МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вспомогательные исторические дисциплины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 75
индивидуальные консультации 60
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 32 32 26 26 58 58
Сам. работа 72 72 3 3 75 75
Консультации 60 60 0 0 60 60
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 180 180 72 72 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Фролов Я. В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ:
формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ:
- ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников;
- изучение круга ВИД,их особенностей и значения;
- раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знает основные теории и концепции современного музея как социокультурного института; основные закономерности историко-археологических процессов, особенности культурного развития общества на разных исторических этапах
ОПК-1.2 Умеет планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информации о приоритетных направлениях деятельности музея как социокультурного института
ОПК-1.4 Владеет навыками использования информации об объектах историкокультурного наследия, в том числе археологических памятников, в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.разновидности ВИД, их особенности и значение;особенности различных групп исторических источников;
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать особенности различных ВИД и источников;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности
1.1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности Лекции 3 6 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности Сам. работа 3 24 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Историческая хронология
2.1. Понятие хронологии, методы и источники. Календари Древности и Средневековья Лекции 3 4 ОПК-1.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Развитие русской системы летосчисления Практические 3 8 ОПК-1.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Консультации 3 20 ОПК-1.4
2.4. Развитие русской системы летосчисления Сам. работа 3 24 ОПК-1.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Генеалогия
3.1. Понятие генеалогии, методы и источники. Генеалогия правящих династий в России Лекции 3 6 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Генеалогия правящих династий в России Практические 3 24 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Консультации 3 22 ОПК-1.4
3.4. Генеалогия правящих династий в России Сам. работа 3 24 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Нумизматика
4.1. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников Лекции 4 4 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Основные разделы нумизматики.Виды источников Практические 4 4 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Консультации 3 8 ОПК-1.4
4.4. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Практические 4 6 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
4.5. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Сам. работа 4 1 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Геральдика
5.1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России Лекции 4 6 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Геральдические источники XVIII в. Практические 4 4 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Геральдические источники XIX-XX вв. Практические 4 2 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.4. Консультации 3 10 ОПК-1.4
5.5. Российская геральдика Сам. работа 4 1 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Сфрагистика
6.1. Основные понятия, методы и источники сфрагистики Лекции 4 2 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Основные понятия, методы и источники Практические 4 2 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
6.3. Российская сфрагистика Сам. работа 4 1 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Фалеристика
7.1. Основные понятия, методы и источники фалеристики Лекции 4 2 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
7.2. Развитие русской фалеристики Практические 4 4 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Эпиграфика
8.1. Эпиграфика как ВИД. Особенности источников. Изучение древних надписей. Древнерусская эпиграфика Лекции 4 2 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1
8.2. Эпиграфические исторические источники Практические 4 4 ОПК-1.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3338
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Выберите правильный ответ
1. Вспомогательная историческая дисциплина изучающая формы и содержание официальных исторических документов это:
а) дипломатика
б) сфрагистика
в) униформология
ОТВЕТ: а
2. Вспомогательная историческая изучающая бумажные денежные знаки — это:
а) вексиллология
б) нумизматика
в) бонистика
ОТВЕТ: в
3. Наука о печатях — это:
а) эмблематика
б) ономастика
в) сфрагистика
ОТВЕТ: в
4. Повышение золотого содержания денежной единицы или повышение официального курса валюты данной страны к золоту, серебру, иностранной валюте — это:
а) деноминация
б) девальвация
в) ревальвация
ОТВЕТ: в
5. Узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся, называется:
а) монетная легенда
б) монетная номинация
в) монетная стопа
ОТВЕТ: в
6. Негеральдические фигуры в геральдике делятся наследующие группы:
а) естественные, искусственные, фантастические
б) естественные, искусственные, символические
в) символические, фантастические, естественные
ОТВЕТ: а
7. Естественные фигуры в геральдике — это:
а) человек, звери, птицы
б) лук, сабля, меч
в) дракон, пегас, гидра
ОТВЕТ: а
8. Какая форма геральдического щита была наиболее распространена в России?
а) испанская
б) германская
в) французская
ОТВЕТ: в
9. Фактура шкур каких животных использовались при изображении гербов?
а) лев
б) леопард
в) белка
ОТВЕТ: в
10. От названия каких предметов произошел термин фалеристика?
а). Украшений конской упряжи
б). Украшений холодного оружия
в). Украшений на шлемах
ОТВЕТ: а
11. Какие источники, кроме собственно знаков отличия, изучает фалеристика?
а) изображения на оружии, гербах, флагах
б) государственные акты, послужные списки
в) эмблемы, шевроны
ОТВЕТ: б
12. Когда и где впервые был употреблен термин «фалеристика»?
а) В древнем Риме в 1 в. до н.э.
б) В древней Греции в 4 в. до н.э.
в) В Чехии в 20 в.
ОТВЕТ: в
13. Какие методы и методики применяет нумизатика?
а) картографирование, спектральный анализ
б) финансовый анализ, петрографический анализ
в) экономический анализ, изучение филиграней
ОТВЕТ: а
14. Основным видом нумизматических источников является:
а) счетные единицы имеющие обращение в экономике
б) металлические денежные знаки
в) эквиваленты драгоценных металлов
ОТВЕТ: б
15. Формальная геральдика изучает-
а) формы и правила создания щитов
б) правила и порядок составления гербов
в) теорию происхождения эмблем
ОТВЕТ: б
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Выберите правильный ответ
1. Как называется наука, изучающая надписи и эволюцию знаков письма?
Ответ: палеография
2. С какими дисциплинами нумизматика связана наиболее тесно?
Ответ: сфрагистика, геральдика
3. Что такое исторический источник?
Ответ: объекты, несущие информацию о прошлом
4. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на камне кости, металле, керамических предметах — это ________________
Ответ: эпиграфика
5. Наука, изучающая собственные имена, называется ________________________
Ответ: ономастика
6. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая личные имена, — это ___________________________
Ответ: антропонимика
7. Наука, изучающая названия народов называется ______________________
Ответ: этнонимика
8. Что является главной частью герба?
Ответ: щит
9. Что такое девиз герба?
Ответ: Изречение, отражающее суть жизни владельца герба
10. Что такое фалероним?
Ответ: Название официально утвержденного знака отличия
11. Какой основной признак объектов изучаемых дисциплиной фалеристика отличает их от других наград?
Ответ: Официальный статус
12. Основы современной научной нумизматики заложил _______________________
Ответ: Иоганн Эккель
13. Основная форма щита на женском гербе это ______________________
Ответ: ромб
14. В России нумизматика как научная дисциплина зародилась в _____________________
Ответ: XVIII веке
15. Какой тип календаря используется в современной России?
Ответ: лунно-солнечный
16. Почему солнечные сутки длиннее звездных суток?
Ответ: Солнце двигается среди звезд в сторону вращения Земли, и для того, чтобы его догнать, Земле надо сделать относительно звезд чуть больше одного оборота.
17. Когда в России был введен Григорианский календарь?
Ответ: Григорианский календарь был введён декретом Совнаркома от 26 января 1918 года.
Ответ: Дионисий Малый
18. Какой символ представленный на печатях и гербах имеет название «погоня»?
Ответ: скачущий всадник
19.Какие животные изображены на Сибирской монете?
Ответ: соболи
20. Как называлось изображение Георгия Победоносца поражающего змея на печатях и монетах в XV-XVIII вв.?
Ответ: «Ездец»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра -зачета в конце учебного года - экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова, Т.Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебник для студентов вузов Изд-во Алт. ун-та, 2020 elibrary.asu.ru
Л1.2 С. В. Цыб, Н. П. Иванова Историческая хронология: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Elibrary.ru elibrary.ru
Э2 Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины gf.nsu.ru
Э3 Вспомогательные исторические дисциплины portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое.
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников.
При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры.
При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами.
В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды.
В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов.
В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России.
В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.