Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Образовательный инжиниринг |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_Педагогическое образование_ОИ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Формирование у обучающихся: системы теоретических и практических знаний, умений и навыков решения образовательных задач профессиональной педагогической деятельности; научно-методической деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; способности обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения, включая ИКТ, с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающихся. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-6 | Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.1 | Знает основы проектирования образовательных технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе инклюзивные; психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.2 | Умеет проектировать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.3 | Способен использовать психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся в практической деятельности |
ОПК-7 | Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений |
ОПК-7.1 | Знает основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ |
ОПК-7.2 | Умеет планировать индивидуальную и коллективную траекторию взаимодействия с другими участниками образовательных отношений при решении конкретной профессиональной задачи |
ОПК-7.3 | Владеет современными методами организации взаимодействия участников образовательных отношений при решении конкретной профессиональной задачи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-6.1. Знает основы проектирования образовательных технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе инклюзивные; психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями. ОПК-7.1. Знает основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-6.2. Умеет проектировать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями. ОПК-7.2. Умеет планировать индивидуальную и коллективную траекторию взаимодействия с другими участниками образовательных отношений при решении конкретной профессиональной задачи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-6.3. Способен использовать психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся в практической деятельности. ОПК-7.3. Владеет современными методами организации взаимодействия участников образовательных отношений при решении конкретной профессиональной задачи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Другой Мир. Другой ребенок. Другая школа | ||||||
1.1. | Технологический подход в обучении. Особенности и причины перехода на технологический подход в образовании. Основные понятия технологического подхода. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Качественное своеобразие технологий педагогики. Современная интерпретация и взаимосвязь основных педагогических понятий: метод обучения, прием обучения, педагогическая технология, образовательная технология. | Практические | 1 | 2 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2 |
1.3. | Понятие «технология». Гарантированный результат как системообразующий элемент технологии. Понятие «технология» в педагогическом контексте. Традиции и инновации образовательных технологий. Классификация обобщенных современных образовательных технологий.Изменения, привносимые в традиционное обучение на уровне образовательных технологий в соответствии с современными образовательными целями. | Сам. работа | 1 | 24 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2 |
Раздел 2. Технологии личностно-ориентированного и системно-деятельностного обучения | ||||||
2.1. | Тенденции развития образовательных технологий. Способы инновирования образовательных технологий (радикальный, комбинаторный, модифицирующий). | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2 |
2.2. | Технология развития критического мышления: метод mindmaping. Технология case-study – ситуационного анализа Игровые технологии: метод дебатов, ролевая игра, прием драматизации, дидактические онлайн-игры. | Практические | 1 | 2 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2 |
2.3. | Качественные характеристики (атрибуты) образовательной технологии: психолого-педагогическая обоснованность, воспроизводимость, гарантированность результата. Виды технологий в зависимости от формулировки целей, на достижение которых они ориентированы. Строгие технологии. Нестрогие технологии. Изменения, привносимые в традиционное обучение на уровне образовательных технологий в соответствии с современными образовательными целями. | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 3. Метапредметно-ориентированные педагогические технологии | ||||||
3.1. | ТРИЗ-педагогика. Технология учебного проектирования. Метапредметное обучение. Обучение в сотрудничестве. | Практические | 1 | 2 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
3.2. | Примеры инновирования образовательных технологий, ориентированных на формирование у обучающихся профессиональных теоретических и практических знаний. | Сам. работа | 1 | 40 | ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие компоненты включаются в содержание образования? а) система знаний, умений, навыков; система способов деятельности; опыт практической деятельности; б) система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; система моральных и этических ценностей; в) система знаний; система умений; система навыков; система компетентностей; г) система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; эмоционально-ценностное отношение к действительности. Правильный ответ: а 2. Какие основные модели включает в себя психолого-педагогическая диагностика? а) изучение и определение состояния развития педагогического процесса, педагогической системы; б) диагностический минимум (скрининг); в) первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития; г) углубленное психодиагностическое обследование. Правильный ответ: бвг 3. Изучение состояния педагогического процесса называется а) контролем; б) оценкой; в) педагогической диагностикой; г) тестированием. Правильный ответ: в 4. Технология в строгом понимании термина – это зафиксированная последовательность действий и операций, обеспечивающих … результат. а) гарантированный б) планируемый в) возможный г) прогнозируемый Правильный ответ: аб 5. Технологии, которые являются средством подготовки обучаемых к выполнению социальных ролей и функций в современной профессиональной жизнедеятельности, профессиональной и личностной социализации. а) гуманитарные б) профессиональные в) инновационные г) интенсивные Правильный ответ: а 6. Укажите технологии, реализуемые в педагогической практике, которые относятся к образовательным технологиям? а) педагогическая мастерская б) технология развития критического мышления в) технология урока г) технология организации здорового образа жизни в школе Правильный ответ: аб 7. Образовательный результат, характеризующий стремление и готовность личности использовать системы знаний и способов деятельности для решения реальных практических задач, определяется через понятие: а) компетентность б) ЗУН (знания, умения, навыки) в) познавательная способность г) качества личности Правильный ответ: а 8. Описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в табличной форме) с указанием применяемых средств: а) технологическая карта (правильный ответ) б) технологическая схема в) логическая схема г) технологический концепт Правильный ответ: а 9. Результат профессионального образования, характеризующийся уровнем сформированности знаний, умений и навыков, необходимым для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования. а) функциональная грамотность б) профессиональная компетентность в) профессиональная квалификация г) профессиональная культура Правильный ответ: а 10. Укажите основные этапы технологии учебного проектирования. а) постановка учащимися индивидуальной или коллективной задачи б) представление и защита результатов в) вызов, побуждение к учебной работе г) осмысление новой информации Правильный ответ: аб 11. Наука о создании педагогических новшеств, их оценке, освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. а) педагогическая инноватика (правильный ответ) б) инноватика в образовании в) инновационное обучение г) инноватика в образовательных технологиях Правильный ответ: а 12. Какие технологии, реализуемым с применением компьютерных средств, относят к радикально инновационным технологиям? а) ТОГИС б) учебный веб-квест в) лекция-тест г) виртуальная экскурсия Правильный ответ: аб 13. Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «дистанционное обучение». а) Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, полностью или частично осуществляемый с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий. б) Способ организации образовательного процесса с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную и временную удаленность, участвуют в учебном процессе. Правильный ответ: б 14. Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. а) электронный образовательный ресурс б) образовательный контент в) медиа-средство г) веб-сайт Правильный ответ: а 15. Какие из указанных технологических средств электронного обучения относятся к образовательным ресурсам. а) электронный учебный курс б) виртуальный практикум в) система дистанционного обучения г) коллективное медиахранилище Правильный ответ: аб ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В чем заключается основное содержание гуманистического воспитания? Правильный ответ: Основное содержание гуманистического воспитания заключается в гармоническом развитии. Гуманисты подчеркивают, что способности у людей разные. Каждый получает от природы нечто, и важно узнать, что именно, чтобы не ошибиться в выборе занятий для ребенка. 2. В чем суть технологии модульного обучения? Правильный ответ: Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности. ИЛИ Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для обучающегося и преподавателя. 3. Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности – это … Правильный ответ: профессиональная компетентность 4. В соответствии с современными инновационными требованиями к результатам образования сегодня выделяют совокупность образовательных технологий, которые наиболее эффективно обеспечивают их достижение. Укажите не менее 2 особенностей этих технологий. 1. Строятся на основе диалога (полилога). 2. Ориентированы на развитие личностных характеристик (здоровье, смыслы, мотивы, ценностные ориентиры и др.). 3. Открытость целей работы педагога с обучаемыми. 4. Гибкость, которая дает возможность выбора форм и способов деятельности обучаемых. 5. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника – это … Правильный ответ: дистанционные 6. Дайте определение информационно-образовательной среды Правильный ответ: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. ИЛИ Совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий и средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ. 7. Чем образовательная среда отличается от образовательного пространства? Правильный ответ: В отличие от образовательного пространства, которое представляет собой окружающие учащегося факторы, образовательная среда предполагает включение индивида, его активное участие как субъекта образовательной деятельности. 8. Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе, – это … Правильный ответ: электронный учебно-методический комплекс ИЛИ ЭУМК. 9. Интерактивный мультимедийный ресурс, воспроизводящий временную шкалу, на которой располагается информация в виде текста, изображения, видео или аудио файлы – это … Правильный ответ: лента времени. 10. Интерактивный мультимедийный ресурс, который позволяет обозначить флажками на картах разных типов конкретные места (географические и исторические объекты, достопримечательности и др.) и выбирать тексты, изображения, аудио или видео файлы, которые содержат информацию об этом месте или объекте, – это … Правильный ответ: интерактивная карта 11. Mindmap (ментальная карта) – это метод визуализации данных, инструмент, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями. Опишите основные элементы составления ментальных карт. Правильный ответ: 1. На карту помещают главный блок, где фиксируется основная идея, концепция, тема или проблема. 2. Вокруг выстраивают другие блоки с идеями, которые связаны с главным блоком. 3. От этих блоков идут ответвления к другим блокам с идеями и так далее. В итоге получается большое дерево решений или ментальная карта. 12. Технология гуманистического направления в педагогике, основная идея которой состоит в создании условий для активной совместной деятельности, совместного обучения, когда учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде, – это … Правильный ответ: обучение в сотрудничестве ИЛИ технология обучения в сотрудничестве. 13. Перечислите основные методологические требования (критерии технологичности) к педагогической технологии (не менее 3). Правильный ответ: Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость. 14. В чем состоит основное отличие педагогической технологии от образовательной технологии? Правильный ответ: Понятие педагогическая технология является более широким, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. 15. Совместная творческая, игровая или учебно-познавательная деятельность участников образовательного процесса, направленная на изменение у них качественных и количественных показателей результатов обучения, – это технология … Правильный ответ: учебного проектирования ИЛИ технология учебного проектирования. 16. Назовите типы проектов с точки зрения их классификации по характеру поисковой деятельности и преобладающим методам. Правильный ответ: исследовательские, творческие, информационные. 17. Что означают аббревиатуры ТРИЗ, АРИЗ? Правильный ответ: теория решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач. 18. Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы – это … обучение. Правильный ответ: метапредметное ИЛИ метапредметное обучение. 19. Процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку – это … Правильный ответ: Инклюзивное образование. 20. назовите не менее четырех принципов инклюзивного образования. Правильный ответ: Всего выделяют восемь принципов инклюзивного образования: 1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2) Каждый человек способен чувствовать и думать. 3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4) Все люди нуждаются друг в друге. 5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется: а) анализом б) диагностированием в) целеполаганием г) конструированием Правильный ответ: в 2. В рамках гуманистической парадигмы цели воспитания определяются как: а) социально желаемое состояние личности б) диагностируемый результат воспитания в) внешний социальный план развития личности г) помощь личности в разностороннем развитии Правильный ответ: г 3. Какими признаками обладает диагностично поставленная образовательная цель? а) качество, которое формируется у обучаемого (или группы), имеет точное описание, позволяющее отличить его от других б) имеется инструмент, с помощью которого можно контролировать сформированность определенного качества в) дозируется помощь педагога с учетом возможностей обучаемых г) регламентируется психологическое сопровождение, влияющее на формирование определенного качества Правильный ответ: аб 4. Укажите общие способности, на развитие которых может быть ориентирована образовательная технология. а) рефлексивность б) креативность в) музыкальный слух г) эстетизм (эстетическое переживание реальности) Правильный ответ: аб 5. Образовательный результат, характеризующий направленность ценностных ориентаций человека, способность определенным образом воспринимать действительность, предрасположенность к определенному типу поведения в широком наборе ситуаций, определяется через понятие: а) качества личности (правильный ответ) б) ЗУН в) компетентность г) способность Правильный ответ: а 6. Какому способу организации познавательной деятельности обучаемых, используемому для формирования профессиональных навыков специалиста, соответствует определение: «Это многократное выполнение какого-либо действия…»? а) выполнение упражнений б) анализ и решение производственных ситуаций в) просмотр видеоматериалов г) участие в деловой игре Правильный ответ: а 7. Какие способы реализации лекционной технологии относят к активным лекциям? а) лекция-тест б) конспект-лекция в) проблемная лекция г) монологическая лекция Правильный ответ: абв 8. Целевой компонент профессионального образования должен включать в себя цели развития общеинтеллектуальных способностей обучаемых, и в частности интеллектуально-эвристических. Какие образовательные технологии могут использоваться для достижения этой цели? а) «Метод многомерных матриц» б) Мозговой штурм в) Взаимообмен заданиями г) Лекция-тест Правильный ответ: аб 9. Тренинговое занятие как форма обучения направлено на приобретение обучающимися суммы знаний, практических умений профессиональной деятельности и профессионально-личностных качеств. Какие этапы оно включает? а) выполнение системы упражнений по теме занятия б) рефлексия участниками содержания занятия в) сообщение новой учебной информации г) формирование учебных ассоциативных связей Правильный ответ: аб 10. Форма взаимодействия обучающегося с учебным контентом в технологической системе обучения при прослушивании речи или просмотре изображений. а) условно-пассивная б) активная в) деятельностная г) исследовательская Правильный ответ: а 11. Форма взаимодействия обучающегося с учебным контентом в технологической системе обучения при навигации по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам). а) активная б) условно-пассивная в) деятельностная г) исследовательская Правильный ответ: а 12. Форма взаимодействия обучающегося с учебным контентом в технологической системе обучения при перемещении объектов для установления их соотношений, иерархий; изменении параметров (характеристик) объектов. а) деятельностная(правильный ответ) б) условно-пассивная в) исследовательская г) активная Правильный ответ: а 13. Задачи организации педагогического взаимодействия при обучении в технологической системе. а) контроль и коррекция преподавателем результатов учебной работы б) организация общения для активизации усвоения учебного материала в) включенность педагога в познавательную деятельность обучаемых г) организация общения для коллективной деятельности и оценки учебных продуктов Правильный ответ: аб 14. Система внешних условий, побуждающих обучающегося к их преобразованиям, к деятельностной активности. а) учебная ситуация б) проблема в) учебное упражнение г) учебное задание Правильный ответ: а 15. Сетевой проект – образовательная технология, предполагающая использование сетевого технологического инструментария … а) на всех этапах работы над проектом (правильный ответ) б) только при оформлении результатов проекта в) в процессе поиска информации по теме проекта г) на отдельных этапах работы над проектом Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Кто является участниками образовательных отношений и процесса в общеобразовательном учреждении? Правильный ответ: Обучающиеся, администрация и педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. 2. Процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка, – … Правильный ответ: Педагогическое взаимодействие. 3. Что является основанием для возникновения образовательных отношений согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»? Правильный ответ: Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем – договор об образовании. 4. Назовите 3 основных стиля педагогического взаимодействия, традиционно выделяемых отечественной психолого-педагогической наукой. Правильный ответ: авторитарный, демократический и либеральный. 5. Способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения, – это … Правильный ответ: Метод обучения. 6. В чем состоит отличие педагогического взаимодействия от педагогического воздействия? Правильный ответ: Взаимодействие, в том числе педагогическое, подразумевает две действующие стороны (педагог – студент / обучающийся), т. е. процесс обучения становится взаимонаправленным. Воздействие, в том числе педагогическое, это односторонний процесс. 7. Технология, поддерживающая простой и доступный способ коллективного создания гипертекста, – … Правильный ответ: вики (wiki) 8. Коротко охарактеризуйте основные подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный и личностно-ориентированный. Правильный ответ: Деятельностный – формирует разнообразные способы и виды деятельности, при котором обучающиеся сами являются активными участниками образовательного процесса. Личностно-ориентированный обеспечивает развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения. 9. Назовите не менее 3 основных характеристик взаимодействия. Коротко охарактеризуйте их. Правильный ответ: 1) взаимопознание – объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу; 2) взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; 3) взаимоотношение – проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; 4) взаимодействия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга; 5) взаимовлияние – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания. 10. Целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи, и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта – это … Правильный ответ: социально-педагогическое взаимодействие. 11. Назовите не менее 4 традиционных форм взаимодействия участников образовательных отношений. Правильный ответ: 1) родительское собрание; 2) работа с родительским комитетом; 3) консультации; 4) беседы; 5) совместное проведение праздников; 6) посещение на дому; 7) конференции; 8) дни открытых дверей и др.. 12. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения «по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ» – это … отношения. Правильный ответ: образовательные. 13. Кто может выступать инициатором изменения образовательных отношений? Правильный ответ: Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. 14. Назовите не менее 4 компонентов, которые в обязательном порядке должна содержать информационно-образовательная среда образовательной организации. Правильный ответ: 1) информационно-методическая поддержка образовательного процесса; 2) планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; 3) мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; 4) мониторинг здоровья обучающихся; 5) современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; 6) дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; 7) дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. 15. Специальная форма организации познавательной деятельности, основанная на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности – это … Правильный ответ: Интерактивное обучение. 16. Назовите не менее 4 интерактивных образовательных технологии. Кратко охарактеризуйте их. Правильный ответ: 1) Мозговые штурмы ( brainstorm); 2) Круглые столы (дискуссия, дебаты); 3) Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); 4) Деловые и ролевые игры; 5) Мастер-классы; 6) Дискуссия; 7) Видеоконференция; 8) Вебинар и др. 17. Перечислите наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей (не менее 4). Правильный ответ: 1) Родительское собрание, родительский лекторий; 2) Проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым; 3) Подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу; 4) Конференция по обмену опытом воспитания детей; 5) Вечер вопросов и ответов; 6) Встреча с администрацией, учителями класса; 7) Групповые занятия; 8) Индивидуальная работа с родителями и др. 18. Система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов – это … Правильный ответ: Сетевое взаимодействие. 19. Основные компоненты образовательного процесса. Правильный ответ: Цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и учащихся, результат. В этой связи педагогический процесс следует рассматривать как развивающееся взаимодействие субъектов воспитания (обучающих и обучаемых). 20. Как называется форма организации взаимодействия участников образовательного процесса в режиме онлайн? Правильный ответ: Онлайн-обучение подразумевает проведение образовательного процесса в режиме реального времени. Этот формат считают продолжением distance learning и часто еще называют elearning, что с английского означает «электронное обучение». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Щуркова Н.Е.- | Педагогические технологии: | Издательство Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Факторович А.А. | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Халяпина Л. П., Анохина Н. В. | Новые информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Халяпина Л.П., Анохина Н.В. | Новые информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности: учебное пособие | Кемерово: КемГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Киселев Г.М. | Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник | , 2020 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Утёмов В.В., Горев П.М. | Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие | Киров: Изд-во АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Вопросы образования: сайт журнала: | vo.hse.ru | ||
Э2 | Российское образование: федеральный портал | www.edu.ru | ||
Э3 | Библиотека федерального портала Российское образование | http://www.edu.ru/index. php?page_id=242 | ||
Э4 | Педагогическая библиотека | www.pedlib.ru | ||
Э5 | Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |