МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, Доцент, Харнутова Елена Павловна

Рецензент(ы):
кандидат биолю наук, Доцент, Яценко Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения;
- подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Понятийный аппарат, предмет, задачи, методы. История развития БЖД Лекции 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками обитания» Сам. работа 2 12 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные положения и принципы обеспечения безопасности. Понятийный аппарат, предмет, задачи, методы. Практические 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Внеаудиторная самостоятельную работа: изучение дополнительной литературы и выполнение контрольного теста по разделу. Сам. работа 2 12 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Негативные факторы техносферы и их воздействие на человека
2.1. Взаимодействие в системе: «Человек - среда обитания». Негативные факторы техносферы и их воздействие на человека. Классификация опасных и вредных факторов. Воздействие негативных факторов на человека и защита от них. Лекции 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Безопасность труда. Физиология труда. Практические 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Лекции 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Внеаудиторная самостоятельную работа: изучение дополнительной литературы и выполнение контрольного теста по разделу. Сам. работа 2 12 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения
3.1. Классификация ЧС и причины их возникновения. Лекции 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Первая доврачебная медицинская помощь Практические 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Внеаудиторная самостоятельную работа: изучение дополнительной литературы и выполнение контрольного теста по разделу. Сам. работа 2 12 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
4.1. ЧС техногенного происхождения. ЧС природного происхождения. Лекции 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Практические 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Практические 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Биосоциальные чрезвычайные ситуации. Лекции 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера. Практические 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Биологические опасности и защита от них. Практические 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. ЧС экологического характера. Лекции 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.8. Экологические чрезвычайных ситуаций. Практические 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Изучение и оценка экологической обстановке в Алтайском крае. Сам. работа 2 8 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. РСЧС и гражданская оборона. Лекции 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.11. Защита населения в ЧС. РСЧС и гражданская оборона. Средства индивидуальной, коллективной и медицинской защиты. Практические 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.12. Внеаудиторная самостоятельную работа: изучение дополнительной литературы и выполнение контрольного теста по разделу. Сам. работа 2 10 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Первая помощь как составляющая основ безопасности жизнедеятельности
5.1. Определение неотложных состояний пострадавших и правила оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях. Лекции 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Первая помощь. Практические 2 1 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Здоровый образ жизни, воздействие на организм вредных привычек. Сам. работа 2 12 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Внеаудиторная самостоятельную работа: изучение дополнительной литературы и выполнение контрольного теста по разделу. Сам. работа 2 12 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности
6.1. Управление безопасностью жизнедеятельности. Нормативно-правое регулирование вопросов в области охраны труда и охраны окружающей среды. Лекции 2 0 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Место безопасности в системе потребностей современного человека. Сам. работа 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Внеаудиторная самостоятельную работа: изучение дополнительной литературы и выполнение контрольного теста по разделу. Выполнение итогового теста по курсу. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Безопасность жизнедеятельности - это...
+область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов;
область научных знаний, охватывающая только теорию защиты человека от опасных и вредных факторов;
область научных знаний, охватывающая только практику защиты человека от опасных и вредных факторов;
2) Главная аксиома БЖД –
любая деятельность потенциально безопасна;
любая деятельность всегда опасна;
любая деятельность безопасна;
+любая деятельность потенциально опасна
3) Опасные изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы и биосферы по сфере возникновения относятся к … ЧС
социальным;
+экологическим;
биологическим;
техногенным;
4) Количество стадий развития ЧС:
три;
семь;
+пять;
четыре;
5) Метод А - это:
адаптация человека к соответствующей среде и повышение его защищенности (включает снабжение человека средствами индивидуальной защиты, профессиональный отбор, обучение, психологическое воздействие) ;
нормализация ноксосферы путем исключения опасности (включает средства коллективной защиты) ;
+пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (включает дистанционное управление, автоматизацию, роботизацию)
6) Какие явления относятся к геологическим ЧС?
+сели;
бури;
землетрясения;
+оползни
7) Какие явления относятся к геофизическим ЧС?
+землетрясения;
+извержение вулканов;
оползни;
обвалы;
8) На территории России наиболее разрушительными являются -
+наводнения;
+штормовые ветры;
+землетрясения;
+лесные пожары
9) Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением -
эпицентр землетрясения;
очаг землетрясения;
шкала Рихтера;
+магнитуда землетрясения
10) Причина возникновения землетрясений -
усиление химических процессов в недрах земли;
разрывы в земной коре;
+столкновение тектонических плит;
деятельность человека
11) Наиболее частый путь передачи особо опасных инфекций:
гемотрансфузионный (при переливании крови);
+воздушно-капельный;
половой;
трансмиссивный (при укусах насекомых)
12) Очаг биологического поражения - это
территория, в пределах которой распространены биологические средства, опасные для людей, животных и растений;
+территория, в пределах которой произошло массовое поражение людей, животных и растений. Очаг может образовываться как в зоне биологического заражения, так и за ее границами в результате распространения инфекционных заболеваний
13) Зона биологического действия - это
+территория, в пределах которой распространены биологические средства, опасные для людей, животных и растений;
территория, в пределах которой произошло массовое поражение людей, животных и растений. Очаг может образовываться как в зоне биологического заражения, так и за ее границами в результате распространения инфекционных заболеваний
14) Широкое распространение инфекционной болезни у людей - это:
эпифитотия;
+эпидемия;
панфитотия;
эпизоотия
15) Эпифитотия - это:
массовый падеж скота вследствие распространения особо опасных болезней;
+массовое инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений;
резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением продуктивности;
массовое и быстрое распространение острозаразных болезней у людей, значительно превышающее обычный ежегодно регистрируемый уровень, характерный для данной территории
16) ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами, называются:
+техногенными;
экономическими;
антропогенными;
экологическими
17) Одна из самых серьезных опасностей при пожаре -
огонь;
высокая температура;
+ядовитый дым;
боязнь высоты;
18) Газ, который представлен в воздухе в большем процентном выражении:
+азот;
кислород;
углекислый газ;
аргон
19) Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются

+участки территории, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, состоянии естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных;
такие территории, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны
20) Зонами экологического бедствия признаются
такие участки территории, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, состоянии естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных;
+такие территории, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны
21) Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами - это:
стратосфера;
ноосфера;
ноксосфера;
+биосфера
22) Наибольшей токсичность обладает:
+ртуть;
хлор;
угарный газ;
аммиак
23) Большой вклад в загрязнение атмосферы вносят:
+автомобили, работающие на бензине;
+железнодорожный и водный транспорт;
+автомобили с дизельным двигателем;
+самолеты
24) В состав основных компонентов фотохимического смога входят:
хлорфторуглероды;
+озон;
+фотооксиданты;
+оксиды азота и серы
25) К парниковым газам относят:
+хлорфторуглероды;
+метан;
+озон;
+углекислый газ
26) Опасности, относящиеся к социальным:
угрожают жизни людей;
+получили широкое распространение в обществе и угрожают жизни и здоровью людей;
угрожают только здоровью людей;
не представляют угрозу жизни
27) Причины возникновения социально-опасных явлений:
+экономический упадок в стране;
+миграция населения;
+интенсивное развитие международных связей, контактов;
климатические изменения
28) По природе социальные опасности делятся на:
+психологическое воздействие на человека;
+употребление и распространение психоактивных веществ;
+физическое насилие;
+болезни
29) Какими причинами могут быть вызваны массовые беспорядки?
+борьба за передел сфер влияния между преступными группировками;
+произвол властей, недовольство политикой правительства и пр. ;
+нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д. ;
+разногласия между представителями различных конфессий
30) Какие стадии включает в себя процесс развития массовых беспорядков?
+Возникновение повода для массовых беспорядков и их осуществление;
+Обстановка после массовых беспорядков;
+Осложнение обстановки
31) В каких режимах функционирует система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций?
+режиме чрезвычайной ситуации;
+режиме повышенной готовности;
+повседневной деятельности
32) В зависимости от чего функционирует система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций?
+от складывающейся обстановки;
+от масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации
33) Что включает в себя мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций?
+прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
+мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
+ прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций;
+мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений
34) Принцип организационной структуры РСЧС заключающийся в организации защиты населения на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков, согласно административному делению РФ называется … принципом.
региональным;
+территориальным;
заблаговременным;
производственным
35) Каждый уровень РСЧС имеет …
+координационные органы;
+силы и средства;
+резервы финансовых и материальных ресурсов;
радиационную защиту
36) Террористический акт - это....
+совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
37) Цели террора -
+Морально-психологическое воздействие на население;
+Провокация войны;
+Нанесение экономического ущерба;
+Воздействие на органы государственной власти
38) Носители терроризма -
+Террористические организации;
+Криминальные структуры;
+Религиозные общества (сообщества) ;
+Экстремистские группировки;
39) Основные предпосылки терроризма -
+Рассогласованность действий ветвей власти;
+Неспособность обеспечить уровень защищенности населения;
+Возведение культа силы и оружия для решения проблем;
+Изменение понятия справедливости и порядка
40) Основные коренные признаки терроризма -
+Несовершенство системы образования и подготовки кадров;
+Обострение социального неравенства;
+Ослабление семейных и социальных связей;
41) Какие формы труда различают в соответствии с физиологической классификацией трудовой деятельности?
+формы труда, требующие значительной мышечной активности;
+формы интеллектуального (умственного) труда;
+групповые формы труда;
+механизированные формы труда
42) Какой труд считается наиболее эмоционально напряженным?
творческий;
труд учащихся и студентов;
педагогический;
управленческий
43) Энергетические затраты человека зависят от:
+интенсивности мышечной работы;
+степени эмоционального напряжения;
+скорости движения воздуха;
+информационной насыщенности труда
44) К физическим факторам внешней среды относят:
+температуру, влажность, запыленность и загрязненность воздуха;
+производственный шум и вибрации;
+освещенность и окраску помещений, средств и предметов труда;
+степень безопасности труда
45) При тяжелом физическом труде допустима температура воздуха:
10-16 °С;
18-23 °С;
+12-16 °С
46) Основной нормативный документ по оказанию первой помощи — это...
+Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» ;
Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» от 12 декабря 2007г. № 645;
Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
47) Оказание медицинской помощи пораженным в очаге массовых потерь условно можно разделить на следующие фазы (периода), в соответствии с фазами протекания ЧС:
+фаза спасения;
+фаза восстановления;
+фаза изоляции
48)Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?
опасное состояние;
+чрезвычайно опасное состояние;
комфортное состояние;
допустимое состояние
49)Анализаторы – это?
+подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов;
совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма;
совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека;
величина функциональных возможностей человека
50)Работоспособность характеризуется:
количеством выполнения работы;
количеством выполняемой работы;
количеством и качеством выполняемой работы;
+количеством и качеством выполняемой работы за определённое время


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонды оценочных средств размещены в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример оценочного средства
Задание 1.
1. Составить схему основных законов и иных нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности РФ
2. Оформить схему структуры единой государственной системы подготовки населения РФ в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
Задание 2.
1. Ливневые дожди в Краснодарском крае привели к паводковым наводнениям на реках, затоплению большинства населенных пунктов на их берегах, человеческим жертвам. Было временно эвакуировано пострадавшее население, на территории края введено чрезвычайное положение. Чрезвычайная ситуация какого масштаба произошла?
2. После прорыва дамбы мощные потоки воды полностью уничтожили постройки трех населенных пунктов. Есть человеческие жертвы, затоплены поля с сельскохозяйственными посевами, погибло много скота. Определите масштаб чрезвычайной ситуации?
3. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана.
4. Поступило сообщение об опасности наводнения в вашем городе. Ваш дом попадает в зону объявленного затопления. Ваши действия при угрозе и во время наводнения.
Задание 3.
1. Установите последовательность проведения противоэпизоотических мероприятий
Варианты ответов:
1) изоляция источника возбудителя инфекции
2) обезвреживание источника возбудителя инфекции
3) Устранение (ликвидация) механизма передачи возбудителя
4) повышение общей и специфической устойчивости животных
2. Установите соответствие между путями передачи и группами инфекционных болезней человека.
1. Инфекции, передающиеся через инфицированные воду и пищу
2. Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем
3. Инфекции, передающиеся при помощи кровососущих членистоногих
4. Инфекции, передающиеся через домашних животных
Варианты ответов:
1) алиментарные
2) респираторные
3) трансмиссивные
4) контактные
3. Какая пандемия в истории человечества, на Ваш взгляд, является самой страшной? Почему Вы так считаете? Какие меры можно было бы предпринять для её предупреждения?
Задание 4.
1. В результате аварии на очистном сооружении в городской водопровод попало значительное количество хлора. Возникла угроза массового поражения населения. К какому типу по масштабам распространения относится данная чрезвычайная ситуация? Как вы оцените это происшествие?
2. Почувствовав острый запах гари, дежурный по второму этажу гостиницы подбежал к комнате, из-под двери которой валил дым. Распахнул ее, и густые клубы начали быстро распространяться по коридору. Оставив дверь открытой, бросился к телефону, чтобы вызвать пожарных, но связь отсутствовала. Коридор быстро наполнился удушливым дымом. Дежурный разбил оконное стекло, чтобы вдохнуть свежего воздуха и обеспечить себе возможность выпрыгнуть, если распространение огня будет угрожать его жизни. Перечислите ошибки в действиях дежурного.
3. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период вы почувствовали запах дыма и поняли, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?
Задание 5.
1. Соотнесите виды чрезвычайных ситуаций экологического характера с соответствующими примерами. Ответ запишите в таблицу, указав номер ЧС.
Примеры ЧС экологического характера:
1. Значительно превышение предельно допустимого уровня шума.
2. Резкая нехватка питьевой воды.
3. Резкие изменения погоды или климата в результате хозяйственной деятельности человека.
4. Опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв.
5. Разрушение озонового слоя атмосферы.
6. Гибель растительности на обширной территории.
7. Исчезновение видов растений, животных, чувствительных к изменениям условий среды обитания.
8. Истощение невозобновляемых природных ископаемых.
9. Катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности.
10. Массовая гибель животных.
Виды ЧС экологического характера: Примеры ЧС экологического характера
ЧС, связанные с изменением состояния суши
ЧС, связанные с изменением состава и свойств атмосферы
ЧС, связанные с изменением состава и свойств гидросферы
ЧС, связанные с изменением состояния биосферы
2. Опишите известные экологические чрезвычайные ситуации, произошедшие на территории Алтайского края.
Задание 6.
1. Вы получили звонок по мобильному телефону с незнакомого номера. Ваш друг просит срочно привезти ему по указанному адресу крупную сумму денег, объясняя, что попал в сложную ситуацию и должен откупиться. Составьте алгоритм своих действий, обоснуйте принятое решение.
2. Вы пошли на санкционированный митинг, но ситуация изменилась, Вы оказались в агрессивной толпе. Составьте алгоритм своих действий, обоснуйте принятое решение.
3. Дайте рекомендации по безопасному поведению своему приятелю – футбольному фанату, который едет болеть за любимую команду в город, где большинство болеет за команду противников.
4. Вы направляетесь в общественное место (в кинотеатр, на стадион и др.). Ваши действия но соблюдению мер личной безопасности в общественном месте и в толпе.
Задание 7.
1. Оформить схему структуры единой государственной системы подготовки населения РФ в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
2. Опишите основные мероприятия по защите населения.
3. Возможно ли применение подвального помещения вашего дома в качестве защиты от поражающих факторов современных средств поражения? Приведите доводы, подтверждающие ваше мнение.
Задание 8.
Задание. При проверке государственным инспектором соблюдения законодательства по охране труда на заводе железобетонных изделий было выявлено значительное число несчастных случаев, связанных с производством. Основными причинами были:
1) отсутствие системы обучения безопасным условиям труда;
2) не проведение инструктажей как при приеме на работу, так и в процессе производственной работы.
Главный инженер завода объяснил это тем, что на работу принимались только квалифицированные работники и в указанных мероприятиях не было нужды.
1. Основаны ли на законе действия главного инженера?
2. Какие обязанности администрации установлены по обучению безопасным условиям труда?
3. Какие меры к виновным может применить государственный инспектор по охране труда?
Нормативно-правовая база:
Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Статья 225 ТК РФ. Обучение в области охраны труда.
Задание 9.
1. Во время прогулки вдоль озера зимой при температуре воздуха -2С приятель провалился одной ногой под лед. Через 40 минут вы пришли домой. Пострадавший жалуется на дрожь и отсутствие чувствительности пальцев ног. Выберите правильные действия при оказании помощи пострадавшему и перечислите их.
1) Предложить принять ванну с горячей водой.
2) Снять обувь, растереть стопы шерстяной тканью и опустить их в горячую воду.
3) Снять с ноги мокрый ботинок, обернуть стопу теплым одеялом.
4) Снять обувь, растереть стопу спиртом и приложить теплые грелки.
5) Предложить выпить горячий сладкий чай.
6) Предложить таблетку анальгина при проявлении сильных болей в ногах (при отсутствии аллергии).
7) Вызвать скорую медицинскую помощь.
2. Во время лыжной прогулки у товарища (у подруги) на щеке появилось белое пятно. Прикосновения пальцев он (она) не ощущает. Что произошло? Перечислите меры первой помощи, которые должны быть оказаны пострадавшему.
3. Пожилой мужчина упал, споткнувшись о бордюр, и ударился голенью. Отмечает сильную боль в области ушиба, быстро нарастающую припухлость. Какой объем первой помощи необходимо оказать пострадавшему, обоснуйте свой выбор.
Критерии оценивания практических заданий
«Зачтено» - студентом задание выполнено самостоятельно или с небольшой подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, получен верный ответ, задание выполнено рациональным способом.
«Незачтено» - студентом задание не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС БЖД.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мастрюкова Б.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов М.: Академия, 2012
Л1.2 Занько, Наталья Георгиевна. / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак ; под ред. О. Н. Русака. Безопасность жизнедеятельности : учебник СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов Феникс, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (на открытом образовательном портале - курс "Безопасность жизнедеятельности").
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов (на открытом образовательном портале - курс "Безопасность жизнедеятельности").
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.