МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музеи под открытым небом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.;к.и.н., Ст. преп., Тишкина К.А.

Рецензент(ы):
к.к.н., доцент, Шорина Д.Е.

Рабочая программа дисциплины
Музеи под открытым небом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с общими и особенными направлениями деятельности музеев под открытым небом, как динамично развивающейся категории музейных учреждений, обеспечивающей сохранение и развитие историко-культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
ПК-2.1 Знает методы исследования музейных предметов и археологических памятников в музеях разных видов и профилей
ПК-2.2 Умеет применять в профессиональной деятельности нормативные акты, регулирующие порядок использования музейных предметов, археологических памятников
ПК-2.3 Владеет навыками определения научной значимости музейных предметов и археологических памятников
ПК-3.02Способен применять технологии хранения музейных предметов при формировании музейных фондов
ПК-3.02.1 Знает методики, технологии хранения музейных предметов и музейных коллекций
ПК-3.02.2 Умеет применять знания для решения задач по хранению музейных предметов с учетом профиля музея и концепции комплектования фондов
ПК-3.02.3 Владеет навыками выявления, фиксации изменений в сохранности музейных предметов и объектов историкокультурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю создания, этапы эволюции и подходы современных исследователей к классификации музеев под открытым небом, методы их комплектования
- методику атрибуции и экспертизы музейных предметов
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать структуру, основные направления деятельности, особенности формирования собраний крупных музеев под открытым небом
- осуществлять определение ценности музейного предмета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью применять теоретические знания о музеях под открытым небом в работе с коллекциями, объектами культурного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности
- методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия в музеях под открытым небом
- практическими навыками работы с музейными предметами, объектами культурного и природного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История создания музеев под открытым небом
1.1. Первые музеи под открытым небом в Европе Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2
1.2. Первые музеи под открытым небом в Европе. История развития Скансена в XX в. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2
1.3. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2
1.4. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Разнообразие современных музеев под открытым небом
2.1. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом. Деятельность в XX в. и современные направления развития зарубежных музеев под открытым небом Сам. работа 6 8 Л1.1
2.2. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом Практические 6 4 Л1.1
2.3. Московский государственный объединенный музей-заповедник Сам. работа 6 8 Л1.2
2.4. Московский государственный объединенный музей-заповедник Практические 6 2 Л1.2
2.5. Проблема классификации музеев под открытым небом Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Методические принципы устройства музеев под открытым небом Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
2.7. Музеи деревянного зодчества Сам. работа 6 8 Л1.2
2.8. Музеи-усадьбы Сам. работа 6 8 Л1.1
2.9. Музеи-усадьбы Практические 6 2 Л1.1
2.10. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Сам. работа 6 6 Л1.1
2.11. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Практические 6 2 Л1.1
2.12. Мемориальные музеи-заповедники Сам. работа 6 8 Л1.1
2.13. Мемориальные музеи-заповедники Практические 6 4 Л1.1
2.14. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Сам. работа 6 8 Л1.1
2.15. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Практические 6 4 Л1.1
2.16. Комплексные музеи-заповедники Сам. работа 6 10 Л1.1
2.17. Комплексные историко-культурные и природные музеи-заповедники Практические 6 6 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11247

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2 Способен осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Скансен под руководством А. Хазелиуса был открыт в ... году.
а. 1885
б. 1891
в. 1895
г. 1896
Ответ: б
Вопрос 2. Укажите виды музеев под открытым небом:
а. архитектурно-этнографические
б. краеведческие
в. города-музеи
г. музеи-усадьбы
Ответ: авг
Вопрос 3. Методические рекомендации по созданию экомузеев на территории Кузбасса были разработаны …
а. П.В. Глушковой
б. М.Е. Каулен
в. В.М. Кимеевым
г. Б.В. Гнедовским
Ответ: в
Вопрос 4. Укажите виды музеев под открытым небом:
а. историко-этнографические
б. естественно-научные
в. археологические
г. архитектурно-этнографические
Ответ: ав
Вопрос 5. Хронологические рамки этапов, выделенные в истории создания музеев под открытым небом, были предложены исследователем …
а. А.В. Кимеевым
б. М.Е. Каулен
в Д.А. Равикович
г. Е. Чайковским
Ответ: г
Вопрос 6. Укажите музеи под открытым небом, созданные в период 1960–1980-е гг.
а. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново»
б. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
в. Музей-усадьба Л.Н. Толстова «Ясная поляна»
г. Музей деревянного зодчества Витославлицы
Ответ: аг
Вопрос 7. Согласно этногеографическому принципу классификации выделяются … музеи под открытым небом
а. региональные
б. локальные
в. средовые
г. национальные
Ответ: абг
Вопрос 8. Выявите верные высказывания о деятельности А. Хазелиуса:
а. трудился преподавателем французского языка
б. основатель Скансена
в. участник Всемирных выставок в Париже
г. создатель Северного (Скандинавского) музея
Ответ: бвг
Вопрос 9. В соответствии с доминирующим видом памятников, среди музеев под открытым небом выделяются …
а. историко-ландшафтные
б. научно-технические
в. парки скульптур и миниатюр
г. общетематические
Ответ: абв
Вопрос 10. Укажите музеи под открытым небом, созданные в период 1960–1980-е гг.
а. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
б. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова
в. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
г. Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева»
Ответ: бв
Вопрос 11. В основу подходов к классификации музеев под отрытым небом положены принципы:
а. тематического содержания
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.
Теоретические вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
«Музеи под открытым небом»
1. Предпосылки и причины создания первых европейских музеев под открытым небом.
2. Скансен: история создания, развитие и современное состояние.
3. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Швеции, Норвегии, Нидерландах) в конце XIX – начале XX в.
4. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Дании, Финляндии, Германии) в конце XIX –начале XX в.
5. Состояние сети европейских музеев под открытым небом в 1918–1958 гг.
6. Деятельность зарубежные музеи под открытым небом на современном этапе.
7. История формирования Музея деревянного зодчества в Коломенском.
8. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере «Дворцово-паркового ансамбля Лефортово» и «Объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское»»
9. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере
усадебного ансамбля Люблино и архитектурного комплекса Измайлово.
10. Музей-заповедник «”Усадьба Мураново” им. Ф.И. Тютчева».
11. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»».
12. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново».
13. История формирования и современные направления деятельности Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
14. Музейно-парковый комплекс под открытым небом – структурного подразделения ОАО «АвтоВАЗ» (Паркового комплекса истории техники им. К.А. Сахарова).
15. Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиал Новгородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Новгород).
16. Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Архангельская область.
17. Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества, Екатеринбургская область.
18. Музей народной архитектуры и крестьянского быта, филиал Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.
19. История формирования Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
21. Современные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
22. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова: история формирования и современное состояние.
23. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»: история формирования и современное состояние.
24. История формирования Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурный и художественного музея-заповедника. Характеристика музейных объектов в Гусь-Хрустальном, Боголюбове, Кидекше, Мурамцево.
25. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс в Суздале.
26. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс во Владимире.
27. История создания Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
28. Состав объектов и экспозиций Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
29. Современные направления деятельности Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
30. Проблемы классификации музеев под открытым небом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глушкова П.В., Кимеев В.М. Музеи под открытым небом: учебное пособие , Кемеров. гос. ин-т культуры biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Этнографические музеи России: учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Э2 Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Э3 Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Э4 Портал Музеи России museum.ru
Э5 Музеи России на портале Культура России www.culture.ru
Э6 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Портал Музеи России http://museum.ru
Музеи России на портале Культура России http://www.culture.ru/museums

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются.

Форма проведения промежуточной аттестации: зачёт
Процедура проведения: на зачетном занятии студенту предлагается ответить на взятый им билет, в который включен один теоретический вопроса. Ответ на вопрос представляется в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут.
Критерии оценивания: Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
– «зачтено» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания предмета в полном объеме учебной программы, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированный ответ, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, демонстрирует логичность и последовательность ответа, умение делать выводы;
– «не зачтено» выставляется, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.