Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Профиль | Физическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.
1.1. | получить представление об основных принципах и подходах физико-географического районирования; освоить методы физико-географического районирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01.01 |
ПК-2.01 | Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации |
ПК-2.01.1 | Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер |
ПК-2.01.2 | Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА) |
ПК-2.01.3 | Умеет выполнять научно- исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.01.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2.01.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА) |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2.01.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические во- просы физико-географического районирования | ||||||
1.1. | Состав, структура и свойства процедуры физико- географического районирования | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
1.2. | Принципы физико- географического районирования | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
1.3. | Принципы физико- географического районирования | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Таксономические уровни и основные таксономи- ческие единицы в физико- географическом районирова- нии | ||||||
2.1. | Таксономические уровни в физи- ко-географическом районирова- нии | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.2. | Зональные регионы | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.3. | Азональные регионы | Сам. работа | 8 | 7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Физико- географическое районирование территорий | ||||||
3.1. | Физико-географическое райони- рование материков мира | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.2. | Физико-географическое райони- рование регионов России | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.3. | Физико-географическое райони- рование регионов России | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Физико-географическое райони- рование регионов России | ||||||
4.1. | Физико-географическое райони- рование регионов России | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.2. | Физико-географическое райони- рование регионов России | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.3. | Физико-географическое райони- рование регионов России | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.4. | Физико-географическое райони- рование регионов России | Сам. работа | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Физико-географическое райони- рование регионов России | ||||||
5.1. | Физико-географическое райони- рование АК | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.2. | Физико-географическое райони- рование АК | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.3. | Физико-географическое райони- рование АК | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2438 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.01: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофото-съемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ВЫБОР ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ) 1. Наличие лесоболотной зоны является типической особенностью физ.-географ. страны: А) Западная Сибирь Б) Средняя Сибирь В) Кольско-Карельская страна Г) Южная Сибирь 2. По зональным признакам выделяются (несколько ответов): А) пояса физико-географические; Б) страны физико-географические; В) зоны физико-географические, Г) области физико-географические; Д) подзоны физико-географические. 3. Какая из приведенных ниже физико-географических областей НЕ находится в пределах Западной Антарктиды: А) Малая Антарктида; Б) Горы Вернадского; В) Антарктический полуостров; Г) ледниковый купол; Д) шельфовый ледник Росса. 4. Место физико-географического районирования в системе географических наук: А) это составная часть ландшафтоведения; Б) это раздел методологии географической науки; В) это универсальный метод упорядочения и систематизации природных регионов; Г) это функционально-динамическое учение о ландшафте; Д) это составная часть физической географии. 5. Какие основные единицы среднемасштабного физико-географического районирования приняты для территории Сибири: А) страна; Б) провинция; В) ландшафтный район; Г) горная область; Д) растительная формация. Е) все ответы верны 6. Важнейшим свойством геосистем является: A) континуальность B) дискретность C) инвариантность D) целостность E) динамичность. 7. Пространственная дифференциация географической оболочки выражена: A) в вертикальном плане; Б) в горизонтальном плане; В) только в высоких широтах планеты; Г) только в низких широтах планеты; Д) в вертикальном и горизонтальном плане. 8. Какой из факторов является ведущим в уникальности ландшафтов Австралии: А) рельеф, сохранивший меловые и третичные нерасчлененные поверхности выравнивания; Б) следы прежней обводненности ныне аридных районов; В) ландшафтно-геохимические реликты; Г) формирование природы в длительной изолированности от других материков; Д) очень древние, высоко эндемичные флора и фауна. 9. Какая физико-географическая страна не находится в Северной Америке? А) Южно-Лаврентийская; Б) Аппалачи; В) Центральная низменность; Г) Центральные равнины; Д) Великие равнины. 10. В основе какой физико-географической провинции территории Алтайского края лежат макроморфоструктуры Приобского плато: А) Кулундинская; Б) Предалтайская; В) Северо-Алтайская Г) Верхнеобская; Д) Предсалаирская 11. Одна из главных закономерностей структуры географической оболочки Земли, выража-ющаяся в смене различных типов ландшафтов от экватора к полюсам и образовании различ-ных географических поясов, географических зон и подзон, связан: А) с формами земной поверхности; Б) с взаимосвязью и взаимной обусловленностью компонентов природы; В) с независимостью и самостоятельностью компонентов природы; Г) с неравномерным распределением лучистой энергии Солнца по широте; Д) с континуальностью геосистем. 12. К глобальному (планетарному) уровню дифференциации ландшафтной сферы Земли от-носится: A) ландшафтная провинция; Б) географическая оболочка (эпигеосфера); В) ландшафт; Г) ландшафтная зона; Д) фация. 13. Какой из крупных физико-географических регионов России НЕ относится к горным: А) Уральский; Б) Кавказский; В) Средне-Сибирский; Г) Русская равнина; Д) Курило-Камчатский. 14. Территория Северной Америки делится на ___ субконтинента: А) 2 Б) 3 В) 5 Г) 4 15. Какая плита занимает юго-восток материка южнее Ла-Платы? А) Южно-Американская плита Б) Скотия В) Карибская плита Г) Патагонская плита ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1) А 2) ДВА 3) Б 4) В 5) АБГ 6) Д 7) Д 8) Б 9) В 10) Г 11) Г 12) Б 13) Г 14) А 15) Г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ (С КРАТКИМ СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ) 1. Низшая единица физико-географического районирования. Отождествляется с географиче-ским ландшафтом. Иногда термин употребляется как синоним региона. → ________ 2. Единица вертикального расчленения ландшафтов в горах. Имеет вид полосы (часто пре-рывистой), верхние и нижние пределы которой зависят от положения гор и местных оро-графических условий. → _________ 3. Высшая ступень широтно-зонального физико-географического деления земной поверхно-сти, характеризующаяся известной общностью термических условий. → __________ 4. Ландшафтная (географическая) подзона – это … 5. Крупная территория, обладающая общностью географического положения или какого-либо другого природного признака, одна из высших единиц физико-географического райо-нирования. Характеризуется единством геоструктуры, общими чертами макрорельефа, свой-ством широтной зональности или высотной поясности. -> ____________ 6. Физико-географическое районирование – это: __________ 7. Границы физико-географических стран Африки проведены по ____________ 8. Этот регион, сформированный на древнем кристаллическом основании Балтийского щита:__________________ 9. Этот регион лежит между долиной реки Енисей и горными хребтами Северо-Восточной Сибири ___________________ 10. Единица физико-географического районирования, часть зоны в пределах одной физико-географической области. → _____________ 11. Крупные части материков, отличающиеся различной структурой зональности, которая связана с различной степенью атмосферного увлажнения, сезонной ритмикой, степенью континентальности. Наиболее ярко представлены при значительной площади суши. Грани-цы их выражены резко лишь при наличии меридиональных орографических рубежей. → ___________ 12. Одна из главных закономерностей структуры географической оболочки Земли, выража-ющаяся в смене различных типов ландшафтов от экватора к полюсам и образовании различ-ных географических поясов, географических зон и подзон. Связана с неравномерным рас-пределением лучистой энергии Солнца по широте, которая вызывает изменение интенсив-ности круговорота тепла, влаги, минеральных и органических веществ. → _______________ 13. Одна из главных физико-географических закономерностей, определяющая наряду с зо-нальностью формирование региональных ландшафтных комплексов вследствие тектониче-ского развития земной коры и обособления крупных морфоструктурных единиц земной по-верхности. → ____________________ 14. Высотный пояс это _________________ 15. Окончательное формирование впадины Атлантического океана и окружающих его материков произошло в _____________ эру. 16. Самое крупное поднятие ложа Атлантического океана – … 17. Самая глубокая впадина в океане? 18. Над какой частью Индийского океана юго-восточный пассат остается основным воздушным течением летом? 19. Какие виды рельефа преобладают на материке Северная Америка? 20. Самая высшая точка Южной Америки, называется ___________________ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Физико-географический район 2. Высотный пояс 3. Физико-географический пояс 4. Одна из ступеней физико-географического деления земной поверхности, входящая в со-став географической зоны, обособляемая по преобладанию ландшафтов того или иного типа вследствие постепенного сопряжённого изменения климата, гидрологического режима, гео-химических и почвообразовательных процессов, структуры биоценозов по широте 5. Физико-географическая страна 6. выявление и исследование системы соподчиненных природных регионов 7. наличию обширных выровненных территорий 8. Кольско-Карельский 9. Средне-Сибирский 10. Физико-географическая провинция 11. Физико-географический сектор 12. Географическая (природная) зональность 13. Азональная физико-географическая дифференциация (азональность) 14. Единица вертикального расчленения ландшафтов в горах. 15. Кайнозойская 16. Бермудское плато 17. Марианский желоб 18. Южной 19. Равнины 20. Аконкагуа КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 1. Предмет физико-географического районирования. 2. Место физико-географического районирования в системе географических наук. 3. Понятие физико-географического комплекса и его свойства. 4. Признаки природного комплекса как методологическая основа районирования. Природ-ные комплексы разной сложности и размерности. 5. Развитие научных идей физико-географического районирования. Русская классическая география и первые попытки райо-нирования. 6. Развитие научных идей физико-географического районирования. Советская географиче-ская наука и физико-географическое районирование. 7. Развитие научных идей физико-географического районирования. Зарубежные школы фи-зико-географического районирования. 8. Развитие научных идей физико-географического районирования. Физико-географическое районирование на современном этапе. 9. Принципы физико-географического районирования. Группы факторов, формирующих разнообразие природных комплексов Земли. 10. Принципы районирования: зональный, незональный, генетический, территориальной общности, комплексности, относительной однородности. 11. Методы физико-географического районирования. Сравнительно-географический метод, метод сопряженного анализа, метод ведущего фактора, метод эталонных участков, палеогео-графические методы, геофизические, геохимические, аэрокосмические, математические и моделирование. 12. Система таксономических единиц физико-географического районирования. Понятие си-стемы таксономических единиц. Основные типы систем таксономических единиц. Одно-рядные, двухрядные и многорядные системы. 13. Физико-географические границы. Общетеоретические вопросы физико-географических границ, их классификация, типология по конфигурации, значение границ как районообра-зующих факторов. 14. Основные подходы к районированию материков. Зонально-типологический и индиви-дуально-региональный ряды. 15. Особенности районирования Мирового океана. 16. Система таксономических единиц районирования горных систем и их диагностические признаки. 17. Физико-географическое районирование Зарубежной Европы. Современные схемы райо-нирования Зарубежной Европы. 18. Физико-географическое районирование Зарубежной Азии. Схемы районирования Зару-бежной Азии. 19. Физико-географическое районирование Северной Америки. Схемы районирования Се-верной Америки. 20. Физико-географическое районирование Южной Америки. Схемы районирования Юж-ной Америки. 21. Физико-географическое районирование Африки. Схемы районирования Африки. 22. Физико-географическое районирование Австралии. Схемы районирования Австралии. 23. Физико-географическое районирование Антарктиды. Схемы районирования Антаркти-ды. 24. Физико-географическое районирование океанов. Схемы районирования океанов (по вы-бору). 25. Прикладное районирование. Ландшафтная карта физико-географического районирова-ния как основа для разноплановых прикладных карт. 26. Задачи и перспективы физико-географического районирования. Значение физико-географического районирования в решении региональных и глобальных проблем. 27. Современные теоретические и прикладные проблемы физико-географического райони-рования. На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Оценивается по показателям: 1. Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.Н. Барышникова, Г.И. Ненашева | Факторы дифференциации ландшафтной среды Земли: учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/54 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М.М. Голубчик | Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Н.Ф. Харламова | Физическая география и оандшафты России: практикум | Барнаул: АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/527 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Физико-географическое районирование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Физико-географическое районирование» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Физико-географическое районирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Физико-географическое районирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Физико-географическое районирование» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Физико-географическое районирование» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Физико-географическое районирование» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |