуровневые компоненты, после чего процесс переходит на всё более и более высокоуровневые компоненты
г) используется типичный общий сценарий
3. Нефункциональное тестирование - это...
а) направлено на исследование работы приложения в ситуациях, когда с ним выполняются (некорректные) операции и/или используются данные, потенциально приводящие к ошибкам
б) вид тестирования, направленный на проверку корректности работы функциональности приложения
в) направлено на исследование приложения в ситуации, когда все действия выполняются строго по инструкции без каких бы то ни было ошибок, отклонений, ввода неверных данных и т.д.
г) вид тестирования, направленный на проверку нефункциональных особенностей приложения, таких как удобство использования, совместимость, производительность, безопасность и т.д.
4. По фокусировки на уровни архитектуры приложения тестирование можно разделить на тестирование уровня:
а) данных
б) приложения
в) представления
г) бизнес-логики
5. Нахождение места ошибки в программе, называется...
6. Ошибки компоновки - это ошибки...
а) обнаруженные операционной системой, аппаратными средствами или пользователем при выполнении программы
б) обнаруженные компилятором при выполнении семантического анализа программы
в) обнаруженные компоновщиком (редактором связей) при объединении модулей программ
г) фиксируемые компилятором (транслятором, интерпретатором) при выполнении синтаксического и частично семантического анализа программы
7. Недостатки тестирования методом черного ящика:
а) возможно повторение части тест-кейсов, уже выполненных разработчиками
б) диагностика обнаруженных дефектов более сложна в сравнении с техниками метода белого ящика
в) высока вероятность того, что часть возможных вариантов поведения приложения останется непротестированной
г) не может выполняться тестировщиками, не обладающими достаточными знаниями в области программирования
д) в связи с широким выбором техник и подходов затрудняется планирование и оценка трудозатрат
е) для разработки высокоэффективных тест-кейсов необходима качественная документация
ж) тестирование сфокусировано на реализованной функциональности, что повышает вероятность пропуска нереализованных требований
з) в случае автоматизации могут потребоваться сложные дорогостоящие инструментальные средства
8. Разновидность методов, основанных на покрытии кода:
а) основанные на использовании потока данных
б) минимизации
в) стопроцентного покрытия измененного кода
г) основанные на использовании покрытия кода
9. Тестирование производительности веб-сайта включает в себя:
а) проверку юзабилити
б) совместимость с операционными системами
в) совместимость с браузерами
г) нагрузочное тестирование
д) стрессовое тестирование
10. Тестирование функциональности веб-сайта включает в себя:
а) тестирование файлов cookies
б) интерфейс
в) проверку форм
г) проверка навигации
д) проверка html/css
е) тестирование баз данных
ж) проверку всех ссылок
11. Требования - это...
а) функциональная схема
б) критерии, которым система соответствует с технической точки зрения
в) выполнение тестирования
г) критерии, которым система соответствует с функциональной точки зрения
12. Методы отбора тестовых данных при регрессионном тестировании:
а) максимизации
б) случайные
в) минимизации
г) безопасные
д) основанные на покрытии кода
13. Тестирование веб-сайта включает в себя тестирование:
а) интерфейса
б) удобства использования
в) программного обеспечения
г) безопасности
д) нагрузочное
е) проверка совместимости
ж) функциональности
з) производительности сайта
14. Тестирование юзабилити - это...
а) анализ взаимодействия пользователя и сайта, поиск ошибок и их устранение
б) проверка понимания и проверка ошибок
в) оценка внешнего вида страницы
г) просмотр страниц
15. Вы закончили ручное тестирование, но тут разработчик сказал, что перекрасил кнопку в красный цвет, после чего пересобрал проект. Нужно ли тестировать ещё раз:
а) Нет
б) Да
в) Какое-то странное изменение на стадии тестирования. Схожу к тимлиду, уточню, было ли это запланировано.
Правильные ответы:
1 аг
2 в
3 г
4 авг
5 локализация
6 в
7 а в е ж
8 ав
9 гд
10. ав
11 г
12 а д
13 а б г д е ж
14 а
15 б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Во время тестирования вы наткнулись на функцию, которая ведёт себя не так, как вы ожидали. Ваши действия?
а) На всякий случай создам баг-репорт. Лучше убедиться, что всё работает корректно.
б) Проверю требования или спрошу тим-лида — если работа этой функции не соответствует требованиям, то создам баг-репорт.
в) Перепишу требования к этой функции.
2. В вашей программе есть требование: «Значение в поле «Сумма» должно рассчитываться как сумма значений из полей А и Б». Какой тест-кейс будет более корректным?
а) Ввести значения в поля A и Б. Ожидаемый результат: значение в поле «Сумма» должно рассчитываться как сумма значений из полей А и Б.
б) В поле А ввести значение 5, а в поле Б — значение 2. Нажать на кнопку «Рассчитать». Ожидаемый результат: в поле «Сумма» отобразилось значение 7.
3. Что такое тестовое покрытие?
а) Количество тест-кейсов в тестовом наборе (тест-сьюте)
б) Полнота охвата тестами выполняемого программного кода ПО или требований к нему
4. Исследовательское тестирование проводится с созданием тестовой документации?
а) Да
б) Нет
5. Тестирование - это набор запланированных действий, цель которых...
а) ... проверить ПО самым быстрым и удобным способом
б) ... проверить соответствие между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением
6. Идеальное качество программного продукта может быть описано как:
а) Продукт покрыт тестами на 100%
б) Продукт пригоден для эксплуатации
в) Продукт сделан в полном соответствии с планом разработки
г) Продукт удовлетворяет требованиям и ожиданиям заказчика
7. Выберите правильные характеристики альфа-тестирования:
а) Альфа-тестирование не предполагает проведение опросов пользователей
б) Альфа-тестирование проводится в пользовательском окружении
8. Какие существуют виды интеграционного тестирования?
а) Полное, частичное, выборочное, корректирующее, прогрессивное
б) Минимальное, максимальное и сбалансированное
в) Этап интеграционного тестирования, как правило, не разбивают на типы
г) Снизу вверх, сверху вниз, гибридный метод
9. Что такое юнит-тестирование?
а) Тестирование сетевых подключений
б) Тестирование пользовательского интерфейса
в) Тестирование отдельных модулей программы
г) Тестирование системы в целом
10. Какой метод тестирования фокусируется на внутренней структуре кода?
а) Белый ящик
б) Черный ящик
в) Серый ящик
11. Какой метод тестирования направлен на анализ требований и спецификаций без доступа к исходному коду?
а) Белый ящик
б) Черный ящик
в) Серый ящик
12. Как называется процесс автоматического выполнения тестов во время сборки программы?
а) Ручное тестирование
б) Непрерывное тестирование
в) Автоматизированное тестирование
г) Тестирование производительности
13. Что такое регрессионное тестирование?
а) Тестирование новых функций
б) Повторное тестирование после изменений в коде
в) Тестирование под нагрузкой
г) Тестирование на стадии разработки
14. Как называется тестирование, проводимое в реальных условиях конечными пользователями?
а) Тестирование нагрузки
б) Юнит-тестирование
в) Бета-тестирование
г) Альфа-тестирование
15. Что является целью тестирования безопасности?
а) Повышение производительности системы
б) Выявление уязвимостей и рисков в системе
в) Проверка функциональности системы
г) Оценка пользовательского опыта

Правильные ответы:
1 б
2 б
3 б
4 а
5 а
6 г
7 а
8 г
9 в
10 а
11 б
12 б
13 б
14 в
15 б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую оценку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзаменационная оценка «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тест включены вопросы с выбором одного варианта ответа. В вопросах с выбором одного ответа студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке более 200 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 25 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Г. Гниденко, Ф. Ф. Павлов, Д. Ю. Федоров Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 О. В. Казарин, И. Б. Шубинский Основы информационной безопасности: надежность и безопасность программного обеспечения: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лифиц И.М. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ 12-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Черткова Е.А. Программная инженерия. Визуальное моделирование программных систем : учебник для среднего профессионального образования М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Поддержка и тестирование программных модулей" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения
MS Office
7-Zip,
AcrobatReader

Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетовMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются на 20 баллов ниже.

При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций контролируется преподавателем

2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.
В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия
- для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.
3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ, коллоквиума;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к лабораторным занятиям;
- изучения учебной и научной литературы;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
4. Экзамен по по междисциплинарному курсу.
К экзамену допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные фондом оценочных средств виды работ. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Полученные баллы фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
При реализации междисциплинарного курса используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в моделировании производственных процессов и ситуаций.