МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Античная литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ковалев О.А.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Профессор, Десятов В.В

Рабочая программа дисциплины
Античная литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития; основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами литературоведческого анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в античную литературу Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Древнегреческая литература
2.1. Гомеровский эпос Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. «Илиада» Практические 1 2 ПК-1 Л1.2
2.3. «Одиссея» Практические 1 2 ПК-1 Л1.2
2.4. Гесиод и дидактический эпос Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2
2.5. Древнегреческая лирика Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2
2.6. Древнегреческая трагедия Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.7. Драматургия Эсхила Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.8. Трагический театр Софокла. «Антигона» Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.9. Трагедия Софокла «Царь-Эдип» Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.10. Трагедии Еврипида Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.11. Древнегреческая комедия Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.12. Новоаттическая комедия. Менандр Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.13. Самостоятельное чтение текстов Сам. работа 1 36 ПК-1 Л1.2
Раздел 3. Римская литература
3.1. Ранняя римская литература. Цицерон Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2
3.2. Драматургия Плавта Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.4
3.3. Поэма Лукреция «О природе вещей» Практические 1 2 ПК-1 Л1.2
3.4. Литература эпохи утверждения империи. Гораций Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2
3.5. Римский эпос. «Энеида» Вергилия Практические 1 2 ПК-1 Л1.2
3.6. Римская литература I–III веков н. э. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.2
3.7. Сенека Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
3.8. Античный роман Практические 1 0 ПК-1 Л1.2
3.9. Самостоятельное чтение текстов Сам. работа 1 36 ПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6982

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Кто из перечисленных поэтов не был родом с острова Лесбос?
а. Анакреонт
б. Алкей
в. Сапфо
Ответ: а

Вопрос 2. Что в отечественной классической филологии называют меликой?
а. лирическую поэзию древних греков, предназначенную для распевания сольно или хором
б. один из жанров древнегреческой лирики
в. лирическую поэзию древних греков, предназначенную для распевания сольно
г. лирическую поэзию древних греков, предназначенную для распевания хором
Ответ: а

Вопрос 3. О какой битве идет речь в трагедии Эсхила «Персы»?
а. Битва при Саламине
б. Битва при Марафоне
в. Афинская экспедиция в Египет
г. Боевые действия в Эгейском море
Ответ: а

Вопрос 4. Кто из перечисленных персонажей не появляется на сцене в комедии Аристофана «Лягушки»?
а. Софокл
б. Эсхил
в. Харон
г. Еврипид
д. Геракл
Ответ: а

Вопрос 5. К какому периоду относится творчество Аристофана?
а. древняя аттическая комедия
б. средняя аттическая комедия
в. новая аттическая комедия
Ответ: а

Вопрос 6. Кого из драматургов собирается вернуть из Аида Дионис в начале пьесы «Лягушки»?
а. Еврипида
б. Эсхила
в. Софокла
г. Аристофана
Ответ: а

Вопрос 7. Зачем Дионис отправляется к Гераклу?
а. Он хочет узнать у него дорогу в преисподнюю.
б. Он хочет взять у Геракла палицу.
в. Он хочет посоветоваться, какого драматурга вызволять из Аида.
г. Дионис нуждается в моральной поддержке.
Ответ: а

Вопрос 8. Кто из перечисленных персонажей комедии «Лягушки» не появляется на сцене в прологе?
а. Дионис
б. Ксанфий
в. Геракл
г. Харон
д. Эсхил
Ответ: г, д

Вопрос 9. Какую черту демонстрирует Дионис в комедии «Лягушки» наиболее часто?
а. трусость
б. рассудительность
в. благородство
г. влюбчивость
Ответ: а

Вопрос 10. Зачем Эак пытает Ксанфия и Диониса?
а. чтобы выяснить, кто из них бог
б. чтобы выяснить, зачем они проникли в Аид
в. в качестве наказания за то, что они проникли в Аид
г. в качестве наказания за то, что они пытались его обмануть
Ответ: а

Вопрос 11. Каким эпизодом заканчивается «Илиада»?
а. Погребение Гектора
б. Гибель Гектора
в. Гибель Ахиллеса
г. Проникновение греков в Трою с помощью Троянского коня
Ответ: а

Вопрос 12. К какой богине обращается поэт в начале «Илиады» Гомера: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...»?
а. к Музе, богине поэзии
б. к Афродите, богине любви
в. к Эриде, богине раздора
г. к Афине, богине войны
Ответ: а

Вопрос 13. Зачем Гектор отправляется в Трою (песнь шестая)?
а. попросить мать, чтобы она принесла жертвы Афине
б. попрощаться с женой и сыном
в. призвать Париса сражаться, а не отсиживаться
г. организовать оборону Трои
Ответ: а

Вопрос 14. Кто из перечисленных героев выражает ростки государственного сознания?
а. Гектор
б. Ахилл
в. Агамемнон
г. Одиссей
Ответ: а

Вопрос 15. Кто из богов преобразил Одиссея, чтобы он смог прийти в свой дом, не будучи узнанным?
а. Афина
б. Посейдон
в. Гера
г. Зевс
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. В каком веке было впервые поставлено под сомнение авторство Гомера? Укажите век арабскими цифрами.
Ответ: 17

2. Ее продуманность является важным аргументом в устах защитников наличия у «Илиады» единого автора:
Ответ: композиция

3. Назовите фамилию человека, прославившегося открытием Трои:
Ответ: Шлиман

4. Как называется произведение Гесиода, рассказывающее о происхождении богов? Укажите название без кавычек:
Ответ: Теогония

5. Назовите область Древней Греции, с которой связана жизнь Гесиода:
Ответ: Беотия

6. Назовите имя человека, которому адресованы назидания Гесиода в поэме «Труды и дни»
Ответ: Перс

7. Этот древнегреческий поэт был в то же время афинским законодателем и известным политиком:
Ответ: Солон

8. Этот поэт, подобно Сапфо, происходил с острова Лесбос:
Ответ: Алкей

9. Древнегреческий поэт, ставший в последующей культуре символом античного жизнелюбия и объектом многочисленных подражаний:
Ответ: Анакреонт

10. Как в Древней Греции назывался человек, насильственно захвативший власть?
Ответ: тиран

11. Свадебная песня у греков, которую пели перед невестой или в спальне новобрачных юноши и девы:
Ответ: эпиталама

12. «Снова терзает меня расслабляющая члены любовь, сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты».

Назовите поэта, которому принадлежат эти слова.
Ответ: Сапфо

13. Из празднеств в честь этого бога выросло искусство театра:
Ответ: Дионис

14. Как называется руководитель хора в античной драме?
Ответ: корифей

15. Как называется хоровая песня, которая в древнегреческом театре исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру?
Ответ: парод

16. В древнегреческой трагедии так именовалась часть пьесы, предшествовавшая первой песне хора:
Ответ: пролог

17. В древнегреческом театре так называлась хоровая песня, которая исполнялась хором не в движении (не во время выхода или входа), а в центральной части пьесы, когда хор находился в орхестре:
Ответ: стасим

18. Круглая площадка для выступлений актеров, хора и отдельных музыкантов в античном театре:
Ответ: орхестра

19. В античном театре задняя палатка для переодевания актеров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию:
Ответ: скена

20. Так назывался скорбный плач, который исполнялся хором и актерами-певцами совместно:
Ответ: коммос

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гиленсон Б.А. История античной литературы. В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Тронский И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Гиленсон Б.А. История античной литературы. В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л1.4 Никола М. И. Античная литература: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Прометей, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. АНТИЧНАЯ ДРАМА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на Едином образовательном портале АлтУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежной литературы - важный в системе журналистского образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


4. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.