МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Катастрофизм в природе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преп., Маменов С.Д.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Катастрофизм в природе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2028 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – познакомить студентов с понятием «катастрофизм», рассмотреть основные природные катастрофы и бедствия связанные с ними.
Задачи:
- рассмотреть методы исследований;
- рассмотреть понятие природных катастроф, стихийно-разрушительных процессов;
- сведения о крупнейших катастрофах доисторического и исторического периодов;
- рассмотреть виды природных катастроф;
- рассмотреть процессы, способствующие возникновению катастроф. Парагенетические ряды катастрофических процессов. Классификация по масштабам проявления.
- рассмотреть понятие «риска». Формула выражения риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.01.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.01.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли
(в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.01.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в катастрофизм в природе
1.1. Космические катастрофы Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Космические катастрофы Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Космические катастрофы Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Эндогенные катастрофы
2.1. Землетрясение Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Землетрясение Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Землетрясение Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Деятельность вулканов Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Деятельность вулканов Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Деятельность вулканов Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Атмосферные катастрофы Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Атмосферные катастрофы и цунами Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Атмосферные катастрофы и цунами Сам. работа 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Экзогенные катастрофы
3.1. Гравитационные катастрофы Лекции 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Гравитационные катастрофы Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Гравитационные катастрофы Сам. работа 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Наводнения и паводки Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Наводнения и паводки Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Наводнения и паводки Сам. работа 5 5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Антропогенные катастрофы Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Антропогенные катастрофы Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2499

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2.01: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации


1. Высота волн в результате цунами может достигать ...?
a. 50-70 метров
b. 10-20 метров
c. 80-100 метров
d. 20-40 метров

Отввет: а

2. После какой природной катастрофы количество погибших превысило 100 000 человек?
a. Природные пожары в Сибири (2019)
b. Наводнение в Санкт-Петербурге (1824)
c. Цунами в Юго-Восточной Азии (2004)
d. Землетрясение в Армении (1988)

Ответ: с

3. Что такое торнадо?
a. мощный поток воздуха, катастрофические атмосферные вихри, имеющие форму воронки диаметром от 10 до 1 км
b. атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается огромное количество пыли и песка, перенесенных на значительные расстояния

Ответ: а

4. Для морских побережий какого океана характерно самое меньшее распространение цунами?
a. Индийский
b. Тихий
c. Атлантический
d. Северный Ледовитый

Ответ: d

5. Какой процент айсберга находится под водой?
a. 70%
b. 90%
c. 60%
d. 80%

Ответ: b

6. Теплый атмосферный фронт ...?
a. возникает, когда быстрее перемещается холодный воздух и, словно клин, подтекает под теплую воздушную массу
b. не представляет четкой границы и в котором возникают циклоны
c. возникает, когда скорость перемещения теплого воздуха выше, чем скорость воздуха холодного

Ответ: c

7. Землетрясения происходят в результате тектонических смещений и разрывов в ...? Где?
a. верхней части мантии
b. внутреннем ядре
c. внешнем ядре

Ответ: a

8. В какой из этих стран наиболее часты торнадо?
a. Казахстан
b. Новая Зеландия
c. Германия
d. США

Ответ: d

9. Причинами паводков являются ...?
a. Таяние снега и ледников
b. Дождевые ливни
c. Всё перечисленное
d. Подземные воды

Ответ: b

10. Какое количество активных вулканов насчитывается на суше?
a. 1500
b. 500
c. 2000
d. 1000

Ответ: а

11. Что такое сель?
a. поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60 % объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов
b. сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести
c. отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести

Ответ: a

12. Ударно-столкновительная (УСК) космическая катастрофа - это ...?
a. когда не разрушенные в атмосфере части космического объекта сталкиваются с поверхностью Земли, образуя на ней кратеры
b. при которой объект полностью разрушается в атмосфере

Ответ: а

13. Согласно научной классификации, промежуточные землетрясения возникают на глубине ...?
a. 70-300 км
b. 33-70 км
c. свыше 300 км

Ответ: а

14. Вулканы - это ... образование?
a. гидрологическое
b. климатическое
c. геологическое
d. космическое

Ответ: с

15. Какой поселок, относящийся в подчинению г. Барнаулу, ежегодно подвергается наводнению?
a. Борзовая Заимка
b. Южный
c. Силикатный
d. Затон

Ответ: d


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

1. Океан, в котором располагается "огненное кольцо" – …
Ответ: Тихий
2. Ежегодно повторяющееся сезонное длительное и значительное увеличение водности рек, сопровождающееся повышением уровня воды в русле и затоплением поймы - это ...?
Ответ: Половодье
3. К какому типу катастроф относится авария на Чернобыльской АЭС?
Ответ: Техногенная
4. Как называется точка на земной поверхности над очагом землетрясения?
Ответ: Эпицентр
5. Какая наука изучает землетрясения и связанные с ними явления?
Ответ: сейсмология
6. Землетрясения принято оценивать и сравнивать по шкале ____
Ответ: Рихтера
7. Назовите самый большой вулкан в мире, купол которого имеет длину 120 км и ширину 50 км.
Ответ: Мауна-Лоа
8. Прибор, которым ведется учет землетрясений – …?
Ответ: сейсмограф
9. По какой шкале определяют силу ветра в баллах?
Ответ: Бофорт
10. Какое максимальное количество баллов принято при характеристике землетрясений по шкале интенсивности?
Ответ: 12
11. В какое время года чаще всего происходят зажоры?
Ответ: зима
12. Одним из синонимов определения малые планеты является ...?
Ответ: астероиды
13. Согласно основной теории, исчезновение динозавров произошло в результате падение метеорита. Сколько млн лет назад это случилось?
Ответ: 65
14. Скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, в результате чего происходит подъем воды и ее разлив – …
Ответ: затор
15. Космическое тело, которое падает на поверхность планеты – …
Ответ: метеорит
16. Наибольшее число ЧС природного происхождения обусловлено _____
Ответ: Наводнениями
17. Отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести – …
Ответ: Обвал
18. Чрезвычайная ситуация техногенного характера, происшедшая по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений – …
Ответ: Авария
19. Атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается огромное количество пыли и песка, перенесенных на значительные расстояния – …
Ответ: пыльные бури
20. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей – …
Ответ: чрезвычайные ситуации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



Индивидуальное практическое задание.

Вариант 1.
Отобразите на контурной карте сейсмическое районирование Российской Федерации. Выявите и отобразите на карте факторы, обуславливающие сейсмическую активность территорий. Проанализируйте построенную карту.

Вариант 2.
Отобразите на контурной карте Российской Федерации реки, для которых существует риск возникновения опасных паводков и половодий. Отобразите на карте районы, для которых существует риск повторяемости опасных паводков и половодий, классифицируя из по принципу: снеговое, дождевое, смешанное, заторное. Проанализируйте построенную карту.

Вариант 3.
Отобразите на контурной карте районирование Российской Федерации по степени опасности наводнений. Отобразите на карте равные вероятности (в процентном соотношении) превышения уровней начала затопления прибрежных территорий. Проанализируйте построенную карту.

Вариант 4.
Отобразите на контурной карте мировые природные опасности (землетрясения, цунами, вулканы, тропические штормы, иные опасные природные явления). Выявите и отобразите на карте факторы, обуславливающие появление природных опасностей. Проанализируйте построенную карту.

Критерии оценивания:
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота и правильность выполнения построение картосхемы.
2. Полнота и правильность пояснительной записки к плану.
3. Своевременность выполнения.
4. Оригинальность и самостоятельность выполнения задания.
Каждый критерий оценивается 1 баллом. Оценивание индивидуального задания в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов в рамках темы: «Введение в катастрофизм в природе»:
1. Что такое природная катастрофа, природный риск? Что такое экологическая катастрофа?
2. Теория катастроф: географический аспект.
3. Классификация природных катастроф, чрезвычайных ситуаций природного характера в зависимости от происхождения (источники и причины), масштабов и скорости распространения.
4. Этапность развития биосферы. Проблема сохранения биоразнообразия.
5. Географическое распространение землетрясений. Понятие о магнитуде и балльности землетрясений.
6. Прогноз землетрясений и меры по предосторожности и ликвидации последствий.
7. Сейсмология – наука о землетрясениях. Меры по уменьшению опасности землетрясений.
8. Глобальные климатические похолодания и трансгрессивно-регрессивные циклы.
9. Природные пожары.
10. Экологические (эколого-природные катастрофы). Экологические кризисы в истории Земли.

Критерии оценивания рефератов
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота выполнения реферата;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность подготовки реферата.
Каждая позиция оценивается 1 баллом. Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Понятие о природных катастрофах, стихийно-разрушительных процессах, стихийных бедствиях и их причинах. Катастрофизм в природе.
2. Что такое природная катастрофа, природный риск? Что такое экологическая катастрофа? Теория катастроф: географический аспект.
3. Классификация природных катастроф, чрезвычайных ситуаций природного характера в зависимости от происхождения (источники и причины), масштабов и скорости распространения.
4. Космические катастрофы. Космические вторжения (болиды, кометы, астероиды).
5. Геологические стихии. Периодичность геологических стихий и разрушительных геологических процессов.
6. Землетрясение как природная катастрофа. Тектонические движения. Причины землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Глубина очага. Энергия и частота землетрясений. Динамика процесса землетрясения.
7. Географическое распространение землетрясений. Понятие о магнитуде и балльности землетрясений. Прогноз землетрясений и меры по предосторожности и ликвидации последствий.
8. Сейсмология – наука о землетрясениях. Меры по уменьшению опасности землетрясений.
9. Вулканизм. Деятельность вулканов. Извержения как природные катастрофы. Грандиозные извержения вулканов.
10. Вулканология – наука о вулканических процессах. Причины проявления наземного и подводного вулканизма. Строение вулкана.
11. Вулканическая активность Земли и географическое распространение вулканов. Типы вулканических извержений. Методы изучения вулканических процессов и прогноз вулканических извержений.
12. Атмосферные катастрофы (климатические опасные явления). Прогноз и защита.
13. Глобальные климатические похолодания и трансгрессивно-регрессивные циклы.
14. Возникновение цунами. Классификация цунами и их прогноз. Защита от цунами.
15. Зарождение циклонов. Зарождение ураганов. Зарождение смерчей. Сильные грозы.
16. Гравитационные катастрофы. Катастрофические процессы в горах. Меры по уменьшению опасности.
17. Лавины, причины их возникновения и энергия. Классификация лавин.
18. Обвалы, оползни и сели, причины их возникновения и основные их типы. Меры по защите от разрушительных процессов в горных областях. Наблюдение за процессами в горах и их прогноз.
19. Гидрологические опасные природные явления. Наводнения и паводки.
20. Циклоны, ураганы и наводнения, причины их зарождения и влияние на хозяйственную деятельность человека. Классификация наводнений. Прогноз и защита от наводнений
21. Природные пожары.
22. Антропогенные катастрофы. Классификация антропогенных катастроф.
23. Экологические (эколого-природные катастрофы). Экологические кризисы в истории Земли.
24. Этапность развития биосферы. Проблема сохранения биоразнообразия.
25. Региональный комплекс факторов, обуславливающий возникновение чрезвычайных ситуаций (на примере Алтайского края). Какие разрушительные процессы характерны для Алтайского края?
26. Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Роль государства в защите человека в условиях чрезвычайных ситуаций. Экономические ущербы от чрезвычайных ситуаций.
27. Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
28. Прогнозирование и моделирование природных катастроф (общие подходы и на примере).
29. Проблема глобального потепления.
30. Проблема озонового слоя.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Власова Опасные природные процессы: учебное пособие Волгоград: ВГАСУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 авт.-сост. В.М. Иванов Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие Ставрополь: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Блюм, А.А. Дик, В.М. Дмитриев Природные и техногенные катастрофы: история, физика, информационные технологии в прогнозировании: учебное пособие ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Л.В. Енджиевский, А.В. Терешкова История аварий и катастроф: монография Красноярск: СФУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. ecoregion22.ru
Э2 Курс в Moodle «Катастрофизм в природе» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.