МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чудова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о безнадзорности, беспризорностии праовнарушениях несовершеннолетних как социальных проблемах современности; формирование знаний о правовых источниках социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками; овладение содержанием и технологиями социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие у будущих специалистов аналитических, организаторских, коммуникативных компетенций в процессе реализации профессиональной деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и правовые основы социальной профилактики безнадзорности и беспризорности
1.1. Безнадзорность и беспризорность и престпность несовершеннольних как социальные проблемы современности Лекции 7 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Безнадзорность и беспризорность как социальные проблемы современности Практические 7 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Безнадзорность и беспризорность как социальные проблемы современности Сам. работа 7 7 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в России и Алтайском крае Лекции 7 2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в России и Алтайском крае Практические 7 4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Правовое обеспечение социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в России и Алтайском крае Сам. работа 7 8 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Система социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Лекции 7 4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Система социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Практические 7 4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Система социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Сам. работа 7 8 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методические основы социальной профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
2.1. Направления социальной профилактики безнадзорности, беспризорности Лекции 7 4 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Направления социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Практические 7 6 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Направления социальной профилактики безнадзорности и беспризорности Сам. работа 7 8 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Технологии социальной профилактики безнадзорности, беспризорности ии праовнарушений несовершеннолетних Лекции 7 6 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Технологии социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Практические 7 6 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Технологии социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних Сам. работа 7 8 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социальная работа – это:
А)наука;
Б)практика;
В)наука и практика.

2. Своеобразие российской модели социальной работы состоит в:
А)междисциплинарном характере;
Б) использовании переходной модели;
В)передаче основных функций социальной работы общественным организациям.

3. Основные формы социальной работы - это
А) консультирование, поиск ресурсов, создание сети поддержки;
Б) оценка рисков и ресурсов социального случая;
В) обращение к другим службам.

4. При Екатерине Великой в Москве, а затем в Петербурге открываются
А) воспитательные дома для «зазорных младенцев»;
Б) Попечительство о глухонемых детях;
В) Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест».

5. Комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР
А) в 1941г.
Б) в 1935г.
В) в 1964г.

6. Документ нормативно-правового регулирования международного уровня
А) Конвенция ООН о правах ребенка
Б) Семейный кодекс Российской федерации
В) Конституция Российской Федерации

7. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входит
А) Органы управления образованием;
Б) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
В) объекты культуры.

8. Семья является ... институтом социализации (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) первичным;
Б) Вторичным;
В) Третичным.

9. Семья является относящейся к группе социального риска, если
А) в ней нарушена семейная структура;
Б) в ней наблюдается пренебрежение родительскими функциями;
В) отсутствует отец или мать.

10. К семейному насилию обычно относят физическое, … и эмоциональное насилие (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) сексуальное;
Б) психическое;
В) телесное.

11. Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является:
А) органы службы занятости;
Б) органы внутренних дел;
В) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

12. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализует следующие направления деятельности:
А) совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
Б) развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
В) трудоустройство молодежи.

13. Биопсихосоциальный подход к личности клиента в социальной работе был сформулирован:
А) З. Фрейдом.
Б) Х. Перлман.
В) Э. Эриксоном;
Г) К. Роджерсом.

14. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
А) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
Б) социальные приюты для детей;
Г) спортивные секции.

15. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
А) личное обращение несовершеннолетнего;
Б) заявление родителей несовершеннолетнего;
В) заявление соседей.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.В
2.Б
3.А
4.А
5.Б
6.А
7.А,Б
8.А
9.Б
10.А
11.В
12.А,Б
13.Б
14.А,Б
15.А,Б
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Нормативно-правовое регулирование - это процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи ____________, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
2. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специалист по социальной работе руководствуется нормативно-правовыми актами _____ уровней
3. Под системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразумевают совокупность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактическая деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
4. ____-– это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
5. Вопросы развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находят свое отражение ___________субъектов Российской Федерации.
6. Невербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
7. Вербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
8. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
9. Активное слушание предполагает_____
10. Создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами – это направления деятельности____________
11. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации относятся к _________
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Социальная работа является сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих _________________неблагополучие?
14. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся: ______________
15. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
16. ________– это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности.
17. ________– это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.).
18. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, может служить____________.
19. Направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является основанием________
20. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица,_________________.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- специальных юридических средств и методов
2-3-х
3- совокупность органов и учреждений,
4-дети группы риска
5- в законодательных актах
6-мимика, жесты, интонация
7-речь, слово
8-неуместно выражать свои эмоции
9-перефразирование
10- системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
11- специализированным учреждениям для несовершеннолетних
12-личность
13-общественное или индивидуальное
14-с социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей
15- непрерывным
16- десоциализация
17- ресоциализация
18- личное обращение несовершеннолетнего
19-приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних
20-находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности на муниципальном уровне.
2. Организация социальной работы в отделениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждений социального обслуживания.
3. Социальное партнерство в социальной профилактике безнадзорности и беспризорности.
4. Организация социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в сфере образования.
5. Организация социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в сфере социального обслуживания.
6. Организация социальной профилактики безнадзорности и беспризорности в правоохранительных органах.
7. Социальное проектирование профилактики безнадзоности и беспризорности.
8. Социальная диагностика безнадзорности и беспризорности.
9. Технологии оказания социально-правовой помощи семье в трудной жизненной ситуации.
10. Технологии уличной социальной работы.
11. Организация индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками по месту жительства.
12. Социальный патронаж семьи.
13. Управление досугом подростков: цели и задачи
14. Организация социальной работы с замещающей семьей: сущность, особенности организации
15. Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности за рубежом (страна на выбор).
16. Социальная профилактика безнадзорности и беспризорности в Алтайском крае.
17. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних как социальные проблемы современности
18. Нормативно - правовые документы по обеспечению социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и Алтайском крае
19. Технологии социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
20. Направления социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Примерные практические задания
1. Составьте блок схему полномочий субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних на федеральном уровне
2. Составьте блок схему полномочий субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних на региональном уровне
3. Составьте блок схему полномочий субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних на муниципальном уровне
4. Разработайте карту субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений с описанием их полномочий


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018., biblio-online.ru
Л2.3 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э2 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э3 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.aksp.ru]
Э4 Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.fond-detyam.ru/]
Э5 Национальный благотворительный фонд. Официальный сайт [Режим доступа: http://nbfond.ru/]
Э6 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.nfpcc.ru/]
Э7 курс в Moodle «Cоциальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.