МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 201
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 201 201 201 201
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладеть компетенциями для использования информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих возможность организации жизни в цифровой среде, взаимодействие с обществом и решение информационно-цифровых задач в профессиональной деятельности; компетенций, позволяющих примененять современные цифровых инструменты и ресурсы в практике социальной работы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-1.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств
ОПК-1.3 Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной
работы
Знает современные информационно-коммуникационные технологии в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии для обработки информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
Умеет применять современные информационно-коммуникационные технологии для представления информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико-методологическом уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет применять современные информационные технологии при взаимодействии с объектами и субъектами профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности в сфере социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая культура в профессиональной деятельности: понятие, сущность
1.1. Понятия: цифровая культура, цифровая культура в социально-личной и профессиональной жизни человека Лабораторные 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Цифровая этика Лабораторные 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Цифровые ресурсы и инструменты Лабораторные 1 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Понятия: цифровая культура, цифровая культура в социально-личной и профессиональной жизни человека Сам. работа 1 23 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Цифровая этика Сам. работа 1 23 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Цифровые ресурсы и инструменты Сам. работа 1 23 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Цифровые ресурсы и инструменты
2.1. Информационные системы для получения государственных электронных услуг Лабораторные 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Образовательные цифровые ресурсы и инструменты для получения новых знаний и повышения квалификации Лабораторные 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Профессиональные цифровые ресурсы и инструменты Лабораторные 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Информационные системы для получения государственных электронных услуг Сам. работа 1 19 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Образовательные цифровые ресурсы и инструменты для получения новых знаний и повышения квалификации Сам. работа 1 19 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Профессиональные цифровые ресурсы и инструменты Сам. работа 1 19 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Познавательно-коммуникативные сервисы сети интернет
3.1. Познавательно-коммуникативные сервисы сети Интернет Лабораторные 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Возможности коммуникативных сервисов для решения повседневных и профессиональных задач Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Возможности современных электронных платежных систем и специфика онлайн-торговли Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.4. Познавательно-коммуникативные сервисы сети Интернет Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.5. Возможности коммуникативных сервисов для решения повседневных и профессиональных задач Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.6. Возможности современных электронных платежных систем и специфика онлайн-торговли Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9286
Оценка сформированности компетенции
ОПК-1: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Примеры заданий закрытого типа (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Назовите, разновидностью какой теории является концепция информационного общества?
а) теория доиндустриального общества;
б) теория индустриального общества;
в) теория постиндустриального общества;
г) теория ноосферного общества.
Ответ: в) теория постиндустриального общества
2. Укажите, в соответствии с Законом «Об информации», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является:
а) закрытой, конфиденциальной;
б) открытой, с ограниченным доступом;
в) открытой и свободно доступной;
г) открытой и равнодоступной.
Ответ: б) открытой, с ограниченным доступом
3. Назовите сферы применения программного обеспечения SPSS в анализе данных в государственном управлении:
а) предвыборные исследования и прогнозирование результатов выборов, общественная безопасность, образование, трудоустройство, здравоохранение, анализ данных опросов, окружающая среда, стратегическое планирование;
б) расчет прожиточного минимума в социальном обслуживании и социальной поддержке населения;
в) расчет пенсий гражданам Российской Федерации;
г) в государственном управлении программное обеспечение SPSS применяться не может.
Ответ: а) предвыборные исследования и прогнозирование результатов выборов, общественная безопасность, образование, трудоустройство, здравоохранение, анализ данных опросов, окружающая среда, стратегическое планирование;
4. Какая автоматизированная система, ориентированная на работу органов и учреждений социальной защиты населения, разработана по заказу Министерства труда и социального развития РФ?
а) «Социальная помощь гражданам РФ»;
б) «Адресная социальная помощь»;
в) «Социальная помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации»;
г) «Социальная поддержка граждан Российской Федерации».
Ответ: б) «Адресная социальная помощь»
5. Выберите, что является поисковой системой:
а) Yandex
б) AliExpress
в) Госуслуги
г)Вконтакте
Ответ: Yandex
6. Что НЕ является признаком информационной культуры при общении по электронной почте?
а) Рассылать спам
б) Проверять перед отсылкой сообщения орфографические ошибки
в) Приветствовать респондента
г) Подписывать письмо своим именем
Ответ: а) Рассылать спам
7. Информационная культура предполагает:
а) Умение программировать на различных языках программирования
б) Знание нескольких иностранных языков
в) Знание и умение работать с информацией
г) Умение работать в команде
Ответ: в) Знание и умение работать с информацией
8. Каким законодательным актом регулируются вопросы ответственности за содержание интернет сайтов?
а) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
б) ФЗ «Об электронно-цифровой подписи»
в) ФЗ «Об образовании»
г) ФЗ «О персональных данных»
Ответ: а) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
9. Согласно информационной и компьютерной этики:
а) Допускается публиковать под свои именем чужой интеллектуальный труд
б) Следует думать о последствиях создаваемых программ и информационных систем
в) На страницах в социальных сетях можно обмениваться заведомо ложной информацией
г) Можно пользоваться программами, не предназначенными для свободного использования
Ответ: б) Следует думать о последствиях создаваемых программ и информационных систем
10. Информационное общество - это этап развития общества, в котором главными продуктами производства является:
а) материальные блага и услуги
б) информация и знания
в) натуральные продукты
г) всё вышеперечисленное
Ответ: б) информация и знания
11. Что означает фраза, написанная БОЛЬШИМИ БУКВАМИ?
а) автор смеётся
б) автор громко кричит
в) автор спокойно рассказывает
Ответ: б) автор громко кричит
12. Что НЕ реализовано в электронных каталогах библиотек:
а) поиск по библиографическим спискам научных публикаций
б) доступ к полным текстам всех публикаций
в) доступ к сведениям о публикациях, размещенных в ЭБС
Ответ: б) доступ к полным текстам всех публикаций
13. Для защиты компьютеров от вирусов рекомендуется:
а) использовать антивирусное программное обеспечение
б) обновлять операционную систему
в) не скачивать информацию из сети Интернет на компьютер
Ответ: а) использовать антивирусное программное обеспечение
14. Что принято указывать в поле темы, отвечая на чьё-либо письмо?
а) Re: Исходная_тема
б) Re: Любимая_тема
в) Re: Научная_тема
г) Re: Новая_тема
Ответ: Re: Исходная_тема
15. Что такое модерация?
а) улучшение уже имеющихся материалов
б) проверка соответствия правилам
в) увеличенные возможности профиля
г) редактирование личного кабинета
Ответ: б) проверка соответствия правилам

Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом.
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий, «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. _____________ информации — возможность получения информации, необходимой пользователю.
Ответ: Доступность

2. _______________ информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Ответ: Репрезентативность
3. ______________ информации — свойство отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Ответ: Достоверность
4. ______________ информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Ответ: Адекватность
5. _______________ информации - это степень соответствия информации текущему моменту времени, определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Ответ: Актуальность
6. ________________ информации характеризует качество информации и определяет минимальный, но достаточный набор данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся данных.
7. Ответ: Полнота (достаточность)_____________ информации — возможность получения информации, необходимой пользователю.
Ответ: Доступность

8. _______________ информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Ответ: Репрезентативность
9. ______________ информации — свойство отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.
Ответ: Достоверность
10. ______________ информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Ответ: Адекватность
11. _______________ информации - это степень соответствия информации текущему моменту времени, определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Ответ: Актуальность
12. ________________ информации характеризует качество информации и определяет минимальный, но достаточный набор данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся данных.
Ответ: Полнота (достаточность)
13. Единицей измерения количества информации является ___ – это наименьшая (элементарная) единица.
Ответ: битЧто является ключом доступа к персональным ресурсам корпоративной сети (например, корпоративной сети Алтайского государственного университета)?
Ответ: пароль, логин и пароль
14. Укажите минимальное количество знаков в пароле, согласно общепринятым рекомендациям безопасности:
Ответ: 8, 12
15. Укажите, какая технология позволяет подключаться к локальной беспроводной сети?
Ответ: WiFi, Wi-Fi
16. Назовите наиболее популярный, свободно распространяемый офисный пакет.
Ответ: LibreOffice
17. Укажите клавишу, которая позволяет фиксировать смену регистров букв для ввода текста?
Ответ:Caps Lock
18. Укажите самый «старый» сервис офлайн общения.
Ответ: электронная почта
19. Укажите самый «старый» сервис офлайн общения.
Ответ: электронная почта
20. Укажите четыре наиболее популярных браузера.
Ответ: Google Chrome, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Microsoft Edge, Yandex browser
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 2 баллами.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): ответ неполный, либо отсутствует. Есть ошибки в терминологии. Студент не владеет программным материалом.


Критерии оценивания:
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 20 заданий. Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Примеры заданий:
1. Сетевой этикет, это
а) правила общения в жизни
б) правила поведения в сети
в) тема сообщения
г) сервис сети
Ответ: б) правила поведения в сети
2. Информационные средства — это
а) электронные средства хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютеров.
б) инструмент анализа экономических явлений и процессов, построения теоретических моделей, позволяющих отобразить существующие связи в экономической жизни, прогнозировать поведение экономических субъектов и экономическую динамику.
в) средства регуляции познавательной деятельности субъектов образовательного процесса, инструменты формирования знаний, умений, навыков обучающихся.
Ответ: а) электронные средства хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютеров.
3. Скорость передачи пакетов между узлами сети через различные коммуникационные устройства — это
а) пропускная способность
б) время реакции
в) задержка передачи
Ответ: а) пропускная способность
4. Организация, уполномоченная организовывать предоставление государственных и муниципальных услуг, по принципу «одного окна».
а) многофункциональный центр
б) управление по социальной защите населения
в) центр занятости
г) пенсионный фонд
Ответ: а) многофункциональный центр
5. Основу культуры информационного общества, по мнению профессора В. Н. Стегния, составляет:
а) информированность
б) нравственность
в) образованность
г) научность
д) все перечисленное
Ответ: д) все перечисленное
6. Личный кабинет студента Алтайского государственного университета предоставляет следующие сервисы для студента:
а) доступ к расписанию
б) доступ к учебным планам и электронным журналам
в) доступ к курсам, размещенным на едином образовательном портале
г) доступ к облачному хранилищу
д) доступ к корпоративной электронной почте
е) доступ к корпоративной сети Wi-Fi
ж) все перечисленное
Ответ: ж) все перечисленное

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монографи: Монографии Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации: теория и практика: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
Л1.3 Мартиросян К. В., Мишин В. В. Интернет-технологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернова, Е.В. Информационная безопасность человека: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал Госулуги www.gosuslugi.ru
Э2 Курс в мудл "Цифровая культура в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_co m_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.