Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_Музеология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 88 | 58 | 88 | 58 |
Итого | 144 | 114 | 144 | 114 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Hаскрыть возможности научного и научно-образовательного экспонирования тематического материала различных направлений естественных наук. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3.02 | Способен применять технологии хранения музейных предметов при формировании музейных фондов |
ПК-3.02.1 | Знает методики, технологии хранения музейных предметов и музейных коллекций |
ПК-3.02.2 | Умеет применять знания для решения задач по хранению музейных предметов с учетом профиля музея и концепции комплектования фондов |
ПК-3.02.3 | Владеет навыками выявления, фиксации изменений в сохранности музейных предметов и объектов историкокультурного наследия |
ПК-5.02 | Способен осуществлять проектирование экспозиций и выставок с учетом требований по хранению и использованию музейных предметов и коллекций |
ПК-5.02.1 | Знает основы музейного проектирования, требования к хранению музейных предметов при их экспонировании |
ПК-5.02.2 | Умеет применять на практике правила и режимы хранения музейных предметов при проектировании экспозиций и выставок |
ПК-5.02.3 | Владеет навыками учета и контроля движения музейных предметов и коллекций при проектировании экспозиций и выставок |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать разновидности музейных предметов и их специфику. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь оценить ценность музейного предмета, степень его сохранности и т.д. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Геологические музеи | ||||||
1.1. | Геологическая музеология и ее разделы. Специфика тематического структурирования и музеологического экспонирования в стационарном, мобильном и учебном вариантах. | Лекции | 8 | 8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.2. | Геологические музеи России. | Практические | 8 | 10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.3. | Сложение геологических коллекций Алтая и роль в этом процессе Алтайского горного училища.Геологические и минерологические коллекции и экспозиции Алтая. Змеиногорский му-зей истории развития горного производства | Сам. работа | 8 | 20 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 2. Ботанические музеи | ||||||
2.1. | «Ботаническая» музеология и ее разделы | Лекции | 8 | 8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.2. | Научные подходы и методики структурирования ботанических экспозиций. Естественно-исторический музей в Чикаго, Коллекции Лондонского ботанического сада в Кью, Музей Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН и другие музеи России | Практические | 8 | 12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.3. | Особенности формирования ботанических садов. Аптекарские огороды. Роль гербариев в ботанических научных исследованиях за рубежом.Научные периодические и нерегулярные издания ботанических музеев. | Сам. работа | 8 | 20 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 3. Зоологические музеи | ||||||
3.1. | Главные направления деятельности зоологических музеев и отделов | Лекции | 8 | 8 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
3.2. | Экспозиционные возможности и специфика отображения совре-менных биоценозов. Таксодермическое экспонирование, биогруппы, диорамы. Особенно-сти показа ремесленных, фабричных и археологических изделий из кости, рога и бивня. | Практические | 8 | 10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
3.3. | Палеонтологические местонахождения региона и их особенности. Находки фассилий. Четвертичные остатки мамонтовой фауны на реках Обь, Чумыш, Чарыш и Алей. | Сам. работа | 8 | 18 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ. ПК-2: Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Что означает в переводе слово «museion»? А) Музей Б) Место, посвященное музам В) Музыка Г) Коллекционирование ОТВЕТ: А ВОПРОС 2. Пинакотеки – это: А) Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции Б) Картины, выполненные восковыми красками В) Древнегреческие скульптурные композиции ОТВЕТ: А ВОПРОС 3. Прообраз всех музеев: А) Александрийская библиотека Б) Пергамский мусейон В) Александрийский мусейон ОТВЕТ:В ВОПРОС 4. Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания НАЗЫВАЕТСЯ А) Предмет музейного значения Б) Музейный предмет В) Музейный экспонат ОТВЕТ: Б ВОПРОС 5. К свойствам музейного предмета НЕ относятся: А) Информативность Б) экспрессивность В) историчность ОТВЕТ: В ВОПРОС 6. Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают: А) Государственные Б) Республиканские В) Краевые ОТВЕТ:А ВОПРОС 7. Понятием «фонды музея» обозначают: А) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение Б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования В) Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства ОТВЕТ: А ВОПРОС 8. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии: А) мемориальные предметы Б) уникальными музейными предметами В) реликвии ОТВЕТ: В ВОПРОС 9. К какому виду экспозиции относится музейная выставка? А) композиционным экспозициям Б) временным экспозициям В) постоянным экспозициям ОТВЕТ: Б ВОПРОС 10. Выделите основнОЙ методы экспонирования: А) систематический Б) перспективный В) вещественный ОТВЕТ: А ВОПРОС 11. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют: А) Муляжом Б) Репродукцией В) Слепком ОТВЕТ: Б ВОПРОС 12. Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это: А) формы культурно-образовательной деятельности музея Б) методы построения экспозиции В) научно-фондовая работа ОТВЕТ: А ВОПРОС 13. Когда Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике: А) в 1890-е гг. Б) в 1920-е гг. В) в 1970-е гг. ОТВЕТ: В ВОПРОС 14. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется А) Музейной коллекцией Б) Музейным фондом В) Музейной экспозицией ОТВЕТ: А ВОПРОС 15. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. А) Голограмма Б) Модель В) Панорама Г) Диорама ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Перечислите основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций: ОТВЕТ: Генеральное решение экспозиции, Эскизный проект, Разработка технического и рабочего проекта, Монтаж экспозиции, Вернисаж ВОПРОС 2. Перечислите формы культурно-образовательной деятельности: ОТВЕТ: Экскурсия, Лекция, Консультация КРУЖОК, ИГРА ВОПРОС 3. Какие виды музеев появились в ХХ веке: ОТВЕТ: Детский, Экомузей ВОПРОС 4. _______________________ позволяет определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, а в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать: ОТВЕТ: Музейный маркетинг ВОПРОС 5. __________________ — это документ, в котором находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками. ОТВЕТ6 Тематико-экспозиционный план ВОПРОС 6. __________________ определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции. ОТВЕТ: Тематический план экспозиции ВОПРОС 7. __________________ представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. ОТВЕТ: Макет ВОПРОС 8 __________________ проектирование экспозиции — это определение в экспозиции место каждого экспоната, текста и вспомогательных средств. ОТВЕТ: Техническое ВОПРОС 9. __________________ проектирование экспозиции призвано обеспечить образное, пластическое воплощение темы. ОТВЕТ: Художественное ВОПРОС 10. __________________ раскрывает экспозиционный замысел и даёт первое, самое общее представление о будущей экспозиции. ОТВЕТ: Научная концепция ВОПРОС 11. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату. ОТВЕТ: Пояснительный ВОПРОС 12.__________________ экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. ОТВЕТ: Ансамблевая ВОПРОС 13. Академия художеств стала проводить ежегодные выставки с: ОТВЕТ: 1860 года ВОПРОС 14. Александрийский Мусейон был основан ОТВЕТ: в III веке до н.э. ВОПРОС 15. Ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», стремятся отразить: ОТВЕТ: реальные связи между предметами ВОПРОС 16. Античный храм, посвященный одной из девяти муз, где собирались для поклонения и общения художники — авторы созданных и принесенных в дар произведений: ОТВЕТ: Мусейон ВОПРОС 17.Выставки изобразительного искусства в России стали проводиться регулярно с: ОТВЕТ: с конца XIX века ВОПРОС 18.Выставки первоначально появились в связи с: ОТВЕТ: ярмарками ВОПРОС 19. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили ОТВЕТ: в Москве, Петербурге и провинции ВОПРОС 20. Группа предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство — это: ОТВЕТ: экспозиционный комплекс КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ЕНМ (1).doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сотникова С.И. | Естественнонаучная музеология: учеб. пособ.. | изд-во Том.ун-та, 2011 | |
Л1.2 | Сотникова С.И. | Музеология: Учебное пособие | Дрофа, 2010 | |
Л1.3 | Сапанжа О. С. | Музеология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | редкол.: С. И. Авцинов и др. | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: | Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окруж. среды Алт. края, 2009 | http://oopt.aari.ru/ref/544 |
Л2.2 | сост. и отв. ред. А. В. Бялко | Сто лет с журналом "Природа": сборник | Издатель А. П. Ипполитов, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского. Музей Истории Земли | www.sgm.ru | ||
Э2 | Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова. | www.kolyvan.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). |