МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социальным развитием персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 194
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 194 194 194 194
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Антонович Ирина Владимировна

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление социальным развитием персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проф. Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., проф. Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знании и навыков по управлению персоналом, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.1 Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.2 Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.3 Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы и закономерности взаимоотношений в социально-трудовой сфере социальной защиты населения. Основные приемы делового общения.

3.2.Уметь:
3.2.1.Применять нормативные документы в практической деятельности в области социальной защиты населения. Выбирать наиболее эффективные приемы и методы общения и коммуникаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками оценки ситуации в области трудовых отношений в сфере социальной защиты населения. Навыками применения приемов и методов коммуникаций в практической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальные взаимоотношения работников в организации.
1.1. Служба управления персоналом и социальным развитием в организации. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Факторы взаимоотношений нанимателя и работника. Практические 3 5 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Риски участников трудовых отношений. Сам. работа 3 44 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Структура управления персоналом. Сам. работа 3 50 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.5. Функциональная структура: функции и задачи управления персоналом. Сам. работа 3 50 Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Деловая культура и модели социального управления.
2.1. Национальные особенности социального управления. Влияние деловой культуры на социальное управление. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Управление социальным развитием персонала в России. Практические 3 5 Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.3. Влияние деловой культуры на социальное управление. Сам. работа 3 50 Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Общение включает в себя несколько сторон, а именно:
1 две;
2 три;
3 четыре.
2. Основных вариантов организации обучения персонала, отличающиеся по степени включенности в общую деятельность компании существует
1 3;
2 5;
3 2.

3 В каком разделе этики рассматриваются проблемы долга?
1. Логика морального языка;
2. Дескриптивная этика;
3. Деонтология.

4. Принципы взаимоотношения предприятия и работников:
1. законность,;
2. равноправие;
3.гармоничные отношения.

5. Система управления персоналом состоит из:
1. поиска, отбора и найма персонала;
2. адаптации персонала;
3. общей численности персонала.

6. Этапы развития системы обучения в организации:
1. выработка политики обучения, которая направляет организационные действия, как в нужном объеме, так и в нужном направлении обучения и развития;
2. определение перечня обязанностей тех, кто отвечает за реализацию политики;
3. творческое мышление специалиста.


7. Этап планирования процесса корпоративного обучения включает
1. Уважение личности сотрудника;
2. Постановка целей обучения;
3. Определение потребности в обучении.

8. Личностно-нравственные качества социального работника –это…
1. Уважение человеческого достоинства;
2. Терпимость, вежливость, способность к эмпатии.

9. Этап организации процесса корпоративного обучения включает
1 Определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов;
2. Планирование возможностей по финансированию корпоративного обучения.

10. Этап контроля процесса и определение эффективности обучения включает
1. правовое регулирование отношений между профессионалами;
2. контроль эффективности обучения на рабочих местах;
3. контроль эффективности результатов обучения вне организации.

11. Высшая степень внедрения принципа развития сотрудников – переход к парадигме «обучающейся организации».
1. да;
2. нет.

12. Коммуникация включает в себя, по мнению П. Вацлавика, содержательный аспект и аспект отношений
1. да;
2. нет.

13. Обучающаяся организация подразумевает реализацию ключевых принципов:
1. Сотрудничество;
2. Системное мышление;
3. Командное обучение.

14. Основой для этической дилеммы в практике социальной работы может служить расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника?
1. да;
2. нет.

15. Профессиональная коммуникативная компетентность специалиста вкючает:
1. умение употреблять профессиональные термины в деловом контексте;
2. учет экстралингвистических факторов;
3. знание иностранного языка.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1 - 2
2 - 1
3 -3
4-1,2
5-,2
6-1,2
7-2,3
8-2
9.-1
10.-2,3
11-1
12-1
13-2,3
14-1
15-1,2
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмоциональная нагрузка на специалистов по социальной работе увеличивается в связи с______________________ критериями успеха
2. В средства профилактики профессионального выгорания не входит_______
3. В синдром эмоционального выгорания входит редукция профессиональных достижений как возникновение у работников______ в своей профессиональной сфере
4. Существуют ____основных варианта организации обучения персонала, отличающиеся по степени включенности в стратегию, общую деятельность компании.
5. В межличностной коммуникации необходимо учитывать, что рецепиент обладает своими _____________, от которых зависит его восприятие переданной информации.
6. Профессиональная этика – это совокупность_____________, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
7. Терпимость, вежливость, способность к эмпатии- это_______ социального работника.
8. Невербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
9. Вербальные средства профессионального общения социального работника- это_______
10. Пассивное слушание целесообразно, когда _____
11. Активное слушание предполагает_____
12. Размеры личной пространственной зоны человека зависят от____
13. Обучение отдельных групп (категорий) персонала; корпоративное обучение и развитие персонала; обучающаяся организация-это ______ обучения персонала.
14. Свод нравственных норм, предписываемых к исполнению- это______.
15. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
16. Обучение отдельных групп (категорий) персонала осуществляется для развития определенных ________ сотрудников в соответствии с требованиями текущего момента.
17. Законность, равноправие, добровольность принятия на себя обязательств, их выполнимость – это ______ взаимоотношения предприятия и работников.
18. Деловое общение– это процесс взаимодействия, в котором происходит обмен _____________, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
19. Выработка политики обучения, которая направляет организационные действия, как в нужном объеме, так и в нужном направлении обучения и развития –это ________ системы обучения в организации.
20. Планирование возможностей структурных подразделений по высвобождению сотрудников для обучения осуществляется на этапе ________ процесса корпоративного обучения.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-неопределенными
2-повышение заработной платы
3-чувства некомпетентности
4- три
5- мотивами, целями, установками
6- устойчивых норм и правил
7- личностно-нравственные качества
8-мимика, жесты, интонация
9-речь, слово
10-неуместно выражать свои эмоции
11-перефразирование
12-география проживания, индивидуальные особенности
13- варианты организации
14-этический кодекс
15-личность
16- знаний и навыков
17- принципы
18- деятельностью, информацией и опытом
19- этап развития
20- планирования
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Структура персонала на предприятии.
2. Гендерная и демографическая структура.
3. Уровень образования и профессиональной квалификации персонала и его планирование.
4. Формы повышения профессиональной квалификации.
5. Подготовка резерва руководящих кадров и планирование карьеры.
6. Эффективность руководителя. Оценка и методы повышения.
7. Социологические методы в управлении персоналом.
8. Кадровая политика в системе социальной защиты населения.
9. Корпоративная культура и её роль в управлении персоналом.
10. Служба управления персоналом в организации.
11. Социально-экономическая эффективность социального управления персоналом.
12. Основы планирования социального управления персоналом.
13. Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы управления персоналом.
14. Концепция социальной ответственности организации и её развитие.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова Е.И., Прохорова О.Г., Комаров Е.И. Управление в социальной работе: учебник для бакалавров: Москва: Дашков и Ко, , 2014 biblioclub.ru
Л2.2 В.Я. Горфенхель, В.С. Торопцов, В.А. Швандар. Коммуникации и корпоративное управление: учебное пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
Л2.3 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Управление социальным развитием персонала (магистратура)" portal.edu.asu.ru
Э2 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко - https://e.lanbook.com/book/50253, 2020
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.