МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-географическое районирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физико-географическое районирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить представление об основных принципах и подходах физико-географического районирования; освоить методы физико-географического районирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.01Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.01.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.01.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.01.3 Умеет выполнять научно- исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.01.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.01.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.01.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические во- просы физико-географического районирования
1.1. Состав, структура и свойства процедуры физико- географического районирования Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Принципы физико- географического районирования Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Принципы физико- географического районирования Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Таксономические уровни и основные таксономи- ческие единицы в физико- географическом районирова- нии
2.1. Таксономические уровни в физи- ко-географическом районирова- нии Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Зональные регионы Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Азональные регионы Сам. работа 8 7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Физико- географическое районирование территорий
3.1. Физико-географическое райони- рование материков мира Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Физико-географическое райони- рование регионов России Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Физико-географическое райони- рование регионов России Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Физико-географическое райони- рование регионов России
4.1. Физико-географическое райони- рование регионов России Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Физико-географическое райони- рование регионов России Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Физико-географическое райони- рование регионов России Практические 8 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Физико-географическое райони- рование регионов России Сам. работа 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Физико-географическое райони- рование регионов России
5.1. Физико-географическое райони- рование АК Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Физико-географическое райони- рование АК Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Физико-географическое райони- рование АК Практические 8 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2438

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2.01: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофото-съемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ВЫБОР ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ)

1. Наличие лесоболотной зоны является типической особенностью физ.-географ. страны:
А) Западная Сибирь
Б) Средняя Сибирь
В) Кольско-Карельская страна
Г) Южная Сибирь

2. По зональным признакам выделяются (несколько ответов):
А) пояса физико-географические;
Б) страны физико-географические;
В) зоны физико-географические,
Г) области физико-географические;
Д) подзоны физико-географические.

3. Какая из приведенных ниже физико-географических областей НЕ находится в пределах Западной Антарктиды:
А) Малая Антарктида;
Б) Горы Вернадского;
В) Антарктический полуостров;
Г) ледниковый купол;
Д) шельфовый ледник Росса.

4. Место физико-географического районирования в системе географических наук:
А) это составная часть ландшафтоведения;
Б) это раздел методологии географической науки;
В) это универсальный метод упорядочения и систематизации природных регионов;
Г) это функционально-динамическое учение о ландшафте;
Д) это составная часть физической географии.

5. Какие основные единицы среднемасштабного физико-географического районирования приняты для территории Сибири:
А) страна;
Б) провинция;
В) ландшафтный район;
Г) горная область;
Д) растительная формация.
Е) все ответы верны

6. Важнейшим свойством геосистем является:
A) континуальность
B) дискретность
C) инвариантность
D) целостность
E) динамичность.

7. Пространственная дифференциация географической оболочки выражена:
A) в вертикальном плане;
Б) в горизонтальном плане;
В) только в высоких широтах планеты;
Г) только в низких широтах планеты;
Д) в вертикальном и горизонтальном плане.

8. Какой из факторов является ведущим в уникальности ландшафтов Австралии:
А) рельеф, сохранивший меловые и третичные нерасчлененные поверхности выравнивания;
Б) следы прежней обводненности ныне аридных районов;
В) ландшафтно-геохимические реликты;
Г) формирование природы в длительной изолированности от других материков;
Д) очень древние, высоко эндемичные флора и фауна.

9. Какая физико-географическая страна не находится в Северной Америке?
А) Южно-Лаврентийская;
Б) Аппалачи;
В) Центральная низменность;
Г) Центральные равнины;
Д) Великие равнины.

10. В основе какой физико-географической провинции территории Алтайского края лежат макроморфоструктуры Приобского плато:
А) Кулундинская;
Б) Предалтайская;
В) Северо-Алтайская
Г) Верхнеобская;
Д) Предсалаирская

11. Одна из главных закономерностей структуры географической оболочки Земли, выража-ющаяся в смене различных типов ландшафтов от экватора к полюсам и образовании различ-ных географических поясов, географических зон и подзон, связан:
А) с формами земной поверхности;
Б) с взаимосвязью и взаимной обусловленностью компонентов природы;
В) с независимостью и самостоятельностью компонентов природы;
Г) с неравномерным распределением лучистой энергии Солнца по широте;
Д) с континуальностью геосистем.

12. К глобальному (планетарному) уровню дифференциации ландшафтной сферы Земли от-носится:
A) ландшафтная провинция;
Б) географическая оболочка (эпигеосфера);
В) ландшафт;
Г) ландшафтная зона;
Д) фация.

13. Какой из крупных физико-географических регионов России НЕ относится к горным:
А) Уральский;
Б) Кавказский;
В) Средне-Сибирский;
Г) Русская равнина;
Д) Курило-Камчатский.

14. Территория Северной Америки делится на ___ субконтинента:
А) 2
Б) 3
В) 5
Г) 4

15. Какая плита занимает юго-восток материка южнее Ла-Платы?
А) Южно-Американская плита
Б) Скотия
В) Карибская плита
Г) Патагонская плита

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1) А
2) ДВА
3) Б
4) В
5) АБГ
6) Д
7) Д
8) Б
9) В
10) Г
11) Г
12) Б
13) Г
14) А
15) Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ (С КРАТКИМ СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ)

1. Низшая единица физико-географического районирования. Отождествляется с географиче-ским ландшафтом. Иногда термин употребляется как синоним региона. → ________
2. Единица вертикального расчленения ландшафтов в горах. Имеет вид полосы (часто пре-рывистой), верхние и нижние пределы которой зависят от положения гор и местных оро-графических условий. → _________
3. Высшая ступень широтно-зонального физико-географического деления земной поверхно-сти, характеризующаяся известной общностью термических условий. → __________
4. Ландшафтная (географическая) подзона – это …
5. Крупная территория, обладающая общностью географического положения или какого-либо другого природного признака, одна из высших единиц физико-географического райо-нирования. Характеризуется единством геоструктуры, общими чертами макрорельефа, свой-ством широтной зональности или высотной поясности. -> ____________
6. Физико-географическое районирование – это: __________
7. Границы физико-географических стран Африки проведены по ____________
8. Этот регион, сформированный на древнем кристаллическом основании Балтийского щита:__________________
9. Этот регион лежит между долиной реки Енисей и горными хребтами Северо-Восточной Сибири ___________________
10. Единица физико-географического районирования, часть зоны в пределах одной физико-географической области. → _____________
11. Крупные части материков, отличающиеся различной структурой зональности, которая связана с различной степенью атмосферного увлажнения, сезонной ритмикой, степенью континентальности. Наиболее ярко представлены при значительной площади суши. Грани-цы их выражены резко лишь при наличии меридиональных орографических рубежей. → ___________
12. Одна из главных закономерностей структуры географической оболочки Земли, выража-ющаяся в смене различных типов ландшафтов от экватора к полюсам и образовании различ-ных географических поясов, географических зон и подзон. Связана с неравномерным рас-пределением лучистой энергии Солнца по широте, которая вызывает изменение интенсив-ности круговорота тепла, влаги, минеральных и органических веществ. → _______________
13. Одна из главных физико-географических закономерностей, определяющая наряду с зо-нальностью формирование региональных ландшафтных комплексов вследствие тектониче-ского развития земной коры и обособления крупных морфоструктурных единиц земной по-верхности. → ____________________
14. Высотный пояс это _________________
15. Окончательное формирование впадины Атлантического океана и окружающих его материков произошло в _____________ эру.
16. Самое крупное поднятие ложа Атлантического океана – …
17. Самая глубокая впадина в океане?
18. Над какой частью Индийского океана юго-восточный пассат остается основным воздушным течением летом?
19. Какие виды рельефа преобладают на материке Северная Америка?
20. Самая высшая точка Южной Америки, называется ___________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Физико-географический район
2. Высотный пояс
3. Физико-географический пояс
4. Одна из ступеней физико-географического деления земной поверхности, входящая в со-став географической зоны, обособляемая по преобладанию ландшафтов того или иного типа вследствие постепенного сопряжённого изменения климата, гидрологического режима, гео-химических и почвообразовательных процессов, структуры биоценозов по широте
5. Физико-географическая страна
6. выявление и исследование системы соподчиненных природных регионов
7. наличию обширных выровненных территорий
8. Кольско-Карельский
9. Средне-Сибирский
10. Физико-географическая провинция
11. Физико-географический сектор
12. Географическая (природная) зональность
13. Азональная физико-географическая дифференциация (азональность)
14. Единица вертикального расчленения ландшафтов в горах.
15. Кайнозойская
16. Бермудское плато
17. Марианский желоб
18. Южной
19. Равнины
20. Аконкагуа

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет физико-географического районирования.
2. Место физико-географического районирования в системе географических наук.
3. Понятие физико-географического комплекса и его свойства.
4. Признаки природного комплекса как методологическая основа районирования. Природ-ные комплексы разной сложности и размерности. 5. Развитие научных идей физико-географического районирования. Русская классическая география и первые попытки райо-нирования.
6. Развитие научных идей физико-географического районирования. Советская географиче-ская наука и физико-географическое районирование.
7. Развитие научных идей физико-географического районирования. Зарубежные школы фи-зико-географического районирования.
8. Развитие научных идей физико-географического районирования. Физико-географическое районирование на современном этапе.
9. Принципы физико-географического районирования. Группы факторов, формирующих разнообразие природных комплексов Земли.
10. Принципы районирования: зональный, незональный, генетический, территориальной общности, комплексности, относительной однородности.
11. Методы физико-географического районирования. Сравнительно-географический метод, метод сопряженного анализа, метод ведущего фактора, метод эталонных участков, палеогео-графические методы, геофизические, геохимические, аэрокосмические, математические и моделирование.
12. Система таксономических единиц физико-географического районирования. Понятие си-стемы таксономических единиц. Основные типы систем таксономических единиц. Одно-рядные, двухрядные и многорядные системы.
13. Физико-географические границы. Общетеоретические вопросы физико-географических границ, их классификация, типология по конфигурации, значение границ как районообра-зующих факторов.
14. Основные подходы к районированию материков. Зонально-типологический и индиви-дуально-региональный ряды.
15. Особенности районирования Мирового океана.
16. Система таксономических единиц районирования горных систем и их диагностические признаки.
17. Физико-географическое районирование Зарубежной Европы. Современные схемы райо-нирования Зарубежной Европы.
18. Физико-географическое районирование Зарубежной Азии. Схемы районирования Зару-бежной Азии.
19. Физико-географическое районирование Северной Америки. Схемы районирования Се-верной Америки.
20. Физико-географическое районирование Южной Америки. Схемы районирования Юж-ной Америки.
21. Физико-географическое районирование Африки. Схемы районирования Африки.
22. Физико-географическое районирование Австралии. Схемы районирования Австралии.
23. Физико-географическое районирование Антарктиды. Схемы районирования Антаркти-ды.
24. Физико-географическое районирование океанов. Схемы районирования океанов (по вы-бору).
25. Прикладное районирование. Ландшафтная карта физико-географического районирова-ния как основа для разноплановых прикладных карт.
26. Задачи и перспективы физико-географического районирования. Значение физико-географического районирования в решении региональных и глобальных проблем.
27. Современные теоретические и прикладные проблемы физико-географического райони-рования.

На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.Н. Барышникова, Г.И. Ненашева Факторы дифференциации ландшафтной среды Земли: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/54
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.М. Голубчик Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Н.Ф. Харламова Физическая география и оандшафты России: практикум Барнаул: АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/527
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Физико-географическое районирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Физико-географическое районирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Физико-географическое районирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Физико-географическое районирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Физико-географическое районирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Физико-географическое районирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Физико-географическое районирование»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.