Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Формирование знаний в области изучения социальных систем обществ древности и средневековья на основе комплексного анализа материалов раскопок археологических памятников. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 3.1.1 Историю исследования социальных систем прошлого по археологическим материалам. 3.1.2 Сложившиеся представления об уровнях развития древних и средневековых социумов. 3.1.3 Методы реконструкции социальных систем обществ древности и средневековья по археологическим данным. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 3.2.1 Применять методику социальных реконструкций при изучении конкретных обществ древности и средневековья. 3.2.2 Устанавливать значение конкретных показателей в рамках социальных реконструкций по археологическим материалам. 3.2.3 Использовать терминологический аппарат социальных реконструкций в области археологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 3.3.1 Навыками реконструкции социальной системы общества прошлого по археологическим материалам. 3.3.2 Приемами реализации комплексного подхода в социальных реконструкциях. 3.3.3 Навыками определения социальной значимости конкретных признаков археологического комплекса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История социальных реконструкций в отечественной археологии | ||||||
1.1. | Первые социальные интерпретации в отечественной археологии. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Социальные реконструкции в советской археологии. | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.3. | Изучение социальных систем прошлого на современном этапе. | Сам. работа | 8 | 40 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Методика социальных реконструкций. | ||||||
2.1. | Теоретические подходы к изучению социальных систем прошлого. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Проблемы типологии обществ древности и средневековья. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.3. | Основные аспекты социальной интерпретации погребальных комплексов. | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.4. | Специфика социального анализа поселенческих памятников. | Сам. работа | 8 | 40 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Комплексный подход в исследованиях социальных систем по археологическим материалам. | ||||||
3.1. | Методы формализованного анализа в социальных реконструкциях. | Сам. работа | 8 | 40 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.2. | Данные этнологии и антропологии в социальных реконструкциях по археологическим материалам. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.3. | Значение реконструкции природно-климатических условий и систем жизнеобеспечения в палеосоциальных исследованиях. | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.4. | Социальная система и мировоззрение древних обществ. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Социальные системы древних и средневековых обществ Алтая. | ||||||
4.1. | Опыт реконструкции организации древних обществ Алтая. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
4.2. | Основные аспекты социальной истории средневековых народов Алтая. | Сам. работа | 8 | 24 | Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Первые социальные интерпретации в отечественной археологии. 2. Социальные реконструкции в советской археологии. 3. Изучение социальных систем прошлого на современном этапе. 4. Теоретические подходы к изучению социальных систем прошлого. 5. Проблемы типологии обществ древности и средневековья. 6. Основные аспекты социальной интерпретации погребальных комплексов. 7. Специфика социального анализа поселенческих памятников. 8. Методы формализованного анализа в социальных реконструкциях. 9. Данные этнологии и антропологии в социальных реконструкциях по археологическим материалам. 10. Значение реконструкции природно-климатических условий и систем жизнеобеспечения в палеосоциальных исследованиях. 11. Социальная система и мировоззрение древних обществ. 12. Опыт реконструкции организации древних обществ Алтая. 13. Социальная история народов Алтая в хуннуско-сяньбийско-жужанское время. 14. Основные аспекты социальной истории средневековых народов Алтая. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Элита кочевников Центральной Азии: основные подходы к исследованиям. 2. Современные подходы к использованию статистических методов в палеосоциальных реконструкциях по археологическим источникам. 3. Роль письменных источников в изучении социальных систем древности и средневековья. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания для самостоятельной работы: Тема: История социальных реконструкций в отечественной археологии. 1. Ознакомьтесь с содержанием книги «Васютин С.А., Дашковский П.К. Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии поздней древности и раннего Средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 400 с.» (https://www.asu.ru/files/documents/00021232.pdf). Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы: 1. Обозначьте основные тенденции социальных реконструкций по археологическим материалам в СССР во второй половине 1940-х – 1960-х гг. 2. Дайте краткую характеристику особенностей современного этапа в изучении социальных систем кочевников. 3. Определите ключевые позиции исследователей по вопросам формирования религиозной элиты у кочевников. Тема: Методика социальных реконструкций. Ознакомьтесь с учебным пособием «Матвеева Н.А. Реконструкция социальной структуры древних обществ по археологическим данным: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 208 с.» (https://www.academia.edu/40816646). Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы: 1. Выделите и кратко охарактеризуйте основные теоретические подходы к реконструкции социальных систем прошлого на основе анализа археологических материалов. 2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные социально-значимые признаки погребальных комплексов. Тема: Комплексный подход в исследованиях социальных систем по археологическим материалам. Ознакомьтесь с учебным пособием «Матвеева Н.А. Реконструкция социальной структуры древних обществ по археологическим данным: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 208 с.» (https://www.academia.edu/40816646). Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы: 1. Кратко охарактеризуйте значение, которое имеют методы статистики в современных палеосоциальных реконструкциях. 2. Определите значение природно-климатического фактора на социальные системы народов древности и средневековья. Тестовые задания Тема: Социальные системы древних и средневековых обществ Алтая. 1. Выявите верное утверждение об источниковой базе для реконструкции социальной системы населения Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени: - археологические материалы Алтая II в. н.э. – V в. н.э. весьма немногочисленны на фоне других хронологических периодов; - к настоящему времени на территории Алтая раскопано более 800 погребений хуннуско-сяньбийско-жужанского времени, что составляет весьма представительную источниковую базу; - на Алтае раскопано около 200 погребений хуннуско-сяньбийско-жужанского времени, что достаточно для осуществления социальных реконструкций. 2. К социальным маркерам предметного комплекса населения Алтая раннего средневековья относятся: (укажите несколько ответов) - предметы торевтики; - тесло; - клинковое оружие; - железные наконечники стрел 3. «Царские» курганы, раскопанные на Алтае, относятся к: - эпохе неолита; - скифо-сакскому времени; - раннему средневековью; - эпохе Великого переселения народов. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Социальные реконструкции в археологии_46.03.04.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин] | Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 2): учеб. пособие : [в 3 ч.] | АЗБУКА, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Тишкин А.А., Серегин Н.Н. | Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие | Барнаул : Азбука, 2019 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин ; отв. ред. Ю. Ф. Кирюшин] | Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 1): учеб. пособие : [в 3 ч.] | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Серегин Н.Н.Б Тишин В.В. | Социальная история тюрков Центральной Азии (вторая половина I тыс. н. э.). Ч. 1 : Очерки социальной структуры (по письменным и археологическим источникам): монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Васютин С.А., Дашковский П.К. | Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные концепции): | Барнаул: Азбука, 2009 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Мартынов А.И., Шер Я.А. | Методы археологического исследования: Учебное пособие для студентов вузов | Б.и., 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Археология Алтая | archaeology.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека П.П. Азбелева | kronk.spb.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований: 1.Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе. 2.Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы. 3.Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения. 4.Соблюдение требований к структуре и оформлению. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины. |