Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_Музеология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 16,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Практические | 32 | 32 | 26 | 26 | 58 | 58 |
Сам. работа | 72 | 72 | 3 | 3 | 75 | 75 |
Консультации | 60 | 60 | 0 | 0 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 72 | 72 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | ЦЕЛЬ: формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности ЗАДАЧИ: - ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников; - изучение круга ВИД,их особенностей и значения; - раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике; |
ОПК-1.1 | Знает основные теории и концепции современного музея как социокультурного института; основные закономерности историко-археологических процессов, особенности культурного развития общества на разных исторических этапах |
ОПК-1.2 | Умеет планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности |
ОПК-1.3 | Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информации о приоритетных направлениях деятельности музея как социокультурного института |
ОПК-1.4 | Владеет навыками использования информации об объектах историкокультурного наследия, в том числе археологических памятников, в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | разновидности ВИД, их особенности и значение;особенности различных групп исторических источников; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать особенности различных ВИД и источников; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности | ||||||
1.1. | Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности | Лекции | 3 | 6 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Историческая хронология | ||||||
2.1. | Понятие хронологии, методы и источники. Календари Древности и Средневековья | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Развитие русской системы летосчисления | Практические | 3 | 8 | ОПК-1.4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Консультации | 3 | 20 | ОПК-1.4 | ||
2.4. | Развитие русской системы летосчисления | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-1.4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Генеалогия | ||||||
3.1. | Понятие генеалогии, методы и источники. Генеалогия правящих династий в России | Лекции | 3 | 6 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Генеалогия правящих династий в России | Практические | 3 | 24 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Консультации | 3 | 22 | ОПК-1.4 | ||
3.4. | Генеалогия правящих династий в России | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Нумизматика | ||||||
4.1. | Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Основные разделы нумизматики.Виды источников | Практические | 4 | 4 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Консультации | 3 | 8 | ОПК-1.4 | ||
4.4. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Практические | 4 | 6 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Геральдика | ||||||
5.1. | Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России | Лекции | 4 | 6 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Геральдические источники XVIII в. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Геральдические источники XIX-XX вв. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Консультации | 3 | 10 | ОПК-1.4 | ||
5.5. | Российская геральдика | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Сфрагистика | ||||||
6.1. | Основные понятия, методы и источники сфрагистики | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Основные понятия, методы и источники | Практические | 4 | 2 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Российская сфрагистика | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Фалеристика | ||||||
7.1. | Основные понятия, методы и источники фалеристики | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Развитие русской фалеристики | Практические | 4 | 4 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Эпиграфика | ||||||
8.1. | Эпиграфика как ВИД. Особенности источников. Изучение древних надписей. Древнерусская эпиграфика | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Эпиграфические исторические источники | Практические | 4 | 4 | ОПК-1.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3338 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Выберите правильный ответ 1. Вспомогательная историческая дисциплина изучающая формы и содержание официальных исторических документов это: а) дипломатика б) сфрагистика в) униформология ОТВЕТ: а 2. Вспомогательная историческая изучающая бумажные денежные знаки — это: а) вексиллология б) нумизматика в) бонистика ОТВЕТ: в 3. Наука о печатях — это: а) эмблематика б) ономастика в) сфрагистика ОТВЕТ: в 4. Повышение золотого содержания денежной единицы или повышение официального курса валюты данной страны к золоту, серебру, иностранной валюте — это: а) деноминация б) девальвация в) ревальвация ОТВЕТ: в 5. Узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся, называется: а) монетная легенда б) монетная номинация в) монетная стопа ОТВЕТ: в 6. Негеральдические фигуры в геральдике делятся наследующие группы: а) естественные, искусственные, фантастические б) естественные, искусственные, символические в) символические, фантастические, естественные ОТВЕТ: а 7. Естественные фигуры в геральдике — это: а) человек, звери, птицы б) лук, сабля, меч в) дракон, пегас, гидра ОТВЕТ: а 8. Какая форма геральдического щита была наиболее распространена в России? а) испанская б) германская в) французская ОТВЕТ: в 9. Фактура шкур каких животных использовались при изображении гербов? а) лев б) леопард в) белка ОТВЕТ: в 10. От названия каких предметов произошел термин фалеристика? а). Украшений конской упряжи б). Украшений холодного оружия в). Украшений на шлемах ОТВЕТ: а 11. Какие источники, кроме собственно знаков отличия, изучает фалеристика? а) изображения на оружии, гербах, флагах б) государственные акты, послужные списки в) эмблемы, шевроны ОТВЕТ: б 12. Когда и где впервые был употреблен термин «фалеристика»? а) В древнем Риме в 1 в. до н.э. б) В древней Греции в 4 в. до н.э. в) В Чехии в 20 в. ОТВЕТ: в 13. Какие методы и методики применяет нумизатика? а) картографирование, спектральный анализ б) финансовый анализ, петрографический анализ в) экономический анализ, изучение филиграней ОТВЕТ: а 14. Основным видом нумизматических источников является: а) счетные единицы имеющие обращение в экономике б) металлические денежные знаки в) эквиваленты драгоценных металлов ОТВЕТ: б 15. Формальная геральдика изучает- а) формы и правила создания щитов б) правила и порядок составления гербов в) теорию происхождения эмблем ОТВЕТ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Выберите правильный ответ 1. Как называется наука, изучающая надписи и эволюцию знаков письма? Ответ: палеография 2. С какими дисциплинами нумизматика связана наиболее тесно? Ответ: сфрагистика, геральдика 3. Что такое исторический источник? Ответ: объекты, несущие информацию о прошлом 4. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на камне кости, металле, керамических предметах — это ________________ Ответ: эпиграфика 5. Наука, изучающая собственные имена, называется ________________________ Ответ: ономастика 6. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая личные имена, — это ___________________________ Ответ: антропонимика 7. Наука, изучающая названия народов называется ______________________ Ответ: этнонимика 8. Что является главной частью герба? Ответ: щит 9. Что такое девиз герба? Ответ: Изречение, отражающее суть жизни владельца герба 10. Что такое фалероним? Ответ: Название официально утвержденного знака отличия 11. Какой основной признак объектов изучаемых дисциплиной фалеристика отличает их от других наград? Ответ: Официальный статус 12. Основы современной научной нумизматики заложил _______________________ Ответ: Иоганн Эккель 13. Основная форма щита на женском гербе это ______________________ Ответ: ромб 14. В России нумизматика как научная дисциплина зародилась в _____________________ Ответ: XVIII веке 15. Какой тип календаря используется в современной России? Ответ: лунно-солнечный 16. Почему солнечные сутки длиннее звездных суток? Ответ: Солнце двигается среди звезд в сторону вращения Земли, и для того, чтобы его догнать, Земле надо сделать относительно звезд чуть больше одного оборота. 17. Когда в России был введен Григорианский календарь? Ответ: Григорианский календарь был введён декретом Совнаркома от 26 января 1918 года. Ответ: Дионисий Малый 18. Какой символ представленный на печатях и гербах имеет название «погоня»? Ответ: скачущий всадник 19.Какие животные изображены на Сибирской монете? Ответ: соболи 20. Как называлось изображение Георгия Победоносца поражающего змея на печатях и монетах в XV-XVIII вв.? Ответ: «Ездец» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра -зачета в конце учебного года - экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова, Т.Г. | Вспомогательные исторические дисциплины: учебник для студентов вузов | Изд-во Алт. ун-та, 2020 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | С. В. Цыб, Н. П. Иванова | Историческая хронология: учеб.-метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леонтьева Г.А. | Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник | ВЛАДОС, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Elibrary.ru | elibrary.ru | ||
Э2 | Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины | gf.nsu.ru | ||
Э3 | Вспомогательные исторические дисциплины | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое. Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников. При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры. При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами. В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды. В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов. В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России. В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. |