МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Климатология с основами метеорологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма; Экономическая и политическая география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Климатология с основами метеорологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.н.г., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.н.г., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний об атмосфере, происходящих в ней физических и химических процессах, определяющих погоду; а также объяснение основных закономерностей климата Земли, включая представление о формировании термического режима, влагооборота, общей циркуляции атмосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
ОПК-1.3 Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в климатологию с основами метеорологию
1.1. Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Метеорология
2.1. Воздух и атмосфера Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Состав сухого воздуха у земной поверхности. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Давление воздуха Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Радиационные процессы Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
2.6. Наблюдения за солнечной радиацией Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
2.7. Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Географическое распределение суммарной радиации земной поверхности на земном шаре. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.8. Особенности распределения прямой, суммарной солнечной радиации, зависимость ее от крутизны склонов. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.9. Тепловой режим атмосферы Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
2.10. Измерение температуры воздуха и почвы Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
2.11. Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.12. Вода в атмосфере Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
2.13. Влажность воздуха: величины и измерение Лабораторные 1 1 Л1.1, Л1.2
2.14. Облака, осадки, снежный покров. Лабораторные 1 1 Л1.1, Л1.2
2.15. Самописцы. Географическое распределение осадков. Снежный покров. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.16. Барическое поле и ветер Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.17. Общая циркуляция атмосферы. Местные ветры Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
2.18. Годовой ход, месячные и годовые аномалии давления. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.19. Построение розы ветров. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Климатология
3.1. Климаты Земли Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
3.2. Климат. Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Климатообразующие процесы. Географические факиторы климата. Генетическая класификация климатов Б.П. Алисова, В. Кеппена Сам. работа 1 7 Л1.1, Л1.2
3.4. Загрязнение атмосферного воздуха Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
3.5. ПДК, комплексный индекс загрязнения ИЗА, кислотные дожди, основные загрязняющие вещества. Сеть службы контроля загрязнения атмосферы. Уровень загрязнения воздуха городов России и Алтайского края. Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2
3.6. Экзамен 1 27 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1. Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности


1. Наука об атмосфере, ее составе строении, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах, называется:
1 географией. 3 метеорологией.
2 климатологией. 4 синоптикой.

2. Одной из физико-географических характеристик природной среды является:
1 погода. 3 осадки.
2 климат. 4 температура.

3. Основными климатообразующими процессами являются:
1 теплооборот, циклоны, атмосферная циркуляция. 3 теплооборот, солнечная радиация, атмосферная циркуляция.
2 теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция. 4 солнечная радиация, влагооборот, атмосферная циркуляция.

4. Метеостанции, данные наблюдений которых показательны не только для их ближайших окрестностей, но и для возможно большего окружающего района, называются:
1 показательными. 3 репрезентативными.
2 образцовыми. 4 метеорологическими.

5. Карта, на которой нанесены условными знаками и цифрами фактические результаты наблюдений на метеостанциях, сделанные в один физический момент времени (срок) и позволяющая видеть, как распределяются условия погоды, называются:
1 синоптической. 3 климатической.
2 метеорологической. 4 географической.

6. Специализированное межправительственное агентство ООН – Всемирная метеорологическая организация – была создана в:
1 1873 г. 3 1998 г.
2 1950 г. 4 1900 г.

7. Воздухом называется:
1 механическая смесь газов. 3 составная часть атмосферы.
2 состав атмосферы. 4 аэрозоли.

8.Единицей изменения давления в метеорологии в настоящее время является:
1 мм рт. ст. 3 гПа
2 мбар. 4 мм

9. Нормальное давление на широте 45° и высоте 0 м над ур. моря равняется:
1 750 мм рт. ст =1013 гПа 3 760 мм рт. ст =1013 гПа
2 700 мм рт. ст =1000 гПа 4 760 мм рт. ст =1000 гПа

10. Ноль шкалы Кельвина соответствует полному прекращению теплового хаотического движения молекул и равен:
1 273,15°С 3 1°С.
2 0°С. 4 -273,15°С.


11. Важнейшие переменные составляющие воздуха атмосферы:
1 инертные газы. 3 углекислый газ, озон, водяной пар.
2 углекислый газ, озон, аэрозоли. 4 аэрозоли.

12. Относительной влажностью воздуха называется:
1 отношение фактического парциального давления в.п. к давлению насыщенного в.п. при Т этого воздуха, выраженное в %. 3 отношение фактического парциального давления в.п. к Т, выраженное в %.
2 давление насыщенного водяного пара, выраженное в %. 4 содержание в.п. в воздухе, выраженное в %.

13. Уравнение состояния сухого воздуха равняется:
1 рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная. 3 р = R/T, где р – давление, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
2 р = R, где р – давление, R – удельная газовая постоянная. 4 р = RTѵ, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.

14. Давление воздуха с высотой всегда:
1 повышается. 3 остается неизменным.
2 понижается. 4 сначала растет, затем падает.

15. Атмосфера по характеру изменения температуры воздуха с высотой делится на следующие слои, по мере поднятия вверх:
1 стратосфера-тропосфера-мезосфера-термосфера. 3 тропосфера-стратосфера-мезосфера-термосфера.
2 стратосфера-тропосфера-термосфера-мезосфера. 4 стратосфера-термосфера-тропосфера-мезосфера.

16. В стратосфере наблюдается:
1 повышение температуры воздуха с высотой. 3 постоянное распределение температуры воздуха с высотой.
2 понижение температуры воздуха с высотой. 4 сначала падение, затем рост температуры воздуха с высотой.

17. Максимальное содержание озона (О3) в умеренных широтах сосредоточено на высоте:
1 11 км. 3 50-55 км.
2 20-25 км. 4 12 км.

18. Озон целиком поглощает:
1 коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм. 3 длинноволновую солнечную радиацию с длиной волны ≥0,76 мкм.
2 коротковолновую солнечную радиацию с длиной волны 0,39-0,76 мкм. 4 длинноволновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.

19. Твердые и жидкие примеси (частицы) в атмосфере самого разнообразного состава и различного происхождения называются:
1 загрязняющими примесями. 3 ядрами конденсации.
2 продуктами сгорания. 4 аэрозолями.

20. Совокупность взвешенных в воздухе капель воды и кристаллов льда, ухудшающих метеорологическую дальность видимости до значений менее 1 км, называется:
1 дымкой. 3 туманом.
2 смогом. 4 мглой.

21. Процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой, называется:
1 адиабатическим. 3 псевдоадиабатическим.
2 нормальным. 4 нормальным.

22. Сухоадиабатический градиент равен:
1 ≈ 1°С/100 м. 3 ≈ -1°С/100 м.
2 ≈ 0°С/100 м. 4 ≈ 0,5°С/100 м.

23. Распределение температуры, при котором температура воздуха в некотором слое атмосферы с высотой не падает, а растет, называется:
1 изотермией. 3 нормальным.
2 инверсией. 4 аномальным.

24. За направление ветра принимается:
1 точка горизонта, откуда ветер дует. 3 точка горизонта, куда ветер дует.
2 направление с запада на восток. 4 перемещение воздушных масс.

25. Линии, соединяющие точки с одинаковыми численными значениями скорости ветра, называются:
1 изогиетами. 3 изотахами.
2 изобарами. 4 изогипсами.

26. Линия, в которую линии тока ветра вливаются, называется линией …:
1 конвергенции (сходимости). 3 дивергенции (сходимости).
2 конвергенции (расходимости). 4 дивергенции (расходимости).

27. Изменение свойств воздушной массы в процессе перемещения называется:
1 адиабатой. 3 конвергенцией.
2 дивергенцией. 4 трансформацией.

28. Сравнительно узкие переходные зоны, сильно наклоненные к земной поверхности, разделяющие смежные воздушные массы, называются:
1 циклоном. 3 фронтами.
2 антициклоном. 4 окклюзией.

29. Румбом называется:
1 линия, указывающая направление, откуда ветер дует. 3 скорость ветра.
2 линия сходимости потоков ветра. 4 линия, указывающая направление, куда ветер дует.

30. Радиация с длиной волны от 0,01 до 0,39 мкм, называется:
1 видимой частью спектра. 3 ультрафиолетовой.
2 инфракрасной. 4 окклюзией.

31. К видимой части спектра излучения Солнца относится радиация с длиной волны:
1 0,40-0,76 мкм. 3 ˂0,40 мкм.
2 ≥0,76 мкм. 4 0,01-0,39 мкм.

32. Количество лучистой энергии, падающей на единицу площади в единицу времени, называется:
1 потоком излучения. 3 энергетической освещенностью (плотностью потока радиации).
2 облучением. 4 инсоляцией.

33. Земля находится наиболее близко к солнцу:
1 в марте. 3 в июле.
2 в сентябре. 4 в январе.

34. Инсоляцией называется:
1 поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность. 3 поток суммарной солнечной радиации на горизонтальную поверхность.
2 поток рассеянной солнечной радиации на горизонтальную поверхность. 4 поток прямой солнечной радиации на перпендикулярную поверхность.

35. Большая степень рассеивания у лучей … цвета:
1 фиолетового 3 красного
2 белого 4 синего

36. Явление неполной темноты перед или после захода Солнца называется:
1 белыми ночами. 3 сумерками.
2 гало. 4 зарей.

37. Явление, когда вечерние сумерки сливаются с утренней зарей и полной темноты вообще не наступает, т.к. солнце опускается под горизонт менее чем на 18°, называется:
1 белыми ночами. 3 сумерками.
2 гало. 4 зарей.

38. Коэффициент прозрачности показывает:
1 какая доля солнечной радиации не доходит до земной поверхности. степень рассеяния солнечных лучей атмосферой.
2 какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности в светлое время суток. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей.

39. Энергетическая освещенность солнечной радиации, падающей на верхней границе атмосферы на единицу площади, перпендикулярной к солнечным лучам, при среднем расстоянии Земли от Солнца, называется:
1 прямой радиацией. 3 рассеянной радиацией.
2 солнечной постоянной. 4 альбедо.

40. Альбедо поверхности – это величина, равная отношению:
1 количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность. 3 общего количества радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
2 общего количества прямой радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации. 4 общему количества рассеянной радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации

41. Наиболее сильными поглотителями солнечной радиации являются:
1 водяной пар, облака и пыль. 3 облака.
2 углекислый газ. 4 пыль.

42. В спектре солнечной радиации на интервал длин волн между… приходится 99% всей энергии солнечного излучения:
1 0,1 и 4 мкм 3 0,0 и 0,1 мкм
2 0,40 и 0,76 мкм 4 0,76 и более мкм

43. Разница между собственным излучением земной поверхности и встречным излучением атмосферы называется:
1 альбедо. 3 освещенностью.
2 эффективным излучением. 4 потоком радиации.

44. Радиационным балансом называется:
1 разница между поглощенной радиацией и альбедо. 3 разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением.
2 разница между прямой и рассеянной радиацией. 4 разница между суммарной радиацией и альбедо.

45. Газами, которые создают «парниковый эффект», являются:
1 углекислый газ и метан. 3 кислород и углекислый газ.
2 водяной пар, озон, углекислый газ, метан и др. 4 азот и метан.

46. Линия, соединяющая точки с одинаковым давлением на уровне моря, называется:
1 изобарой. 3 изогиетой.
2 изотермой. 4 изохионой.

47. Замкнутые области с низким давлением в центре называются:
1 антициклонами. 3 циклонами.
2 ложбинами. 4 гребнями.

48. Барический закон ветра показывает:
1 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее высокое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее низкое – справа и несколько сзади. 3 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее высокое давление окажется впереди, а наиболее низкое – сзади.
2 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее низкое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее высокое – справа и несколько сзади. 4 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее высокое давление окажется слева.

49. Изотахами называются:
1 линии равного давления. 3 линии равных скоростей ветра.
2 линии равной высоты. 4 линии равного количества осадков.

50. Приток в данное место новых воздушных масс из других частей земного шара называется:
1 адвекцией. 3 трансформацией.
2 адиабатой. 4 фронтогенезом.

51. В почве тепло распространяется по вертикали путем:
1 молекулярной теплопроводности. 3 теплопередачи.
2 турбулентной теплопроводности. 4 нагревания.

52. Резервуары термометров в метеорологической будке помещаются на высоте:
1 1 м. 3 0,5 м.
2 2 м. 4 3 м.

53. Прибор для непрерывной регистрации температуры воздуха (самописец температуры воздуха) называется:
1 барографом. 3 термографом.
2 гигрографом. 4 гелиографом.

54. Понижение температуры воздуха на фоне положительных суточных температур, называется:
1 оттепелью. 3 адвекцией.
2 похолоданием. 4 заморозком.

55. Годовой амплитудой воздуха называется:
1 разность средних месячных температур самого теплого и самого холодного месяцев. 3 разность минимальных температур самого теплого и самого холодного месяцев.
2 разность максимальных температур самого теплого и самого холодного месяцев. 4 разность средних месячных температур июля и января.

56. Аок = 5,4 sin φ – это формула континентальности климата:
1 Н.Н. Иванова. 3 С.П. Хромова.
2 Ценкера. 4 Л. Горчинского.

57. Самая высокая средняя годовая температура воздуха на земле наблюдался в:
1 Ливийской пустыне (Триполи). 3 Массауа (Эритрея).
2 Сахаре. 4 Долине Смерти.

58. Абсолютный минимум температуры воздуха на Земле, зарегистрированный на ст. «Восток», составляет:
1 -70°С. 3 -100°С.
2 -94°С. 4 -89°С.

59. «Термическим экватором» называется:
1 самая теплая параллель. 3 район с максимальной температурой на Земле.
2 самый теплый меридиан. 4 изотерма максимальной температуры воздуха.

60. Максимально возможное испарение, не ограниченное запасами влаги, называется:
1 испарением. 3 испаряемостью.
2 увлажнением. 4 недостатком насыщения.

61. Температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар достигает насыщения при неизменном общем давлении воздуха, называется:
1 точкой росы. 3 минимальной.
2 максимальной. 4 экстремальной.

62. Для измерения влажности воздуха используется:
1 термометр. 3 психрометр.
2 гелиограф. 4 барометр.

63. Облака Cu и Cb относятся к … облакам:
1 волнообразным 3 кучевообразным
2 слоистообразным 4 перистым

64. Внутримассовые осадки, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков, состоящие из очень мелких, как бы взвешенных в воздухе, капель, называются:
1 ливневыми. 3 обложными.
2 моросящими. 4 незначительными.

65. Для вызывания осадков из облака искусственным путем используется:
1 песок. 3 цемент.
2 морская соль. 4 твердая углекислота и йодистое серебро.

66. В умеренном континентальном климате большая часть осадков выпадает в:
1 августе. 3 холодное время года
2 июле. 4 теплое время года.

67. Самый дождливый район земного шара – это – …
1 Дебунджи. 3 Черапунджи.
2 бассейн р.Конго. 4 Альпы.

68. Коэффициент увлажнения Н. Иванова рассчитывается как:
1 отношение суммы осадков к испаряемости за тот же период. 3 отношение суммы осадков к сумме температур за тот же период.
2 отношение суммы температур к сумме осадков за тот же период. 4 разница между суммой осадков и испаряемостью за тот же период.

69. Граница в горах, выше которой круглый год сохраняется снежный покров (в многолетнем среднем), называется:
1 устойчивым снежным покровом. 3 снеговой линией.
2 хионосферой. 4 фирновой линией.

70 Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме, называются:
1 бризами. 3 пассатами.
2 муссонами. 4 антипассатами.


Ответы:
1. Метеорологией;
2. Климат;
3. Теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция;
4. Репрезентативными;
5. синоптической;
6. 1950 г;
7. механическая смесь газов;
8. гПа;
9. 760 мм рт. ст =1013 гПа;
10. -273,15°С;
11. углекислый газ, озон, водяной пар;
12. отношение фактического парциального давления в.п. к давлению насыщенного в.п. при Т этого воздуха, выраженное в %.;
13. рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная;
14. понижается;
15. тропосфера-стратосфера-мезосфера-термосфера;
16. повышение температуры воздуха с высотой;
17. 20-25 км;
18. коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.;
19. аэрозолями;
20. туманом;
21. адиабатическим;
22. ≈ 1°С/100 м;
23. инверсией;
24. точка горизонта, откуда ветер дует;
25. изотахами;
26. конвергенции (сходимости);
27. трансформацией;
28. фронтами;
29. линия, указывающая направление, откуда ветер дует;
30. ультрафиолетовой;
31. 0,40-0,76 мкм;
32. энергетической освещенностью (плотностью потока радиации);
33. в январе;
34. поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность;
35. фиолетового;
36. сумерками;
37. белыми ночами;
38. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей;
39. солнечной постоянной;
40. количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность;
41. водяной пар, облака и пыль;
42. 0,1 и 4 мкм;
43. эффективным излучением;
44. разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением;
45. водяной пар, озон, углекислый газ, метан и др.;
46. изобарой;
47. циклонами;
48. если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее низкое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее высокое – справа и несколько сзади;
49. линии равных скоростей ветра;
50. адвекцией;
51. молекулярной теплопроводности;
52. 2 м;
53. термографом;
54. заморозком;
55. разность средних месячных температур самого теплого и самого холодного месяцев;
56. С.П. Хромова;
57. Массауа (Эритрея);
58. -89°С;
59. самая теплая параллель;
60. испаряемостью;
61. точкой росы;
62. психрометр;
63. кучевообразным;
64. моросящими;
65. твердая углекислота и йодистое серебро;
66. теплое время года;
67. Черапунджи;
68. отношение суммы осадков к испаряемости за тот же период;
69. снеговой линией;
70. муссонами.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. ВМО. Программа наблюдений на метеостанциях.
2. Состав сухого воздуха. Примеси в атмосфере (антропогенные, естественные). Изменение состава воздуха со временем и по высоте.
3. Основные слои атмосферы и их особенности
4. Метеовеличины. Шкалы. Атмосферные явления.
5. Уравнение состояния сухого и влажного воздуха.
6. Понятие об атмосферном давлении. Единицы измерения, приборы. Статика атмосферы.
7. Основное уравнение статики атмосферы. Выводы из уравнения.
8. Понятие адиабатического процесса. Сухоадиабатический градиент.
9. Строение Солнца, солнечная активность, числа Вольфа. Спектр электромагнитного излучения Солнца.
10. Прямая и рассеянная солнечная радиация. Закон Рэлея. Закон Бугера.
11. Изменения солнечной радиации в атмосфере (рассеяние, поглощение, отражение) и на земной поверхности (в зависимости от угла падения, времени года).
12. Альбедо и отраженная радиация. Эффективное излучение.
13. Радиационный и тепловой баланс земной поверхности.
14. Различия в тепловом режиме почвы и водоемов.
15. Причины изменений температуры воздуха.
16. Географическое распределение температуры воздуха по земному шару.
17. Испарение и испаряемость.
18. Классификации осадков.
19. Грозовое облако (схема). Молния (понятие, типы, процесс). Гром.
20. Географическое распределение осадков.
21. Наземные гидрометеоры.
22. Дымка, мгла, туман (классификация).
23. Схема общей циркуляции атмосферы.
24. Географическое распределение давления и ветров. Центры действия атмосферы (постоянные и сезонные).
25. Местные ветры (бризы, горно-ледниковые, фен, бора).
26. Муссоны.
27. Атмосферные фронты (теплый и холодный климатологические и синоптические).
28. Тропические циклоны (понятие, типы, районы возникновения, особенности перемещения, погода).
29. Циклон и антициклон. Типы, стадии развития, погода.
30. Скорость и направление ветра. Влияние препятствий на ветер. Конвергенция и дивергенция потоков.
31. Географические факторы климата.
32. Классификация климата (Б. Алисова и В. Кеппена).
33. Характеристика климата умеренных широт.
34. Изменения климата за период инструментальных наблюдений.
35. Микроклимат города.
36. Микроклимат леса.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Метеорология и климатология : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 : http://elibrary.asu.ru/handle/asu/981
Л1.2 авт.-сост. Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Учение об атмосфере : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра www.meteo-nso.ru
Э2 Сайт Гидрометцентра России meteoinfo
Э3 Сайт ВНИИГМИ МЦД www.meteo.ru
Э4 Курс в Moodle «Климатология с основами метеорологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru
2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info
3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/
4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/
5. Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
6. Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
7. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
8. Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам по изучению дисциплины

В процессе обучения обучающийся должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться.

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.
Подготовка к семинару
Значительную роль выполняют практические (лабораторные) занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Подготовка к сессии
Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.