МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Групповые формы социальной работы с подростками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Групповые формы социальной работы с подростками

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н.,проф.,Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности молодежи и подростков, определению индивидуальных потребностей молодых людей с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению. Сформировать у студентов представление о сущности и содержании взаимодействия специалиста по социальной работе как субъекта психосоциальной работы с подростками ассоциального поведения; освоить групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и правила их использования в социальной практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. «Нетренинговые» формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализация
1.1. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Тренинг как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения
2.1. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 24 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Сам. работа 5 38 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социальная работа – это:
А)наука;
Б)практика;
В)наука и практика.

2. Своеобразие российской модели социальной работы состоит в:
А)междисциплинарном характере;
Б) использовании переходной модели;
В)передаче основных функций социальной работы общественным организациям.

3. Основные формы социальной работы - это
А) консультирование, поиск ресурсов, создание сети поддержки;
Б) оценка рисков и ресурсов социального случая;
В) обращение к другим службам.

4. Ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий благодаря
А) предметно-манипулятивной игре;
Б) сюжетно-ролевой игре.

5. Символическая игра, где ребенок использует предметы-заместители, то есть вместо одной вещи другую, активно используется примерно с
А) 2х лет
Б) 5 лет
В) 6 лет.

6. В возрасте 7-12 лет в жизни ребенка преобладает
А) учебная деятельность
Б) профессиональная деятельность.

7. Средний школьный возраст особенно характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению
А) пассивности;
Б) физических усилий.


8. Семья является ... институтом социализации (выберите слово, которое наиболее подходит на место пропущенного).
А) первичным;
Б) Вторичным;
В) Третичным.

9. Принципы игровой деятельности
А) самовыражения;
Б) большого количества участников;
В) эмоционального и волевого напряжения.

10. Целью деятельности учреждения социального обслуживания является:
А) профилактика обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни граждан;
Б) предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании;
В) образовательная деятельность.

11. Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является:
А) органы службы занятости;
Б) органы внутренних дел;
В) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

12.Оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения-это
А) цель метода групповой работы;
Б) направление деятельности специализированных учреждений.

13. Биопсихосоциальный подход к личности клиента в социальной работе был сформулирован:
А) З. Фрейдом.
Б) Х. Перлман.
В) Э. Эриксоном;
Г) К. Роджерсом.

14. Модель взаимопомощи состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики-это
А) элемент индивидуальной работы с клиентом;
Б) элемент классификации социальной групповой работы.

15. Группы восстановления умений, образовательные группы- это:
А) виды групповой работы;
Б) направления групповой работы;
В) принципы групповой работы.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.В
2.Б
3.А
4.Б
5.А
6.А
7.Б
8.А
9.А,В
10.А,Б
11.В
12.А
13.Б
14.Б
15.А
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. У ребенка _________ преобладают предметно-манипулятивные игры.
2. Примерно ______ развивается символическая игра.
3. После _____ большинство детей уже объединяют в игре несколько различных действий.
4. ____-– это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
5. После _____ в жизни ребенка преобладает режиссерская игра, появляется игра-фантазирование.
6. Невербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
7. Вербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
8. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
9. Активное слушание предполагает_____
10. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение – это ______ игровой деятельности.
11. Игра протекает в определенных рамках _______ и времени.
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Социальная работа является сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих _________________неблагополучие.
14. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся: ______________
15. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
16. ________ обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни граждан- одна из целей деятельности учреждения социального обслуживания.
17. Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу _____для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.
18. Модель _______ состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.
19. Группы восстановления умений, образовательные группы- это ___ групповой работы.
20. Коммуникативная игра_____освоению навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоению диалектики общения;
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- до 2-х лет
2- с 2 лет
3- 2.5 лет
4-дети группы риска
5- 5-ти лет
6-мимика, жесты, интонация
7-речь, слово
8-неуместно выражать свои эмоции
9-перефразирование
10- принцип
11- пространства
12-личность
13-общественное или индивидуальное
14-с социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей
15- непрерывным
16-профилактика
17- группового опыта
18- взаимопомощи
19- виды
20- способствует
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов

Теоретические вопросы
1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения.
2. Технология организации игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Ролевая игра.
5. Организационно-деятельностная игра.
6. Деловая игра.
7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения.
8. Требования к проведению дискуссии.
9. Правила ведения дискуссии.
10. Панельная дискуссия.
11. Форум.
12. Симпозиум.
13. Дебаты.
14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения.
16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
17. Разработка программы тренинга.
18. Структура тренинговых занятий.
19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
21. Техника активного слушания.
22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.

Практическое задание
Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система. Издательство "Лань". Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Э3 курс в Moodle «Cоциальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» portal.edu.asu.ru
Э4 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.