МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические коллекции в музеях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 44 44 44 44
Консультации 44 44 44 44
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Археологические коллекции в музеях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с существующими методическими приемами научного изучения, описания, атрибуции и экспертизы археологических музейных коллекций в их взаимосвязи с историей материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки датирования и определения культурной принадлежности археологических музейных предметов.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с современными представлениями о научном описании, атрибуции и экспертизе археологических музейных артефактов;

2) рассмотреть критерии экспертизы и научного описания различных видов и типов археологических артефактов и коллекционных комплексов в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления, датировки и культурной проинадлежности;
3) изучить методы научного описания и анализа различных категорий археологических музейных предметов (украшения, предметы вооружения,снаряжение коня, керамика, металлические изделия, орудия труда из камня и металла);
4) сформировать навыки составления научного паспорта описания археологического музейного предмета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен организовать деятельность по хранению и учету музейных предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-1.1 Знает принципы хранения и учета музейных предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-1.2 Умеет применять специальные знания при хранении и учете музейных предметов, музейных коллекций
ПК-1.3 Владеет навыками организации учетно-хранительской деятельности в музеях всех видах
ПК-3.01Способен организовать и осуществлять экспертизу археологических памятников на всех этапах учетно-хранительской деятельности в музее
ПК-3.01.1 Знает специфику организации хранения археологических предметов в музеях и учреждениях музейного типа
ПК-3.01.2 Знает методики атрибуции и экспертизы археологических предметов
ПК-3.01.3 Умеет оценить степень сохранности музейных археологических находок
ПК-3.01.4 Владеет навыками выявления в музейных фондах археологических предметов, нуждающихся в консервации и реставрации, а также требующих особых режимов хранения
ПК-4.01Способен организовать и выполнять деятельность по учету музейных археологических коллекций
ПК-4.01.1 Знает российское законодательство в области учета, хранения археологических коллекций в музеях
ПК-4.01.2 Знает принципы учета, маркировки, страхования археологических предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-4.01.3 Умеет применять стандарты, требования, научно-методические разработки при учете и использовании музейных археологических коллекций
ПК-4.01.4 Владеет навыками составления научных описаний, картотек, каталогов археологических памятников для внесения записей в музейные базы данных
ПК-5.01Способен организовать работу по включению археологических предметов и коллекций в состав музейного фонда
ПК-5.01.1 Знает порядок включения археологических предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.01.2 Умеет составлять и оформлять сопроводительные документы по процедуре включения археологических предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.01.3 Владеет навыками организации работы с документами по включению археологических предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику формирования археологических музейных коллекций и требований по их хранению
3.2.Уметь:
3.2.1.атрибутировать археологические предметы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ведения музейной документации, презентации археологических предметов и собраний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие археологической коллекции.
1.1. История формирования археологических коллекций и музеев в XVIII -XIX вв. Лекции 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы. Сам. работа 8 10 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Первые археологические коллекции и их особенности. Лекции 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. Практические 8 6 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Консультации 8 12 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3
1.6. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье. Сам. работа 8 6 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Формирование археологических коллекций в музеях Европы. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. Лекции 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. Практические 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона. Сам. работа 8 6 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Консультации 8 20 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3
1.11. История формирования первых археологических коллекций в России. Лекции 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.12. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. Практические 8 8 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций. Сам. работа 8 6 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.14. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций. Лекции 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.15. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ. Лекции 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.16. Специфика музейного хранения массовых коллекций из поселенческих комплексов различных периодов. Лекции 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.17. Археологические коллекции каменного века, поздней древности и средневековья и особенности их хранения и экспонирования. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.18. Археологические коллекции из погребений различных периодов и особенности их хранения и экспонирования. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.19. Специфика музейного хранения массовых коллекций из поселенческих комплексов различных периодов. Сам. работа 8 8 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.20. Антропологические, палеонтологические и палеозоологические коллекции: особенности их хранения и экспонирования. Лекции 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.21. Антропологическая экспозиция и ее особенности. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.22. Палеонтологические и палеозоологические коллекции. археозоологические биогруппы. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.23. Консультации 8 12 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3
1.24. Антропологические, палеонтологические и палеозоологические коллекции: особенности их хранения и экспонирования. Сам. работа 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.25. Компьютер и музей: документы, оцифровка, хранение. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.26. Компьютер и музей: цифровые экспозиции и путеводители. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.27. Цифровая фото/видео и копировальная техника в музее и экспозиции. Практические 8 2 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.28. Цифровой документооборот археологических коллекций: специфика и перспективы развития. Сам. работа 8 4 ПК-1.2, ПК-4.01.2, ПК-3.01.1, ПК-5.01.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен организовать деятельность по хранению и учету музейных предметов и коллекций в музеях всех видов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Первые отечественные археологические коллекции появились:
а) в XVIII в.
б) в XVI в.
в) в XX в.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 2. Археологические коллекции, полученные в ходе археологических раскопок, являются собственностью:
а) муниципальной;
б) федеральной;
в) частной.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 3. К типам музеефииированных археологических памятников НЕ относится::
а) археологический комплекс;
б) археологический памятник;
в) особо охраняемая природная территория;
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 4. К археологическому музею относится:
а) Русский музей;
б) Государственный исторический музей;
в) Горгиппия.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 5. Музей археологии Москвы был открыт в:
а) 1990 г.
б) 1997 г.
в) 2015 г.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 6. Один из первых археологических музеев-заповедников на территории России:
а) Казанский Кремль;
б) Оружейная палата;
в) Танаис;
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 7. К формам использования музеефицированных археологических памятников НЕ относится:
a) экомузей;
б) археологический музей-заповедник;
в) археологический парк;
г) музей-усадьба.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 8. Выдача археологической коллекции для проведения выставки или реставрационных работ производится на основании:
a) акта внутримузейной передачи;
б) книги поступлений;
в) расписки;
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 9. Начальный этап накопления археологического материала связан с деятельностью:
a) Петра I;
б) Екатерины II;
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 10. Первые попытки выявления, научного описания и систематизации памятников археологии связаны с именем:
a) В.Н. Татищева
б) С.С. Уварова;
в) В.О. Ключевского
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 11. Разделение комплекса археологических предметов, извлеченных держателем разрешения (открытого листа) на одном объекте археологического наследия между несколькими музеями.
a) допускается
б) допускается, но только между музеями одного профиля
в) не допускается
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 12. Археологические предметы основного фонда музея подлежат:
a) централизованному учету в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации
б) инвентаризации
в) оба варианта верны
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 13. Археологические предметы фонда массовых археологических предметов могут переводиться в основной фонд музея
a) по решению ЭФЗК
б) по решению директора музея
в) не могут переводиться.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 14. Когда было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об охране археологических памятников».
а) 1934 г.
б) 2015 г.
в) 1956 г.
г) 1940 г.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 15. Когда была принята «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР»
а) 1937 г.
б) 1985 г.
в) 1956 г.
г) 1940 г.
ОТВЕТ: б.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
_____________– - систематические собрания предметов археологии. Являются основой для создания археологических музеев или составной частью краеведческих музеев и музеев исторического профиля.
ОТВЕТ: археологические коллекции.
ВОПРОС 2: Дайте термин согласно приведенному определению.
Сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.
ОТВЕТ: консервация.
ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
Восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.
ОТВЕТ: реставрация.
ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
____________ – совокупность предметов, найденных вместе (в могиле, жилище, культурном слое и т. п.).
ОТВЕТ: археологический комплекс.
ВОПРОС 5. Назовите виды археологических комплексов.
ОТВЕТ: открытый и закрытый.
ВОПРОС 6. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________-это процесс образования археологических памятников.
ОТВЕТ: археологизация.
ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению.
Процесс превращения движимых и недвижимых памятников истории, природы в объект музейного показа.
ОТВЕТ: музеефикация.
ВОПРОС 8. Назовите способы показа археологических памятников.
ОТВЕТ: открытый, полуоткрытый, закрытый.
ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность находок, обнаруженных в условиях, при которых их одновременность остается неясной.
ОТВЕТ: открытый археологический комплекс.
ВОПРОС 10. Назовите критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации.
ОТВЕТ: историческая значимость, сохранность памятника (объекта), информативность, доступность, современное значение.
ВОПРОС 11. Комплектование археологических коллекций в музеях может производиться путем:
ОТВЕТ: научных археологических экспедиций музея; передачи от юридических лиц после проведения той или иной организацией археологических экспедиций, в том числе и экспедиций прошлых лет; передачи от частного лица случайных находок артефактов, имеющих признаки археологического предмета.
ВОПРОС 12: Какие этапы экспертизы проходят археологические предметы из драгоценных металлов:
ОТВЕТ: первичная - при поступлении на рассмотрение ЭФЗК и экспертиза, осуществляемая Российской государственной пробирной палатой.
ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
ОТВЕТ: Музейный фонд Российской Федерации.
ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению.
__________ - это музей, созданный на основе археологического комплекса (памятника) и исторически связанной с ним территории.
ОТВЕТ: археологический музей-заповедник.
ВОПРОС 15: Назовите два основных типа археологических музеев.
ОТВЕТ: городской археологический музей и археологический музей, расположенный вне черты города.
ВОПРОС 16: Перечислите основные виды внутримузейной документации на археологические коллекции.
ОТВЕТ: акты ПХ, протоколы ЭФЗК, коллекционные описи.
ВОПРОС 17: Назовите факторы, влияющие на формирование археологического комплекса.
ОТВЕТ: природные и антропогенные.
ВОПРОС 18: В каких случаях археологические предметы не принимаются музеем на временное хранение для проведения экспертизы ЭФЗК?
ОТВЕТ: в случае несоответствия археологических предметов профилю музея и концепции комплектования собрания музея предоставлению неполного комплекта документов, определенного Едиными правилами.
ВОПРОС 19: Какими документами сопровождается передача индивидуальных археологических предметов на постоянное хранение в основной фонд музея?
ОТВЕТ: акт ПХ с регистрацией в ГИК в порядке и на условиях, определенных Едиными правилами.
ВОПРОС 20: Какими документами сопровождается передача массовых археологических предметов на постоянное хранение в основной фонд музея?
ОТВЕТ: акт ПХ с приложением списка предметов, составленном попредметно и/или группами, а также фотографии предметов и/или групп предметов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3.01: Способен организовать и осуществлять экспертизу археологических памятников на всех этапах учетно-хранительской деятельности в музее

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Комплектование фондов музея осуществляется для:
а) проведении конкретных музееведческих исследований;
б) подготовки музейных выставок;
в) проведения экскурсии;
г) выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 2. К формам комплектования музейных фондов НЕ относится:
а) закупки;
б) целевые заказы;
в) принятие в дар;
г)аренда предметов в других учреждениях.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 3. Понятием «фонды музея» обозначают:
а) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение;
б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования;
в) витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства;
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 4. К научно-вспомогательным материалам НЕ относятся:
а) копии;
б) макеты;
в) модели;
г) указатели.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 5. Положением о Музейном фонде Российской Федерации НЕ регламентируется:
а) порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда
б) порядок первичного учета музейных предметов.
в) порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда
г) режим хранения музейных предметов.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 6. Как называется совокупность музейных коллекций:
а) музейная экспозиция
б) Музейный фонд
в) музейное собрание
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 7. Музейные предметы всех музеев страны образуют:
а) Музейный фонд Российской Федерации
б) Общий фонд Российской Федерации
в) Музейное собрание Российской Федерации
г) Основной музейный фонд Российской Федерации
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 8. Какого режима хранения музейных фондов НЕ существует:
а) Температурно-влажностный
б) Биологический
в) Световой
г) Пылевой
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 9. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса:
а) Репродукцию
б) Слепок
в) Муляж
г) Макет
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 10. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
а) Голограмма
б) Модель
в) Панорама
г) Диорама
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это:
а) Комплектование музейных фондов
б) Хранение музейных фондов
в) Реставрация музейных фондов
г) Консервация музейных фондов
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 12. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется
а) Музейным фондом
б) Музейной коллекцией
в) Музейной экспозицией
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
а) Муляжом
б) Репродукцией
в) Слепком
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 14. Планы комплектования фондов могут быть:
а) текущими
б) систематическими
в) тематическими
г) комплексными
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 15. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
а) мемориальные предметы
б) уникальными музейными предметами
в) реликвии
ОТВЕТ: в.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
_____________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
ОТВЕТ: комплектование музейных фондов.
ВОПРОС 2: Главными задачами комплектования музейных фондов являются:
ОТВЕТ: Выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея;
сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования.
ВОПРОС 3: Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное.
ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
____________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов.
ОТВЕТ: хранение музейных фондов.
ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению.
Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея.
ОТВЕТ: комплектование музейного фонда.
ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов.
ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование.
ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т. к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов.
ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы.
ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению.
Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника).
ОТВЕТ: копия.
ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению.
Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
ОТВЕТ: макет.
ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов.
ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация.
ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению.
Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания.
режим хранения.
ВОПРОС 12: Дайте термин согласно приведенному определению.
Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ
ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
ВОПРОС 13: Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет.
ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность.
ВОПРОС 14: Назовите основные типы музейных коллекций.
ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные.
ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению.
Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этническойсреде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета.
ОТВЕТ: атрибуция.
ВОПРОС 16: Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники.
ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные.
ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем.
ОТВЕТ: книга поступлений.
ВОПРОС 18: Перечислите основные виды музейных картотек.
ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные.
ВОПРОС 19: Назовите основные виды музейных каталогов.
ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные.
ВОПРОС 20: Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее.
ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланировано
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в конце семестре по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.

Примерная тематика
1. Формирование археологического комплекса: природные и антропогенные факторы.
2. Археологические коллекции, как детали интерьера, в древности и средневековье.
3. Деятельность К.Ю. Томсена и С. Нильсона.
4. История исследования Помпеи.
5. Комплекс документов учета поступления и хранения археологических коллекций.
6. Законодательная база РФ регулирующая поступление, учет и хранение археологических коллекций.
7. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Государственные и муниципальные музеи.
8. Реализация законов РФ о учете и хранении археологических коллекций в Алтайском крае. Учебные музеи АлтГУ и БГПУ.
9. Археологические коллекции каменного века и особенности их хранения и экспонирования.
10. Археологические коллекции периода поздней древности и средневековья и особенности их хранения и экспонирования.
11. Археологические коллекции из погребений различных периодов и особенности их хранения и экспонирования.
12. Антропологическая экспозиция и ее особенности.
13. Палеонтологические и палеозоологические коллекции. археозоологические биогруппы.
14. Компьютер и музей: документы, оцифровка, хранение.
15. Компьютер и музей: цифровая обработка материалов.
16. Компьютер и музей: цифровые экспозиции и путеводители.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

1. Реферат-презентация "Археологическая экспозиция". Тематиа экспозиции по выбору студента. \не исключено использование тематики курсовой работы.
2. Деловая игра: "Защита экспозиционного проекта". Тематика мероприятия определяется после консультации с обучающимися.
3. Презентация "Археологическая экскурсия". Составляющей частью проекта планируются археологические экспозиционные материалы.
4. Презентация-реферат "Археологические музеи мира". \тематика выступлений определяется по согласованию с обучающимися.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. С. П. Грушин, И.И. Назаров История музейного дела России: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/942
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учебное пособие Барнаул: ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография Барнаул: Азбука, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экспертиза и атрибуция // http://www. rusculturexpertiza.ru
Э2 Атрибуция, интерпретация и презентация музейных коллекций // http://www. museum.ru
Э3 Археологические коллекции Омского историко-краеведческого музея // http://museum.omskelecom.ru/OGIK/acollogik.htm
Э4 Национальный археологический музей (Мадрид) // http://www.man.es/man/home.html
Э5 Smithsonian Institution National Museum of Natural History NMNH // http://naturalhistory.si.edu/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Необходимо использовать ряд специализированных археологических сайтов, наиболее известными из которых являются: Археология. Ру (http://www.archaeology.ru/); Сервер восточноевропейскаой археологии (http://archaeology.kiev.ua/); Археология России (http://www.archeologia.ru/) Полезно обращаться к сайтам академических институтов: института археологии РАН (http://www.archaeolog.ru/), института истории материальной культуры РАН (http://www.archeo.ru/rus/), института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН ( http://www.archaeology.nsc.ru/). С результатами новейших археологических исследований можно познакомиться в журнале «Российская археология».