МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Землеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Останин О.В.;ст. преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Землеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью является изучение географической оболочки, как целого сверхсложного образования, планетарной геосистемы, для оптимизации окружающей природной среды и управления географическими процессами на планетарном уровне.
Задачи курса – это формирование у студентов: 1) знаний о географической оболочке, как планетарном природном комплексе, планетарной геосистеме; 2) знаний о структуре, строении, динамике, закономерностях развития географической оболочки, биосферы, географического пространства, окружающей природной среды; 3) знаний о возможностях управления природопользованием и оптимизации окружающей природной среды, о взаимосвязи, взаимообусловленности компонентов географической оболочки.




2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
ОПК-1.3 Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в землеведение. Земля во вселенной
1.1. Место общего землеведения в системной классификации географических наук.История развития общего землеведения.Основные методы исследований. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Земля во вселенной.Земля в космическом пространстве.Форма и размеры земли.Географические следствия движения Земли. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. История развития землеведения. Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Земля во вселенной. Форма и размеры Земли Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л3.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Место общего землеведения в системной классификации географических наук Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Сферы Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, педосфера
2.1. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Вещественный состав литосферы. Строение и динамика литосферы. История развития Земли. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Рельеф Земли, его происхождение и развитие. Понятие о рельефе. Формы рельефа. Эндогенные процессы. Экзогенные процессы. Общие закономерности формирования рельефа. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Построение и анализ гипсографической кривой Земли Практические 1 4 Л3.2, Л2.1
2.4. Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Физические свойства воздуха и процессы в атмосфере. Погода. Климат. Климатические пояса Земли. Тепловые пояса Земли. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Температура и влажность воздуха. Давление атмосферы. Практические 1 4 Л1.3, Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Физические свойства воздуха и процессы в атмосфере. Погода и климат, климатические пояса Земли. Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Гидросфера. Общие представления о гидросфере.Физические и химические свойства вод Мирового океана. Циркуляция воды в Мировом океане.Рельеф дна Мирового океана.Воды суши Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Рельефообразующая деятельность вод суши Практические 1 4 Л1.3, Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Биосфера. Современные представления о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.Ноосферный этап в развити биосферы. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Педосфера.Понятие почвы. Факторы почвообразования. Морфология почвы. Типы почв и и х географическое распространение. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Физико-географическая номенклатура: океаны Сам. работа 1 10 Л3.1
2.12. Физико-географическая номенклатура: материки Сам. работа 1 10 Л3.1
Раздел 3. Географическая оболочка. Общие законы географической оболочки
3.1. Географическая оболочка – предмет изучения общего землеведения. Целостность географической оболочки. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Ритмические явления в географической оболочке. Зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Динамика географической оболочки. Источники энергии в географической оболочке. Радиационный баланс Земли. Тепловой баланс Земли. Круговорот вещества и энергии — одно из основных свойств динамики географической оболочки. Ритмические процессы в географической оболочке. Динамика биоты. Саморегулирование в географической оболочке Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Географическая оболочка: история развития, строение, функции. Практические 1 4 Л1.3, Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Общие законы географической оболочки Практические 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Общие законы географической оболочки. Основные этапы развития географической оболочки. Экологические проблемы географической оболочки Сам. работа 1 7 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Экзамен по дисциплине "Землеведение" Экзамен 1 27 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1536

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
Примеры заданий закрытого типа (выбор одного из вариантов)

1. Почвы относятся к:
a. биокосному веществу
b. косному веществу
c. живому веществу
d. веществу органического происхождения

2. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки:
a. фён
b. бриз
c. бора
d. пассат
e. муссон

3. Самый большой остров в мире
a. Австралия
b. Аравийский
c. Калимантан
d. Мадагаскар
e. Гренландия

4. Как называется материал, переносимый и откладываемый ледником?
a. аллювий
b. пролювий
c. криогенный
d. моренный
e. делювий

5. Как называется фигура, максимально приближенная к форме Земли?
a. шар
b. сфероид
c. геоид
d. эллипсоид
e. круг

6. Какие различают типы земной коры?
a. континентальный, океанический и переходный
b. материковый, океанический и межпластовый
c. континентальный, океанический и срединно-океанический
d. материковый, океанический и рифтогенный
e. континентальный, океанический и береговой

7. Эндогенные процессы происходят за счет
a. внутренней энергии Земли
b. внешних сил (водных потоков, ветра, ледников и т.д.)
c. жизнедеятельности организмов
d. солнечной и космической энергии

8. К какому морфоскульптурному типу рельефа относятся "камы", "друмлины" и "озы"
a. карстовому
b. суффозионному
c. ледниковому
d. мерзлотному
e. флювиальному

9. Наибольшая масса живого вещества планеты сконцентрирована:
a. на границе литосферы и атмосферы
b. на границе гидросферы, литосферы и педосферы
c. на границе гидросферы и атмосферы
d. на границе атмосферы, гидросферы и литосферы

10. Причина магнитных бурь - воздействие на магнитное поле Земли излучения Солнца, особенно сильного во время солнечных вспышек. О каком излучении идет речь?
a. электромагнитном
b. рентгеновском
c. ультрафиолетовом
d. корпускулярном

11. Местное время какого меридиана называют всемирным?
a. Пекинского меридиана
b. Гринвичского меридиана
c. Западно-тихоокеанского меридиана
d. Вашингтонского меридиана
e. Кронштадтского меридиана

12. Почвы относятся к:
a. веществу органического происхождения
b. биокосному веществу
c. веществу минерального происхождения
d. живому веществу

13. Экзогенные процессы происходят за счет (выберите один или несколько вариантов ответа)
a. внутренней энергии Земли
b. внешних сил (водных потоков, ветра, ледников и т.д.)
c. жизнедеятельности организмов
d. солнечной и космической энергии

14. Сила Кориолиса возникает на Земле вследствие:
a. движения Земли по орбите вокруг Солнца
b. вращения Земли вокруг своей оси
c. наклона земной оси к плоскости орбиты
d. эллипсоидной формы орбиты Земли

15. В пределах области раздвижения литосферных плит формируются:
a. складчатые горы
b. срединно-океанические хребты
c. глубоководные желоба и островные дуги
d. платформы

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. b
3. e
4. d
5. c
6. a
7. a
8. c
9. d
10. a
11. b
12. b
13. b, c
14. b
15. b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«5» – верно выполнено более 85% заданий.
«4» – верно выполнено более 70% заданий.
«3» – верно выполнено более 50% заданий.
«2» - верно менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Как называются затопленные морем троговые долины?
2. Как называется поток ионизированных корпускулярных частиц от солнечной короны, следствием взаимодействия которого с магнитосферой Земли являются магнитные бури и полярные сияния?
3. _______ - закономерное изменение компонентов или комплексов от экватора к полюсам благодаря изменению угла падения солнечных лучей. В противовес ей, _______ - это изменение компонентов и комплексов, связанное с проявлениями эндогенных процессов.
4. Между строением земной коры, её тектоникой и рельефом существует тесная связь. Формы рельефа, в создании которых ведущая роль принадлежит тектоническим особенностям земной коры, носят называние _________. На материках к ним относятся платформенные равнины, плоскогорья, складчатые горы, нагорья.
5. Плоскость земной орбиты называется _________
6. Эоловые формы рельефа созданы под действием _________
7. Как называются наиболее высокие приливы на Земле?
8. Как называется сфера взаимодействия природы и общества, в которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития?
9. Как называются дни в году, в которые освещенность обоих полушарий одинакова?
10. Что является объектом изучения общего землеведения?
11. Равнодействующая силы притяжения Луны и центробежной силы, возникающей при вращении Земли, называется _______.
12. Линии, соединяющие на карте точки с одинаковым давлением называются _______.
13. Сколько планет входит в состав Солнечной системы?
14. Назовите самый распространённый химический элемент во Вселенной.
15. Какие ветры дуют между тропиками и экватором?
16. Как называется угол между географическими и магнитными меридианами?
Переведите данные численные масштабы в именованные:
17. 1:500
18. 1:2 000
19. 1:700 000
20. 1:90 000 000
Кратко ответьте на вопросы:
21. Перечислите не менее 5 форм рельефа, которые могут сформироваться или проявиться при деградации оледенения.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. фьорды
2. солнечный ветер
3. зональность, азональность
4. морфоструктур
5. плоскость эклиптики
6. ветра
7. сизигийные
8. ноосфера
9. дни весеннего и осеннего равноденствия
10. географическая оболочка
11. приливообразующая
12. изобары
13. 8
14. водород
15. пассаты
16. магнитное склонение
17. в 1 см – 5 м
18. в 1 см – 20 м
19. в 1 см – 7 км
20. в 1 см – 900 км
21. камы, озы, бараньи лбы, курчавые скалы, зандровые площадки, ригельные ступени

Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Вопросы, содержащие иллюстрации, а также различный интерактивный контент представлены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1536.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Атмосфера, ее состав и строение.
2. Биосфера, ее границы и состав. Компоненты биосферы (живое, косное, биокосное, биогенное вещество и др.).
3. Внутреннее строение и состав Земли. Распределение температуры, плотности и давления в недрах Земли.
4. Географическая оболочка, ее границы. Компоненты и структурные уровни географической оболочки.
5. Географическое распространение и географические следствия вулканизма и землетрясений.
6. Горы. Классификация гор по происхождению, абсолютной высоте. Типы тектонических гор.
7. Движения литосферы, их сущность и следствия. Характеристика колебательных (эпейрогенических) движений.
8. Зональность, ее причины. Периодический закон географической зональности. Географические пояса, зоны и подзоны.
9. Литосфера, ее состав и строение. Астеносфера.
10. Общая циркуляция атмосферы, ее причины и следствия. Зональные и меридиональные переносы ОЦА, их характеристика.
11. Общие представления о гидросфере. Круговорот воды, его виды. Водный баланс.
12. Орбитальное движение Земли, его географические следствия.
13. Осевое движение Земли, его географические следствия.
14. Погода и климат. Климатообразующие процессы и факторы. Типы климатов.
15. Солнечная радиация, ее виды. Распределение суммарной солнечной радиации по широтам.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Азональность, ее причины, формы проявления: высотная поясность и секторность.
2. Атмосферное давление, единицы измерения и изменение с высотой. Барическое поле. Барические системы, их виды.
3. Атмосферные осадки, их типы по агрегатному состоянию, характеру выпадения, происхождению.
4. Болота, их образование, типы и географическое распространение.
5. Ветер, его характеристики. Влияние на ветер барического градиента, силы Кориолиса, силы трения. Зоны ветров.
6. Влажность воздуха, ее виды, географическое распределение. Точка росы.
7. Волна, ее основные части и характеристики. Волны трения, анемобарические и сейсмические волны, приливные волны, их виды, причины образования.
8. Озера, их составные части. Классификация озерных котловин по происхождению, по приходу и расходу водной массы, по химическому составу.
9. Реки, их основные элементы. Речные системы, бассейны, водоразделы. Морфометрические характеристики рек.
10. Температура воздуха, ее суточный и годовой ход, географическое распределение. Температурные аномалии.
11. Фигура и размеры Земли. Модели фигуры Земли.
12. Центры действия атмосферы, постоянные и сезонные. Закономерности распределения атмосферного давления по земной поверхности.
13. Морфологическая и морфогенетическая классификации форм рельефа.
14. Питание и режим рек. Годовой сток. Типы водного режима рек.
15. Подземные воды, их типы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Г. Любушкина, К. В. Пашканг, А. В. Чернов; под ред. А. В. Чернова Общее землеведение : учеб. пособие для вузов: М. : Просвещение, 2004
Л1.2 Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение: – М.: Академа, 2004
Л1.3 Савцова Т. М. Общее землеведение: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мильков, Ф.Н. Общее землеведение : учеб. для вузов М. : Высш. шк., 1990
Л2.2 Судакова, С.С. Общее землеведение : учеб. для вузов М. : Недра, 1987
Л2.3 Вестник Московского университета. География: научный журнал (периодическое издание) М.: МГУ, https://elibrary.ru/title_about.asp?id=8374
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Быкова В.А. Землеведение. Часть 2.: методические указания для практических работ Алт. ун-та, 2011
Л3.2 Быкова В.А. Землеведение. Часть 1.: методические указания для практических работ Алт. ун-та, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» sci.aha.ru
Э2 Курс в Moodle "Землеведение" portal.edu.asu.ru
Э3 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.