МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.культурол, Доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи дисциплины
Цель курса – представить в целостном виде историю мировой культуры и продемонстрировать специфику культурного развития в различные периоды. В соответствии с целью обозначены задачи курса:
1) сформировать представления о культурно-исторических эпохах;
2) рассмотреть и осмыслить явления культурного развития стран Востока и Запада;
3) познакомиться с содержанием историко-культурных понятий;
4) сформировать представления об основных источниках по истории культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знает основные теории и концепции современного музея как социокультурного института; основные закономерности историко-археологических процессов, особенности культурного развития общества на разных исторических этапах
ОПК-1.2 Умеет планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информации о приоритетных направлениях деятельности музея как социокультурного института
ОПК-1.4 Владеет навыками использования информации об объектах историкокультурного наследия, в том числе археологических памятников, в профессиональной деятельности
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные периоды в истории мировой культуры и их характеристику;
– основные явления и достижения в истории мировой культуры, выдающихся деятелей культуры разных исторических периодов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– составлять историко-культурную характеристику региона для определенной исторической эпохи;
– анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– применения современных подходов к изучению истории мировой культуры;
– представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культура Древнего мира
1.1. Основные проблемы и подходы к изучению истории мировой культуры Лекции 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
1.2. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Лекции 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.4. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.5. Культура Древнего Ирана.Культура народов Малой и Передней Азии в древности Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
1.6. Культура Древнего Китая и Древней Индии. Практические 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.7. Культура Древнего Китая и Древней Индии. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.8. Культура Днерней Греции и Древнего Рима Лекции 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.9. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.10. Древнееврейская кульутра. Возникновение христианства Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
1.11. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Мировая культура эпохи средневековья
2.1. Западноевропейское средневековье как тип культуры.Европейская система образования и наука V–XIV вв.Европейская художественная культура V–XIV вв. Лекции 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности культурного развития Европы в раннем и развитом Средневековье Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.4. Культура Китая, Индии и Японии в Средние века Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.5. Европейская культура эпохи Позднего Средневековья Лекции 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
2.6. Идеология и культурные достижения эпохи Возрождения: революция в европейском мировоззрении Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.7. Европейская культура эпохи Позднего Средневековья Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.8. Великие географические открытия. Культура цивилизаций доколумбовой Америки Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
2.9. Культура Византии Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
2.10. Культура Византии Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
2.11. Культура арабо-мусульманского мира Практические 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
2.12. Культура арабо-мусульманского мира Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1
Раздел 3. Культура Нового времени
3.1. Раннее Новое время. Культура европейского Просвещения: общая характеристика. Особенности культурного развития стран Европы и Америки в эпоху Просвещения Лекции 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Идеология и культурные достижения стран Европы и Америки в эпоху Просвещения. Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Культура европейского Просвещения: общая характеристика. Особенности культурного развития стран Европы и Америки в эпоху Просвещения Сам. работа 2 6 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
3.4. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в. Лекции 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в. Сам. работа 2 5 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
3.6. Модернизация традиционных культур Востока в Новое время Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Культура Новейшего времени
4.1. Культура в меняющемся мире: XX в. Художественная культура. Киноискусство в США и Европе в XX в. Лекции 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.2. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Практические 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.3. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.4. Трансформации в западном мировоззрении и социальной культуре в середине - второй половине XX века. Развитие научного знания и образование в Европе и США в XX в. Музыкальная культура Запада в XX в. Лекции 2 4 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.5. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Практические 2 2 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.6. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.7. Культура Востока в XX веке: основные тенденции и особенности развития Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1, Л2.1
4.8. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 27 ОПК-1.1, УК-5.1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9291.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Первоначально письменность в Древнем Египте существовала в виде:
а) клинописи;
б) иероглифов;
в) пиктографии.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 2. В Древнем Египте скульптурные изображения создавались по ________ :
а) канону;
б) трафарету;
в) концепту.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. Характерной чертой духовной культуры Месопотамии являлся ________ :
а) политеизм;
б) синтоизм;
в) дуализм.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 4. В Древнем Китае сторонники философского учения ________ требовали усилить жесткое административное управление государством.
а) легизм;
б) моизм;
в) даосизм.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 5. Для китайской философии в середине I тыс. до н. э. базовыми системами стали – ________ :
а) конфуцианство и даосизм;
б) дуализм и идеализм;
в) синкретизм и дуализм/
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 6. В Китае в IV–ХI вв. н. э. основное направление литературы – _______ :
а) поэзия;
б) проза;
в) эпос.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе знаки линейного письма были составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначали _______ :
а) слог (силлабическое письмо);
б) слово (логографическое письмо).
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 8. В центре иранской мифологии – учение о борьбе двух антагонистических принципов – ________ :
а) Добра и Зла;
б) Порядка и Хаоса;
в) Идеи и Материи.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) качеств – _________ :
а) Калокагатия;
б) Мимесис;
в) Катарсис.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 10. Понятие «наслаждение» находилось в центре этических взглядов представителей школы ________ :
а) эпикурейцев;
б) стоиков;
в) скептиков.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 11. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были:
а) птицы;
б) звери;
в) люди.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 12. Чему в Древнем Египте приписывалась магическая сила?
а) музыке;
б) живописи;
в) скульптуре.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 13. Театральное искусство и музыка в Древнем Египте ________ :
а) использовались для разыгрывания представлений на религиозные темы, считались важной частью религиозной жизни;
б) были частью светской жизни, т.к. считались недостойным видом искусства, способным служить на благо религии;
в) были присущи только простым жителям Древнего Египта, которые разыгрывали представления и исполняли песни для развлечения.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 14. В основе религии Древнего Египта лежала идея ________ :
а) о вечной жизни человека;
б) о жизни, смерти и воскрешении человека;
в) о том, что загробный мир не существует.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 15. Он был творцом психологической драмы. Основа конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди его трагедий «Медея» и «Федра».
а) Еврипид;
б) Аристофан;
в) Сафо.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 16. В VIII–VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь ________ :
а) Апполона;
б) Диониса;
в) Гермеса.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 17. Творцом классической греческой трагедии является ________ :
а) Эсхил;
б) Софокл;
в) Еврипид.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. В XIX в. писатели-романтики в Европе разработали новые жанры. Укажите основные их них.
Ответ: психологическая повесть, лирическая поэма, баллада.

ВОПРОС 2. Какой процесс в культуре Западной Европе активно развивался в XIX в.?
Ответ: процесс интеграции национальных культурных....

ВОПРОС 3. Музыка занимала особое место в культуре XIX в., это была новая эпоха в эстетическом восприятии действительности, возникали новые формы музыкальной жизни. Перечислите типы учреждений, открывавшиеся в это время в Европе.
Ответ: филармонические, концертные, театральные учреждения.

ВОПРОС 4. Какое стилевое направление в XIX в. характеризовалось героизацией, гигантоманией, чрезмерной декоративностью?
Ответ: ампир («стиль империи»).

ВОПРОС 5. В 1848 г. в Англии возникло «братство прерафаэлитов», объединившее художников, неприемлющих академизм. Какие два исторически сложившиеся стиля стали для них основой?
Ответ: искусство раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени.

ВОПРОС 6. Философия __________ пыталась объединить все знания в общую картину мира. В искусстве он проявился в отказе от классицистического и романтического подходов. Искусство должно было стать жизнеподобным. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: позитивизма.

ВОПРОС 7. XIX век на первый план выдвинул прозаическую литературу, а конкретно – жанр _____________________ ______________ , не гнушавшегося «низкой» действительности. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: социального романа.

ВОПРОС 8. Доктрина символизма вливалась в общий поток антипозитивистского движения, стремившегося освободить искусство от ________________________________ ____________________________ , от того, что постигается разумом, а не чувствами. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: от интеллектуального содержания.

ВОПРОС 9. Какое движение в искусстве и культуре родилось в 1867 г. и получило название по картине Клода Моне «Впечатление»?
Ответ: Импрессионизм.

ВОПРОС 10. Укажите, какие изменения в жанрах совершили Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писарро, Огюст Ренуар.
Ответ: они разрушили строгую иерархию жанров в искусстве.

ВОПРОС 11. Охарактеризуйте основные черты импрессионизма.
Ответ: В импрессионизме отсутствуют строгие каноны, это, прежде всего, индивидуальные искания. Основа сложной техники – теория разложения цветов.

ВОПРОС 12. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Какое стремление их объединяло?
Ответ: подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов.

ВОПРОС 13. После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «________».
Ответ: «фовисты».

ВОПРОС 14. __________ –искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии в XX в. Это было социально направленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: экспрессионизм.

ВОПРОС 15. В первом десятилетии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – _____ . Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Вставьте пропущенное слово.
Ответ: кубизм.

ВОПРОС 16. Укажите, где наиболее часто использовалось в XX в. искусство коллажа.
Ответ: в картинах фрагментов газет, тканей.

ВОПРОС 17. В работах испанского художника Сальвадора Дали реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны.
Какой стиль представляют произведения художника?
Ответ: сюрреализм .

ВОПРОС 18. У истоков абстракционизма в 1910-х гг. одновременно стояли художники в России – _______ и _______; в Голландии – _______ . Вставьте пропущенные фамилии.
Ответ: Кандинский и Малевич; Пит Мондриан.

ВОПРОС 19. Приведите основные характеристики абстрактной живописи.
Ответ: наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами.

ВОПРОС 20. Стилевое направление, возникшее в 1960-х гг., основная цель которого – создание оптических иллюзий. Самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели.
Ответ: оп-арт.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике.

ВОПРОС 1. Агонистика – это:
а) наука об ораторском искусстве;
б) греческий идеал, гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств;
в) стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 2. Парфенон является ярким примером:
а) ионического ордера;
б) дорического ордера;
в) коринфского ордера.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 3. Первым римским поэтом, переводившим на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера, был ________ :
а) Андроник;
б) Вергилий;
в) Лукреций.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 4. Кому принадлежит философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции?
а) Вергилию;
б) Варрону;
в) Лукрецию.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 5. Четкая планировка улиц, пересекавших под прямым углом и ориентированных по сторонам света, здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок, римские цифры, латинский алфавит, распространённый в большей части Европы и мира, все это было создано:
а) римлянами;
б) македонянами;
в) этрусками.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 6. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков:
а) мостов;
б) водопроводов;
в) канализаций.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. Знаменитый труд «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» принадлежит ________ :
а) Титу Ливию;
б) Тациту;
в) Плутарху.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 8. Понимание человека как микрокосма характерно для ________ :
а) Античности;
б) Возрождения;
в) Нового времени;
г) Современности.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. Праздник, во время которого отменяются все общепринятые нормы и правила – ________ :
а) карнавал;
б) свадьба;
в) обряд;
г) инцест.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 10 .По одной из версий, слово «китч» восходит к английскому выражению:
а) «для друзей»;
б) «для толпы»;
в) «для успеха»;
г) «для кухни».
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 11. К основным особенностям массовой культуры не относится:
а) развлекательность;
б) трудность восприятия;
в) унифицированность;
г) экспрессивность.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 12. Жанр художественного творчества, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития, – ________ :
а) утопия;
б) футурология;
в) антиутопия;
г) миф.
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 13. Особенную роль в искусстве манихеев играла ________________ :
а) миниатюрная живопись;
б) скульптура;
в) рельефные изображения.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 14. Интеллектуальное движение в Европе XII–XIII вв. выдвинуло целый ряд крупных мыслителей, что способствовало возникновению и конституированию такой значимой для европейской культуры институции, как ________________ :
а) монастырь;
б) университет;
в) школа.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 15. ________– учение Фомы Аквинского до сих пор остается официальной доктриной римско-католической церкви.
а) тотемизм;
б) эстетизм;
в) догматизм;
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 16. Собрание гимнов индоарийским богам – ________ :
а) Ригведа;
б) Самаведа;
в) Яджурведа;
г) Атхарваведа.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 17. ________ – совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка:
а) закон Дхармы;
б) закон Кришны;
в) закон Вед.
ОТВЕТ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Охарактеризуйте основные черты культуры Нового времени.
ОТВЕТ: опора на разум; потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества; возрастание роли науки; параллельное развитие нескольких художественных стилей.

ВОПРОС 2. В Индии ___________ – это первичная вечная и неизменная духовная сущность, которая в процессе саморазвития воплощается и создает весь мир физических тел, включая животных и людей.
ОТВЕТ: брахман.

ВОПРОС 3. Укажите, в чем заключается историко-культурная ценность храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде.
ОТВЕТ: росписи храмово-монастырского пещерного комплекса Аджанты в Хайдарабаде – самые ранние из сохранившихся произведений индийской живописи, относящиеся к I или II векам до н. э.

ВОПРОС 4. ___________ – всеобщий характер, который проявляется в едином мировосприятии, мышлении, образе жизни первобытного человека, который воспринимал себя как органичное целое с природой, животными и в то же время не представлял себя вне коллектива сородичей, практически не разделяя воображаемое и действительное. Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: синкретизм.

ВОПРОС 5. Какими свойствами в первобытном искусстве характеризовался традиционализм?
ОТВЕТ: соблюдение установленных стереотипов; следование сложившимся опыту и ценностям.

ВОПРОС 6. Особенностью первобытной культуры было также ________ – система определенных запретов, что определяло правила поведения и стало одной из форм культурной деятельности человека, проявлением морали. Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: табуирование.

ВОПРОС 7. Тотемизм –__________
ОТВЕТ: первичная форма религии, поклонение животному, растению, от которого произошел данный род.

ВОПРОС 8. Анимизм –__________
ОТВЕТ: вера в переселение душ, различных духов, окружавших их, одухотворение природы, животных, растений.

ВОПРОС 9. К формам магии подберите характеристики действий, например, «подражательная магия (нанесение вреда копии зверя с целью облегчения самой охоты и ее удачного завершения)».
-вредоносная магия (___________);
-метеорологическая магия (___________);
- магия слова (___________).
ОТВЕТ: вредоносная магия (нанесение порчи); метеорологическая магия (вызов дождя); магия слова (заговоры).

ВОПРОС 10. Какие культурные формы, характеризующиеся размыванием границ между видами и жанрами искусства, создаются в эпоху постмодерна?
ОТВЕТ: инсталляция, хэппенинги.

ВОПРОС 11. У древних египтян статуя усопшего –___________. Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: вместилище «Ка», присутствующее после смерти возле мумии.

ВОПРОС 12. ___________ – сборник древних священных текстов, записанных на санскрите – индоевропейском языке, которым пользовалось жречество. Вставьте пропущенное слово.
ОТВЕТ: Веды.

ВОПРОС 13. XVII век для Англии – время расцвета культуры, к середине века Англия становится законодательницей европейских художественных вкусов. Какие идеи становятся господствующими в культурной жизни страны в этот период ?
ОТВЕТ: идеи просветительского гуманизма и рационализма.

ВОПРОС 14. Укажите, какие взаимосвязи в архитектуре были основными в концепции А. Палладио - итальянского архитектора позднего Возрождения.
ОТВЕТ: взаимосвязь античных и ренессансных традиций архитектуры типы городского дворца, загородной виллы, церковного здания с городской и природной средой.

ВОПРОС 15. Какие отдельные направления и идеи были развиты в произведениях Джонатана Свифта и Ричарда Бринсли Шеридана?
ОТВЕТ: писатели резко критиковали пороки и недостатки современного им английского общества.

ВОПРОС 16. ____________ – официальное господствующее направление в художественной культуре, подчеркивающее силу монархии, аристократии, укрепляющее католицизм.
ОТВЕТ: Барокко.

ВОПРОС 17. Какие четыре формы духовной музыки занимали ведущее место в иерархии нематериальных ценностей Германии и Австрии в XVIII в.?
ОТВЕТ: оратории, мессы, сюиты и концерты.

ВОПРОС 18. В Италии XVIII в. культура развивается в основном в Венеции, сохранившей свою независимость. Венеция – это центр музыкальной и театральной жизни Европы. Укажите, какие виды произведений барокко преобладали в этот период?
ОТВЕТ: декоративные росписи, алтарные композиции и станковая живопись.

ВОПРОС 19. Итальянские просветители, как и во всей Европе, своим творчеством утверждают царство Разума. В недрах изысканной поэзии XVIII в. зарождается классицизм. Пьетро Метастазио создал ряд трагедий, превратившихся позже в ___________.
ОТВЕТ: оперы.

ВОПРОС 20. Стилевые направления художественной культуры XIX в.:
1) Классицизм – первая треть XIX в.
2) __________– первая половина XIX в.
3) Прерафаэлизм – первая половина XIX в.
4) Реализм – середина XIX в.
5) __________– середина XIX в.
6) Салонное искусство – сер. XIX в.
Вставьте пропущенные слова.
ОТВЕТ: Романтизм; Натурализм.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Какие концепции происхождения культуры можно выделить? Приведите примеры.
2. В чем заключаются особенности первобытного искусства? Какие жанры искусства развиваются в период палеолита?
3. Почему культуру Древнего Египта называют «культурой бессмертия»?
4. В чем состоят особенности культуры древних шумеров?
5. Проведите сравнительный анализ конфуцианства и даосизма – двух религиозно-философских и морально-этических доктрин классического Китая.
6. Генезис древнегреческой культуры. Крит, Микены. Гомер и Гесиод. Художественная культура Древней Греции. Каким образом греческое искусство отразило космоцентризм греческой культуры?
7. В чем проявлялись особенности культуры Древнего Рима? Наука и философия в контексте древнегреческой культуры.
8. Назовите известных исламских философов и ученых. В чем состоит вклад арабо-мусульманской культуры в общемировую культуру?
9. Что характеризует византийскую культуру? Почему Питирим Сорокин называл средневековую культуру идеациональной?
10. В чем сходства и отличия романского и готического архитектурных стилей?
11. Что такое ренессансный гуманизм? Назовите гуманистов Возрождения. В чем состоит особенность научно-философского мировоззрения Ренессанса?
12. Что такое Реформация? Как Реформация повлияла на ренессансное искусство за пределами Италии?
13. Какие этапы в истории культуры России можно выделить? Приведите примеры архитектурных памятников, памятников изобразительного искусства.
14. Какие стили и направления в искусстве, культуре Европы и Азии получили развитие в XIX в.?
15. Какие стили и направления в искусстве, культуре Европы и Азии получили развитие в XX в.?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Анализ памятника письменности «Энума элиш»: принцип двойного кодирования природных и социальных значений в процедурах персонификации богов. Обусловленность мифологии Междуречья хозяйственными, социальными и политическими факторами. Миф о Мардуке и его значение для формирования системы власти государства.

2. Данное задание представляет собой проблемную ситуацию. Суть проблемы: фиксируя сохранение структурных и функциональных констант в мифорелигиозной системе и институтах культур Ближнего Востока, исследователи выявили в письменных памятниках литературы изменения в отношениях людей и богов.
Возникает вопрос: есть ли основания считать эту ситуацию кризисной? Свидетельствует ли она о радикальных переменах в картине мира и потенциальном переходе к другому историческому типу культуры?
Для решения задачи необходимо познакомиться с версией текста Эпоса о Гильгамеше.

3. На примере сказок и мифов Австралии, Океании и Африки постройте типологическую схему развития сюжетов и героев. Для выполнения практического задания "Сказки и мифы Австралии, Океании и Африки" необходимо воспользоваться схемой В.Я. Проппа.

4. Данное задание представляет собой проблемную ситуацию. Для ее решения необходимо познакомиться с фрагментом книги Умберто Эко «Имя розы», с фотографиями портала аббатства Сен-Пьер в Муассаке (найти самостоятельно в сети Интернет); на основании полученной информации выявить, какие представления о мире воплощаются в рельефах портала храма; проанализировать реакцию средневекового человека, описанную в романе У. Эко.

5. Ознакомиться с текстами, относящимися к теме «Рыцарская культура», выделить основные проблемы и стилистические особенности рыцарского романа. Сравнить образ героя эпоса «Песнь о Роланде» и образ Ивэйна в романе Кретьена де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со львом». Каковы исторические корни романа? Определите стилистические и содержательные особенности рыцарского романа. Герой эпоса и герой романа: общее и особенное.

6. Составить таблицу, в которой сравнить базовые системы ценностей христианской и арабской культур по следующим критериям: понимание Бога; эсхатология; представления о загробном мире; антропология; этика.

7. Найдите, используя электронные ресурсы, следующие произведения японской живописи:
-Иллюстрация из свитка «Сказания о Генджи». 1130 г. Музей Токугава, Япония.
-Сесшу Тойо. 1398 г. Национальный музей, Токио.
-Сесшу Тойо. Вид на Аманохашидате. 1501–1506 гг.
-Кано Наизен. Фрагмент рисунка на ширме, изображающий прибытие корабля с Запада. 1570–1616 гг.
Дайте комментарий этим произведениям. Выявите в них черты параллельной перспективы. Каким образом в живописи проявляются мировоззренческие основания культур Дальнего Востока?

8. Выявите особенности картины мира и понимания человека, выраженные в живописи Северного Возрождения по плану: Человек между двумя мирами в живописи Нидерландов (И. Босх, П. Брейгель, Р. ван дер Вейден, Ян ван Эйк); Немецкий гуманизм и живопись начала XVI в. (А. Дюрер, Лукас Кранах Старший).

9. Познакомиться с картиной Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» и с отрывками монографии Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья». На основании полученной информации выявить особенности живописи Северного Возрождения. В чем особенности композиции картины?

10. Познакомиться с картинами Д. Веласкеса и фрагментами эссе Х. Ортеги-и-Гассета «Введение к Веласкесу». Используя полученную информацию и имеющиеся знания о культуре барокко, ответить на поставленные вопросы: Каковы жанровые и сюжетные особенности живописи эпохи барокко? С какими характеристиками связан новый подход к старым сюжетам? Каковы особенности композиционного и образного решения в работах Д. Веласкеса? Как в портретах, написанных Д. Веласкесом, проявляются особенности эпохи?

11. Познакомиться с отрывками поэмы Н. Буало «Поэтическое искусство». На основании полученной информации выявить основные принципы драматургии театра эпохи классицизма. Каких правил должен придерживаться драматург, по мнению Н. Буало, чтобы создать совершенное произведение? В какой степени драма должна быть ориентирована на зрителя и как? Каким образом выделенные принципы организации драматического произведения передают особенности культуры классицизма?

12. Познакомиться с картинами таких живописцев, как А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар, а также с отрывками из монографии М.И. Козьяковой «История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века» (гл. «Галантный век»); проанализировав представленный материал и используя имеющиеся знания о галантной культуре, ответить на поставленные вопросы. Каким образом доминанты галантной культуры представлены в живописи рококо? Каковы сюжетные, композиционные и образные особенности живописи рококо? О каких стилевых особенностях искусства рококо можно говорить на основе представленного материала?

13. Данное задание представляет собой проблемную ситуацию. Описание ситуации: в 70–80-е гг. ХIХ в. на улицах Парижа можно было увидеть молодых людей в блузах художников с небольшими ящиками через плечо, впоследствии эти ящики с тюбиками краски внутри стали называться этюдниками.
Для решения проблемной ситуации необходимо ответить на вопросы:
Как появление в продаже краски в тюбиках и этюдников повлияло на возникновение импрессионизма? Что такое палитра? Почему художники отказываются от нее? С чем связано повсеместное желание импрессионистов выйти на пленэр?

14. Проанализируйте текст манифестов Маринетти, русских футуристов («Пощечина общественному вкусу»), манифеста сюрреализма. Обратите внимание на местоимения в манифесте. Почему везде присутствует «мы»? В каком соотношении находятся нигилистическое отрицание и позитивное утверждение? Есть ли в текстах манифестов слова их создателей в свое оправдание?

15. Проследите изменение позиции искусства внутри социокультурного универсума, начиная со второй половины ХХ в. Раскройте понятия «модернизм», «постмодернизм», «современное искусство», «актуальное искусство», «открытое искусство», «смерть искусства», «артефакт».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А.Н. Марковой Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Античная мифология godsbay.ru
Э2 Вольтер. Статьи из «Философского словаря» lib.ru
Э3 Древняя Греция. Мифология www.ellada.spb.ru
Э4 Египетская мифология godsbay.ru
Э5 История западноевропейской культуры. Культура рыцарской среды klio.tsu.ru
Э6 История рыцарских турниров www.world-history.ru
Э7 История мировой культуры yanko.lib.ru
Э8 Культура Древнего Китая www.grandars.ru
Э9 Культура Нового времени www.grandars.ru
Э10 Культура Возрождения и Реформации www.grandars.ru
Э11 История мировой культуры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



Курс «История мировой культуры» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении объемного по содержанию курса «История мировой культуры» необходимо, ознакомившись с терминологией и периодизацией, осваивать материал, структурируя его по эпохам и культурам. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Необходимо уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса (культура, материальная и духовная культура, период, традиция, наука, идеология, религия, мифология, культурные универсалии, музей, культурный ареал и др.).
В рамках каждого из четырех разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно составлять историко-культурную характеристику регионов мира для определенной исторической эпохи, выявлять и анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры и навыками представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео-фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. При подготовке к семинарам студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельным заданиям, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям необходимо знать историко-географические характеристики изучаемой культуры, хронологические рамки, выдающихся деятелей и достижения культуры в соответствии с планом занятия, особенности культурного развития региона в рассматриваемый период.
Большое внимание в курсе уделяется персоналиям, которые внесли значительный вклад в становление, эволюцию и сохранение мировой культуры (императоры и другие государственные деятели, ученые, писатели и поэты, художники и архитекторы, композиторы, актеры и др.).
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента, необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенными преподавателем, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.
Полный перечень практических и тестовых заданий для студентов представлен в дисциплине на ЕОП АлтГУ. Режим доступа: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9291.