МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Психология социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладеть психологическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся; рассмотреть общее понятие социальной работы и место психологии в социальной работе; ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи; научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология социальной работы
1.1. Психологические основы методологии социальной работы Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет психологии социальной работы, ее структура Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет психологии социальной работы, ее структура Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1
1.4. История становления психологии социальной работы как науки Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные понятия психологии социальной работы Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные понятия психологии социальной работы Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Социальная работа как процесс решения проблем Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Психология социализации и социальной адаптации. Сущностные характеристики социальной адаптации. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Психология социализации и социальной адаптации. Сущностные характеристики социальной адаптации. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Психотехнологии диагностики.Психодиагностические опросники в практике социальной работы. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1
1.14. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Сам. работа 6 14 Л2.1, Л1.1
1.17. Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.18. Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социальная работа – это:
А)наука
Б)практика
В)наука и практика

2. Своеобразие российской модели социальной работы состоит в:
А)междисциплинарном характере.
Б) использовании переходной модели.
В)передаче основных функций социальной работы общественным организациям.

3. Основные формы социальной работы - это
А) консультирование, поиск ресурсов, создание сети поддержки.
Б) оценка рисков и ресурсов социального случая.
В) обращение к другим службам.

4. Предпосылки возникновения социальной работы находились прежде всего в
А) социологии
Б) философии
В) антропологии
Г) медицине

5. Социальная работа с семьей предполагает участие
А) всех родственников и клиента социальной службы
Б) только непосредственного клиента социальной службы.
В) родственников клиента.

6. Социальная работа с инвалидами должна охватывать следующие сферы жизнедеятельности:
А) социальную
Б) социальную, социально-бытовую и психологическую.
В) социально-бытовую, психологическую и педагогическую;
Г) педагогическую и социально-бытовую.

7. Социальная работа с безработными должна быть направлена на:
А) профориентацию и переподготовку;
Б) выплату пособия по безработице;
В) психологическую поддержку, переподготовку и работу с семьей;
Г) поиск причин потери работы;
Ответ:В

8. Семья является ... институтом социализации (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) первичным;
Б) Вторичным;
В) Третичным

9. Семья является относящейся к группе социального риска, если
А) в ней нарушена семейная структура;
Б) в ней наблюдается пренебрежение родительскими функциями;
В) отсутствует отец или мать.

10. К семейному насилию обычно относят физическое, … и эмоциональное насилие (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) сексуальное
Б) психическое
В) телесное

11. Согласно данным современной российской статистики, наиболее часто страдают от насилия в семье:
А) дети
Б) женщины
В) мужчины

12. Психодинамический подход к личности клиента базируется на ….
А) психоанализе З. Фрейда;
Б) гештальт-подходе Ф. Перлза;
В) гуманистическом подходе А. Маслоу.

13. Биопсихосоциальный подход к личности клиента в социальной работе был сформулирован:
А) З. Фрейдом.
Б) Х. Перлман.
В) Э. Эриксоном;
Г) К. Роджерсом.

14.Выберите возможные типы взаимоотношений социального работника и клиента:
А) Сотрудничество;
Б)Заключение соглашения;
В) Согласование;
Г) Конфликт.

15.Может ли основой для этической дилеммы в практике социальной работы
служить расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника?
А)да;
Б)нет.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.В
2.Б
3.А
4.Б
5.А
6.В
7.В
8.А
9.Б
10.А
11.Б
12.А
13.Б
14.А,Б,Г
15.А
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмоциональная нагрузка на специалистов по социальной работе увеличивается в связи с______________________ критериями успеха
2. В средства профилактики профессионального выгорания не входит_______
3. В синдром эмоционального выгорания входит редукция профессиональных достижений как возникновение у работников … в своей профессиональной сфере
4. ____-– это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
5. Личностно-нравственные качества социального работника –это ____
6. Невербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
7. Вербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
8. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
9. Активное слушание предполагает_____
10. Размеры личной пространственной зоны человека зависят от____
11. _______-это профессиональные ценности социальной работы
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Социальная работа является сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих _________________неблагополучие?
14. По мнению Г. Бернлер и Л. Юнссон, социально-психологическая работа – это часть ______________
15. Предмет психологии социальной работы заключается в изучении методов социализации, _________________
16. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
17. ________– это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности.
18. ________– это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.).
19. Развитие личности может ________или она может даже деградировать из–за ослабления физических и психологических возможностей человека.
20. ________человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-неопределенными
2-повышение заработной платы
3-чувства некомпетентности
4-дети группы риска
5-честность, тактичность, уважение человеческого достоинства
6-мимика, жесты, интонация
7-речь, слово
8-неуместно выражать свои эмоции
9-перефразирование
10-география проживания, индивидуальные особенности
11-уважение личности клиента, его права на самоопределение
12-личность
13-общественное или индивидуальное
14-социальной работы
15-социально-психологической адаптации, реабилитации
16-непрерывным
17-десоциализация
18-ресоциализация
19-прекратиться
20-адаптация
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Психологические основы социальной работы (объекты, субъекты, задачи, функции социальной работы.
2. Приложение современных психологических теорий к социальной работе (современный структурный подход, диагностический и функциональный подходы, психоаналитический подход, когнитивно-бихевиоральные модели, принципы гуманистической психологии.
3. Основные направления социальной работы с населением.
4. Организация, формы и методы психокоррекции, психотерапии, психологического консультирования в практике социальной работы.
5. Становление социальных служб в России. Нормативно-правовая база социальной работы.
6. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Нравственные принципы и нормы поведения социального работника.
7. Социальная работа как процесс решения проблем (этапы процесса решения проблем клиента).
8. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.
9. Формы и методы социальной работы в семье.
10. Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей (психосоциальная геронтология).
11. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
12. Дети и молодежь как клиенты социальной работы.
13. Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависимостями (психосоциальная помощь алкоголикам и наркоманам).
14. Психосоциальная работа в службах занятости.
15. Психосоциальная помощь лицам БОМЖ.
16. Психосоциальная помощь жертвам природных и техногенных катастроф.
17. Психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения.
18. Психосоциальная работа с хроническими больными.
19. Социально-психологическая помощь в разрешении религиозных, межнациональных конфликтов.
20. Психосоциальная помощь лицам, подвергшимся насилию.
21. Психологическая помощь лицам в местах лишения свободы.
22. Социально-психологические методы коррекции межличностных отношений и разрешение конфликтных ситуаций.
23. .Профессиональная компетентность в практике социальной работы (роли, профессионально важные качества социальных работников).
24. Методы и приемы психосоциального взаимодействия социального работника с клиентами.
25. Методы саморегуляции социального работника (проблемы профессионального выгорания).
26. Методы психологического тренинга, индивидуальной и групповой психотерапии в социальной работе.
27. Организация служб экстренной психологической помощи.
28. Зарубежный опыт психосоциальной работы с населением.


Практические задания
1. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению пожилых людей.
2. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц, подвергшихся насилию.
3. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц с зависимостью.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э9 Курс в Moodle "Психология социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно или в мини-группе, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться потребностями выбранной категории населения. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения потребностей различных категорий населения и разработки программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.