МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальные реконструкции в археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Доцент, Серегин Н.Н.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальные реконструкции в археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний в области изучения социальных систем обществ древности и средневековья на основе комплексного анализа материалов раскопок археологических памятников.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.3.1.1 Историю исследования социальных систем прошлого по археологическим материалам.
3.1.2 Сложившиеся представления об уровнях развития древних и средневековых социумов.
3.1.3 Методы реконструкции социальных систем обществ древности и средневековья по археологическим данным.
3.2.Уметь:
3.2.1.3.2.1 Применять методику социальных реконструкций при изучении конкретных обществ древности и средневековья.
3.2.2 Устанавливать значение конкретных показателей в рамках социальных реконструкций по археологическим материалам.
3.2.3 Использовать терминологический аппарат социальных реконструкций в области археологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.3.3.1 Навыками реконструкции социальной системы общества прошлого по археологическим материалам.
3.3.2 Приемами реализации комплексного подхода в социальных реконструкциях.
3.3.3 Навыками определения социальной значимости конкретных признаков археологического комплекса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История социальных реконструкций в отечественной археологии
1.1. Первые социальные интерпретации в отечественной археологии. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальные реконструкции в советской археологии. Практические 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Изучение социальных систем прошлого на современном этапе. Сам. работа 8 40 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Методика социальных реконструкций.
2.1. Теоретические подходы к изучению социальных систем прошлого. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Проблемы типологии обществ древности и средневековья. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Основные аспекты социальной интерпретации погребальных комплексов. Практические 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Специфика социального анализа поселенческих памятников. Сам. работа 8 40 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Комплексный подход в исследованиях социальных систем по археологическим материалам.
3.1. Методы формализованного анализа в социальных реконструкциях. Сам. работа 8 40 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Данные этнологии и антропологии в социальных реконструкциях по археологическим материалам. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Значение реконструкции природно-климатических условий и систем жизнеобеспечения в палеосоциальных исследованиях. Практические 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Социальная система и мировоззрение древних обществ. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Социальные системы древних и средневековых обществ Алтая.
4.1. Опыт реконструкции организации древних обществ Алтая. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Основные аспекты социальной истории средневековых народов Алтая. Сам. работа 8 24 Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Первые социальные интерпретации в отечественной археологии.
2. Социальные реконструкции в советской археологии.
3. Изучение социальных систем прошлого на современном этапе.
4. Теоретические подходы к изучению социальных систем прошлого.
5. Проблемы типологии обществ древности и средневековья.
6. Основные аспекты социальной интерпретации погребальных комплексов.
7. Специфика социального анализа поселенческих памятников.
8. Методы формализованного анализа в социальных реконструкциях.
9. Данные этнологии и антропологии в социальных реконструкциях по археологическим материалам.
10. Значение реконструкции природно-климатических условий и систем жизнеобеспечения в палеосоциальных исследованиях.
11. Социальная система и мировоззрение древних обществ.
12. Опыт реконструкции организации древних обществ Алтая.
13. Социальная история народов Алтая в хуннуско-сяньбийско-жужанское время.
14. Основные аспекты социальной истории средневековых народов Алтая.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Элита кочевников Центральной Азии: основные подходы к исследованиям.
2. Современные подходы к использованию статистических методов в палеосоциальных реконструкциях по археологическим источникам.
3. Роль письменных источников в изучении социальных систем древности и средневековья.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания для самостоятельной работы:

Тема: История социальных реконструкций в отечественной археологии.
1. Ознакомьтесь с содержанием книги «Васютин С.А., Дашковский П.К. Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии поздней древности и раннего Средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 400 с.» (https://www.asu.ru/files/documents/00021232.pdf). Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы:
1. Обозначьте основные тенденции социальных реконструкций по археологическим материалам в СССР во второй половине 1940-х – 1960-х гг.
2. Дайте краткую характеристику особенностей современного этапа в изучении социальных систем кочевников.
3. Определите ключевые позиции исследователей по вопросам формирования религиозной элиты у кочевников.

Тема: Методика социальных реконструкций.
Ознакомьтесь с учебным пособием «Матвеева Н.А. Реконструкция социальной структуры древних обществ по археологическим данным: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 208 с.» (https://www.academia.edu/40816646).
Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы:
1. Выделите и кратко охарактеризуйте основные теоретические подходы к реконструкции социальных систем прошлого на основе анализа археологических материалов.
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные социально-значимые признаки погребальных комплексов.

Тема: Комплексный подход в исследованиях социальных систем по археологическим материалам.
Ознакомьтесь с учебным пособием «Матвеева Н.А. Реконструкция социальной структуры древних обществ по археологическим данным: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 208 с.» (https://www.academia.edu/40816646).
Подготовьте письменный ответ на следующие вопросы:
1. Кратко охарактеризуйте значение, которое имеют методы статистики в современных палеосоциальных реконструкциях.
2. Определите значение природно-климатического фактора на социальные системы народов древности и средневековья.

Тестовые задания
Тема: Социальные системы древних и средневековых обществ Алтая.
1. Выявите верное утверждение об источниковой базе для реконструкции социальной системы населения Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени:
- археологические материалы Алтая II в. н.э. – V в. н.э. весьма немногочисленны на фоне других хронологических периодов;
- к настоящему времени на территории Алтая раскопано более 800 погребений хуннуско-сяньбийско-жужанского времени, что составляет весьма представительную источниковую базу;
- на Алтае раскопано около 200 погребений хуннуско-сяньбийско-жужанского времени, что достаточно для осуществления социальных реконструкций.
2. К социальным маркерам предметного комплекса населения Алтая раннего средневековья относятся: (укажите несколько ответов)
- предметы торевтики;
- тесло;
- клинковое оружие;
- железные наконечники стрел
3. «Царские» курганы, раскопанные на Алтае, относятся к:
- эпохе неолита;
- скифо-сакскому времени;
- раннему средневековью;
- эпохе Великого переселения народов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин] Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 2): учеб. пособие : [в 3 ч.] АЗБУКА, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие Барнаул : Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.3 АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин ; отв. ред. Ю. Ф. Кирюшин] Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 1): учеб. пособие : [в 3 ч.] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Серегин Н.Н.Б Тишин В.В. Социальная история тюрков Центральной Азии (вторая половина I тыс. н. э.). Ч. 1 : Очерки социальной структуры (по письменным и археологическим источникам): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Васютин С.А., Дашковский П.К. Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные концепции): Барнаул: Азбука, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования: Учебное пособие для студентов вузов Б.и., 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Археология Алтая archaeology.asu.ru
Э2 Электронная библиотека П.П. Азбелева kronk.spb.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований:
1.Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе.
2.Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы.
3.Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения.
4.Соблюдение требований к структуре и оформлению.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины.