МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость31 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 1116
в том числе:
аудиторные занятия 428
самостоятельная работа 634
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 8
зачеты: 1, 2, 3, 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 22,5 16 22 15,5 20,5 16 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 30 30 30 30 36 36 20 20 36 36 30 30 30 30 232 232
Практические 24 24 20 20 20 20 36 36 20 20 36 36 20 20 20 20 196 196
Сам. работа 64 64 94 94 94 94 81 81 32 32 108 108 94 94 67 67 634 634
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 0 0 0 0 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 144 144 144 144 180 180 72 72 180 180 144 144 144 144 1116 1116

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ковалев О.А., Романова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Профессор, Десятов В.В

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы
ОПК-1.1 Знает краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития
ОПК-1.2 Применяет различные филологические теории в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности
ОПК-3Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров
ОПК-3.2 Владеет базовыми методами литературоведческого анализа
ОПК-3.3 Умеет применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает тексты классических произведений зарубежной древней, новой и современной литературы; основные этапы и процессы развития зарубежной литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты произведений зарубежной литературы в контексте мирового литературного и исторического процесса,соотносить их с этапами развития зарубежной журналистики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного освоения художественных текстов разной эстетической направленности, использования знаний об основных этапах и процессах развития зарубежной литературы в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Античная литература
1.1. Понятие античной литературы. Периодизация Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.2. Гомеровский эпос Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.3. Язык и стиль гомеровских поэм Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.4. Послегомеровский эпос Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.5. Античная лирика Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.6. Античная драма. Эсхил Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.7. Роль хора в трагедиях Софокла Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.8. Комедия Аристофана Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.9. Трагедия Еврипида Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.10. Менандр Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.11. Античная поэтика. Аристотель Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.9, Л2.7
1.12. Древнеримская литература Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.13. "Энеида" Вергилия Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.14. Римская лирика. Гораций Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.15. Поэзия Овидия Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.16. Оды Горация Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.17. Лирика Катулла Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.18. Римская драматургия Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.19. Римское красноречие. Цицерон Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.20. Драматургия Сенеки Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.21. Античный роман Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
1.22. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 1 64 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.7, Л1.6, Л2.7
Раздел 2. Литература Средних веков и Возрождения
2.1. Литература Средних веков Лекции 2 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
2.2. Литература Возрождения Лекции 2 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
2.3. "Божественная комедия" Данте Практические 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
2.4. "Декамерон" Дж. Боккаччо Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
2.5. Творчество Ф. Рабле Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
2.6. Драматургия В. Шекспира Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
2.7. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 2 94 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.17, Л2.5, Л2.6, Л1.5
Раздел 3. Литература XVII-XVIII веков
3.1. Литература XVII века Лекции 3 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.18, Л2.4, Л2.14, Л1.10
3.2. Драматургия Расина Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
3.3. Драматургия Мольера Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
3.4. Литература XVIII века Лекции 3 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
3.5. Творчество Д. Дефо Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
3.6. Драматургия Шиллера Практические 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
3.7. "Фауст" Гете Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
3.8. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 3 94 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.10
Раздел 4. Литература XIX века (романтизм)
4.1. Немецкий романтизм Лекции 4 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.2. Поэзия Г. Гейне Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.3. Английский романтизм Лекции 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.4. Поэзия Байрона Практические 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.5. Французский романтизм Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.6. Творество В. Гюго Практические 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.7. Жорж Санд и Альфред де Мюссе Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.8. Американский романтизм Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.9. Новеллы В. Ирвинга Практические 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
4.10. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 4 81 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.9, Л1.11, Л2.12
Раздел 5. Литература XIX века (реализм)
5.1. Введение Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.2. Французская литература 1830-1840-х годов Лекции 5 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.3. Роман "Отец Горио" как "центральная площадка" "Человеческой комедии" Практические 5 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.4. Новеллы П. Мериме Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.5. Английская литература 1830-1870-х годов Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.6. Роман Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба" Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.7. Роман У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.8. Французская литература 1850-1860-х годов Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.9. Поэзия Ш. Бодлера Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.10. Немецкая и австрийская литература Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.11. Американская литература Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
5.12. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 5 32 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.10, Л1.12, Л2.16
Раздел 6. Литература конца XIX - начала ХХ веков
6.1. Французская литература рубежа веков Лекции 6 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.2. Новеллистика Мопассана Практические 6 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.3. Бельгийская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.4. Драматургия М. Метерлинка Практические 6 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.5. Норвежская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.6. "Новая драма" Г. Ибсена Практические 6 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.7. Английская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.8. Роман О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.9. Драматургия Б. Шоу Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.10. Немецкая литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
6.11. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 6 108 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.8, Л2.15
Раздел 7. Литература первой половины ХХ века
7.1. Общая характеристика литературного процесса ХХ века. Авангард, модернизм, постмодернизм Лекции 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.2. Литература европейского модернизма. Ф.Кафка, Д.Джойс, М. Пруст Лекции 7 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.3. Сюрреализм Практические 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.4. Литература "потерянного поколения" Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.5. Антиутопии ХХ века Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.6. Экзистенциализм Практические 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.7. Литература "потока сознания". Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.8. Драматургия первой половины XX века Лекции 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.9. Творчество Томаса Манна Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.10. Творчество Г.Гессе. Психоанализ в культуре ХХ века Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
7.11. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 7 94 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 8. Литература второй половины XX - XXI века
8.1. Литература Европы Лекции 8 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11
8.2. Творчество М. Фриша. Повествовательные стратегии в литературе второй половины ХХ века Практические 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.13, Л1.8, Л2.11
8.3. Литература США Лекции 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11
8.4. Литература стран Латинской Америки Лекции 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11
8.5. Литература постмодернизма Лекции 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11
8.6. Японская литература Лекции 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11
8.7. Творчество Х.Л. Борхеса Практические 8 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11
8.8. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 8 67 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.8, Л2.11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3727

Оценка сформированности компетенции ОПК-3: способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Какой период в истории Европы называют «темными веками»?
а. I–III века
б. III–IV века
в. VI–VIII века
г. VIII–X века
Ответ: в

Вопрос 2. Где ересь катаров получила преимущественное распространение?
а. Прованс
б. Нормандия
в. Пиренеи
г. Париж
Ответ: а

Вопрос 3. Согласно легенде, этот трубадур является певцом «любви издалека»:
а. Джауфре Рюдель
б. Бернарт де Вентадорн
в. Бертран де Борн
г. Гираут де Борнейль
Ответ: а

Вопрос 4. Этот трубадур был дружен с принцем Ричардом Львиное Сердце и его братом принцем Генрихом.
а. Джауфре Рюдель
б. Бернарт де Вентадорн
в. Бертран де Борн
г. Гираут де Борнейль
Ответ: в

Вопрос 5. Какое сословие чаще всего становилось предметом насмешек в фаблио?
а. духовенство
б. аристократия
в. крестьянство
г. купечество
Ответ: а

Вопрос 6. Поэзию вагантов в Новое время заново открыли:
а. романтики
б. классицисты
в. символисты
г. реалисты
Ответ: а

Вопрос 7. Средневековая поэзия XII века отмечена сильным влиянием его творчества:
а. Овидий
б. Гораций
в. Вергилий
г. Феокрит
Ответ: а

Вопрос 8. На каком языке создавалась поэзия вагантов?
а. латинский
б. провансальский
в. французский
г. итальянский
Ответ: а

Вопрос 9. Сколько лет было Данте, когда он встретил Беатриче Портинари?
а. около 9
б. около 14
в. около 20
г. около 30
Ответ: а

Вопрос 10. К какой партии принадлежал Данте?
а. гибеллины
б. белые гвельфы
в. черные гвельфы
Ответ: б

Вопрос 11. К какой эпохе принадлежит творчество Петрарки?
а. дученто
б. треченто
в. кватроченто
г. чинквеченто
Ответ: б

Вопрос 12. Укажите годы правления королевы Елизаветы I:
а. (1558–1603)
б. (1603–1625)
в. (1553–1558)
г. (1600–1649)
Ответ: а

Вопрос 13. Кого из перечисленных авторов нельзя отнести к елизаветинцам?
а. Кристофер Марло
б. Томас Кид
в. Бен Джонсон
г. Уильям Шекспир
д. Филип Сидни
е. Томас Мор
Ответ: е

Вопрос 14. О чем вели полемику Эразм и Лютер?
а. о свободе воли
б. о смысле жизни
в. о чистилище
г. о католической церкви

Вопрос 15. Автором какого из перечисленных произведений не является Эразм Роттердамский?
а. «Похвала Глупости»
б. «Письма темных людей»
в. «Домашние беседы»
г. «Книга антиварваров»
Ответ: б

Примеры заданий открытого типа:

1. Укажите название города, из которого Данте был изгнан за свою политическую деятельность:
Ответ: Флоренция

2. Назовите имя «музы» и тайной возлюбленной итальянского поэта Данте Алигьери.
Ответ: Беатриче

3. Назовите город, где нашел своей последний приют и был похоронен Данте.
Ответ: Равенна

4. Как называется историческая область в Италии, административным центром которой является город Флоренция.
Ответ: Тоскана

5. Как называется книга Данте, написанная вскоре после смерти Беатриче и посвященная его любви к ней? Укажите название книги без кавычек.
Ответ: Новая Жизнь

6. Укажите (без кавычек) название произведения Августина, в котором он с недостижимой для античной литературы глубиной психологического самоанализа показал диалектику человеческой души.
Ответ: Исповедь

7. Как называется немецкая куртуазная лирика?
Ответ: миннезанг

8. Какое животное является главным персонажем «Романа о Ренаре»?
Ответ: лис

9. Средневековый театральный жанр, небольшая аллегорическая пьеса этического содержания:
Ответ: моралите

10. Большинство крупных итальянских писателей и художников эпохи Возрождения были жителями этого города:
Ответ: Флоренция

11. Это произведение Петрарки было его любимым детищем. Укажите название без кавычек:
Ответ: Африка

12. В 1588 году английский флот разбил «Непобедимую Армаду». Назовите страну, над которой Англия одержала победу:
Ответ: Испания

13. Назовите фамилию немецкого художника, главного представителя Возрождения в Германии:
Ответ: Дюрер

14. Ему принадлежит первая литературная обработка легенды о Дон Жуане:
Ответ: Тирсо де Молина

15. Это произведение является самым известным образцом испанского рыцарского романа:
Ответ: «Амадис Гальский»

16. Это произведение является самым известным образцом испанского плутовского романа:
Ответ: «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения»

17. Кто исцелил Тристана от ранения отравленным копьем?
Ответ: Изольда

18. Укажите родную страну Изольды.
Ответ: Ирландия

19. Кем Тристан приходится королю Марку?
Ответ: племянником

20. Какое растение выросло на могиле Тристана?
Ответ: терновник

Оценка сформированности компетенции ОПК-4: владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1. Кто из перечисленных поэтов не был родом с острова Лесбос?
а. Анакреонт
б. Алкей
в. Сапфо
Ответ: а

Вопрос 2. Что в отечественной классической филологии называют меликой?
а. лирическую поэзию древних греков, предназначенную для распевания сольно или хором
б. один из жанров древнегреческой лирики
в. лирическую поэзию древних греков, предназначенную для распевания сольно
г. лирическую поэзию древних греков, предназначенную для распевания хором
Ответ: а

Вопрос 3. О какой битве идет речь в трагедии Эсхила «Персы»?
а. Битва при Саламине
б. Битва при Марафоне
в. Афинская экспедиция в Египет
г. Боевые действия в Эгейском море
Ответ: а

Вопрос 4. Кто из перечисленных персонажей не появляется на сцене в комедии Аристофана «Лягушки»?
а. Софокл
б. Эсхил
в. Харон
г. Еврипид
д. Геракл
Ответ: а

Вопрос 5. К какому периоду относится творчество Аристофана?
а. древняя аттическая комедия
б. средняя аттическая комедия
в. новая аттическая комедия
Ответ: а

Вопрос 6. Кого из драматургов собирается вернуть из Аида Дионис в начале пьесы «Лягушки»?
а. Еврипида
б. Эсхила
в. Софокла
г. Аристофана
Ответ: а

Вопрос 7. Зачем Дионис отправляется к Гераклу?
а. Он хочет узнать у него дорогу в преисподнюю.
б. Он хочет взять у Геракла палицу.
в. Он хочет посоветоваться, какого драматурга вызволять из Аида.
г. Дионис нуждается в моральной поддержке.
Ответ: а

Вопрос 8. Кто из перечисленных персонажей комедии «Лягушки» не появляется на сцене в прологе?
а. Дионис
б. Ксанфий
в. Геракл
г. Харон
д. Эсхил
Ответ: г, д

Вопрос 9. Какую черту демонстрирует Дионис в комедии «Лягушки» наиболее часто?
а. трусость
б. рассудительность
в. благородство
г. влюбчивость
Ответ: а

Вопрос 10. Зачем Эак пытает Ксанфия и Диониса?
а. чтобы выяснить, кто из них бог
б. чтобы выяснить, зачем они проникли в Аид
в. в качестве наказания за то, что они проникли в Аид
г. в качестве наказания за то, что они пытались его обмануть
Ответ: а

Вопрос 11. Каким эпизодом заканчивается «Илиада»?
а. Погребение Гектора
б. Гибель Гектора
в. Гибель Ахиллеса
г. Проникновение греков в Трою с помощью Троянского коня
Ответ: а

Вопрос 12. К какой богине обращается поэт в начале «Илиады» Гомера: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...»?
а. к Музе, богине поэзии
б. к Афродите, богине любви
в. к Эриде, богине раздора
г. к Афине, богине войны
Ответ: а

Вопрос 13. Зачем Гектор отправляется в Трою (песнь шестая)?
а. попросить мать, чтобы она принесла жертвы Афине
б. попрощаться с женой и сыном
в. призвать Париса сражаться, а не отсиживаться
г. организовать оборону Трои
Ответ: а

Вопрос 14. Кто из перечисленных героев выражает ростки государственного сознания?
а. Гектор
б. Ахилл
в. Агамемнон
г. Одиссей
Ответ: а

Вопрос 15. Кто из богов преобразил Одиссея, чтобы он смог прийти в свой дом, не будучи узнанным?
а. Афина
б. Посейдон
в. Гера
г. Зевс
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. В каком веке было впервые поставлено под сомнение авторство Гомера? Укажите век арабскими цифрами.
Ответ: 17

2. Ее продуманность является важным аргументом в устах защитников наличия у «Илиады» единого автора:
Ответ: композиция

3. Назовите фамилию человека, прославившегося открытием Трои:
Ответ: Шлиман

4. Как называется произведение Гесиода, рассказывающее о происхождении богов? Укажите название без кавычек:
Ответ: Теогония

5. Назовите область Древней Греции, с которой связана жизнь Гесиода:
Ответ: Беотия

6. Назовите имя человека, которому адресованы назидания Гесиода в поэме «Труды и дни»
Ответ: Перс

7. Этот древнегреческий поэт был в то же время афинским законодателем и известным политиком:
Ответ: Солон

8. Этот поэт, подобно Сапфо, происходил с острова Лесбос:
Ответ: Алкей

9. Древнегреческий поэт, ставший в последующей культуре символом античного жизнелюбия и объектом многочисленных подражаний:
Ответ: Анакреонт

10. Как в Древней Греции назывался человек, насильственно захвативший власть?
Ответ: тиран

11. Свадебная песня у греков, которую пели перед невестой или в спальне новобрачных юноши и девы:
Ответ: эпиталама

12. «Снова терзает меня расслабляющая члены любовь, сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты».

Назовите поэта, которому принадлежат эти слова.
Ответ: Сапфо

13. Из празднеств в честь этого бога выросло искусство театра:
Ответ: Дионис

14. Как называется руководитель хора в античной драме?
Ответ: корифей

15. Как называется хоровая песня, которая в древнегреческом театре исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру?
Ответ: парод

16. В древнегреческой трагедии так именовалась часть пьесы, предшествовавшая первой песне хора:
Ответ: пролог

17. В древнегреческом театре так называлась хоровая песня, которая исполнялась хором не в движении (не во время выхода или входа), а в центральной части пьесы, когда хор находился в орхестре:
Ответ: стасим

18. Круглая площадка для выступлений актеров, хора и отдельных музыкантов в античном театре:
Ответ: орхестра

19. В античном театре задняя палатка для переодевания актеров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию:
Ответ: скена

20. Так назывался скорбный плач, который исполнялся хором и актерами-певцами совместно:
Ответ: коммос

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета или экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу).
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.

Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Пахсарьян Н. Т. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гиленсон Б.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Под ред. Н.Т. Пахсарьян История зарубежной литературы XVII века: учебное пособие М.: Высшая школа, 2005
Л1.4 Шарыпина Т. А., Кобленкова Д. В., Новикова В. Г. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Гиленсон Б.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Гиленсон Б.А. История античной литературы. В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л1.7 Тронский И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.8 Шарыпина Т. А., Кобленкова Д. В., Новикова В. Г. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.9 Гиленсон Б.А. История античной литературы. В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция: учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л1.10 Мандель Б. Р. Всемирная литература: Новое время и эпоха Просвещения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.11 Гиленсон Б.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.12 Гиленсон Б. А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РЕАЛИЗМА (ВТОРАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киричук Е.В. История зарубежной литературы XX века: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Жук, М.И История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учеб. пособие / М.И. Жук.: М.: Флинта, , 2011.
Л2.3 Шарыпина Т.А. История зарубежной литературы XX века: [учебное пособие] М. : Высш. шк., 2009
Л2.4 Ганин В.Н., Луков В.А., Черноземова Е.Н. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Полубояринова Л.Н. - отв. ред., Светлакова О.А. - отв. ред., Чамеев А.А. - отв. ред. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. СРЕДНИЕ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Полубояринова Л.Н. - отв. ред., Светлакова О.А. - отв. ред., Чамеев А.А. - отв. ред., Алташина В.Д. - отв. ред., Жуков А.П. - отв. ред., Миролюбова А.Ю. - отв. ред. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 Никола М. И. Античная литература: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Прометей, 2011 biblioclub.ru
Л2.8 Гиленсон Б.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Курдина Ж.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие М.: Флинта; Наука // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
Л2.10 Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия, Германия, Норвегия, США): учебное пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л2.11 Гиленсон Б.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.12 Мисюров Н.Н. Романтизм и его национальные варианты. Историко-культурный очерк: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.13 Под ред. Толмачева В.М. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.2. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА - НАЧАЛО XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.14 Гиленсон Б.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.15 Жук М.И. История зарубежной литературы конца XIX: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.16 Турышева О.Н. История зарубежной литературы XIX века: Реализм: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.17 Назарова Л.А. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.18 Осьмухина О. Ю. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на Едином образовательном портале АлтУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежной литературы - важный в системе журналистского образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


4. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.